Реферат по предмету "Маркетинг"


Сравнительная оценка безопасности непродовольственных товаров однородных групп или подгрупп на

Содержание
Введение
Теоретическая часть
Определения и основные понятия
Классификация игрушек и ассортимент
Производство и реализация игр и игрушек
Гигиенические требования к детским игрушкам
Безопасность игрушек
Экспертиза игрушек
Сертификация игрушек
Практическая часть
Сравнительная оценка безопасности непродовольственных товаров однородных групп или подгрупп на примере игрушек
Мягкая игрушка
Игрушка из пластмассы
Деревянная игрушка
Игрушка из металла
Сравнительная оценка безопасности игрушек
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Тема моей курсовой работы «Сравнительная оценка безопасности непродовольственных товаров однородных групп или подгрупп (на примере игрушек)». В курсовой работе я рассмотрю виды безопасности, классификацию игрушек, гигиенические требования к игрушкам, безопасность игрушек. А также производство и реализацию игрушек, экспертизу игрушек. Поэтому рассматриваемая тема курсовой работы очень актуальна в настоящее время, и имеет большую практическую значимость в торговле.
Предметом исследования курсовой работы является безопасность.
Цель курсовой работы – дать сравнительную оценку безопасности игрушек.
Для работы над курсовой работой я использую источники информации:
учебники, учебные пособия;
конспекты лекций;
материалы статистических органов
материалы научных конференций
сеть Интернет
специализированные журналы, газеты, другие источники.
Задачи курсовой работы:
выяснить основные определения понятия безопасности;
разобрать классификацию безопасности и игрушек, функциональные назначения игрушек;
выяснить из чего изготавливают игрушки, какие гигиенические требования к ним предъявляют;
выяснить какое значение играет маркировка на игрушках;
провести сравнительную оценку безопасности игрушек;
рассмотреть требования, предъявляемые к материалам изготовления игрушек, непосредственно к самим игрушкам, к производству и реализации игрушек;
выяснить каким критериям и, самое главное, стандартам безопасности должна соответствовать игрушка;
В курсовой работе я проведу сравнительную оценку безопасности игрушек. Мне предстоит выяснить какие игрушки по безопасности более надёжны.
Безопасность играет большую роль в торгово-технологическом процессе. Потому, что прежде всего от неё зависит будет ли покупатель покупать этот товар.
Теоретическая часть
Определения и основные понятия
Безопасность — особенность товара, которая обусловливает наименьшее состояние риска, ограниченное допустимыми нормами. При производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товары должны быть безопасны, т. е. не должны наносить вреда жизни и здоровью потребителя.
При эксплуатации или потреблении любых товаров абсолютная безопасность не может быть достигнута. Например, при эксплуатации электротоваров всегда есть определенная вероятность для потребителя пострадать от высокого напряжения, а при использовании острых предметов — вероятность порезаться.
Безопасность в товароведении подразумевает сведение к минимуму риска для жизнедеятельности человека при использовании товара в строгом соответствии с правилами безопасной эксплуатации, которые должны быть изложены в соответствующих инструкциях, правилах, нормах, входящих в комплекс информации, обязательно доводимой до сведения потребителей. Но даже при строгом соблюдении этих норм имеется небольшая вероятность повреждений, риск.
Различают электрическую, механическую, химическую, биологическую, физиологическую, акустическую, электромагнитную, радиационную, пожарную безопасность и безопасность транспортных средств.
Электрическая безопасность характеризует способность изделия эффективно противостоять утечке электроэнергии и защищать человека от действия электрического тока.
На человека электрический ток оказывает термическое, электролитическое и биологическое воздействия. Термическое воздействие заключается в нагревании тканей организма при протекании по ним электрического тока. Электролитическое воздействие проявляется в разложении крови и других жидкостей организма. Биологическое воздействие характеризуется возбуждением живых тканей организма, которое сопровождается судорогами, спазмами мышц, остановкой дыхания и прекращением сердечной деятельности. Свойства электрической безопасности обязательно нормируются стандартами.
Механическая безопасность характеризует такие особенности конструкции материалов и изделий, которые позволяют защитить человека от выступающих, режущих и быстровращающихся деталей.
Свойства механической безопасности определяются состоянием поверхности металлических и деревянных деталей изделий, отсутствием на них заусенцев, максимальной защищенностью режущих деталей. Терки, овощерезки, электроножи должны быть удобными, режущие детали в них должны быть защищены. В вентиляторе лопасти должны быть изготовлены из пластика и обязательно защищены решеткой. Для механической безопасности на дне ванны должна быть шершавая сеточка, чтобы предотвратить скольжение. Свойства механической безопасности должны быть и у обуви, они характеризуют степень сцепления подошвы обуви с тротуаром.
Химическая безопасность характеризует степень защиты человека от воздействия вредных веществ. Вредные вещества попадают в организм человека через дыхательные пути (аэрозоли, лакокрасочные товары), кожу (косметические товары, одежда), вместе с пищей.
По характеру воздействия все химические вещества делятся на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, фиброгенные и др. Токсичные химические соединения и элементы вызывают отравление всего организма. К ним относятся оксид углерода, цианистые соли, бензол, а также соединения металлов (мышьяк, ртуть, свинец, кадмий, медь, цинк, железо). Металлы перечислены по степени убывания вредности.
Раздражающие вещества вызывают раздражение дыхательного центра и слизистых оболочек: хлор, аммиак, ацетон, фтористый водород, оксиды азота, красители и др. Сенсибилизирующие вещества вызывают аллергические реакции: формальдегид, растворители и лаки на основе нитросоединений, пестициды и др. Канцерогенные вещества вызывают развитие злокачественных и доброкачественных опухолей: хром, никель, а также их соединения, асбест, бензол, и др.
Мутагенные вещества — химические вещества и элементы, которые вызывают изменения наследственных признаков организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма (хромосомах и генах). К этим веществам относятся радиоактивные вещества, свинец, марганец, стирол и др.
Фиброгенные вещества вызывают фиброз легких — иммунный воспалительный процесс в межальвеолярных перегородках. Фиброгенным действием обладают аэрозоли, образованные из окислов кремния, алюминия, асбеста.
При определении химической безопасности устанавливают предельные значения концентраций вредных веществ. Под предельно допустимой концентрацией вредных веществ (ПДК) понимается концентрация, которая при ежедневном контакте не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья сегодня или в отдаленные сроки жизни настоящего или последующего поколений.
В зависимости от степени воздействия на организм человека вредные вещества делятся на четыре класса опасности:
чрезвычайно опасные (ПДК до 0,1 мг/м3) — бериллий, бенза-пирен, хлор, фтористый водород;
высокоопасные (ПДК от 0,1 до 1 мг/м3) — фосген, бензол, марганец, формальдегид;
умеренно опасные (ПДК от 1,1 до 10 мг/м3) — метанол, бутил-акрилат;
малоопасные (ПДК более 10 мг/м3) — аммиак, бензин, ацетон, этанол, гексан, глицерин.
Иногда в результате неправильного хранения совершенно безопасное изделие становится опасным. Например, результатом порчи губной помады может стать появление пероксидов, которые вызывают различные заболевания, вплоть до онкологических.
Биологическая безопасность характеризует степень защиты человеческого организма от действия микро- и макроорганизмов.
К микроорганизмам относятся бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, актиномицеты, простейшие и продукты их жизнедеятельности. Макроорганизмы — это животные, растения, насекомые, продукты их жизнедеятельности, а также культуры клеток и тканей.
Биологические воздействия способны вызвать у человека заболевания, состояния носительства заболеваний, интоксикацию, сенсибилизацию организма, а также травмы, вызванные макроорганизмами: растениями, животными и насекомыми.
Биологическая безопасность должна обеспечиваться процессом производства товаров, средствами защиты и системой профилактических мероприятий. Свойствами биологической безопасности должны обладать все товары. Например, они особенно важны для продовольственных, парфюмерно-косметических товаров, игрушек и др.
Физиологическая безопасность характеризует отсутствие риска для жизнедеятельности организма человека или отдельных органов при потреблении товаров. Решая, насколько физиологически безопасен товар, изучают изменение различных функций живого организма (рост, дыхание и т.п.), их связь между собой. Исследуют регулирующую и интегрирующую роль нервной системы в организме под влиянием различных товаров. Например, изучается действие витаминов и витаминных добавок на организм человека. Выявлено, что при недостатке витаминов (авитаминозе) нарушается активность окислительно-восстановительных ферментов (при недостаточности витаминов В2, РРЬ С и Е), замедляются процессы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот (при недостаточности витаминов Вб, В12 и др.), возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к развитию тяжелых заболеваний.--PAGE_BREAK--
Гормональные изменения тоже происходят при нарушении требований физиологической безопасности. Например, гормон вазопрессин регулирует водно-солевой обмен, оказывает влияние на память, участвует в регуляции оборонительного поведения. Акустическая безопасность характеризует степень защиты человека от действия шума. Шум, как правило, сопровождается вибрацией. Длительное воздействие шума, инфра- и ультразвука приводит к расстройству центральной нервной системы. Действие ультразвука вызывает головные боли, быструю утомляемость. Вибрационная безопасность характеризует особенности товаров, которые обеспечивают отсутствие неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека. Проявление вибрации отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, комфорте и других условиях жизни. По способу воздействия на человека вибрация может быть общей и локальной. Общая вибрация воздействует на все тело человека, например вибрация от движения автотранспорта. Локальная вибрация может передаваться через руки или ноги человека, например вибрация отбойного молотка.
Для снижения уровня воздействия вибрации применяют амортизаторы из упругих материалов, пружинные или динамические гасители вибрации (антивибраторы).
Электромагнитная безопасность характеризует такие особенности товаров, которые приводят к снижению риска воздействия на человека электромагнитных излучений. Магнитное поле возникает вокруг любого прибора, работающего на электрическом токе. Источником электромагнитных излучений являются телевизоры, дисплеи компьютеров, выполненные на электронно-лучевых трубках, приборы СВЧ, проводники тока и др.
Последствиями регулярной работы с изделиями, излучающими электромагнитные волны, могут быть сердечнососудистые заболевания, болезни эндокринной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, кожные заболевания, различные опухоли и др.
Радиационная безопасность характеризует степень защиты человека от радиоактивных излучений.
