СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Охрана труда и пожарная безопасность
Тема 2. Организация труда и управление в магазине
Тема 3. Организационно-хозяйственнаядеятельность заведующего магазином
Тема 4. Формирование ассортимента,потребительские свойства и качество товаров
Тема 5. Организация товароснабжения торговогообъекта
Тема 6. Технологические процессына розничном торговом объекте
Тема 7. Организация розничнойпродажи и обслуживания покупателей
Тема 8. Учет и отчетностьторгового объекта
Тема 9. Экономические показатели работы торговогообъекта
10. Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложение
Минский торговый колледж
ТЕМА 1. ОХРАНА ТРУДА И ПОЖАРНАЯБЕЗОПАСНОСТЬ
Универмаг «Крыница» Слуцкогорайпо в настоящее время является крупнейшим торговым центром в г. Слуцке, нарядус такими крупными торговыми объектами города, как Слуцкий рынок, торговый дом «Случ»,универмаг «Слуцк». Общая площадь универмага «Крыница» составляет 14,2 тыс. кв. м.,площадь торговых залов универмага составляет 10090 кв. м.
Универмаг «Крыница» являетсяюридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарныйзнак, расчетный и другие счета в учреждениях банков. Целью создания организацииявляется наиболее полное и своевременное удовлетворение спроса населения в товарахнародного потребления и услугах, а также получение прибыли.
Капитал универмага «Крыница»формируется за счет:
— имущества денежных взносов,переданных ему учредителями;
— продукции, произведеннойорганизацией в результате хозяйственной или иной деятельности;
— полученных доходов, а такжеиного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством;
— иных источников, не запрещенныхзаконодательными актами Республики Беларусь.
Универмаг «Крыница» имеетлицензии на осуществление следующих видов деятельности: на право розничной торговлии торгово-производственной деятельности; на право торговли алкогольными и табачнымиизделиями; на розничную торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценныхкамней, жемчуга, инвентаря, а также часами в корпусах из драгоценных металлов; наоказание бытовых услуг; на осуществление оптовой торговли; на право торговли средствамиизмерений.
Режим работы универмага «Крыница»- с 9.00 до 21.00 ежедневно кроме воскресенья, в воскресенье — с 10.00 до 18.00.
Инструкция по охране труда- нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работв производственных помещениях, на территории учреждения и в иных местах, где производятсяэти работы или выполняются служебные о6язанности.
В универмаге «Крыница» помещенияуправленческих работников (с ЭВМ) и торговых работников (с электрическим оборудованием)относятся к классу помещений без повышенной опасности с точки зрения поражения электрическимтоком. В данных помещениях непроводящие полы, отсутствует токопроводящая пыль, отсутствуетсырость.
Причины возникновения пожарамогут носить электрический и неэлектрический характеры. К причинам электрическогохарактера относятся: искрения, большие переходные сопротивления, электрические дуги,перегрузки, замыкания, разряды атмосферного электричества, а так же статическоеэлектричество. К причинам неэлектрического характера относятся: неисправность оборудованияи нагружение технологических процессов (нарушение герметизации оборудования, выделяющегопыль и газы), неисправность вентиляционных систем; неправильное устройство и эксплуатацияотопительных систем (котельных, печей и др.), неосторожное обращение с огнем.
Предупреждению пожара в универмаге«Крыница» способствует проведение следующих мероприятий: эксплуатационные мероприятияпредусматривают правильную эксплуатацию машин, оборудования и правильное содержаниезданий и территорий, к организационным мероприятиям относятся: проведения инструктажа,бесед, лекций; обучение работающих пожарной безопасности и др., к мероприятиям режимногохарактера относят: запрещение курения в неустановленных местах, производство сварочныхработ в пожароопасных зонах, к техническим мероприятиям относят: соблюдение противопожарныхправил и норм при устройстве отопления, вентиляции, оборудования. Помещения универмага«Крыница» оборудованы электрической пожарной сигнализацией, включающей в себя линиюсвязи, коммутатор, источник питания, звуковое средство сигнализации.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДАИ УПРАВЛЕНИЕ В МАГАЗИНЕ
Высшим органом управленияунивермага «Крыница» является: общее собрание участников, наблюдательный совет,директор, которые рассматривают отчеты по деятельности, устанавливают размер дивидендов,решают другие наиболее важные вопросы. Организационная схема управления универмага«Крыница» приведена на рисунке 2.1.
/>
Рисунок 2.1. Организационнаясхема управления универмага «Крыница»
Связьмежду директором и основными подразделениями универмага «Крыница» линейная, а затем подчинение происходитпо функциональному признаку. Данный вид сочетает преимущества линейного и функциональноготипа, то есть представляет собой единство распорядительства и квалифицированноеосуществление функций управления специальным аппаратом — администрацией.
В составе должностей специалистоввыделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т. п.; в составе продавцоввыделяют специальность — продавец продовольственных товаров. Работники основныхдолжностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения итрудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры- на 3; специалисты — на 4; грузчики — на 6).
В целомструктура управления универмага«Крыница» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости,оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляетвозможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководствопредприятием.
