--PAGE_BREAK--Ниже поэт задается вопросом о предназначении человека и решает для себя, что человек является и по природе своей, и по помыслам, и по мыслям своим, по делам, и по деяниям животным, то есть обычным зверем.
( аналогичные настроения выражает стихотворение
Игоря Северянина “Культура! Культура”, цитату из которого я счел необходимым привести немного позже при анализе девятой главы)
Ниже мы еще раз найдем отказ поэта от своей прошлой жизни, который выразился в захоронении в себе уже не порока, а лишь его следов:
Похоронил в себе следы порока…
И ниже мы читаем:
Я возродился в мире красоты
Для подвига поэта и пророка…
То есть поэт уподобляет себя пророку и становясь им окончательно побеждает порок в себе.
АНАЛИЗ ДЕВЯТОЙ ГЛАВЫ.
Эту главу поэт начинает размышлениями о смерти и задает вопрос
А разве без войны не убивает зверь другого зверя
В этой же главе он пишет о людях как о зверях, но о зверях, которые, по его мнению, не могут обладать душой.
В этой главе Игорь Северянин цитирует Тютчева, а именно те его слова о том, что человек есть мыслящий тростник, но тут же Северянин пишет, что
Старик названье мог выбрать лучше
И из этого мы делаем вывод, что Северянин не совсем согласен с Тютчевым.
Тростник символизирует собой нечто хорошее, то, что не может и не в состоянии убивать, в то время как человек легко идет на такой шаг, как убийство себе подобных, но тут же поэт пишет о двух человеческих породах, он задает этот вопрос себе, но не видит на него никакого ответа.
Настроения аналогичные восьмой и девятой главам мы найдем в стихотворении '' Культура! Культура!'', но это стихотворение было написано в 1926 году, то есть уже после написания ’’Солнечного дикаря”, а именно:
“
Культура! Культура!
”
кичатся
дв
уногие звери,
Осмеливавшиеся называться людьми
И на мировом языке мировых артиллерий
Внушают друг другу культурные чувства свои,
Лишенные крыльев телесных и крыльев духовных
Мечтают о первых, как более понятных для них
При помощи чьей можно братьев убить своих кровных,
Обречь на кровавые слезы несчастных родных
Вся славная жизнь их во имя созданья потомства,
Какая величественная, священная цель
Как будто земле не хватает еще вероломства,
И хамства, и злобы, достаточных сотне земель.
Культура! Культура! – и, прежде всего,
Трактирный зверинец!, публичный общественный дом
Как скучно от этих лунных и солнечных светов,
Таящих для нас что то свое
От этих бездельных, нешумных поэтов,
Клеймящих культуру, как мы понимаем ее.
МЫСЛИ, КОТОРЫЕ НАШЛИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ
В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ, ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.
АНАЛИЗ ШЕСТОЙ ГЛАВЫ.
В этой главе автор продолжает свои размышления о науке и вновь пишет о ее вредности и ненужности, то есть он находит в науке лишь отрицательные и не желает найти ее пользы.
Северянин пишет, что наука бесполезна уже лишь от того, что противостоит природе.
Поэт пишет, что медицина, которая создана наукой не может принести никакой реальной пользы человеку и, значит, не стоит при помощи медицины удлинять жизнь, и любой человек, по мнению поэта, должен жить ровно столько сколько отпустил ему Бог:
Я слышу, зверь, я слышу твой вопрос:
”
А разве пользы от науки мало?
”
Ах, нет лекарств целебней льдяных рос
И средств простейших лучше! Понимала
Толк в травах Солнечного Дикаря
Душа, леча природой дух и тело.
А воздух – то? а солнце? а заря?
Смола лесов без грани, без предела?
А ты, животворящая вода
Студеного ключа, там, из – под дерна,
Врачующая боли без следа?
Чудная! Чудная! Ты чудотворна!
Лекарства городов, все чудеса
Хирурга – ноль, ничто перед Природой.
Да исцелит тебя ее роса!
Души своей Наукой не уродуй!