Источником радиоактивных излучений могут быть зараженные продукты питания, радиоактивные строительные материалы, ювелирные камни и мрамор, асбест, радиоактивные элементы или отходы. К числу радиоактивных элементов относят уран и трансурановые элементы, радий, радон и радиоактивные изотопы. Радиоактивные изотопы — неустойчивые химические элементы, которые самопроизвольно превращаются в нуклиды. Нуклиды отличаются по составу атомных ядер, у них может быть разное количество протонов и нейтронов. Пожарная безопасность характеризует свойства изделий, которые способствуют защите потребителя от поражения огнем (воспламенения, взрыва и др.). Наибольшую опасность при пожаре чаще всего представляет не столько высокая температура в очаге возгорания, сколько токсичные продукты горения, вызывающие удушье и отравление угарными газами.
Горение — это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Для возникновения горения требуются три фактора: горючее вещество, окислитель и источник возгорания. Окислителем чаще всего становится кислород воздуха, но могут быть и химические вещества (хлор, фтор и другие окислители).
Основными источниками возгорания могут быть: короткое замыкание в электрооборудовании, перегрузка проводов (особенно в домах старой застройки), нагретые твердые тела, открытое пламя, самовоспламеняющиеся вещества, фрикционные искры. Процесс горения включает различные стадии: вспышка — под воздействием источника зажигания происходит быстрое сгорание смеси, которое не сопровождается образованием сжатых газов. При этом температура смеси, а следовательно, и скорость образования горючих газов недостаточна для поддержания процесса горения;
воспламенение — под действием источника зажигания возникает устойчивое горение;
самовозгорание — резкое увеличение скорости экзотермических реакций, приводящее к горению без источника зажигания
(так горит хлопок в гуртах);
взрыв — процесс быстрого горения, сопровождающийся выделением энергии и сжатых газов, способных производить механическую работу.
При оценке пожарной опасности материалов и изделий обязательно учитывают температуры вспышки, воспламенения, самовозгорания и концентрационные пределы горения. Чем ниже температура вспышки и меньше разность температур вспышки, воспламенения и самовозгорания, тем шире концентрационные пределы горения, более пожароопасные материал или изделие.
В зависимости от температуры вспышки горючие жидкости делятся на: легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) с температурой вспышки до плюс 61 «С (бензин, спирт, ацетон, нитролаки, нитроэмали и т.п.) и горючие жидкости (ГЖ) с температурой вспышки выше плюс 61 „С (мазут, машинные масла и т.п.). Безопасность транспортных средств — важное свойство для оценки качества автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и других средств передвижения. Все конструктивные элементы и системы безопасного транспортного средства должны способствовать предотвращению аварий или (в случае дорожно-транспортных происшествий) снижать травматизм водителя, пассажиров и пешеходов. Безопасность транспортных средств предусматривает: повышенную устойчивость, эффективность тормозов, улучшенную управляемость, увеличенный обзор, безопасность сидения (наличие ремней безопасности, воздушной подушки), уменьшение вероятности травм от контакта с внутренними поверхностями кузова, обеспечение удобного выхода и т. п. Разрабатываются специальные стандарты на транспортные средства и отдельные узлы (тормозные колодки, защитные приспособления от ослепляющего света и др.). Свойства безопасности строго регламентированы законодательными актами и нормативными документами. Безопасность товаров подтверждается сертификацией.
Классификация игрушек и ассортимент
Игрушки классифицируют по воспитательному (педагогическому) и возрастному назначению, а также по материалу изготовления.
Классификация игрушек по воспитательному назначению обусловлена их педагогической направленностью, т.е. свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
По воспитательному назначению игрушки подразделяют на восемь групп:
Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий. Они развивают у него осязание, координацию движений, дают ребенку первое представление о форме, размере и цвете. К ним относятся погремушки, подвески, шарики, мячи, разборные пирамидки, матрешки, цветные кубики, конструкторы из больших деталей и др.
Игрушки, способствующие физическому развитию детей (развитию силы, ловкости, меткости, координации движений) – это обручи, скакалки, кегли, велосипеды, ружья и пистолеты, санки и т.п.
К игрушкам, знакомящим детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки) к ним относят: куклы, фигурки людей, животных, рыб, предметы домашнего обихода, транспортные игрушки и т.д.
К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники (политехнические игрушки), относят конструкторы, действующие модели машин, механизмов и приборов, химические и электромонтажные наборы, электронные, электротехнические, аэродинамические, магнитные, пневматические игрушки, радио- и электромеханические игрушки, телеигры.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами, — это лопатки, грабли и другой садово-огородный инвентарь, предметы для детского технического творчества (наборы столярного и слесарного инструментов, детали), переводные картинки, детские швейные машинки и др.
К игрушкам, способствующим музыкальному и художественному развитию детей, относят детские музыкальные инструменты, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, панорамы, елочные и карнавальные украшения.
Настольные игры развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.
Игрушки-забавы – это смешные, танцующие и прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи, у которых имеется элемент неожиданности, а также головоломки и фокусы.
Классификация игрушек по возрастному назначению связана с тем, что дети разных возрастов имеют разный уровень развития, по-разному проявляют интерес к окружающим их предметам и явлениям, играют теми игрушками, которые им близки и понятны. В связи с этим все игрушки делят на три группы: для детей ясельного возраста, дошкольного и школьного возрастов. Но из-за акселерации детей эти границы смешиваются.
Игрушки для детей ясельного возраста (до 3 лет) подразделяют на несколько групп.
Различают игрушки:
для первой группы раннего возраста (груднички, новорожденные, дети до года)- погремушки, подвески, резиновые и пластмассовые игрушки небольшого размера, соответствующие размеру руки ребенка;
для второй группы раннего возраста (дети до 2-х лет)- матрешки, мячи, ходунки, прыгунки, пупсы и др.;
для первой младшей группы (до 3-х лет)- кольца, пирамиды, кубики с разрезными картинками, пони-качалки, трехколесные велосипеды, совки, лопатки, а также развивающие игры с использованием игрушек — трансформеров, крупной мозаики, книги-игрушки и т. д.
Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет) подбирают с учетом характера игр, в которых дети проявляют самостоятельность, выдумку и фантазию.
Различают игрушки:
простейшие музыкальные игрушки, игры-забавы, кукольная мебель и посуда, песочные наборы, велосипеды, транспортные игрушки, конструкторы-трансформеры, мозаика и др.;
игрушки с более сложной отделкой и конструкцией, мячи, кегли, железные дороги, тематические наборы («Больница»; «Барби»; «Магазин»); музыкальные и дидактические (обучающие) игрушки, карнавальные наборы, наборы цифр и букв, простейшие инструменты, настольные игры, книжки-панорамы, азбука, счетные палочки, велосипеды, электротехнические и электронные игрушки и др.
Игрушки для детей школьного возраста – конструкторы, сборно-разборные игрушки, наборы для выпиливания, городки, лыжи, санки, велосипеды и др.; шахматы, шашки, электронные (компьютерные) игры, настольный теннис, наборы по радиотехнике, физики, химии, наборы для выжигания, инструменты.
По материалу изготовления игрушки подразделяются на пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягко-набивные), картонажные и др. В особую группу выделяют елочные украшения и карнавальные принадлежности, которые изготавливают из стекла с напылением, пластмасс, мишуры, картона, бумаги и других материалов.
Пластмассовые игрушки имеют наибольший удельный вес, так как отличаются легкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций, яркими цветами, хорошо моются.
Их изготавливают из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, поликарбоната, пенополиуретана (поролона). К ним относятся куклы, фигурки животных, посуда, погремушки, кольца, кубики, машины, водоплавающие игрушки, мячи и др. Их изготавливают современными методами литья под давлением, или экструзией с раздуванием, практически без дополнительной обработки. Пластмассовые игрушки должны обладать высокими потребительскими свойствами.
Металлические игрушки предназначены для детей всех возрастов, кроме первой группы раннего возраста. Для их изготовления применяют различные стали, сплавы цветных металлов. Детали игрушек изготавливают штампованием и литьем, а соединяют с помощью сварки или винтов. Металлические игрушки окрашивают кистью или аэрографом, на них наносят художественную печать (литографирование), декалькоманию, используют анодирование, никелирование, хромирование. В транспортных металлических игрушках применяют пружинные, инерционные и электрические двигатели. Ассортимент металлических игрушек подразделяют на следующие подгруппы: транспортные игрушки, сельскохозяйственные механизмы, космическая техника, электрические и оптические игрушки, инструменты, конструкторы и др.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Деревянные и керамические игрушки имеют ограниченный ассортимент (их заменяют пластмассовыми). Они отличаются по способу изготовления: токарные (городки, пирамидки), столярные и выпиленные (гарнитуры кукольной мебели), плетеные (лукошки и корзиночки).
Деревянные игрушки изготавливают из древесины лиственных и хвойных пород, листовой фанеры, ивового прута, а отделывают красками или прозрачными лаками, резьбой, выжиганием, живописью и др. Керамические игрушки представлены глазурованной майоликой (свистки, копилки).
Резиновые игрушки, изготовленные из натурального каучука, имеют ограниченное применение, их заменяют мягкие игрушки из ПВХ- пластизоля и ПВХ- пленок.
Надувные игрушки изготавливают из газонепроницаемой ПВХ- пленки методом СВЧ- сварки с контурным электродом. В пленку предварительно закладывают специальный клапан, через который игрушку надувают воздухом.
Резиновые игрушки из силиконовой резины, предназначены для ясельного возраста. Это фигурки людей, птиц, рыб, мячи и шары, которые раскрашивают безвредными красками.
Мягко-набивные игрушки изготавливают из натурального или искусственного меха, различных ворсованных тканей. Набивочным материалом служат синтетическая вата, поролон, пластмассовые шарики. Эти игрушки могут иметь заводной механизм и дополнительные украшения. Выпускаются в широком ассортименте, но их трудно мыть и дезинфицировать.
1.3 Производство и реализация игр и игрушек
Требования к материалам:
Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:
сырье и материалы; другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.
2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:
указанных в ГОСТе 25779-90; утиля; натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет); древесной коры.
4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Требования к игрушкам:
Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (Приложение 3).
Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу — «типовому представителю»
«Типовой представитель» — образец игрушки, изготовленный по единой технологии применяемых материалов и красителей (вне зависимости от образца игрушки).
Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.
Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.
Утратил силу. — Методические указания МУК 4.1/4.3.2038-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.12.2005.
Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.
Утратил силу. — Методические указания МУК 4.1/4.3.2038-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.12.2005.
Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.
Требования к производству и реализации игрушек (игр):
Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.
Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим «Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию» N 1042-73 МЗ СССР.
Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.
На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:
до года (ранний);
от года до 3-х лет (ясельный);
от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);
от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);
от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).
Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.
Санитарно-гигиенический контроль:
1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.
На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (Прил. 2).
2 — 3. Утратили силу. — Методические указания МУК 4.1/4.3.2038-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.12.2005.
4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:
путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;
в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России .
5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России, предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.
6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.
При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.
7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.
Лабораторные исследования:
Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.
Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество — 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.
При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.
Утратил силу. — Методические указания МУК 4.1/4.3.2038-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.12.2005.
Гигиенические требования к детским игрушкам
Игрушки — важнейшее средство воспитания ребенка. Они способствуют его своевременному нервно-психическому и физическому развитию, а также развитию речи, памяти, эмоций, положительно влияют на настроение и поведение. Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т. е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета. Выбор игрушки зависит, прежде всего, от возраста ребенка. В грудном возрасте игрушки должны стимулировать движения (хватание, протягивание рук, бросание). С этой целью обычно используют: погремушки, шарики, кольца. Для детей от 1 года до 3—4 лет игрушки усложняются и становятся еще более разнообразными (мячи, каталки, грузовики, автобусы, кубики и т. д.). Они развивают координацию движений, ориентировку, стимулируют детское творчество, активное действие. У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью, пользуются образные игрушки: куклы, животные, транспорт, предметы обихода. Музыкальные игрушки (органчики, барабанчики, детские рояли, гармоники), точно настроенные, правильно звучащие, развивают слух и музыкальную память ребенка. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки. Играя с ними, дети учатся различать цвет, форму, величину предмета. К таким игрушкам относятся матрешки, пирамиды, мозаика, разборные грибки. Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы, настольные печатные игры, лото, картинки. В играх детей дошкольного возраста значительное место занимают разнообразные технические игрушки: строительный материал, конструкторы. Важное значение для физического развития детей имеют мячи, обручи, прыгалки, вожжи, серсо. Эти игрушки объединяют и организуют детей для игр на воздухе, укрепляют детский организм. Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования. По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц. Диаметр составных частей игрушек для детей в возрасте до 3- лет (пирамиды, наборы колец или шариков на стержнях) должен быть не менее 30 мм при минимальной высоте 12 мм. В качестве наполнителя погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм. Детали погремушек прочно скрепляются; резиновые и пластмассовые надувные игрушки обязаны иметь клапан с надежно закрепленной пробкой. Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка — не превышать 400 г для детей дошкольного возраста и 800 г для детей младшего школьного возраста. Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ. В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В. Для детей старшего школьного возраста разрешается изготовление электромеханических игрушек, подключаемых в сеть переменного тока (127—220 В), при наличии понижающих устройств и надежной электроизоляции. Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. Совершенно недопустимо искаженное изображение рассматриваемых предметов или самопроизвольное изменение фокусировки оптической системы игрушки. В оптических игрушках без фокусирующего устройства (например, калейдоскоп) расстояние от глаз до рассматриемого изображения не должно быть меньше 250 мм. Бинокли без коррекции зрения должны иметь плоские параллельные стекла. В оптических игрушках непосредственного наблюдения (калейдоскопы, фильмоскопы, бинокли и т. д.) оправу, касающуюся кожи лица, делают из материала, допускающего влажную обработку и дезинфекцию. Это относится и к деталям музыкальных игрушек, которые дети берут в рот или прикладывают к губам. Такие игрушки упаковываются поштучно в закрытые пакеты из полимерных пленочных материалов. При продаже продавцу запрещается опробовать их и нарушать целостность упаковки. В целях предупреждения травматизма в игрушках типа «Ружье», «Пистолет», «Пушка» и др. запрещается использовать в качестве метательных снарядов любые острые предметы и взрывчатые вещества; метательные снаряды должны иметь предохраняющие устройства в виде наконечников из резины или других мягких и упругих материалов. При отделке твердых игрушек используют клеевые и масляные краски ярких цветов, на которые сверху наносят 2—3 слоя прозрачного лака или натуральной олифы до образования прочной нерастворяющейся пленки. Прочность фиксации красок проверяют при мытье игрушек горячей водой с мылом (t=60°С) в течение 3 мин и 2% раствором хлорной извести (t=16—18°С) в течение 3 мин и последующей выдержки в течение 2 мин в 1% растворе соляной кислоты, 1 % растворе едкой щелочи (КОН) и в 1% растворе соды NaНСОз). При прочной фиксации красок растворы остаются бесцветными. Если же один из растворов приобрел характерный оттенок красителя, то фиксация считается неудовлетворительной, при этом изменяется и внешний вид игрушки: поверхность ее теряет блеск, становится матовой, неравномерно окрашенной. Наиболее гигиеничными, легко поддающимися чистке и дезинфекции являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона. Металлические и деревянные игрушки также широко представлены в детских учреждениях. Однако есть игрушки, непригодные для коллективного пользования,— мягкие и духовые музыкальные. Мягкие игрушки быстрее и значительнее загрязняются, обсеменяются микрофлорой, а возможности их санитарной обработки ограничены. Духовые музыкальные игрушки (губные гармошки, дудки, свистульки) дети постоянно берут в рот, что создает возможность взаимного инфицирования. Эти игрушки предназначены для индивидуального пользования. В дошкольном учреждении игрушки имеют строгую групповую принадлежность, т. е. они предназначены для игр детей только одной возрастной группы. Переносить игрушки из одной группы в другую не разрешается. Так как наполняемость ясельных и дошкольных групп составляет 20—25 детей, то, естественно, что игрушки довольно быстро загрязняются и могут явиться причиной передачи ряда инфекционных заболеваний; особенно кишечных инфекций и глистных инвазий (заражение острицами, карликовым цепнем, аскаридами, власоглавом). Игрушки в групповых комнатах следует хранить на открытых стеллажах и поддерживать в строгой чистоте. В младшей ясельной группе игрушки моют 2 раза в день горячей водой (t не ниже 50°С) с мылом и щеткой в специальном тазу, который должен быть промаркирован. Игрушки для детей более старшего возраста обрабатывают таким же образом ежедневно в конце дня. Металлические игрушки обмывают горячей водой (Ъ не ниже 80°С) и высушивают. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом. Мягкие игрушки следует ежедневно очищать от пыли и дезинфицировать. Обработку от пыли можно производить путем выбивания, вытряхивания, обработки пылесосом. Обеззараживание следует проводить естественным ультрафиолетовым излучением (выставлять их на прямой солнечный свет). Наилучший бактерицидный эффект достигается при облучении мягких игрушек бактерицидной ультрафиолетовой лампой в течение 30 мин на расстоянии 25 см. При большем расстоянии от лампы время облучения следует увеличивать. Для поддержания чистоты игрушек имеет значение и ряд мер, предупреждающих или снижающих бактериальную загрязненность воздуха детских учреждений. Одним из важных мероприятий является борьба с пылью. Для этого необходимо благоустраивать и максимально озеленять участок детского учреждения, регулярно проводить очистку и поливку территории. Перед входом в ясли-сад должны быть приспособления для очистки обуви (скребки, щетки, половики). В помещении все дети и обслуживающий персонал пользуются сменной обувью, что существенно снижает загрязненность и запыленность воздуха, пола, игрушек, ковров и дорожек.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Последние следует ежедневно чистить пылесосом или выколачивать во дворе, а затем протирать чистой влажной щеткой. Снижению запыленности и бактериальной загрязненности воздуха, игрушек и оборудования в детских учреждениях способствует также регулярная уборка помещений в групповых блоках. Текущую влажную уборку горячей водой следует проводить 2 раза в день во время прогулок детей. При возникновении в группе инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, болезнь Боткина, скарлатина и др.) текущую уборку необходимо проводить с использованием дезинфицирующих средств. Детские игрушки в этом случае следует кипятить, а не выдерживающие кипячения обрабатывать дезинфицирующими растворами. Кроме текущей влажной уборки, еженедельно проводят генеральную уборку всех помещений группы с применением моющих средств и 0,5% осветленного раствора хлорной извести. Для борьбы с пылью и бактериальным загрязнением воздуха следует регулярно проветривать помещения. Использование веранд для дневного сна оказывает заметное положительное влияние на состояние воздушной среды в игровых комнатах: бактериальная загрязненность воздуха игровых комнат при наличии веранд в 6.5 раза ниже, чем при их отсутствии. Губительное действие на микрофлору помещений детских учреждений оказывает солнечная радиация. Прямые солнечные лучи должны попадать в помещение в течение 3 ч в день, что достигается только при оптимальной ориентации основных помещений для детей. Такой наилучшей ориентацией для всех районов нашей страны является южная сторона. Не следует забывать, что источником интенсивного бактериального загрязнения воздуха, игрушек и прочего оборудования в детских учреждениях могут явиться сами дети и персонал. Такая опасность возникает при острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей — катаре, ангине, бронхите, трахеите, гриппе, когда из носоглотки в большом количестве выделяются патогенные штаммы стафилококков и стрептококков. При разговоре, кашле, чиханье происходит обильное обсеменение воздуха, окружающих предметов, в том числе игрушек.
