Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе
В ХХ веке многие писатели обращаются к теме войны: А. Твардовский, М. Булгаков, Б. Васильев, И. Бабель, В. Быков, А. Фадеев. Мировая ли, гражданская ли, война врывается в спокойную жизнь людей, принося им смерть, ломая их судьбы и калеча сердца. Это страшное бедствие заставляет женщин, дающих жизнь всему человечеству, наоборот, эти жизни забирать, отправляясь с оружием на войну («А зори здесь тихие…» Б. Васильев); отца — убивать сына, сражающегося на другой стороне («Конармия» И. Бабель); предавать своего товарища ради спасения собственной жизни («Сотников» В. Быков). Война является проверкой на нравственность и стойкость каждого человека. Так, в романе А. Фадеева «Разгром», написанном в 1925 году, в центре внимания автора — изображение человеческих характеров, меняющихся под воздействием военных событий.
В «Разгроме» — около тридцати персонажей, что необычайно мало для произведения, описывающего гражданскую войну. Но не количество героев волнует писателя, а внутренний мир каждого из них. Фадеев любит внимательно и долго наблюдать за отдельной личностью, заставляя ее попадать в различные жизненные ситуации. По мнению автора, «настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием». В данном произведении таким большим испытанием является война. Но военным эпизодам отведено мало места в романе, так как Фадееву в большей мере они нужны для того, чтобы полностью раскрыть характер героя, снять с него маску и показать в неприкрашенном виде.
В системе образов романа отразились все реальные слои общества, принимавшие участие в революции: крестьянство, пролетариат, интеллигенция. Но каждый герой произведения, к какому бы социальному слою он не принадлежал, является уникальной и неповторимой личностью, со своим характером, вкусами, привычками. Например, Морозка, сын шахтера, — партизан, мужественный и отважный человек. Для таких как Морозка участие в войне стало перевоспитанием, идейно-нравственным перерождением личности. Украсть дыни для Морозки не составляет труда, кроме того, он не видит в этом ничего плохого. Но командир почему-то собирает отряд, чтобы судить его за этот, казалось бы, безобидный поступок. Старые нормы поведения и привычки оказались непригодными на войне. Пройдя многочисленные испытания, Морозка перерождается. Его духовный мир становится богаче, многие поступки теперь он совершает более осмысленно. Война сделала Морозку дисциплинированным, воспитала в нем чувство ответственности за своих товарищей. «Да я кровь отдам по жилке за каждого», — говорит он и, не колеблясь, жертвует собой ради спасения других.
Совсем другой человек — Мечик — самовлюбленный и эгоистичный интеллигент. Нежелание оставаться в стороне, мечта о громких подвигах и славе подвигнули его добровольцем отправиться на войну. Но бесхарактерность и житейская неустойчивость натуры Мечика не выдерживают испытаний на войне. Герой в своих мечтах, на деле он — жалкий и мелочный человек.
Коммунист Левинсон, идейный руководитель партизан. Казалось бы, этот человек должен обладать богатырской силой, громким голосом, строгостью, подобающей командиру отряда. Но Левинсон, напротив, — тихий, скромный и физически слабый человек. Вся его сила заключается в таланте руководителя, в умении донести до масс всю красоту гражданского долга, заразить людей патриотизмом, воспитать в них честность и порядочность. «Левинсон глубоко верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, скрытый от поверхностного глаза, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге».
Об основной идее романа сам автор писал следующее: «В гражданской войне происходил отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все растущее из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка человеческого материала».
Революция сформировала и перевоспитала таких людей, как Бакланов, Дубов, Морозка, Метелица. Она же разоблачила таких, как Мечик, мелкого и эгоистичного человека, не видящего никого кроме себя.
Роман кончается разгромом отряда, отсюда и название произведения. Лучшие люди отряда погибли, а в живых осталось лишь девятнадцать человек.
Но дух бойцов не сломлен, они выполнили свою боевую задачу и готовы к новым битвам. В романе не только показывается, как крепнут и развиваются советские люди в ходе революции, но и утверждается идея непобедимости народа в справедливой войне.