- 3 -
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы
Система менеджмента качества
Рекомендации по улучшению деятельности
Сертификация систем менеджмента качества
Литература
ВВЕДЕНИЕ:
В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством.
* Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя.
* Принцип 2. Лидерство.
* Принцип 3. Вовлечение персонала.
* Принцип 4. Процессный подход.
* Принцип 5. Системный подход.
* Принцип 6. Непрерывное улучшение.
* Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать * Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
В настоящее время объем нормативной и технической документации многих организаций и их бюрократизация достигли таких размеров, что предприятие, пытающееся регламентировать все и вся, не способно к развитию.
Найти меру масштабов и глубины документированности СМК призваны международные стандарты ИСО серии 9000:2000. Версия стандартов ИСО серии 9000:2000 стре-мится избежать ситуации, при которой документирование становится самоце-лью.
Предназначение документации СМК -- «передать смысл и последователь-ность действий, добавлять ценность». Характер и степень документированности, форма и носители документации определяются только потребностями самой организации.
Политика в области качества определяет ответственность высшего руковод-ства за качество выпускаемой продукции и процессов ее производства и является равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. ПРОЦЕССНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОДЫ
В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством.
Принцип 1.
Ориентация (или фокус) на потребителя.
В основе этого принципа -- анализ рынка и потребностей потребителей. Ре-зультаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчи-ка, а пытаются предугадать его желания.
Принцип 2.
Лидерство.
Лидерство -- ключевой принцип системы менеджмента качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК -- это области деятельно-сти, где необходимо лидерство.
С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. От-ветственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять на себя добро-вольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добро-вольно ответственностью и данными ему полномочиями.
Принцип 3.
Вовлечение персонала.
Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих ре-шений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричаст-ности, которое усиливает мотивацию к творческому труду.
Следствие такого подхода -- принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры.
Принцип 4.
Процессный подход.
Все виды деятельности в организации рассматриваются как процессы.
Процес-сы -- это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, эле-ментов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов и полученных результатов для своевременного принятия управленческих решений.
Принцип 5.
Системный подход.
Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, посто-янного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем, чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по ходу дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействую-щих динамических процессов.
С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятель-ности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый под-ход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности биз-нес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала.
Система таких показателей называется сбалансированной системой показа-телей.
Принцип 6.
Непрерывное улучшение.
При систематическом улучшении процессов постепенно появляется возмож-ность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «за-зора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга.
Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его лич-ных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования -- это обучение персонала.
Принцип 7.
Подход к принятию решений на основе фактов.
Принимать решения на основе фактов -- значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода -- измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.
Принцип 8.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, полу-чивших название комэйкершип -- «Вместе сделаем, вместе выиграем». При по-стоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочка-ми добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним -- дело долгое и дорогое. Всегда следует стре-миться к постоянным отношениям с поставщиками.
Наиболее важное изменение, внесенное в содержание международных стандар-тов ИСО серии 9000:2000, -- это ориентация на процесс. В стандарте ИСО 9000:2000, п. 3.4.1 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и взаи-модействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».
Схематичное представление процесса приведено на рис. 1
Входами и выходами процессов могут являться как оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего улучше-ние деятельности организации.
В контексте системы менеджмента качества цикл Деминга может быть приме-нен как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе процессов в це-лом.
Рис. 1. Схематичное изображение процесса
Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффек-тивности деятельности организации.
Конфигурация организации через «иерархическую структуру процессов» пред-ставляется следующим образом:
* стратегические процессы;
* бизнес-процессы;
* вспомогательные процессы;
* задания.
Со стороны органа сертификации на этапе подготовки к оценке СМК требует-ся учитывать в первую очередь следующие аспекты:
* идентификация бизнес-процессов:
* описание процессов (входы--операция--выходы);
* идентификация ответственного за процесс лица;
* идентификация внутренних и внешних клиентов;
* идентификация связей между процессами;
* идентификация вспомогательных процессов;
* разработка целей предприятия, основанных на требованиях клиента;
* составление инспекционной группы, способной «понять» процессы пред-приятия (квалификация и компетентность).
Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оце-нить процессы с учетом следующих аспектов:
* идентификация и передача требований клиента;
* идентификация целей процесса;
* планирование процесса;
* определение обязанностей;
* адекватность ресурсов и условий труда;
* адекватность документации, описывающей оперативные процедуры;
* мониторинг характеристик процесса; « работа с несоответствиями;
* проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;
* непрерывное совершенствование;
* наличие регистрации качества.
ИСО 9001:2000 позволяет организации:
* иметь большую гибкость при документировании СМК;
* разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непре-рывного совершенствования СМК.
ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных «documented procedures» («докумен-тированных процедур») для следующих ключевых процессов:
* управления документацией и записями СМК;
* регистрации качества;
* внутреннего аудита;
* управления несоответствующей продукцией;
* корректирующих действий;
* предупреждающих действий.
ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обес-печения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» каса-ется того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.
Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000, следующий:
* обязательства руководства. Политика и цели в области качества;
* руководство по качеству;
* документированные процедуры (обязательные);
* регистрационные записи по качеству.
Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут тем не менее быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние со-общения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.).
Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели органи-зации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как:
* финансовые показатели, имеющие значение для акционеров и инвесторов;
* показатели удовлетворенности клиентов;
* показатели внутренних бизнес-процессов;
* показатели удовлетворенности сотрудников, потенциала роста квалифика-ции сотрудников и самой организации.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Для создания СМК требуется стратегическое решение руководства организации. Система менеджмента качества организации уникальна и определяется ее специ-фикой.
Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязан-ных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, уста-навливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.
Задачи, которые необходимо решить для создания СМК, представлены на рис. 1.
Одна из таких задач -- определить основные элементы (процессы) СМК и тре-бования к ним. «Неразлучная пара» стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает организациям решить эту задачу.
ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:
* ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования -- устанавливает основные требования к СМК;
* ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия -- на-правлен на развитие СМК. В стандарте ИСО 9004:2000 сделан акцент на условиях выполнения процессов и дополнительных возможностях само-оценки деятельности организации.
Два данных стандарта являются независимыми, но совместное их использова-ние может способствовать наилучшему пониманию заложенных в них требова-ний и стимулировать непрерывное улучшение СМК.
Другая не менее важная задача, которую необходимо решить при внедрении СМК, -- вовлечь сотрудников в систему, обучить их, распределить ответствен-ность и делегировать им полномочия. Пока в организации не накопится «крити-ческая масса» людей, которые не только хотят создать СМК, но и знают, как это сделать, все усилия по внедрению СМК будут наталкиваться на сопротивление коллектива.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендации по улучшению деятельности приведены в международном стан-дарте ИСО 9004:2000. Этот стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001:2000, и включает рассмотрение результативности и эффективности систем менеджмента качества, а следователь-но, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.
Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен для сертификации или использова-ния в контрактах и регламентах, а также для использования в качестве руковод-ства по внедрению ИСО 9001:2000. Он содержит методические указания и реко-мендации.
В качестве подходов к совершенствованию деятельности организации исполь-зуются:
* методы самооценки, такие как модели национальных и региональных пре-мий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций;
* проекты прорыва, которые обычно связаны с реинжинирингом существую-щих бизнес-процессов;
* деятельность по постоянному улучшению, проводимая работниками в рам-ках существующих процессов.
Постоянные улучшения могут применяться ко всей СМК или к любому из ее процессов и включают:
* определение целей планируемого улучшения;
* анализ существующего процесса или системы «как есть» и формирование входных данных;
* идентификацию возможных решений и выбор наилучшего из них, которое устранит причину проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
* внедрение улучшения;
* верификацию и валидацию улучшенного процесса;
* оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Результаты оценок достигнутого улучшения, контролируемые по времени, могут быть использованы при оценке уровней развития (зрелости) организации.
Уровни развития деятельности приведены в табл. 1.