Есть случаи, когда тебя ланцет
От смерти сбережет: что за отрада
Жизнь удлинять? Живешь прекрасно. Нет –
Так, значит, вовсе жить тебе не надо…
А если надо, что ж, и без ножа
Профессора останешься на свете…
Живи, живой собой не дорожа
Как мудрецы и маленькие дети!
В этой главе еще возникает характерная черта утопии Игоря Северянина – рай:
И головы себе не забивай
Научною сухою дребеденью,
И помни, что тебе доступен рай
И этот рай – земля с ее серенью!
Мы не должны забывать, что сирень было любимое растение Игоря Северянина, и он ни мог ни написать о нем в своей эпопее:
Сирень – простое дерево, Сирень
Бесхитростна, как ты, душа поэта,
Она в обыкновенный вешний день
Все ароматней университета!
( Образ сирени очень часто встречается в творчестве Игоря Северянина, он писал:
Нарвите мне смеющийся букет
В нем будет то чего в сирене нет
Или:
Плывут струи сирени
Ах томный бред сирени
Или:
Весны моей сирень
Сирень моей весны
Мы можем привести еще достаточное количество таких примеров)
В этой главе поэт открыто называет людей зверьми, здесь же мы можем проследить его отношение к высшей школе:
“
Он полн идей
”
,- мне скажут. Полн идей?!
Тщеславия? Убийства? Славы блуду?
Зверей я не считаю за людей
И никогда людьми считать не буду…
Поэт ниже делает интересное открытие, которое связано с учеными, он пишет:
Пока не изничтожиться война
Рычаг и главный двигатель культуры!
Двуногие! Поймите, что гнойна
Вся ваша гнусь кровавой авантюры…
В то время как общепринятое и общепризнанное мнение доказывает, что война несет культуре лишь вред и никак не может являться ее главным двигателем.
АНАЛИЗ СЕДЬМОЙ ГЛАВЫ.
В седьмой главе поэт пишет о науке, как об одном из средств прихода к власти:
Я говорил про высшую из школ
Лишь потому, что лекторская школа
Мне кажется, могла бы на
“
престол
”
C
ажать людей пригодных для престола
Северянин пишет, что люди, те люди, которые находятся у власти, пообещают не убивать и не применять насилие, но если они это сделают, то это не означает, что они всегда будут следовать своим обещаниям, а использовать как простое прикрытие:
Которые развитием своим
Высоко вознеслись бы над толпою,
Воздвигнув стяг:
”
Земной не умертвим
Здесь, на земле, ничьей рукой земною”
.
Ниже вновь возникают мысли поэта, которую он называет “пережитком варварской эпохи” о войне и роле человека:
Все споры разрешает не война,
Как пережиток варварской эпохи,
А Человек, чья мысль и речь сильна,
Чье сердце откликается на вздохи…
И вновь поэт пишет о ужасе войны, о ее ненужности и бесполезносте в процессе истории.
В противовес войне – силе разрушающей, он ставит человека – силу созидающую. Это поэт считает высшим смыслом жизни, но в то же самое
время он понимает, что другие его не поймут, и он завершают эту главу следующими строками:
Я говорю прозрачно. Слушай, верь
Моей тоске и нестирпимой боли.
А если ты смеешься – смейся, зверь,
И прозябай в своей звериной доле…
(Настроения, которые аналогичны чувствам поэта в данной
главе, мы можем найти и в других стихотворениях Игоря Северянина.
Например, в стихотворении “Люди ли вы?” поэт пишет:
Жизнь догорает… мир умирает
Небо карает грешных людей.
Бог собирает и отбирает
Правых от грешных, Бог – чудодей
Всюду ворчанье, всюду кричанье,
Всюду рычанье – люди ли вы
?
Но в отвечанье слышно молчанье
Люди – как тигры, люди – как львы!
То есть здесь поэт уже напрямую сравнивает человека с отдельными представителями животного мира.
Далее:
Все друг на друга: с севера, с юга:
Друг и подруга – все против всех!
Нет в них испуга, в голосе – вьюга,
В сердце преступность, в помыслах грех…
Полно вам будет! Бог вас рассудит
Бог вас очудит: клекот орла
Мертвых пробудит, грешников сгрудит
Верить понудит: смерть умерла!