Поэтому совершенно необходимо при утреннем приеме выявлять заболевших детей и не допускать их в детское учреждение. Для игр детей во время прогулок в детских учреждениях используют специально выделяемые игрушки и игровой инвентарь, которые хранятся под навесом игровой площадки во встроенном шкафу. Серьезное внимание персонал детских учреждений должен уделять воспитанию гигиенических навыков у детей.
Безопасность игрушек
На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится номер ГОСТа и «CанПиНа», соответствие требованиям которым было подтверждено в результате проверки. Также обязательно должны присутствовать информация на русском языке и маркировка. Маркировку обычно наносит фирма-производитель.
К игрушкам предъявляется множество требований безопасности:
химическая безопасность
механическая безопасность
пожарная безопасность
требования к уровню шума
электрическая безопасность.
Для определения степени опасности изделия по каждому из критериев проводится множество испытаний. Ведь неизвестно, что придет в голову ребенку, особенно маленькому, и что он сделает с игрушкой: может поломать, а может и лизнуть. Изделие, предназначенное для детей, должно быть изготовлено из нетоксичных материалов, которые не разлагаются с течением времени с образованием токсичных веществ (например, при окислении металлических деталей). Содержание тяжелых металлов — кадмия, свинца, ртути — должно быть сведено к минимуму. Отдельно тестируются химические свойства металлических деталей, пластмассовых составляющих, красителей, упаковочных материалов и печатных чернил на упаковке и инструкциях.
Особые требования химической безопасности предъявляются к так называемым химическим игрушкам — наборам для юных химиков, для занятий фотографией и т.д. Во-первых, к таким наборам должен прилагаться перечень включенных в них веществ, во-вторых, пользоваться ими ребенок должен только под присмотром взрослых, а в-третьих, в инструкции по пользованию обязательно должны быть указаны правила первой помощи.
Механическая безопасность игрушек — довольно широкое понятие. Это неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы. Если внутрь крупногабаритного изделия можно залезть, оно должно иметь выходное отверстие, легко открываемое изнутри. Существует также опасность запутаться в веревках. Размер деталей игрушек для детей до 3-х лет не должен позволить им быть проглоченными. Кстати, вы обратили внимание, что сейчас почти все фломастеры имеют колпачки с отверстиями? Именно для возможности дышать в случае попадания в горло.
При проверке изделия на механическую безопасность обращают внимание на острые края, детали из фольги (которая может быть оторвана и проглочена), мелкие детали, погремушки (размер их «гремучей» составляющей и прочность корпуса — не могут ли, скажем, при повреждении корпуса высыпаться мелкие шарики), колеса и шины (насколько легко их отломать), прочность крепежных элементов (гаек, шайб), прочность деталей моторов, пружины, нитки и эластичные ленточки.
Игрушки, предназначенные для использования в воде (круги, надувные звери), должны проектироваться так, чтобы нести вес ребенка, и чтобы риск потери плавучести был сведен к минимуму. Однако следует оговориться, что данная категория игрушек предназначена для использования на мелководье и исключительно под присмотром взрослых.
Игрушки, с помощью которых ребенок может передвигаться, должны иметь систему торможения, достаточно простую для использования ребенком и соответствующую кинетической энергии, развиваемой такой игрушкой. Стреляющая игрушка (баллисты для игрушечных замков, например) должна быть спроектирована так, чтобы кинетическая энергия летящего «снаряда» исключала возможность получения травмы.
Существует целая группа испытаний на так называемое неправильное использование, включающие испытания на вращение, падение, кусание, растяжение и сжатие, а также на сопротивляемость ударам (относится к погремушкам). Если после «неправильного использования» игрушка не утратила своих первоначальных свойств, значит, она прошла испытание.
Пожарная безопасность игрушки включает в себя скорость воспламенения, скорость полного сгорания, способность не гореть под прямым воздействием пламени, трудновоспламеняемость (пламя гаснет, как только устраняется его источник), а также способность выделять при горении нетоксичные вещества. Требования к пожарной безопасности предъявляются главным образом к карнавальным костюмам, мягким игрушкам, а также изделиям, внутрь которых ребенок может залезть. Если речь идет о химических игрушках, то включенные в набор вещества не должны образовывать самовоспламеняемые и взрывоопасные смеси.
Требования к уровню шума предъявляются к электрическим игрушкам и погремушкам. Предельный уровень шума в закрытом помещении не должен превышать 65 децибел. Примечательно, что испытания также проходит и упаковка игрушек. Упаковочные пакеты, в которых изделия поступают на рынок, не должны быть опасными с точки зрения удушения ребенка.
Электрические игрушки условно делятся на работающие от трансформатора и от батареи. Напряжение в источнике питания не должно превышать 24 вольт. Трансформатор должен быть изготовлен из прочных огнеупорных материалов. Особые требования предъявляются также и к батарейкам: они должны быть взрывобезопасны, и риск получить удар током должен быть сведен к минимуму. Все контактирующие и способные контактировать с источником электричества детали должны быть изолированы. Электрические игрушки не должны служить помехой другой электротехнике. Максимально нагревающиеся части не должны вызывать ожоги.
Теперь немного о маркировке. На все игрушки, не предназначенные для детей до 3-х лет, производитель обязан наносить соответствующее предупреждение. Иногда встречается также и указание рекомендуемого возраста. Этот показатель не связан с безопасностью, он диктуется педагогическим назначением конкретной игрушки или степенью сложности, если изделие сборное.
Ладошка на маркировке означает, что данное изделие развивает моторику и мускулатуру. Знак CE (латинские буквы, похожие на половинки эллипса) означает соответствие изделия директивам Европейского союза о безопасности.
Экспертиза игрушек
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий Министерством образования Российской федерации в 2000 году был разработан порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, который был утвержден приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 №1917.
Данный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее — игрушек) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.
Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку. Этот порядок запретил производство и реализацию отечественных игрушек, а также реализацию импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения.
Установлено, что экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России (далее — ФЭС), государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
Учреждения проводят экспертизу игрушек, изготовляемых и реализуемых на территории субъектов Российской Федерации, кроме компьютерных и электронных.
ФЭС:
— проводит экспертизу игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно-технологических игр;
— проводит первичную экспертизу игрушек при отсутствии в субъекте Российской Федерации учреждения;
— проводит повторную экспертизу игрушек в случае получения авторами-разработчиками, предприятиями- изготовителями, торговыми организациями (далее — заявители) отрицательного заключения;
— рассматривает другие спорные вопросы, возникающие между учреждениями и заявителями в процессе проведения экспертизы;
— оказывает методическую помощь учреждениям.
Проведение экспертизы осуществляется на платной основе.
Порядок оплаты определяется Инструкцией о порядке оплаты экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Предметом и содержанием экспертизы игрушек является установление соответствия образца (макета, модели) игрушки критериям оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением системы экспертизы, финансируются из средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, отчислений организаций, проводящих экспертизу, из средств, полученных ими за проведение экспертизы.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу:
— заявление;
— техническое описание игрушки;
— образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;
— фотографию образца (макета, модели) игрушки
— рекомендации по использованию игрушки;
— санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.
Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия (секция) из квалифицированных специалистов — экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии (секции) могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли, общественности. Состав экспертной комиссии (секции), ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу. По результатам экспертизы экспертная комиссия (секция) составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии (секции). Отзыв экспертной комиссии (секции) является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям
В заключении указываются:
— наименование организации, проводящей экспертизу;
— для юридических лиц — наименование и юридический адрес организации, получающей заключение;
— для физических лиц — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение.
— название игрушки;
— разработчик и изготовитель игрушки;
— возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;
— соответствует или не соответствует игрушка социально-психо-логопедагогическим критериям;
— дата выдачи и регистрационный номер заключения.
Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы.
Заключение действительно в течение трех лет.
Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения. При получении отрицательного заключения заявитель в месячный срок со дня получения заключения может обратиться в ФЭС для проведения повторной экспертизы. ФЭС по результатам экспертизы в 15-дневный срок со дня регистрации заявления дает заключение о соответствии образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям. Форма бланка заключения устанавливается Минобразованием России и является единой на всей территории Российской Федерации. Бланки заключений имеют регистрационный номер и необходимую степень защиты, изготовляются централизованно типографским способом. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России.
1.7 Сертификация игрушек
