--PAGE_BREAK--• «реалист» — руководствуется установкой: «при проведении операции благоприятные и неблагоприятные состояния природы имеют примерно одинаковую степень возможности»;
• «оптимист» — всегда руководствуется правилом: «со мной все будет хорошо, а все сложится удачно».
Кроме того, для «пессимиста» и «оптимиста» были выделены две дополнительные градации: «крайний...» и «разумный...».
Характер отношения ЛПР к риску в условиях природной неопределенности автор определил через его готовность пойти на возможность получения наихудшего для данной стратегии результата в надежде получить лучший результат. На этой основе были предложены следующие характеристики отношения ЛПР к нестохастическому риску:
• «несклонный к риску» — это ЛПР, которое «боится много проиграть», и поэтому при оценке возможных стратегий в первую очередь обращает внимание на величины связанных с ними наихудших результатов;
• «склонный к риску» — это ЛПР, которое «боится мало выиграть», и поэтому при оценке возможных стратегий в первую очередь обращает внимание или на величины связанных с ними наилучших результатов, или на величины «сожалений», вычисляемых для каждой возможной ситуации как разность между наилучшим при данном состоянии природы результатом и всеми текущими для него;
• «безразличный к риску» — это ЛПР, которое придает одинаковый вес как наилучшим, так и наихудшим результатам, учитывая возможные промежуточные результаты.
После такого определения «типа личности» ЛПР и введения градаций его отношения к нестохастическому риску осталось только применить метод морфологических таблиц и сформировать систему почти из 20 критериев, в которую, конечно же, вошли и все классические критерии выбора.
Условия неопределенности возникают, когда невозможно подсчитать вероятности, связанные с выбором. Такие условия появляются, когда в данной ситуации имеется так много переменных или «неизвестных» факторов, что невозможно бывает решить, какие могут быть вероятные результаты. В этих условиях менеджеры вынуждены полагаться на опыт, инициативу, суждения, что создает небезызвестное для них затруднительное положение в периоды быстрых перемен (рис. 1.3).
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенностей обладает социально-культурная, политическая и наукоемкая среда.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, пытаясь получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Во-вторых, действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на нее чересчур высоки. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.
Ход времени обычно обусловливает изменения ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Кроме того, здравый смысл подсказывает, что решение следует принимать достаточно быстро для того, чтобы желательное действие сохранило свое значение. Поэтому учет фактора времени иногда заставляет руководителей опираться на суждение или даже интуицию, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ. Подобным образом следует учитывать вероятность опережения решением своего времени.
Таким образом, существуют определенные пределы для рационального принятия решений отчасти потому, что никто не знает, что ожидает его в будущем, и будут ли в результате правильными принятые решения. Кроме того, многие решения включают так много переменных факторов, что невозможно, даже при наличии совершенных информационных систем, их полностью постичь, и поэтому никто не может осознавать все возможные последствия. Самое большое, что могут менеджеры сделать, так это принять самое логичное решение, какое только они могут, основываясь на не совсем отвечающей требованиям информации и своей способности ее использовать. Правда системные методы и инструменты принятия решений все время улучшаются, но соответствие следует проводить между стоимостью принятия наилучших решений и объемом затраченного времени и усилий по сравнению с удовлетворительными решениями, которые будут адекватно обслуживать потребности организации.
Разработка и принятие управленческих решений в условиях неопределенности — это ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что не представляется возможным оценить вероятности исходов. Основной критерий — максимизация прибыли — здесь не срабатывает, поэтому применяют другие критерии:
• максимин (максимизация минимальной прибыли);
• минамакс (минимизация максимальных потерь);
• максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.
Условия риска:
Более типичная ситуация возникает, когда менеджеры не могут полностью быть уверенными в результатах решений, но они устанавливают обоснованные приемлемые вероятности. Это известно как одно из условий риска, когда менеджеры могут определять в пределах ограниченных параметров результаты различного возможного для них выбора. Они могут сделать выбор в зависимости от того, какой результат более желателен для них (рис. 1.4.).
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1, Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.
