Контрольнаяработа на тему:
«Регулирование деятельности в сфере связей с общественностью»
1. Правовое обеспечение связей собщественностью, законы и нормативные акты
2. Основные видыинформации, защищаемой при организации П.Р
3. Общественно значимая информация
4. Использованнаялитература
1.Правовое обеспечение связейс общественностью, законы и нормативные акты
Правовое регулирование — этострого установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов обществасистема правовых юридических норм.Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations — комплексной,информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основныхнаправления: правовое регулирование и саморегулирование.
PR-деятельность в России не имеет своего законодательного акта,такого, как, например, Федеральный закон «О рекламе». Принятиюподобного единого нормативного документа, способного в полной мере отразить всевозможные в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность public relations. Для воздействия наобщественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – отинформационного сообщения в средствах массовой информации до убежденияотдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишьот творческой инициативы специалистов.
Ввиду отсутствия единогозаконодательного акта, правовое поле в сфере PR очерчено несколькихгосударственных нормативных актах. Рассмотрим основные из них:
1. Закон «Обинформации, информатизации и защите информации»;
2. Закон «О рекламе»;
3. Закон «Об авторскомправе и смежных правах»;
4. Закон «О товарныхзнаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».
Имеет смысл разобратьподробнее отношение вышеперечисленных актов к работе специалиста в сфере PR.
1. Закон «Об информации,информатизации и защите информации». Основным полем деятельности PR-специалиста являетсяинформация. И одна из задач PR-службы любой организации – накапливать всевозможные сведения како государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях,партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция РоссийскойФедерации признает и гарантирует права физических и юридических лиц «свободноискать, получать, передавать, производить и распространять информацию любымзаконным способом». При этом Федеральный закон «О государственнойтайне» содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которыхзапрещены. Несомненно, информация о привычках, увлечениях, вкусах топ — менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров,организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этомслучае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом «Об информации,информатизации и защите информации» не допускаются сбор, хранение,использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации,нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без егосогласия, кроме как на основании судебного решения.
2. Закон «О рекламе».Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую рольиграет корпоративная реклама. Федеральный закон «О рекламе»регулирует часть объектов рекламы, таких как:
1) рекламная деятельность вцелом;
2) реклама товаров, представляющихпотенциальную опасность для потребителей;
3) использованиенеобоснованных утверждений;
4) охрана авторских прав нарекламные идеи и решения;
5) правовая защита товарныхзнаков и других форм интеллектуальной собственности;
6) реклама, вводящая взаблуждение и содержащая «исчезающую приманку»;
7) сравнительная реклама;
8) реклама, направленная надетей .
Закон так же затрагивает рядэтических моментов, например дает понятие ненадлежащей рекламы и запрещаетиспользование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной изаведомо ложной рекламы).
Значительная часть законаустанавливает полномочия контрольных органов в сфере рекламы и определяет праваи обязанности участников рекламного процесса, сроки хранения рекламныхматериалов, обязанность представления документальных подтвержденийдостоверности рекламной информации, лицензий и сертификатов, а такжеответственности за уклонение выполнения условий рекламы, выступающей в качествепубличной оферты.
3. Закон «Об авторскомправе и смежных правах». Не лучше обстоят дела и со знанием авторскихправ. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценариивидеороликов, тексты радиосообщений и т. п. являются произведениями,охраняемыми Законом «Об авторском праве и смежных правах». Если онисоздаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, тоисключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личныенеимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создательслужебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено вдоговоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если вдоговор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или частиисключительных прав на использование произведения. Может случиться, что послеразмещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но удругой компании. Таким образом, компания заказчик потерпит убытки, а специалиств сфере PR может потерять репутацию.
4.Закон «О товарныхзнаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров». В PR-сфере важны все аспекты, втом числе и способ придания индивидуальности организации, ее товарам и услугам.Здесь не обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного знака.На первый взгляд кажется, что все тут во власти дизайнера. Однако ФедеральныйЗакон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождениятоваров» содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знакованалогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или инойфирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на патентную чистоту.
Это лишь малая доля правовыхнорм непосредственно определяющих рамки тех или иных PR-действий. Большое числонорм права содержится в других законах Российской Федерации, имеющихмежотраслевой характер: «О сертификации продукции и услуг», «Опредприятиях и предпринимательской деятельности», «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др.
