--PAGE_BREAK--
∆П
в
=∆П
в(
p
) +
∆П
в (
z
)+
∆П
в(
q
) +
∆П
в(асс).
Рассмотрим методику разложения прироста прибыли по факторам на условном примере. Для выявления факторов необходимо произвести перерасчет выручки от реализации продукции, работ и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного периода, себестоимость фактически реализованной продукции, работ, услуг в отчетном периоде также пересчитывается по себестоимости базисного периода (пример: таблица 1.3)
Таблица 1.3
Расчет влияния факторов на изменение прибыли предприятия
Показатели
За предыдущий период
Фактически по ценам и себестоимости базисного периода
Фактически за отчетный период
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в отпускных ценах предприятия (без НДС, акцизов)
Σqp=56025
Σq1p0 =56699
Σq1p1 =56689
Полная себестоимость проданных товаров продукции, работ, услуг
Σqp0 =52230
Σq1z0 =52760
Σq1z1 =52650
Прибыль от реализации
ΣП0 =3795
Σq1p1=3939
ΣП1=4039
Прибыль от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным возросла на 244 тыс. руб.:
∆П = ΣП1 — ΣП0 =4039-3795=244 тыс. руб.
Изменение прибыли за счет изменения цен тарифов в отчетном периоде по сравнению с базисным составило
∆П(p) = Σq1p1 — Σq1p0 =56689-56699= -10 тыс. руб.
Снижение себестоимости единицы реализации продукции по сравнению с предыдущим периодом привело к увеличению прибыли:
∆П(z) = Σq1z0 — Σq1z1 =52760-52650= +110 тыс. руб.
Для расчета влияния объема реализации на изменение прибыли определяем индекс физического объема продукции
Iq = Σq1p/ Σqp=56699/56025*100=101.19%
Объем реализованной продукции возрос на 1,19%, пропорционально этому показателю повысилась и величина базисной прибыли за счет этого фактора:
∆П(q)= ΣП* Iq— ΣП=3795*1.0119-3795=+45.2 тыс.руб.
Увеличение доли более рентабельной (прибыльной) продукции увеличивает сумму прибыли и наоборот. Положительные сдвиги в ассортименте продукции привели к увеличению прибыли:
∆П(асс)=(Σq1n/Σq1p-ΣП/Σqp)*Σq1p0 =(3939/56699-3795/56025)*56699=
+98.8тыс. руб.
Таким образом, валовая прибыль предприятия в отчетном периоде по сравнению с базисным изменилась следующим образом:
а) за счет снижения цен и тарифов Пвуменьшилась на 10 тыс. руб. или на 0.3%;
б) за счет уменьшения себестоимости Пв увеличилась на 110 тыс. руб. или на 2,9%;
в) за счет увеличения объема реализации Пв возросла на 45,2 тыс. руб. или на 1.2%
г) за счет изменения состава продукции Пв повысилась на 98,8 тыс. руб. или на 2,6%;
Итого общий прирост прибыли составил 244 тыс. руб. или 6,4% . Относительное изменение прибыли за счет каждого фактора рассчитывают как отношение абсолютного изменения к базисному значению прибыли. Анализ изменения прибыли, основанный на индексном методе, помогает выявить на предприятии резервы увеличения прибыли и позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Только по сумме прибыли нельзя судить об эффективности деятельности предприятия. Показатель, характеризующий размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или производственных затрат, называется рентабельностью. Рентабельность отражает степень прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции. В практике отечественной статистики рассчитывают рентабельность продукции, или текущих затрат (Rз), рентабельность продаж (RПр), рентабельность активов (RА), рентабельность капитала (Rк).
Рентабельность продукции позволяет оценить эффективность текущих затрат по видам деятельности, связанными с производством продукции. Она определяется как отношение валовой прибыли (Пв) к себестоимости продукции (З) и выражается в процентах или копейках прибыли на один рубль затрат:
R
з= П
в
/З*100%.