В другом стихотворении Игорь Северянин пишет о целях и жизни звероподобных существ, которые называются людьми, хотя поэт не согласен с этим, по его мнению, не совсем заслуженным названием – Человек. Это стихотворение носит название, которое выражено в форме вопроса – оно так и называется “Чем они живут.” Поэт пишет:
Они живут политикой, раздорами и войнами
Нарядами и картами, обжорством и питьем
Интригами и сплетнями заразными и гнойными,
Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем
Тут же он пишет и о другой, второй части общества, которая, по мнению автора, первой противостоит или по крайнем мере должна это делать:
Поэтов и мыслителей, художников – не ведают,
Боятся, презирают их и трутнями зовут
то есть поэт делает вывод:
И убежденно думают, что с пользою живут…
Но поэт оставляет за собой право не согласиться с этим.
Аналогичные настроения мы найдем в стихотворении “Их образ жизни”, где есть такие строки:
Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют –
И в этом жизни смысл находят.
Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно!
Тут же он пишет, что эти “двуногие” живут в блуде и не могут понять силы поэзии:
И эти – то, на паре ног
Так называемые люди
“
Живут себе
”
… И имя Блок
Для них, погрязших в мерзком блуде –
Бессмысленный, нелепый слог.
Подобные настроения мы можем найти в “Стихах о человеке”:
В неисчеслимом человечестве
Большая редкость – Человек
Все мысли, все размышления Человека поэт называет:
Наследьем тех же обезьян…
Игорь Северянин пишет, что человеческое общество претерпело необратимые изменения – в нем появилось искусственное, изначально ему чуждое, кроме того, изменились чувства:
Да, в металлической стихийности
Всех механических страстей…)
АНАЛИЗ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ.
Эта глава посвящена войнам. Автор желает понять их истинные причины, найти силы, которыми они вызываются и которые, в свою очередь, есть одна из причин. Он так же показать это нам – своим читателям.
В первых строчках поэт задается вопросом:
Кто хочет войн – “
верхи
”
или народ?
Правители иль граждане державы?
и отвечает:
Ах, все хотят: ведь раз солдат идет
Кровь проливать и ищет в бойне
“
славы
”
И далее:
Идет по принужденью – он, солдат
Не хочет не идти – идти он хочет
А если хочет, кровью он объят
И званье человека он порочит…
Северянин пишет, что те, кто находится у власти, будут разжигать войны и за это, по мнению поэта, их следует убить, и это будет обязанностью общества:
И вот он – зверь такой же, как король,
Как президент, как все другие
“
люди
”
…
Отрадна человеку зверя роль,
Погрязшему в жестокости и блуде.
Правительство, посмевшее войну
Другому объявить, достойно казни,
И граждане, слиянные в волну,
Могли б его не слушать без боязни,
Немедленно его арестовав,
Как явно сумасшедшее правленье…
Нет этого – и, значит, мир не прав,
Горя от жажды самоистребленья.
Ниже поэт пишет, что:
Позорнейшее прозвище
“
герой
”
Прославленно бесславными зверями.
Вокруг убийц гудит восторга вой,
Об их здоровье молятся во храме.
И груди их венчают ордена,
И, если враг, в пылу самозащиты,
Изранит зверя, зверева жена
С детенышем одеты, греты, сыты,-
На счет казны, — за подвиги самца,
Убившего других самцов немало…
О морда под названием лица!
Когда б ты эти строки понимала…
Как видим, поэт считает, что война бесполезна и в этом он согласен с Владимиром Соловьевым, который считал, что война вредна и бесполезна.
В этой главе есть два мира: мир высший – тот, который воюет, и мир низший – тот, который страдает от войны мира высшего.
Поэт не выделяет причин войны в этой главе, как таковых, и не объясняет ее смысла – это служит доказательством, что Северянин верил в бессмысленность войны и в отсутствие в ней малейшего здравого смысла.
Во всей эпопеи сильны мотивы безнадежности и отчаянья. Это мы можем найти в стихотворении, которое так и называется “Поэза отчаяния”. А именно:
Я ничего не знаю, я ни во что не верю,
Больше не вижу в жизни светлых ее сторон.