По результатам исследования методологических основ принятия решения в условиях неопределенности сделаем некоторые выводы. Существует довольно распространенная классификация разновидностей неопределенности, каждая из которых требует применения особых методов принятия решений. Наибольшая сложность возникает при наличии в практике руководителя нестохастической неопределенности. В этом случае возникает масса проблем, связанных с неожиданностью результатов. В целом неопределенность – это негативное явление, которое следует или минимизировать, или избегать вообще.
2. Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1».
2.1. Краткая характеристика предприятия 1) Полное и сокращенное наименование предприятия
Открытое акционерное общество «Белгородский завод железобетонных конструкций №1», ОАО «Белгородский завод ЖБК №1»
2) Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие
1993 г. приказ №107 от 26.04- Акционерное общества открытого типа.
1997 г. приказ №389 от 15.08- Открытое Акционерное общество
3) Почтовый и юридический адрес предприятия.
Российская Федерация, 308800, г.Белгород, ул.Коммунальная 5
4) Подчиненность предприятия — вышестоящий орган.
5) Вид деятельности.
Производство строительных материалов
6) Организационно-правовая форма предприятия Открытое акционерное общество
7) Форма собственности. Частная.
8) Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий-монополистов: местный – включено.
9). Организационная структура предприятия. ОАО «Белгородский завод ЖБК №1».
2.2. Маркетинг и стратегия развития предприятия. Стратегия развития заключается в более полном удовлетворении потребностей Белгородской области и других регионов. Существует ряд товаров, импортируемых на Белгородский рынок строительных материалов из-за границы и стран СНГ, но в области существует ресурсно-сырьевая база позволяющая выпускать данные товары внутри области, что снизит их стоимость на 30-40%, повысит конкурентноспособность предприятий их производящих. Предприятие ЖБК-1 имеет возможность пополнить свою номенклатуру изделиями, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Поддержка со стороны органов местной власти обеспечивает постоянное поддержание производственных мощностей предприятия.
Из-за того, что доля продукции ЖБК-1 на данном рынке составляет 40% конкуренция остальных предприятий пока, не представляется сильной.
Каналы сбыта — это лицо, организации или их совокупность берущая на себя ряд функций, риск и ответственность за продвижения товара от производителя к потребителю. Основными каналами распределения являются:
• предприятия розничной торговли;
• оптовые предприятия;
• непосредственно отдел реализации на предприятии. Посредники выполняют ряд важнейших функции:
1. сбор информации, для планирования обмена производства;
2. стимулирование сбыта;
3. установление контактов — налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
4. организация товародвижения — склад — транспортировка. Производиться стимулирования сбыта продукции и на самом предприятии: посредством системы наценок и скидок, в зависимости от объема продажи и условий оплаты; стимулирования дилера или посредника предоставления им скидки,; стимулирование работников службы маркетинга и сбыта продукции посредством нормативов оплаты их труда в зависимости от объема продаж.
Система маркетинговых коммуникаций, применяемая ОАО «ЖБК-1», включает в себя следующий набор элементов:
1. реклама;
2. стимулирование сбыта;
3. выставки — ярмарки;
4. паблик рилейшенз.
В своей деятельности ОАО «ЖБК-1» использует как прямую, так и косвенную рекламу. Косвенная заключается в том что на протижении многих лет потребители отдавали предпочтения товару данной фирмы. Прямая реклама, которая способствует быстрой реакции распространяется в прессе (газеты, журналы), специальные буклеты, на телевидении, в наружной рекламе.
Также не маловажное значение играет принятие участия во многих выставках проходящих не только в области, но и в других городах России.
В связи с выбранной, стимулированию сбыта будет уделяется большое значение. Деятельность в этой области направлена на то, чтобы: дать необходимую информацию потенциальным потребителям о новом товаре, а также существующим потребителям о конкретных характеристиках предлагаемого товара; выявить на рынке новые возможности использования предлагаемого товара; переманивание клиентов; инициировать реализацию товара за счет повышения степени их узнаваемости в среде покупателей; спользовать различные средства стимулирования объемов и кратности совершения покупок; повышать имидж предприятия.
Стимулирование, направленное на покупателей: разработанная и отлаженная система скидок постоянным клиентам; предоставления товара в кредита; отпуск товара под реализацию (постоянным посредникам); выдача рекламных проспектов покупателям; посещения выставок; демонстрация товара; и т. д.