Показатель рентабельности продаж (RПр) рассчитывается по предприятию в целом как отношение прибыли от продаж к выручке от продажи товаров, продукции, работ и услуг. Этот показатель характеризует долю прибыли в общей выручке от продаж, что не соответствует общим принципам построения показателей эффективности (соотношение результатов и затрат). Однако такой порядок расчета традиционно используется в анализе финансовой отчетности. Правильнее было бы соотнести прибыль от продаж с полной себестоимостью продукции (включая коммерческие и управленческие расходы), а по торговой деятельности – валовую прибыль с издержками обращения (коммерческими расходами). Показатель рентабельности собственного капитала (Rк) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размерам прибыли, полученной от их использования. Он определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала и характеризует прибыль, которая приходится на единицу собственного капитала. Показатель рентабельности активов (RА) рассчитывается делением прибыли до налогообложения на среднюю сумму стоимости активов и показывает величину прибыли в расчете на один рубль затраченных средств независимо от источников их формирования. Показатель рентабельности активов, или экономическая рентабельность, находится в функциональной зависимости от рентабельности продаж и скорости оборачиваемости активов:
R
A
=К
п*
R
Пр*
С
ОС*
D
ОС.
где Кп- коэффициент превышения бухгалтерской прибыли над прибылью от продаж; RПр – рентабельность продаж; Сос— скорость оборота материальных оборотных средств (отношение выручки от реализации продукции к средней стоимости материальных оборотных средств); Dос- доля материальных оборотных средств в общей сумме активов.
1.2 Оценка финансового состояния предприятий (организаций)
Под финансовым состоянием предприятия понимают его способность финансировать свою деятельность. Оно выражается в соотношении средств предприятия и их источников (активов и пассивов). В финансовом состоянии предприятия отражается общий итог его производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. От финансового состояния зависит конкурентоспособность предприятия, возможность его дальнейшего развития.
Существуют различные подходы к построению системы показателей, отражающих финансовой состояние предприятий. Важнейшим из них являются показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, которые определяются по данным бухгалтерского баланса, являются моментными и позволяют характеризовать финансовое положение предприятий на конкретную дату.
При проведении анализа финансового состояния предприятий в качестве базы для сравнения рекомендуется используется критериальные значения показателей, предлагаемые в нормативных документах.
Финансовая устойчивость характеризуется соотношением собственных и заемных средств предприятия. К показателям финансовой устойчивости относятся коэффициенты финансовой независимости и коэффициент маневренности.
Коэффициент общей финансовой независимости (коэффициент автономии) характеризует долю собственных средств в общей величине источников средств предприятия и определяет степень его независимости от кредиторов. Увеличение значения коэффициента в динамике свидетельствует об улучшении финансовой устойчивости. Считается, что коэффициент автономии должен быть меньше 0,7; в этом случае организация в состоянии произвести все платежи за счет собственных средств.
Коэффициент финансовой независимости в части оборотных активов (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами) рассчитывается как отношение собственных оборотных средств (собственного капитала в обороте) к стоимости всех оборотных активов предприятия. Рекомендуемое значение показателя должно находится в пределах от 0,1 до 0,5. Нужно иметь в виду, что значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на некоторых предприятиях может быть отрицательным. Это означает, что собственный капитал в обороте предприятия отсутствует и все оборотные активы сформированы за счет заемных источников.
Коэффициент финансовой независимости в части оборотных активов может быть дополнен характеристикой финансовой независимости в части запасов (материальных оборотных средств).
Коэффициент маневренности рассчитывается как отношение собственного капитала в обороте к общей величине собственного капитала и показывает, какая часть собственного капитала является наиболее мобильной. Рекомендованный интервал значений 0,2-0,5; чем ближе значение к верхней границе, тем больше у предприятия возможностей для финансового маневра. Значения всех коэффициентов финансовой устойчивости могут быть выражены и в процентах.
В таблице 1.4 приведены отдельные показатели финансовой устойчивости организаций по основным отраслям экономики РФ за 2004-2005 гг. Во всех отраслях, кроме транспорта, среднее значение коэффициента автономии меньше 70%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне финансовой независимости предприятий. Отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами по отраслям означают, что суммарный оборотный капитал предприятий сформирован за счет заемных источников.