Таблица 1. Уровни развития деятельности
Уровень развития |
Характеристика уровня |
Пояснения |
|
1 |
Неформализованный подход |
Систематический подход к проблемам отсутствует; нет результатов; результаты слабые или непредсказуемые |
|
2 |
Подход основан на реакции на проблемы |
Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции («режим тушения пожаров»); наличие минимальных данных о результатах улучшения |
|
3 |
Устоявшийся формали-зованный системный подход |
Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения |
|
4 |
Акцент на постоянном улучшении |
Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения |
|
5 |
Лучшие показатели в классе деятельности |
Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями |
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В рамках пересмотра международных стандартов ИСО серии 9000 техническими комитетами ИСО/ТК 176 и ИСО/ТК 207 был разработан единый стандарт по аудиту систем менеджмента качества и систем менеджмента окружающей сре-ды (СМОС). Стандарт ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей среды, заменивший сразу четыре стандар-та (ISO 10011, ISO 14010 -- ISO 14012), используется внутренними и внешними аудиторами СМК и СМОС.
Целью сертификации СМК является признание аккредитованным органом по сертификации способности руководства организации осуществлять менеджмент качества для выполнения установленных требований.
При подготовке СМК организации к сертификации необходимо:
* открыть внутренний проект в организации по подготовке СМК к сертифи-кации;
* сформировать рабочую группу и назначить ответственного (менеджера проекта) -- координатора работ и сопровождающего команды аудита;
* провести внутренний аудит и оценить соответствие процессов СМК и документации требованиям стандарта ИСО 9001:2000; выбрать орган по сертификации; заключить договор;
* совместно с органом по сертификации спланировать процесс сертификации в организации;
* довести до сведения персонала политику организации в области качества;
* оповестить о сертификации и подготовить к ней весь персонал организации.
Для успешной сертификации персоналу организации необходимо знать и выполнять разработанные документированные процедуры СМК, стандар-ты предприятия и рабочие инструкции; убедиться, что на местах использования находятся только актуальные вер-сии документов СМК.
При сертификационном аудите на вопросы аудитора необходимо отвечать спо-койно, со всеми подробностями, упоминая все, даже самые очевидные, положе-ния. То, что не было упомянуто, будет зачтено как отсутствующее.
Ответ на вопрос аудитора должен быть структурирован примерно так:
*на это у нас есть документированная процедура или стандарт предприятия (показать описание процедуры или стандарта);
* выполнение этой работы запланировано в Планах проекта производства;
* адекватные ресурсы запланированы и выделены;
* производится мониторинг выполнения процессов производства продукции, мониторинг выполняется менеджерами проекта в соответствии с установ-ленным стандартом (положением, инструкцией и т. д.);
* результаты мониторинга анализируются, и в случае необходимости произ-водятся корректирующие действия по документированной процедуре Кор-ректирующие действия.
Обязательно показать все требуемые документы в электронном виде или в твердой копии, хорошо знать их содержание, везде, где можно, представить доку-менты, о которых упоминается в разговоре.
Не следует при аудиторе упоминать свои внутренние проблемы и жаловаться на нехватку чего-либо. Не нужно спорить с аудитором, не следует показывать негатив-ного отношения к происходящему. Обязательно нужно подчеркивать понимание необходимости процесса оценивания продукта, производственного процесса, про-цесса сертификации и положительные моменты, которые они обеспечивают.
При положительных результатах аудита орган сертификации принимает ре-шение о выдаче организации сертификата соответствия СМК требованиям меж-дународного стандарта ИСО 9001:2000. Действие сертификата подтверждается в течение трех лет путем ежегодного инспекционного аудита. По истечении срока действия сертификата проводится ресертифицирующий аудит.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные поло-жения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
2. ГОСТ Р ИСО/ МЭК 12207-99 Информационная технология. ПРОЦЕС-СЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. М.: Изд-во стандартов, 1999.
3. ГОСТ Р 1.4-92. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗА-ЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и дру-гих общественных объединений. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 1992.
4. ГОСТ Р 1.5-2002. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗА-ЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов. М.: Изд-во стандартов, 2003.
5. ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. ПРАВИ-ЛА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ. М.: Изд-во стандартов, 1990.
6. Адлер Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и каче-ство. 2001. № 5-6.
7. Голъдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1998. 132 с.
8. Морозов Л. М., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методологические основы тео-рии эффективности. ВИКИ им. Можайского, 1982. 236 с.
9. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. Перераб и доп. - СПб.:Питер, 2006.127 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |