Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Автор: Грибоедов А.С.
Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров. Своеобразие пьесы заключается в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым произведением на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического искусства.
В самом заглавии пьесы кроется ее важнейшая проблема — проблема ума. В отличие от комедий классицизма, в которых существовало однозначно решаемое противостояние ума и глупости, у Грибоедова противопоставлено несколько типов ума.
С проблемой ума связано переосмысление традиционных амплуа: Чацкий — и умник, и глупец одновременно. Он не всегда является резонером, часто попадает в комические ситуации. Он похож и на романтического героя, противостоящего всему миру, и это противостояние может разрешиться только смертью. Но Чацкого нельзя однозначно назвать высоким я трагическим, романтическим героем.
Кроме того, Молчалин беден, а не богат, каким традиционно должен быть второй любовник, да и Софья — главная героиня, имеющая двух любовников, совсем не идеальна. Таким образом, Грибоедов изменяет систему амплуа классицизма и романтизма. Более того, он еще углубляет характеры своих персонажей, создает индивидуальности: Лиза, субретка, произносит печальные и умные слова: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. Однако при этом все персонажи также типичны (Чацкий говорит: “Молчаливы блаженствуют на свете”).
Грибоедов наделяет своих героев “говорящими фамилиями”, раскрывающими сущность каждого из них: фамилия Чацкого созвучна с фамилией Чаадаева, Молчалин — человек, у которого нет своего мнения, князья Тугоуховские имеют проблему со слухом…
По классицистической традиции в комедии должно быть не более десяти действующих лиц, а в произведении Грибоедова “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, и при этом нет однолинейных персонажей, все герои представлены выпукло и многогранно.
Однако, кроме главных и второстепенных героев, автор вводит много внесценических персонажей, которые не появляются на сцене, но играют большую роль в раскрытии основного конфликта пьесы.
Создавая свое произведение, писатель нарушил три классицистических канона: единство времени, места и действия. Хотя события разворачиваются в первой четверти девятнадцатого века, упоминается Екатерина Вторая:
При матушке служил Екатерине.
Называя Петербург, Грибоедов выводит действие пьесы за пределы дома Фамусова:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь...
Нарушение единства действия заключается в том, что Чацкий приехал к Фамусову совсем не для того, чтобы обличать московское общество, а чтобы просить у него руки Софьи, В тот момент, когда ее отец отказывает ему и советует “пойти послужить”, происходит завязка общественного конфликта, завязка же любовного конфликта уже произошла тогда, когда Чацкий приехал в дом к Фамусову. Герой понял, что Софья влюблена в другого, и пытается выяснить, кто же является его соперником. Таким образом, оба конфликта развиваются параллельно, но постепенно общественный конфликт выходит на первое место, и комедия из любовной превращается в общественную.
Кульминация общественного конфликта происходит в третьем действии, на балу у Фамусова. В основе сплетни о сумасшествии Чацкого лежит каламбур. Так, Софья говорит: “Вот нехотя с ума свела!”, — при этом она имела в виду сумасшествие любовное, а общество восприняло это по-своему и вынесло Чацкому приговор: “Безумен по всему!”
Развязка общественного конфликта вынесена за рамки пьесы. Вопреки симпатиям автора, победа оказалась на стороне фамусовского общества, но герой одержал победу моральную: спокойная жизнь крепостников закончилась…
Развязка любовного конфликта тоже до конца не ясна. Неизвестно, захочет ли Софья после сцены за колонной выйти замуж за Молчалина, согласится ли на это Фамусов.
Итак, комедия Грибоедова “Горе от ума” — комедия, которая имеет открытый финал, в которой нет однозначно положительного героя. Это произведение далеко от классицизма и романтизма, хотя в нем есть присущие этим направлениям черты. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и, вместе с тем, и комедия”. Это первая реалистическая комедия в русской драматургии.