Таблица 1.4
Показатели финансовой устойчивости организаций основных отраслей экономике РФ в 2004-2005гг.(%)
Отрасли экономики
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Коэффициент автономии
2004г.
2005г.
2004г.
2005г.
Экономика в целом
-6,6
-8,2
60,1
57,7
Промышленность
-5,8
-13,9
56,7
54,5
Сельское хозяйство
-5,6
-5,6
59,9
56,5
Строительство
-2,6
-14,1
47,8
38,9
Транспорт
-18,0
30,1
73,7
71,8
Следует отметить, что публикация данных в целом по отрасли не дает представления о финансовом состоянии входящих в нее предприятий. Более информативными являются данные, характеризующие распределение совокупности предприятий по значениям коэффициентов финансовой независимости.
Платежеспособность – это способность предприятия своевременно погасить свои долговые обязательства, которая характеризуется системой коэффициентов ликвидности и показателями, отражающими состояние расчетов предприятия. Общий принцип построения коэффициентов ликвидности заключается в соотношении статей актива баланса с определенными статьями пассива. Все активы предприятия можно разделить по степени ликвидности (возможности реализации в разные сроки) на следующие группы:
1) наиболее ликвидные, т.е. немедленно или быстро реализуемые активы (Аб) (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, ценные бумаги, имеющие устойчивый спрос);
2) со средним сроком ликвидности (Ас), т.е. краткосрочная дебиторская задолженность;
3) наименее ликвидные, т.е. медленно реализуемые активы (Ам) (запасы, НДС по приобретенным ценностям и прочие активы).
Обязательства предприятия, учтенные в пассиве бухгалтерского баланса, делятся на кратко- и долгосрочные.
Коэффициенты ликвидности рассчитываются как отношение активов различной степени ликвидности к краткосрочным обязательствам (в разах или процентах).
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) определяется как отношение наиболее ликвидных активов (Аб) к сумме краткосрочных обязательств. Благоприятным для предприятия считается значение этого коэффициента от 0.1 до 0,5.
Коэффициент срочной ликвидности определяется как отношение первых двух групп активов (Аб+Ас) к краткосрочным обязательствам. Нормативное значение этого показателя составляет единицу и выше, в этом случае можно говорить о надежном уровне платежеспособности предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) рассчитывается как отношение общей стоимости оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств. Коэффициент покрытия показывает, в какой кратности текущие (оборотные) активы покрывают текущие обязательства. Чем больше величина оборотных активов по отношению к текущим пассивам, тем больше уверенность, что текущие обязательства будут погашены за счет имеющихся активов. В странах с развитой рыночной экономикой считается, что коэффициент покрытия должен быть равен 2-3. В России коэффициент составляет 1-2.
Статистический анализ платежеспособности предприятий тесно связан с изучением состояния расчетов предприятий. Дебиторская задолженность – это задолженность покупателей, бюджета и других дебиторов перед предприятием. Кредиторская задолженность- это задолженность самого предприятия перед поставщиками, подрядчиками, бюджетом внебюджетными фондами, собственными работниками и т.п. Превышение в течение длительного времени кредиторской задолженности над дебиторской приводит к неплатежеспособности предприятия.
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание 2.1
Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-ная механическая), млн. руб.:
№
Предприятия п/п
Выручка от продажи продукции
Затраты на производство и реализацию продукции
№
Предприятия п/п
Выручка от продажи продукции
Затраты на производство и реализацию продукции
1
36,45
30,255
16
36,936
31,026
2
23,4
20,124
17
53,392
42,714
3
46,540
38,163
18
41,0
33,62
4
59,752
47,204
19
55,680
43,987
5
41,415
33,546
20
18,2
15,652
6
26,86
22,831
21
31,8
26,394
7
79,2
60,984
22
39,204
32,539
8
54,720
43,776
23
57,128
45,702
9
40,424
33,148
24
28,44
23,89
10
30,21
25,376
25
43,344
35,542
11
42,418
34,359
26
70,720
54,454
12
64,575
51,014
27
41,832
34,302
13
51,612
41,806
28
69,345
54,089
14
35,42
29,753
29
35,903
30,159
15
14,4
12,528
30
50,220
40,678
продолжение
--PAGE_BREAK--