В настоящее время все торговые и промышленные предприятия, за исключением имеющих сугубо местное значение, обнаруживают среди своих основных конкурентов фирмы других стран. Следовательно, разработку продукции и стратегию маркетинга следует осуществлять, ориентируясь на общемировую конкуренцию. Качество приобретает все большее значение как фактор, от которого зависит успех на рынках. В условиях острой конкуренции от качества продукции зависит не только благополучие, но и само существование любого предприятия. При этом важно обеспечить не только необходимый уровень потребительских свойств выпускаемой продукции, но и их стабильность в процессе производства продукции. От стабильности качества продукции зависит репутация предприятия, как достойного доверия поставщика. Такие меры являются далеко не излишними. При проведении процедуры сертификации игрушек однократно обнаруживалось завышенное в несколько раз предельно допустимое содержание солей тяжелых металлов в деревянных игрушках с поверхностным окрашиванием и свинца в пластмассовых игрушках, наличие поверхностных красителей в прорезывателях и высокий уровень шума или плохо закрепленные элементы в погремушках для новорожденных. Такие игрушки являются опасными для здоровья детей. Поэтому предприятия весьма заинтересованы в процедуре подтверждения соответствия качества своей продукции заданным требованиям. Одна из таких процедур называется сертификацией. Сертификация необходима для саморекламы, повышения престижа и многого другого, что обеспечивает конкурентоспособность продукции, а, значит, и расширение рынков её сбыта. На современном этапе развития торговли сертификация продукции используется: в процессе производства; в целях обеспечения соответствия продукции требованиям стандартов и выполнения технологических требований; в процессе реализации; в коммерческих целях; в процессе эксплуатации; в целях защиты интересов потребителя. Практика международной торговли показала наличие множества вариаций в проведении работ по сертификации, возникающих из-за применения различных схем (моделей) сертификации. Самая простая схема — это схема, при которой типовой образец продукции подвергается испытаниям с целью подтверждения его соответствия установленным требованиям. Это одна из наиболее ограниченных форм сертификации продукции, как с точки зрения ее изготовителя, так и органа по сертификации, одобряющего выпуск данной продукции. Самая сложная схема сертификации предусматривает не только контроль качества продукции, но и оценку системы управления качеством на предприятии, а также осуществление последующего надзора за качеством продукции в сфере производства и потребления. Между этими полярными по сложности схемами располагается весь спектр различных вариантов схем сертификации.
На практике при оформлении сертификата на производителя продукции наиболее часто используются схема, которая предусматривает выполнение следующих этапов процедуры:
• представление заявки в орган по сертификации продукции;
• анализ материалов заявки и принятие по ней решения в органе по сертификации;
• отбор образцов у заявителя;
• испытание продукции в аккредитованной лаборатории;
• проверку производства изготовителя продукции;
• принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
• инспекционный контроль качества сертифицированной продукции, путем испытания продукции в аккредитованных лабораториях.
Процедура сертификации игрушек по данной схеме связана с проведением большого объемов испытаний игрушек как непосредственно при сертификации продукции, так и при осуществлении инспекционного контроля в процессе действия сертификата. Большинство промышленных предприятий производят игрушки в расчете на удовлетворение требований потребителя. Требования к качеству игрушек приведены в европейские и национальные стандарты. Однако само по себе наличие стандартов не является гарантией того, что требования действительно выполняются, поскольку в организационную систему производства могут вкрасться определенные несоответствия. Серия стандартов ИСО 9000 содержит требования к производству и управлению им, при выполнении которых можно всесторонне оценить способность изготовителя обеспечить необходимый технический уровень и стабильность изготовления продукции должного уровня. Исходным принципом управления качеством в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 является воздействие на качество на всех этапах так называемой «петли качества»: от первоначального определения до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителя. Таким образом, сертификация системы качества, основанная на стандартах ИСО 9000, предусматривает проверку всего цикла создания изделия от замысла до окончания срока его использования. Такая проверка охватывает все отделы, подразделения, службы и работников организации. При этом проводится оценка не качества продукции, а возможности его обеспечения изготовителем в целом. Таким образом, соответствие системы качества фирмы требованиям стандартов ИСО рассматривается как определенная гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции. Во многих развитых странах мира интенсивно осуществляется прямое применение стандартов ИСО серии 9000. При этом одновременно разворачивается и сертификация продукции, и сертификация систем качества. С 1999г «Учреждение Центр СКС» аккредитовано в системе сертификации ГОСТ Р в качестве органа по сертификации систем качества в соответствии с требованиями стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Таким образом, «Учреждение Центр СКС» может одновременно работать и как орган сертификации продукции и как орган по сертификации систем качества. При таком комплексном подходе к сертификации продукции Заявитель представляет в «Учреждение Центр СКС» две заявки — заявку на сертификацию продукции с соответствующим перечнем продукции, подлежащей сертификации, и заявку на сертификацию системы качества. В этом случае работа выполняется в три этапа.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Первый этап
Сертификация системы качества на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. Этап состоит из предварительной оценки системы качества по представленным документам без выезда экспертов на предприятие Заявителя и сертификационной оценки системы качества Заявителя с выездом на его предприятие экспертов.
Второй этап:Сертификация продукции Заказчика
При положительных результатах по первого этапа Учреждение Центр СКС оформляет Сертификаты соответствия на продукцию сроком на три года. При выполнении второго этапа «Учреждение Центр СКС» обязательно выборочную проверку качества отдельных видов продукции и рассматривает информацию из независимых источников (испытательных лабораторий, органов по сертификации) о качестве его продукции (протоколы испытаний, заключения контролирующих организаций). При положительном решении вопроса в качестве основания для выдачи сертификата соответствия указывается сертификат соответствия на систему качества Заявителя выданный органом по сертификации систем качества «Учреждение Центр СКС». Сертификат соответствия на продукции и сертификат соответствия на систему качества имеют одинаковый срок действия.
Третий этап:Инспекционный контроль
Инспекционный контроль осуществляется с периодичностью один раз в год в течение срока действия Сертификатов соответствия. Инспекционный контроль представляет собой контроль функционирования системы качества Заказчика. Указанная схема работы показала свою эффективность при сертификации таких известных фирм как «BENETTON GROUP S.p.A» и «LEGO System A\S». В настоящее время ведутся переговоры с рядом фирм о переходе на такую схему сертификации продукции.
2. Практическая часть
Сравнительная оценка безопасности непродовольственных товаров однородных групп или подгрупп на примере игрушек.
2.1 Мягкие игрушки
Современный рыночный бизнес иногда заставляет производителей идти на хитрости и уловки. При ввозе мягких игрушек в страну, что обходятся различные проверки, призванные определить уровень безопасности игрушки для ребенка. Сами понимаете, что игрушка, изготовленная из токсичных материалов, нанесет вред вам и вашей семье. Некоторые производители все-таки сообщают о безопасности материалов знаком «С» на упаковке. Не безлопастными игрушками, по мнению психологов, будут и те, что окрашены в черный и красный цвета. Их отрицательное влияние на психику ребенка доказано давно. Игрушки, исполняющие песни или просто со звуковыми эффектами должны иметь громкость по стандарту менее 65 децибел. Иначе рискуете получить глухого, запуганного ребенка. Приобретая мягкую игрушку, обратите внимание на то, чем она набита. Набивка игрушки маленькими пластмассовыми шариками – это не очень хорошо. При разрыве материала ребенок может наглотаться посторонних предметов. Поролоновая набивка игрушки через полгода начнет разлагаться и выделять ядовитые вещества. Наилучший материал набивки, конечно же, синтепон. Мягкая игрушка из такого материала, будет мягкая, отлично стирается, и держит форму, не деформируя игрушку.
В данной таблице я рассмотрю мягкую игрушку на все свойства безопасности:
Свойства безопасности
Показатели свойств безопасности
Механическая безопасность
Степень гладкости поверхности – поверхность гладкая, отсутствуют острые углы
Безопасность от шума и вибраций
Уровень шума — менее 65 децибел;
Инфразвук отсутствует;
Ультразвук отсутствует;
Вибрация отсутствует
Электрическая безопасность
Электричество отсутствует
Химическая безопасность
На у упаковке присутствует знак «С», значит материалы не токсичны
Биологическая безопасность
Наличие патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности не обнаружено
Пожарная безопасность
Изделие прошло тест на пожарную безопасность
Радиационная безопасность
Радиации в изделии не содержится
Физиологическая безопасность
Данное изделие опасность для человека не представляет.
Вывод: Мягкая игрушка прошла испытание на свойства безопасности. И можно сделать вывод, что данное изделие не представляет ни какой опасности для человека.
2.2 Игрушка из пластмассы
Пластмассовые игрушки изготавливают из полиэтилена; полипропилена; поливинилхлорида; современными методами под давлением или экструзией с раздуванием; практически без дополнительной обработки (куклы; фигурки животных; маги). Они должны быть лёгкими, яркими и гигиеничными.
В данной таблице я рассмотрю пластмассовую игрушки на свойства безопасности:
Свойства безопасности
Показатели свойств безопасности
Механическая безопасность
Поверхность гладкая, острые углы отсутствуют
Безопасность от шума и вибраций
Какие-либо звуковые эффекты отсутствуют
Электрическая безопасность
Электричество отсутствует
Химическая безопасность
Изделие окрашено, и на упаковке присутствует знак «С», значит игрушка не токсична
Биологическая безопасность
Наличие патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности отсутствует
Пожарная безопасность
Изделие прошло тест на пожарную безопасность
Радиационная безопасность
Радиационных веществ не содержит
Физиологическая безопасность
Опасность для человека не представляет.
Вывод: Игрушка из пластмассы прошла тест на безопасность. Ни каких вредных и опасных веществ не обнаружено, значит, изделие является безопасным.
2.3 Деревянная игрушка
Деревянные игрушки не только не уступают по своим свойствам и качествам резиновым, плюшевым или пластиковым игрушкам, но даже по многим показателям превосходят их. Еще наши предки предпочитали мастерить для своих детей деревянные игрушки, так как знали, что дерево несет в себе природное тепло и полезно для здоровья. Одной из самых известных наших национальных деревянных игрушек является матрешка, и все малыши, без исключения любят играть с ней, интуитивно чувствуя ее полезную энергетику. Кроме того, деревянные игрушки хорошо помогают развитию ребенка, учат их познавать мир посредством ощущений, дают им возможность пофантазировать, встроить замысловатые конструкции и т.п.
Спрос на деревянные игрушки растет с каждым годом, и это, не удивительно. Они не только красивые, но и полезные, а их качество подтверждено соответствующими сертификатами.
В данной таблице я рассмотрю деревянную игрушку на свойства безопасности:
Свойства безопасности
Показатели свойств безопасности
Механическая безопасность
Поверхность гладкая; углы присутствуют, но опасности для ребёнка не представляют
Безопасность от шума и вибраций
Акустика полностью отсутствует
Электрическая безопасность
Электричество отсутствует
Химическая безопасность
Поверхность окрашена, токсические вещества не присутствуют    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--


123-5/95-7 от 24.05.84
10.
Лак МЧ-52
ТУ 6-10-767-80
23-01-14/121 от 13.03.89
11.
Двуокись титана
ГОСТ 98-8-80
23-01-14/674 от 14.11.89
12.
Пигмент красный, железоокисный
ТУ 6-10-602-77
23-01-14/674 от 14.11.89
13.
Крон желтый
ГОСТ 478-80
23-01-14/674 от 14.11.89
14.
Лак рубиновый СК
ГОСТ 7436-74
23-01-14/674 от 14.11.89
15.
Нитролаки НЦ 218, НЦ 224
ГОСТ 4976-76
23-01-14/674 от 14.11.89
16.
Нитроэмали
ГОСТ 5406-73
23-01-14/674 от 14.11.89
17.
Растворитель 646
ГОСТ 18188-72
23-01-14/674 от 14.11.89
18.
Краски на основе красителей жиро- растворимого желтого Ж, жирораст- воримого красного Ж, нитролака НЦ-218
ТУ 6-14-58-75, ТУ 6-14-716-76, ГОСТ 4976-76
23-01-14/674 от 14.11.89
19.
Краски марки «Винилин»
«Садолин», Финляндия
23-01-14/674 от 14.11.89
20.
Краски ТПХВ
ТУ 29-02-888-79
23-01-14/674 от 14.11.89
21.
Краска порошковая поливинилхло- ридная ПВХ-716
ТУ 6-10-1706
123-5/268-7 от 15.07.87
22.
Эмаль МЛ 242
ГОСТ 10982-75
07-212 от 13.02.90 (Горьковская облСЭС)
23.
Лак Ф Л-559 (3-30-59)
ГОСТ 14147-80
123-9/652-7 от 26.04.79
24.
Лак ЭП-527Х
ТУ 6-10-12-16-82
123-12/32-7 от 10.01.80
25.
Лак ЭП-547 консервный
ТУ 6-10-1395-73
123-14/1382-7 от 26.07.76
26.
Лак ЭП-547 М
ТУ 6-10-12-38-78
123-5-578-7 от 28.12.79
27.
Трехслойные и двухслойные системы лаков: ЭП-547/ЭП-5195/ФЛ-559; ЭП-547/ЭП-5147ал/ФЛ-559; ЭП-5147ал/ФЛ-559
ТУ 6-10-1395-73, ТУ 6-10-11-351-6- 80, ГОСТ 14147-80, ТУ 6-10-1498-75
123-5/929-7 от 20.11.81
28.
Эмаль ЭП-5147ал; лаки: ЭП-547; ЭП-547М; ФЛ-559; ЭП-527Х (сочета- ние эмалей и лаков в один или два слоя)
ТУ 6-10-1498-75, ТУ 6-10-1395-73, ТУ 6-10-12-38-78, ГОСТ 14147-80, ТУ 6-10-11-335-6- 79
123-5/880-7 от 04.11.81
29.
Эмаль силикатная ЭСП-117 (СТ-17)
ГОСТ 24405-80
123-14/669-7 от 05.03.75
30.
Эмаль стекловидная БС-20 желтая и зеленая
для покрытия алюминия марки АДО
123-9/523-7 от 19.05.81
31.
Стеклоэмали марок: 25, 54, Э-1; 2ОН, 92Т, 105Т, 301-3, 25-32, 25- 32Л
ТУ 26-01-149-78 ТУ 26-01-461-72
123-5/169-7 от 18.07.80
32.
Эмали марок: ЭСГ-21 (СГ-21А), ЭСП-117 (СТ-17), СГ-21
ГОСТ 2440580
123-5/344-7 от 17.01.74
33.
Эмали марок Т-174 и У-21