Некоторые PR-специалисты рассчитывают нато, что при возникновении правовых коллизий они могут обратиться ккорпоративному или стороннему юристу. Однако правоведов, способных оказатьквалифицированную помощь в решении всех вопросов, возникновение которыхвероятно в процессе многогранной PR- деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законовможет привести к тому, что PR-специалист и не заметит, как нарушит какую-либо правовую норму иокажется, что консультироваться поздно. Поэтому так важно знание основправового регулирования PR в Российской Федерации для практиков отрасли.
Существует круг вопросов всфере PR-деятельности незатронутый законодательно, поэтому не менее важнуюроль в процессе регулирования играют саморегулирование и общественное регулирование.В механизме функционирования общественного регулирования важное место занимаетинформация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация какслучайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, посколькуотражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация — совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются ивоспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями,различными социальными институтами для регулирования различных сфердеятельности.
Таким образом, можносказать, что общественное регулирование — это регулирование посредствомобщественного мнения, которое формируется с опорой на социальную информацию.Общественность может выражать свое недовольство деятельностью субъектов PR как через неодобрение вобщественном мнении, так и более радикальным путем: митинги, демонстрации,акции протеста.
Саморегулирование в PR осуществляется независимым,профессиональным, отраслевым организациям, которые в состоянии оказать влияниена качество конкурентной среды, устанавливая стандарты бизнес — этики, деловогооборота, не входящие в законодательное поле.
Профессиональные организации(ассоциации PR) в рамках саморегулирования содействуют разрешению конфликтов в PR-среде во внесудебномпорядке, чаще всего через внутриотраслевые «третейские суды» ианалогичные органы. Основой в работе ассоциаций являются кодексыпрофессионального поведения и этики PR, которые являются обязательными для членов ассоциаций.
Саморегулирование врекламной сфере за рубежом в последнее время переходит в новый статус, дополняягосударственный контроль и надзор в PR-среде в таких вопросах, как этика PR и т.п. Для специалистов в области PR это означает лишь то, чтосовременный специалист должен хорошо разбираться в законодательстве. Он долженпонимать, как юридические вопросы повлияют на практику PR и репутацию организаций.
1. ЛицензированиеСО-деятельности.
Существует несколькоаргументов в пользу обязательного лицензирования и юридической регистрациипрофессиональной деятельности в области PR:
1. Лицензированиеспособствует определению сферы деятельности специалиста по связям собщественностью.
2. Лицензированиеспособствует возникновению единого образовательного уровня профессионала,действующего в сфере связей с общественностью.
3. Лицензированиеспособствует установлению единых этических норм и профессиональных стандартов.
4. Лицензирование облегчаетлишение нарушителей этических стандартов сертификата на профессиональнуюдеятельность.
5. Лицензированиеспособствует защите квалифицированных специалистов от нечестной конкуренции состороны неквалифицированных и неэтичных деятелей в области связей собщественностью
Однако существуют инекоторые аргументы против лицензирования, в пользу доверия к добровольномуподходу к этике связей с общественностью:
1. Добровольной аккредитациивполне достаточно для установления профессиональных стандартов
2. Уже имеющихсяГражданского и Уголовного кодексов вполне достаточно для предотвращениязлоупотреблений в данной сфере человеческой деятельности
3. Лицензированиеобеспечивает лишь минимальный уровень компетентности и профессиональныхстандартов и не обеспечивает достаточно высокие стандарты этического поведения.
2. АккредитацияСО-деятельности.
В отличие от России, назападе существуют определённые традиции контроля за соблюдением правилпрофессиональной деятельности в области паблик рилейшнз. С 1964 года в СШАвступила в действие обязательная для всех членов IPRA «Программа аккредитации специалистов в области PR (APR) Public Relations Society of America». Аккредитация PR-специалистов построена наэкзамене, состоящего из multiple-choice вопросов по теории/практики PR и нескольких кейсов,затрагивающих, как техническую так и этическую сторону работы PR (APR состоит из 7 часовогоэкзамена и 45 минутного устного собеседования).
Функционирует также системааккредитации CERP по PR-образованию в Европе.
3. СертификацияСО-деятельности.
Профессиональнаясертификация в области PR проводится Общественным комитетом по профессиональнойсертификации в области связей с общественностью (ОКС), сформированным изпредставителей национальных профессиональных ассоциаций и ведущих экспертов вобласти PR.