Паблик рилейшенз — размещается в средствах массовой информации самими журналистами т. е. бесплатная реклама. Основная задача паблик рилейшенз — создание и сохранение имиджа предприятия. Общественное мнение делится на внутренние — сотрудники, внешние — инвесторы, СМИ. Для повышения общественного мнения «ЖБК-1» использует следующие элементы:
1. Благотворительная деятельность.
2. Помощь администрации в благоустройстве города.
3. Посещения различных выставок (что повышает репутацию предприятия не только в области, но и по России в целом).
4. Выпуск буклетов с полным описание и краткой характеристикой продукции.
Тем самым ОАО Белгородский завод «ЖБК-1» наиболее выгодно для себя использует конкурсы и выставки, что помогает поднять престиж предприятия и его известность, а так же снизить затраты на традиционную рекламу. 2.3 Оценка платежеспособности предприятия за 2003 год. В таблице 2.1. рассчитаем трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации.
Расчет трехкомпонентного показателя
Таблица 2.1. тыс. руб.
№ пп
Показатель
начало периода
конец периода
отклонение
1
Источники собственных средств (Цс)
290127
441593
151466
2
Внеоборотные активы (F)
249514
318866
69352
3
Наличие собственных оборотных средств (Ес)( 1-2)
40613
122727
82114
4
Долгосрочные пассивы (Кт)
49411
124015
74604
5
Наличие собственных оборотных
средств и долгосрочных кредитов и займов (3+4)
90024
246742
156718
6
Краткосрочные кредиты и займы
1500
10679
9179
7
Общая величина основных источников формирования запасов(Кt) (5+6)
91524
257421
165897
8
Общая величина запасов (Z)
61703
89562
27859
9
Излишек или недостаток оборотных средств (±Ес) (3-8)
-21090
33165
54255
10
Излишек или недостаток собственных и заемных источников(±ЕТ) (5-8)
28321
157180
128859
11
Излишек или недостаток общей величины формирования запасов(±ЕП) (7-8)
29821
167859
138038
12
Трехкомпонентный показатель
{0;1;1}
{1;1;1}
Приведем некоторые данные по характеристике затрат и доходов предприятия за последние два года.
Таблица 2.2., тыс. руб.
Расходы по обычным видам деятельности
Статьи затрат
2002 год.
2003 год.
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
1. Материал. затраты
158515
59
102547
49
2. Затраты на оплату труда
61794
23
45010
21,6
3. Отчисления на соц. страх.
21494
8
12690
6,1
4.Амортизация
16120
6
22769
11
5. Прочие
10748
4
25837
12,3
Себестоимость
=SUM(ABOVE) 268671
=SUM(ABOVE) 100
=SUM(ABOVE) 208853
=SUM(ABOVE) 100
По основным материалам отклонение сложилось за счет разницы в цене материалов и замены некоторых из них.
Таблица 2.3. тыс. руб.
Показатели прибыльности предприятия.
Анализ прибыльности проводится для оценки способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.
2.4 SWOT– анализ
Для анализа внутренних и внешних условий, воздействующих на предприятие, рассмотрим факторы макро- и микросред, с влиянием которых неизбежно приходится сталкиваться любому хозяйствующему субъекту.
Таблица 2.4.
Факторы макросреды.
продолжение
--PAGE_BREAK--Исходя из имеющихся факторов макросреды можно сделать вывод о том, что воздействие этой группы факторов в целом для ОАО «ЖБК-1» не носит деструктивного характера.
Влияние мезосреды гораздо более весомее, нежели макросреды. В связи с этим рассмотрим основные факторы непосредственного окружения, которые влияют на хозяйственную деятельность ОАО «ЖБК-1».
Таблица 2.5.
Факторы непосредственного окружения.
Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками, органами местного самоуправления, контактными аудиториями и конкурентами.
Следующим уровнем, на котором происходит функционирование предприятия, является так называемая микросреда. Рассмотрим основные аспекты данной среды, исходя из имеющейся информации о производственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1».
Таблица 2.6.
Сильные и слабые стороны предприятия.