126-11/210-3 от 31.05.72
34.
Эмаль В-ЭП-2100
ТУ 6-10-1502-79
123-11/348-7 от 24.02.76
35.
Лак красный ЖБ (ДКМ-0,5 мг/л)
ГОСТ 8573-77
123-14/1124-7 от 17.03.77
36.
Краска серии 2020-331 (голубая) для окраски металлических игрушек
ТУ 29-02-872-79
123-8/176-7 от 06.03.78
37.
Краски офсетные быстрозакрепляю- щиеся серии: 12000-231, 12000-331, 12000-531, 12000 01 (для печати по жести)
ТУ 29.02.851-78
126-8/62-3 от 22.10.71
38.
Индулин жирорастворимый (для ок- раски пластмасс) (ДКМ-1,2 мг/л)
ГОСТ 4770-77
123-14/1124-7 от 17.03.77
39.
Дибутилсебацинат, бутилстеарат, диоктилфталат, стеарат цинка, стеариновая кислота, стеарат кальция (в качестве пластификато- ров полимерных материалов в пр-ве игрушек)
ГОСТ 8728-77 ГОСТ 8728-77 ГОСТ 9419-78 ТУ 6-14-722-76
126-11/239-3 от 16.02.73
40.
Масло минеральное высокоочищенное (ВММ) и нафталовое компрессорное (НКМ-40) (в качестве пластифика- торов полимерных материалов в пр-ве игрушек)