Процедура профессиональнойсертификации в области связей с общественностью, разработанная ОКС, признанаведущими операторами PR-рынка наиболее объективной при оценке профессиональных навыков идостижений. Наличие профессионального сертификата характеризует его обладателякак PR-структуру или PR-специалиста, соответствующих высокому уровню квалификации исоблюдающих общемировые профессиональные принципы и этические стандарты вобласти связей с общественностью.
Основой определениякритериев профессионализма претендентов на сертификат являются принципы,заложенные в Лиссабонском кодексе профессионального поведения в области PR, Римской хартии и другихдокументах международных профессиональных организаций CERP, IPRA и ICO.
4. Законы и нормативные акты регулирующие СО-деятельность.
Вопрос законодательногообеспечения деятельности в PR является одним из решающих для дальнейшего развития PR в России. Сегоднязаконодательство в этой сфере находится на начальной стадии формирования, чтообусловлено не только интенсивной динамикой институциональной эволюции PR и низкими темпами развитиязаконодательства, но и спецификой такого нового для России явления, как PR. Универсальность PR-технологий, возможность ихэффективного применения в различных сферах взаимодействия многочисленныхобщественных и государственных институтов представляют определенные трудностидля законодателей.
Очевидно, что невозможноиздать единый законодательный акт, охватывающий всю сферу применения PR-технологий. Поэтому вбольшинстве случаев PR-практика регулируется косвенно, т.е. через смежные областидеятельности. Используются положения таких законодательных актов, как законы «Орекламе», «О средствах массовой информации», «Обобщественных объединениях», «Об основных гарантиях избирательных прав»,«О порядке освещения деятельности органов государственной власти вгосударственных средствах массовой информации» и др., некоторые положенияУголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.
Одним из немногих актов,законодательно признающих и закрепляющих появление и существование в Россиисвязей с общественностью, является закон «Об Управлении ПрезидентаРоссийской Федерации по связям с общественностью», утвержденный 15 октября1996 г. и призванный обозначить статус, основные функции и задачи Управления,регулировать вопросы взаимодействия с другими структурами АдминистрацииПрезидента, а также с федеральными органами исполнительной, законодательной исудебной власти, органами власти субъектов РФ.
5. Законы и постановления о работе СМИ.
ü ЗаконРФ «О средствах массовой информации»
ü Федеральный закон «О государственной поддержке средствмассовой информации и книгоиздания Российской Федерации»
ü ПостановлениеПравительства РФ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕСЕТИ (»СЕТЕВЫХ СМИ")";
ü «ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИСРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИГЛОБАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ (»СЕТЕВЫХСМИ")"
ü Федеральныйзакон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти вгосударственных средствах массовой информации»
ü Закон РФ «О языках народов РоссийскойФедерации»
ü ГОСТ7.83-2001: Электронныеиздания. Основные выходы и выходные сведения.
ü Федеральный закон «О рекламе»
6. Правовое обеспечениерекламной деятельности.
ü Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 г.
ü Федеральный закон «О лицензировании отдельных видовдеятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 г.
ü Особенности рекламы алкогольной продукции(Выдержки из Федеральногозакона О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции №171-ФЗ от 22.11.1995 г.)
ü Особенности использования русского языка в рекламе (Выдержки изФедерального закона О государственном языке Российской Федерации №53-ФЗ от 01.07.2005г.)
ü Нормативы расходов на рекламу (Выдержки из Налогового КодексаРоссийской Федерации (вторая часть) №117-ФЗ от 05.08.2000 г.)
ü Ответственность за нарушение законодательства о рекламе и порядкаизготовления агитационных материалов (Выдержки из Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 г.)
ü Государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама наавтомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правиларазмещения
7. Законы о защите прав и прав потребителя.
Общемировоепризнание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей:
· право на безопасностьтовара;
· право на информацию;
· право на выбор товара;
· право на выражение своих интересов;
· право на удовлетворение основных потребностей;
· право на возмещение ущерба;
· право на потребительскоеобразование;
· право на здоровую окружающую среду.
В Российской Федерацииправовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сферезащиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г.Закона «О защите прав потребителей». В законе нашла отражение тенденцияусиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану правграждан. Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей.
2.Основные виды информации,защищаемой при организации П.Р.