Исходя из результатов данной таблицы, можно говорить о том, что ОАО «ЖБК-1», равно как и большинство предприятий его уровня, имеет достаточно неплохой запас прочности в плане наличия и состояния основных производственных фондов, финансовых показателей, рыночной позиции и организационной структуры.
Полученная информация о внешней и внутренней среде предприятия позволяет нам на данном этапе исследования определить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды и независящих от предприятия обстоятельств.
Таблица 2.7.
SWOT-таблица.
Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:
1. Сила и возможности; 3. Слабости и возможности;
2. Сила и угрозы; 4. Слабости и угрозы.
Сила и возможности.
1). Предприятие ОАО «ЖБК-1» занимает большой удельный вес на рынке строительных материалов области, где к тому же идет успешное развитие жилищного строительства.
2). Известность и надежность предприятия как делового партнера подкрепляется к тому же экономическим ростом в области и увеличением деловой активности.
3). Успешная деятельность высококвалифицированного менеджмента предприятия во многом обусловлена к тому же установившимися цивилизованными рыночными отношениями в стране.
4). Поддержание предприятием тесных связей с общественностью стратегически выгодно, растущей к тому же численности населения области.
5). Предприятие способно производить продукцию на уровне мировых стандартов, к тому же существует реальная заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области.
Слабости и возможности.
6). Текучесть кадров – одна из животрепещущих проблем предприятия, но ее пагубное воздействие нивелируется притоком населения в область.
7). Деятельность предприятия оказывает отрицательное влияние на экологию области, но, так как ее правительство заинтересовано в развитии среднего и мелкого бизнеса, то жестоких санкций ожидать не следует.
8). Отсутствие долгосрочных источников финансирования вынуждает предприятие быстро и наверняка реализовывать производственные программы, что сопряжено с риском, но рост экономики и деловой активности в области помогают предприятию избежать неплатежеспособности.
9). Предприятие не осуществляет деятельность, связанную с НИОКР, но, возможно, появление благоприятного инвестиционного климата в стране сподвигнет ОАО «ЖБК-1» на создание подобных подразделений, а иначе многие из его конкурентных преимуществ будут упущены.
10). В настоящее время на предприятии отсутствует отдел маркетинга, но соседство с зарубежными странами как фактор расширения географии продаж неизбежно приведет к потребности в квалифицированных маркетологах.
Сила и угрозы.
11). Известно, что рынок области уже достаточно насыщен такими строительными материалами как тротуарная плитка, железо-бетонные изделия, однако диверсификация производства на ОАО «ЖБК-1» позволяет предприятию работать не на одном, а сразу на нескольких рынках.
12). Высокая инфляция по стране вынуждает предприятие ежегодно повышать цены на продукцию, однако экономия на масштабе производства позволяет ему удерживать цены на приемлемом для потребителя уровне.
13). В стране отмечен высокий уровень морального износа основных производственных фондов, однако использование ОАО «ЖБК-1» прогрессивных зарубежных технологий выводит его из круга подобных неблагополучных предприятий.
14). Высокие ставки налогов тормозят развитие многих предприятий страны, однако устойчивое финансовое состояние ОАО «ЖБК-1» позволяет ему получать прибыль даже в таких неблагоприятных условиях.
15). Трудности в получении банковского кредита и высокие ставки процентов – одна из главных проблем большинства предприятий, однако известность, надежность и авторитет ОАО «ЖБК-1» являются гарантом безопасности любого кредитора.
Слабости и угрозы.
16). Производство предприятия отличается немалой энергоемкостью, кроме того по стране идет рост цен на нефть и энергоносители.
17). Отсутствие долгосрочных источников финансирования усугубляется, кроме того, и высокими процентными ставками банков за кредит.
18). На предприятии отсутствует материальная база к НИОКР, кроме того, в стране нет прочных связей между инновационной и производственной сферами народного хозяйства.
19). Актуальной проблемой, требующей быстрого решения, для предприятия стало перенасыщение рынка Белгородской области основными строительными материалами, кроме того в структуре ОАО «ЖБК-1» отсутствует отдел маркетинга, призванного заниматься этой проблемы.
20). Текучесть кадров на предприятии и, кроме того, усиливающийся демографический спад в целом по стране отрицательно влияют на деятельность предприятия, но их влияние нивелируется приростом населения в области.