123-11/1105а-7 от 21.07.78
41.
Отбеливатель Увитекс ОБ (в коли- честве не более 0,1% вводится в композиции пластмасс)


123-9/521-7 от 20.05.81
42.
Сингамид-5 (в качестве антистати- ческой добавки к пластмассам)
ТУ 6-02-640-76
123-14/1039-7 от 07.05.74
43.
Стабилизатор ФАУ-13 (в количестве не более 0,5% применяется при производстве АБС-пластиков и по- лиэтиленов)
ТУ 6-14-22-129-75
123-9/521-7 от 20.05.81
44.
Стабилизатор 4-метил-2, 6-дитре- тичный бутилфенол (2,6-дитретич- ный-паракрезол, бутилированный гидроокситолуол, ионол, алкифен БП, агидол-1) (ДКМ в модельные среды на уровне 2 мг/л)


123-11/585-7 от 27.11.78
45.
Стафор-10 в качестве стабилизато- ра полимерных материалов (в ком- позиции вводится до 0,3% без контроля за миграцией)


123-11/1005а-7 от 21.07.78
РЕЗИНА, КАУЧУК    продолжение
--PAGE_BREAK--
N п/п
Наименование сырья и материалов
НТД
Дата и номер разрешения МЗ СССР, РСФСР
1.
Резина марок 52-469, 52-470 (на основе каучука синтетического бутадиен-нитрильного СКН-26, ГОСТ 7738-79)


123-14/1700-7 от 02.06.75
2.
Резина марки 52-563


123-12/1079-7 от 10.05.79
3.
Резина марки 5С-2 (на основе каучука синтетического этилен- пропиленового СКЭП)


123-9/402-7 от 12.05.81
4.
Резина марок: П-4, Т-193, 1840, 1843


126-14/1111-3 от 03.07.67
5.
Резина марок: Т-199, 1743, 6306- YII


126-14/1111-3 от 03.07.67
6.
Резина марки 6а-1 (на основе каучука синтетического бутадиен- нитрольного СКН-26)


126-11/913-3 от 06.06.70
7.
Резина марки 52-107 (на основе каучука натурального НК)


123-11/578-7 от 13.05.77
8.
Резина марки 52-III (на основе каучука натурального НК) (светлый креп-75%) СЛД-ЛР (в растворе бензина)-25%


123-9/434-7 от 14.05.80
9.
Резина марки 52-446 (на основе каучука синтетического бутадиен- нитрильного СКН-26, ГОСТ 7738-79)


123-11/559-7 от 10.04.74
10.
Резина марки 52-507а (на основе каучука натурального НК)


123-14/848-7 от 09.03.76
11.
Резина марки 52-530 (на основе каучука синтетического бутадиен- нитрильного СКП-26М, ГОСТ 7738- 79)


123-14/452-7 от 13.05.77
12.
Резина марки ИРП-1338 (на основе каучука синтетического силоксанового СКТВ)


123-14/1054-7 от 03.05.76
13.
Резиновые смеси марок ИРП-1338 и ИР-1344 (на основе каучука синтетического силоксанового СКТВ)


126-14/668-3 от 10.06.71
14.
Резина марки 6а-2 (на основе каучука синтетического бутадиен- нитрильного СКН-26, ГОСТ 7738-79)


126-12/2043-7 от 23.10.79
15.
Резина марки Б-22 (на основе каучука натурального НК и каучука синтетического натрий- бутадиенового СКБ)


126-14/2610 от 19.12.73
16.
Резина марки КР-339 (на основе каучука натурального НК)


126-11/146 от 18.09.65
17.
Резина марки ПЦ-7 (на основе каучука синтетического бутадиенового СКД)


123-9/69-7 от 04.02.81
18.
Резина марки С-482 (на основе каучука синтетического силоксанового СКТВ)


123-14/1701-7 от 26.06.75
19.
Латексная смесь натуральная («Рвультекс», антиоксидант Н-Г-22- 46, казеин сычужный, гидроокись аммония, вода)


126-14/75-3 от 08.01.71
20.
Мел марки ММ-2
ОСТ 21-10-74
123-12/368-7 от 22.05.79
21.
Мел МТД-1
ТУ 21-РСФСР 763- 79
123-12/484-7 от 08.06.81
22.
Сажа белая марки БС-30
ГОСТ 18307-78
123-14/2689-7 от 11.10.76
23.
Тальк марки А, 1 сорта в рецептах




24.
Тальк корейский


123-14/1974-7 от 15.12.78
25.
Углерод технический марок: ПМ-4ОН, ПМО-95Н
ТУ 38-11528-77, ТУ 38-11535-77
123-11/2257-7 от 24.12.75
26.
Углерод технический (сажа) марки: ДГ-100, ПМ-75
ГОСТ 7885-77
123-14/252-7 от 14.06.77 123-14/1644-7 от 27.07.78
27.
Углерод технический марки ПМ 0-101Н
ТУ 38-11-555-76
123-14/1564-7 от 25.07.78
28.
Ускоритель вулканизации этилцимата


123-11/1508-7 от 21.12.78
29.
Каучук синтетический тройной этиленпропиленовый, содержащий в качестве третьего компонента этилидиеноборнен марки СКЭПТ-Э
ТУ 38-103252-79
123-14/2354 от 17.07.74
30.
Каучук синтетический этилен- пропиленовый СКЭПТ-Э


123-14/1478 от 27.06.74
31.
Каучук синтетический этилен- пропиленовый СКЭП
ТУ 38-103252-79
123-9/475-7 от 14.05.80
32.
Резина ПС-04: СКЭП-40,50-100,0; сера-0,3; пероксимон Р-40-6,0; кислота бензойная-2,0; техуглерод П-702-50,0; техуглерод П-324- 50,0; масло индустриальное И-8А- 15,0; низкомолекулярный полиэтилен-10,0


123-9/2-7 от 26.02.88
33.
Синтетический каучук СКН-33АМП


123-9/856-7 от 14.12.87
34.
Резина марки 52-446с (рецептура в мас. частях: каучук СКН-26СМ- 100,0; сера-1,5; вулкацит Р — экстра Н-0,9; белила цинковые-5,0; стеариновая кислота-0,2; трехугле- род П-701-40,0; техуглерод К-354-10,0; ДОФ-25; фригит-10,0)


123-12/1020-7 от 03.07.87
35.
Изопреновый каучук СКИ-5


123-12/1120-7 от 21.10.87
36.
Резина ПС-23: СКН-40М-100,0; сульфенамид Ц-0,8; сера-2,5; белила цинковые-3,0; стеарин-2,0; каолин-30,0; кислота бензойная- 1,0; техуглерод К-354-60,0; диоктилфталат-10,0; техуглерод П- 702-60,0; низкомолекулярный полиэтилен-10,0

    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Максимальное количество мигрирующего элемента в 1 кг материала, мг


сурьма
мышь- як
барий
кадмий
хром
свинец
ртуть
селен
Любой материал, кроме формующихся масс и красок, наносимых пальцами
60
25
500
75
60
90
60
500
Формующаяся масса и краски, наносимые пальцами
62
25
250
50
25
90
25
500
Приложение №3
Утвержден
Постановлением
Госкомсанэпиднадзора
Российской Федерации
от 5 января 1993 г. N 1
Реквизиты учреждения
Гигиенический сертификат
_______________________________
(полное наименование продукции)
от _____________ N __________
1.____________________________________________________________
(нормативная документация на отечественную продукцию,
реквизиты импортной продукции)
соответствует санитарному законодательству России, согласована.
2. _________________________, соответствующая ________________
(наименование продукции) (нормативной документации, документации на поставку)
___________________________________________________ допускается по гигиеническим показателям к производству (ввозу) с целью реализации на территории Российской Федерации в качестве __________________________________________________________________
при условиях _________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Гигиеническая характеристика продукции:
показатели допустимые
(факторы) уровни (величины)
3.1.___________________________ ______________________________
3.2.___________________________ ______________________________
3.3.___________________________ ______________________________
… ___________________________ ______________________________
4. При применении (хранении, транспортировке, реализации)
_______________________________ необходимо соблюдать следующие
(наименование продукции)
меры безопасности: ___________________________________________
_____________________________________________________________
5. Настоящий сертификат действителен _________________________
(срок, объем партии)
Главный государственный
санитарный врач __________________ п.п. _____________________
(территории) Ф.И.О.
"___" _________ 199__ г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.