Шире смысл слова ПР раскрываетсяс помощью эпитетов:
Чёрный ПР — использование «чёрныхтехнологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтоженияконкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имениоскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточноограничиться публикацией компромата. Словосочетание образовано по аналогии свыражением «чёрная пропаганда». По одной из версий, появилось врусском языке после выхода романа Виктора Пелевина «Generation „П“».На деле, понятие «черный PR» бытовало в России задолго до выходаромана Пелевина (1999 год). В начале 1990-х годов под «черным» PRпонималось главным образом публикация «проплаченных» статей,независимо от их направленности («за» или «против») вотличие от PR «правильного» (понятие «белый» PR вообще былоне в ходу) — то есть осуществляемого более тонкими и легальными методами.
«Чёрный» ПР техлет вызывал прямые аналогии с «чёрным налом» и «чёрным рынком»,поскольку денежные суммы, передаваемые в издания за публикации, ни в какихофициальных финансовых документах не фигурировали, а сами эти публикациипозиционировались как собственные, «независимые».
По сути дела, с тех пор малочто изменилось, но в связи с «войной компроматов» середины 90-х,понятие «чёрный» наполнилось новым смыслом, который в него вкладываютсегодня.
Жёлтый ПР — использование, сцелью привлечения внимания, оскорбительных для большинства населения данногогосударства элементов (табуированных слов в названиях, в изображениях —применение сексуального содержания — от ню, через эротику — к порнографии, впубличных действиях — псевдогомосексуализм, высказывание расистских,ксенофобных заявлений и т. п.)
Серый ПР — реклама(положительная или отрицательная), скрывающая свой источник. В отличие от «чёрногоPR», не предполагает прямой лжи о своем происхождении. Также под серым PRиногда понимают разновидность непрямого черного PR, не содержащую прямой лжи инаправленную на подсознание рецепиента. Например, когда в материале об убийствеотдельно упоминается, что оно произошло рядом с офисом некой организации или вродном населенном пункте некоей известной личности.
Белый ПР — словосочетаниепоявилось для демонстрации понятия, контрастного к чёрному PR, то есть открытойрекламы от своего собственного имени. PR в узком смысле слова.
Самопиар — «раскручивание»себя самого, нередко анонимное.
Коричневый ПР — нечтородственное неофашистской и фашистской пропаганде.
Зелёный ПР — социальноответственный PR.
Вирусный ПР — термин «вирусный»означает в данном контексте автономное распространение. Основан на потребностилюдей делиться интересной информацией со своим кругом друзей и знакомых.
Социальный ПР — этодеятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чащевсего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения и т. д.К этой сфере PR традиционно относятся социальные и благотворительные проекты ипрограммы бизнес-структур и проекты общественных и некоммерческих организаций.
Другое понимание направленийpublic relations можно предложить, основываясь на выделении тех или иныхкритериев, а именно:
PR «внешний» и «внутренний»:по критерию работы с целевыми аудиториями вне и внутри организаций; с точкизрения технологической в первом случае речь идёт о работе с неконтролируемыми,во втором — с контролируемыми СМИ;
PR «позитивный» и «негативный»:речь идёт о позитивной, созидательной или негативной, разрушительной работе;многие PR-специалисты категорически отрицают саму возможность рассмотрениянегативного направления как в принципе относящегося к public relations;
PR «негативный» и«антикризисный»: «обслуживание», обеспечение атакующей илиоборонительной бизнес-деятельности; эта дихотомия мыслима лишь в случае, есливсерьёз ставится вопрос «негативном» PR’е и противодействующем ему антикризисном;противоположный подход, в сущности, рассматривает реальное общество какбесконфликтное, состоящее в массе своей из весьма высоконравственных людей;
PR «повседневный»(«рутинный») и «антикризисный»(«аварийный»): впервом случае речь идёт о PR-деятельности в относительно спокойной,повседневной обстановке, связанной с позитивной деятельностью и допускающейвысокую степень планирования в силу подконтрольности ситуации; во втором — одеятельности в ситуации цейтнота, стресса, высокой степени неопределённости,вызванной, как правило, «внешними» силами;
PR повседневный и PRпроектный: выполнение или рутинной, обычной работы, которая в принципе не имеетвременных горизонтов, или деятельности, носящей мобилизационный характер,связанной с разработкой и реализацией проектов;
PR в сферах коммерческой,некоммерческой, политической и государственной: осуществление PR-деятельности,связанной с различием в доступе к ресурсам, большей или меньшей степеньюрисков, большей или меньшей возможностью выполнения креативной работы;
PR персональный,организационный и товарный (PR людей, организаций и товаров/услуг): по критериюработы PR-структуры с тем или иным объектом PR-продвижения;
«PR офф-лайн» и «PRон-лайн»: PR-деятельность в обычной среде и в сети Интернет;
PR событийный исенсационный: в первом случае центральной категорией является «новость»,во втором — «сенсация» (тоже новость, но такая, которая почтиавтоматически привлекает к себе внимание прессы);
PR-сопровождение иPR-продвижение: в первом случае речь может идти о новостном освещении в СМИтаких самостоятельных видов продвижения, как выставка, презентация,пресс-конференция, праздник, юбилей и т. д., во втором — о создании такого родасобытий, которые сами по себе интересны средствам массовой информации, и чей «продвигающий»характер не очевиден для целевых аудиторий.