Исходя из результатов проведенного SWOT-анализа можно утверждать, что предприятие довольно успешно функционирует на рынке, применяя стратегию родственной диверсификации производства. В настоящее время ОАО «ЖБК-1» стало корпорацией, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий, что должно благоприятно отразиться на качестве управления хозяйственной деятельность в целом. Однако, опыт зарубежных компаний говорит о том, что получение прибыли только лишь от производственной деятельности не даст руководству фирмы полной уверенности в завтрашнем дне. Рынок имеет свои пределы и его перенасыщение неизбежно. Покуда стремление крупных предприятий инвестировать средства в материальные ценности уже давно себя изжило, то возникает объективная необходимость разработки уникально-новых изделий, инновационных технологий, способных принести колоссальную прибыль из-за отсутствия аналогов на мировом рынке. Для этого необходимо формировать научно-исследовательскую базу и финансировать научные разработки. Только в этом случае предприятие сможет прогрессировать, несмотря на негативную рыночную конъюнктуру. На это и должна быть направлена стратегия ОАО «ЖБК-1», учитывая его финансовые возможности и авторитет.
Глава 3. Диагностика проблем предприятия и принятие решения.
На фоне довольно успешной деятельности ОАО «ЖБК-1» существуют некоторые проблемы, связанные с общим развитием предприятия. В данной главе предполагается проанализировать эти проблемы, а особое внимание будет уделено диагностике и анализу проблем, решение которых сопряжено с неопределенностью результатов и риском.
В прошлой главе было отмечено, что выбранная руководством предприятия стратегия на расширение и диверсификацию производства имеет некоторые недостатки. С нашей точки зрения простой рост производственных мощностей на рынке с ограниченным спросом имеет тенденцию к замедлению и даже спаду. Понимание этого побудило руководство предприятия осваивать новые рынки через диверсификацию производства и внедрение новых технологических линий (HESS, HENKE). Именно благодаря этому стратегическому ходу предприятие сегодня является одним из самых благополучных и устойчивых в финансовом аспекте. Но кто может гарантировать, что через 10-20 лет ОАО «ЖБК-1» будет также успешно функционировать и получать запланированную прибыль, используя ту же производственную структуру, которую оно имеет сейчас (даже с учетом модернизации оборудования)? Разве можно исключить в перспективе появление сильных конкурентов, отказ от использования или падение спроса на какие-либо строительные материалы? Все это будет мешать росту рентабельности, что чревато наступлением стадии спада в жизненном цикле предприятия. Многие ТНК уже сталкивались с этой проблемой ранее, когда им приходилось в корне менять и производство и стратегию развития (General Motors, Microsoft, HP и др.).
Именно инновационная деятельность и вложение средств в нематериальные активы являются источником доходов для наиболее развитых предприятий. Вложение в инновации – это новая концепция, диктуемая временем, ибо выживают те, кто обладает ярко выраженной индивидуальностью, кто не похож на остальных и способен удовлетворять те потребности потребителей, которые другие удовлетворить не в состоянии.
В связи с этим предприятию ОАО «ЖБК-1» следовало бы уже сейчас заняться формированием базы НИОКР. Не даром General Motors, Daimler Chrysler ежегодно тратят на НИОКР 10-12% от торговой выручки, а это от 5 до 6 млрд. USD. Такие всемирно известные компании как IBM, Microsoft, Motorola, Intel и Ericsson вкладывают в новые разработки до 20% от торговой выручки (от 3 до 4 млрд. USD). Можно еще долго приводить примеры компаний, занимающихся разработкой и внедрением новых видов продукции, тем не менее отдел НИОКР на ОАО «ЖБК-1» отсутствует, точно также как и отсутствует отдел маркетинга. Это и является основной проблемой предприятия, рассматриваемой в данной работе.
3.1 Матрица и граф проблем
Необходимо отметить, что любая инновационная деятельность сопряжена с большой долей неопределенности. Практически невозможно предугадать результат от распространения нового продукта на рынке. Реакция потребителей может быть весьма разнообразной, поэтому принятие решения о разработке и внедрении инновационного продукта должно основываться применении технологий по преодолению и снижению уровня неопределенности (если это возможно) в управленческом процессе.
продолжение
--PAGE_BREAK--