Я подхожу сторожно к ближнему, точно к зверю.
Мне ничего не нужно. Скучно. Я утомлен.
Кто – то кого – то режет, кто – то кого – то душит.
Всюду одна нажива, жульничество и ложь.
Ах, не смотрели б очи! ах, не слыхали б уши!
Лермонтов! Ты ль не был прав:
“
Чем этот мир хорош?
Мысль, даже мысль продажна. Даже любовь корыстна.
Нет воплотимой грезы. Все мишура, все прах.
В жизни не вижу счастья, в жизни не вижу смысла.
Я ощущаю ужас. Я постигаю страх.
В поэзе “VILLA MON REPOS” Северянин пишет:
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И, распластавшись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.
В стихотворении “Те, кто морит мечту” он противопоставляет поэта обществу, дает характеристику людям, пишет о вреде войны и ее пользе
для науки:
Я ни с этими и ни с теми,
Одинаково в стороне,
Потому что такое время,
Когда не с кем быть вместе мне…
Люди жалки: они враждою
Им положенный полувек
Отравляют, и Бог с тобою,
Надоедливый человек!
Неужели завоеванья,
Изобретенья все твои,
Все открытья и все познанья –
Для изнедриванья Любви?
В лихорадке вооружения
Тот, кто юн, как и тот, кто сед,
Ищет повода для сражения
И соседу грозит сосед.
Просветительная наука,
Поощряющая войну,
Вырвет, думается у внука
Фразу горькую не одну.
А холопское равнодушье
К победительному стиху,
Увлеченье махровой чушью
И моленье на чепуху?
Ниже я привожу цитату, которая, на мой взгляд,
должна вызвать особый интерес, так как здесь мы можем найти портрет типичного представителя рода человеческого – человека, который очень ценит и любит искусство, прекрасно говорит и обладает массой иных достоинств, которые просто “необходимы” и “важны”, по мнению поэта, в современном ему обществе, которое он так “любил” и которое так его ценило и всегда понимало и было готово помочь “королю поэтов”:
Мечтоморочные поганки,
Шепелявые сосуны, —
В скобку стрижены мальчуганки
И стреноженные плясуны…
Далее поэт пишет о том, что общество, которое, как известно, и есть тот главный и, пожалуй, единственный ценитель поэзии, отошло от идеалов искусства и уничтожило поэзию:
Ложный свет увлекает в темень.
Муза распята на кресте.
Это стихотворение завершают строки о том, что должен делать поэт в трудные времена:
Я ни с этими и ни с теми,
Потому что, быть не с кем мне.
Портрет человека Северянин дополняет в стихотворении “Стреноженные плясуны”:
И танцуют, и пляшут, да не час – другой, а годы,
Позабыв о святынях, об искусстве и любви
Позабыв о красотах презираемой природы,
Где скрываются поэты – человечьи соловьи.
то есть и здесь поэт не упускает возможности противопоставить себя обществу.
Из предыдущих глав мы поняли, что поэт не очень хорошо относится к любви. Подобные чувства отражены в стихотворении ”СекстинаXII”:
Страсть без любви - лишь похоть,
а не страсть.
Любовь без страсти просто безлюбовье…
Поэт считает, что человечество погрязло в разврате, глупости и пошлости до такой степени отдается столь надоедливому кинематогрофу, что уже не достойно называться человечеством:
Кинематографом и лимонадом
Здесь открываются врата в тела,
И Пошлость радуется:
“
Так и надо
”
.
И Глупость делает свои дела…
СХЕМЫ, КОТОРЫЕ
ДАЮТ ДОПОЛНИ-
ТЕЛЬНУЮ ИНФОР-
МАЦИЮ О СВЯЗИ
ОСНОВНЫХ ПОТИ-
ЧЕСКИХ ПОСТОЯН-
НЫХ ОБРАЗОВ В
ТВОРЧЕСТВЕ ИГО-
РЯ СЕВЕРЯНИНА.
СХЕМА ПЕРВАЯ.
СХЕМА ВТОРАЯ.
продолжение
--PAGE_BREAK--