3.Общественно значимаяинформация
Открытое общество опираетсяна идею о том, что право человека быть полностью информированным обо всем, чтопроисходит в стране и мире, является всеобщим и фундаментальным и любое изъятиеиз этого права должно быть объяснено и обусловлено законодательными актами.Право быть информированным требует свободного распространения информации имнений. Ограничения в отношении распространения новостей и информациипротиворечат интересам международного понимания, означают нарушение Всеобщейдекларации прав человека, Устава ЮНЕСКО и Заключительного акта совещания побезопасности и сотрудничеству в Европе и несовместимы с Уставом ООН. Свободныйдоступ людей к средствам массовой информации и другим официальным инеофициальным источникам информации должен быть гарантирован.
Общественно значимаяинформация – это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знаниии понимании общественных процессов. Общественно значимая информацияспособствует просвещению народа, стимулирует прогресс и помогает решениюстоящих перед нами сложных экономических, научных и социальных проблем.Общественно значимая информация принадлежит народу, который имеет право доступак ней за исключением оговоренных в законе ограничений. Формой проявленияобщественной потребности в информации является общественный интерес, дляудовлетворения которого создаются специальные информационные институты.
Общественность имеет праводоступа к общественно значимой информации. Открытый и беспрепятственный доступк общественно значимой информации является основой справедливого управления исвободного общества. Государственные ведомства должны гарантировать открытый,своевременный и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации. Гражданамдолжна быть предоставлена возможность доступа к общественно значимойинформации, независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки илиопыта.
Органы власти обязаныпринять соответствующие меры для обеспечения права на получение информации. Этимеры должны предусматривать, чтобы властные структуры в случае отказа отпредоставления информации указывали причину в письменном виде в разумнокороткое время, а также предоставляли право рассмотрения обоснованности изаконности отказа независимым органам, в том числе юридическое рассмотрение втом или ином виде. Органы власти должны обеспечить широкое разнообразиеисточников доступа, как частных, так и государственных, к общественно значимойинформации и не должны допускать, чтобы высокие цены на информационные услугипрепятствовали доступу граждан к общественно значимой информации.
Органы власти должныгарантировать доступ граждан к общественно значимой информации, независимо отместа их проживания и работы. Для решения этой задачи должны использоватьсянациональные информационные сети, программы типа депозитарных библиотек идругие способы. Государственные ведомства должны периодически пересматриватьподобные программы, а также используемые технологии для того, чтобы обеспечитьтакое положение, при котором доступ к общественно значимой информации оставалсябы недорогим и удобным для общественности.
Органы власти должнообеспечить полноту, сохранность, распространение, размножение иперераспределение имеющейся в их распоряжении общественно значимой информациинезависимо от формы ее существования. Сохраняя общественно значимую информацию,государственные ведомства гарантируют свою подотчетность обществу и возможностьдоступа общественности к информации об их работе. Любое ограничениераспространения или любое другое действие в отношении общественно значимойинформации должно быть строго определено законом.
Органы власти должнысоблюдать конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию, атакже соблюдать право невмешательства в частную жизнь в отношении лиц,информация о которых имеется в правительственной документации.
Существование множестванезависимых средств массовой информации отвечает интересам любого общества. Втех случаях, когда по какой-то причине общество не может обеспечить существованиебольшого числа независимых средств массовой информации, существующиеинформационные каналы должны отражать разные точки зрения.
Доступ журналистов кразличным источникам новостей и мнений – официальным и неофициальным – недолжен подвергаться никаким ограничениям. Этот доступ неотделим от доступалюдей к информации. Никакой цензуры над печатью, какие бы формы произвольногоконтроля над информацией и общественным мнением она ни принимала, не должнобыть. Право людей на доступ к новостям и информации не должно ущемляться. Вовсех законах и решениях, относящихся к праву получения информации, в первуюочередь необходимо учитывать общественный интерес к получению этой информации.
Каждое ограничение свободысамовыражения или информации должно быть предписано законом. Закон должен бытьобщедоступным, определенным, конкретным и ясным с тем, чтобы позволить каждомуотдельному лицу предвидеть, является ли то или иное действие противоправным.Закон должен предусматривать адекватные гарантии против нарушения еготребований, в том числе оперативное, полное и эффективное юридическоерассмотрение обоснованности ограничения независимым судом или органомправосудия.
Никто не может статьобъектом преследования за разглашение информации, полученной на государственнойслужбе, если общественная значимость этой информации перевешивает ущерб от еераскрытия.
Каждый имеет право получатьинформацию от властных структур, в том числе информацию, относящуюся кнациональной безопасности. Любые ограничения на получение такой информации немогут вводиться, если только правительство не продемонстрирует, что такоеограничение предписано законом и действительно необходимо для защиты законныхинтересов национальной безопасности.
Государство не можетотказывать в доступе ко всей информации, относящейся к национальнойбезопасности, но должно обозначить в законе только те конкретные и узкиекатегории информации, которые необходимо оставлять закрытыми в законныхинтересах национальной безопасности.
Никто не может быть наказанпод предлогом национальной безопасности за раскрытие информации, если этораскрытие не наносит действительного ущерба и, по всей вероятности, не можетпричинить ущерб законным интересам национальной безопасности; или общественнаязначимость этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия. Защитанациональной безопасности не может быть использована как основание дляпринуждения журналиста раскрыть конфиденциальный источник информации.
Любое ограничение свободысамовыражения или информации, которое органы власти желают оправдатьтребованиями национальной безопасности, должно действительно исходить из этойцели и органы власти должны доказать, что конечным результатом явится защитазаконных интересов национальной безопасности.
Для доказательства, чтоограничение свободы самовыражения или информации действительно необходимо длязащиты законных интересов национальной безопасности, правительство должнопродемонстрировать, что:
– самовыражение илиинформация по данному вопросу представляет серьезную угрозу законным интересамнациональной безопасности;
– вводимое ограничениепредусматривает наименьшие ограничительные меры защиты этих интересов;
– ограничение согласуется сдемократическими принципами.
Самовыражение можеткараться, как угрожающее национальной безопасности, только если правительствоможет продемонстрировать, что:
– самовыражение имеет цельюпризыв к насильственным действиям;
– может привести к такимнасильственным действиям;
– имеется прямая инепосредственная связь между самовыражением и возможностью таких насильственныхдействий.
Мирное осуществление правана свободу самовыражения не должно рассматриваться как угроза национальнойбезопасности или подвергаться ограничениям и наказанию.
Не составляет угрозунациональной безопасности самовыражение, которое:
– выступает заненасильственное изменение политики правительства или самого правительства;
– представляет собой критикустраны, государства или его символов, правительства, государственных ведомствили деятелей, а также зарубежной страны, государства или его символов,правительства, государственных ведомств или деятелей;
– представляет возражениеили выступает в поддержку возражения, в силу религии, соображений совести илиубеждений, против призыва на военную службу или военной службы как таковой;конкретного конфликта или угрозы применения силы для разрешения международныхспоров;
– направлено на передачуинформации о предполагаемых нарушениях международных норм, касающихся правчеловека или международного гуманитарного права.
Никто не может быть наказанза критику страны, государства или его символов, правительства, государственныхведомств или деятелей, а также зарубежной страны, государства или его символов,правительства, государственных ведомств или деятелей, если только эта критикаили оскорбление не направлено на подстрекательство к насильственным действиямили же не могут повлечь такие действия.
связь общественностьлицензирование сертификация
4. Используемая литература
1. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?: Пер. с англ. – Лондон:Модино пресс; М.: СП АСЭС, 1990.
2. Галумов Э. Основы PR. – М.: Летопись XXI, 2004.
3. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика:Учеб. пособие. 8-е изд.: Пер. с англ.- М.: Изд. дом Вильямс, 2001.
4. Коляда Е. Промышленные гиганты под прицелом СМИ. Азбука PR крупных промышленных компаний
5. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер,2000.
6. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. — М.: ООО «ИКФОмега – Л», 2001.