Учет рабочего времени в универмаге«Крыница» ведётся по табелю учета рабочего времени, который составляется отделомкадров. Утверждается табель директором предприятия.
В универмаге «Крыница» установлена5-ти дневная рабочая неделя с 2-мя выходными днями для руководителей и специалистов.Для рабочих, служащих, продавцов, контролеров-кассиров продолжительность ежедневнойработы определяется графиком сменности и правилами внутреннего трудового распорядка.
В исключительных случаяхработники универмага «Крыница» могут быть привлечены к сверхурочной работе и работев выходные дни без их согласия на проведение переоценок, инвентаризации ТМЦ, обслуживаниеспецмероприятий, организацию выездной торговли в праздничные дни, организацию сезоннойторговли, проведение ремонтных работ, санитарной уборки производственных помещений.
На предприятии применяетсяповременно-премиальная система оплаты труда. Заработная плата начисляется в соответствиис тарифной ставкой за фактически отработанное время, за выполнение соответствующихпоказателей или условий, установленных Положением о премировании, предусматриваетсяопределенный размер премии. Так за выполнение плана розничного товарооборота — 10%. за прирост товарооборота в сопоставимых ценах в % к предыдущему году — 10 %,за увеличение нагрузки на 1 работника в сопоставимых ценах — 10 %. Кроме этого,работники, проработавшие в торговой сфере от 1 до 3 лет получают 5 % к окладу, проработавшиеот 3 до 5 лет -10 %, от 5 до 10 лет — 15 %, свыше 10 лет — 20 %.
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАГАЗИНОМ
Здание универмага «Крыница»,являясь отдельно стоящим, в большей мере обеспечивает удобную планировку и компоновкупомещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизацииторгово-технологического процесса, чем здании других типов. Здание универмага является:по капитальности — капитальное, по особенностям объемно-планировочных решений — одноэтажное, по размеру торговой площади — крупное.
По типизации товарного профилямагазин — универсальный, по типизации форм продажи — магазин самообслуживания (включаеттакже мелкорозничную торговую сеть, некоторые товарные группы реализуются черезприлавок), по типу товарного профиля — реализующий товары первой необходимости,частого спроса, размещенный в жилой зоне.
Универмаг по степени специализации- универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. По виду розничной торговойсети — стационарный, который включает в себя мелкорозничную торговую сеть. Мелкорозничнаяторговля организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, соки, напитки,квас, пиво, табачные изделия и др.). Ее роль особенно повышается в летнее времяи в период проведения массовых мероприятий.
Все помещения универмага«Крыница» взаимосвязаны и обеспечивают кратчайший путь движения товаров от местаразгрузки транспорта до торгового зала. Торговые помещения непосредственно связаныс помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, что позволяет обеспечитьоперативное пополнение товарных запасов в торговом зале без перебоев. Необходимоотметить загруженность проходов, соединяющих торговый зал с подсобными помещениями,товарами, подготовленными для продажи, забракованной продукцией. Однако здесь необходимоучитывать сезонные колебания спроса (летом такого может и не наблюдаться) и стремлениеработников предприятия максимально полезно использовать площади универмага.
Административно-бытовые помещениянаходятся в одном блоке с другими помещениями универмага «Крыница». С одной стороныони удалены от подсобных помещений, что создает хорошую звукоизоляцию и условиядля работы, но с другой стороны, чтобы попасть в торговый зал, другие подсобныепомещения, нужно пройти через разгрузочную, где практически всегда идет приемкатоваров.
Торговые помещения занимаютоколо 50 % всей площади универмага, что не в полной мере отвечает требованиям рациональнойпланировки, однако это объясняется тем фактом, что здание универмага «Крыница» впервые годы открытия постоянно реконструировалось, достраивались различные пристройки,в большей мере увеличивая вспомогательную площадь, чем торговую. Так торговый залрасположен на одном уровне с подсобными помещениями и имеет комбинированную планировку(линейная плюс островная).
Эти требования вполне удовлетворялизапросам определенного числа населения района в первые 10-15 лет функционированияпредприятия. Но район застраивался, число жителей росло, менялись и совершенствовалисьхозяйственные связи универмага «Крыница», появилось множество новых товаров, какотечественного, так и иностранного производства, менялись вкусы и предпочтения потребителей,росли их доходы, обострилась, как внутриотраслевая конкуренция, так и конкуренциямежду производителями продовольственных товаров. Поэтому размер помещений и планировкана данный момент иногда могут и не соответствовать фактическому товарообороту универмага,объему выполняемых работ.
Все это должно покрыватьсявысоким уровнем установочной и экспозиционной площадей, иногда не целевым использованиемплощадей, высокой товарооборачиваемостью, применением новейшего оборудования дляторговых залов, обеспечивающего рациональную выкладку и хороший показ товаров, ростомпроизводительности труда, грамотной организацией работы персонала предприятия, развитиемсистемы мотивации работников.
Техническая оснащенностьунивермага «Крыница» включает в себя механическое и немеханическое оборудование.Немеханическое оборудование составляет основу рабочего места продавца и должно удовлетворятьопределенным требованиям, обеспечивающим высокую культуру обслуживания покупателейи удобство для работы продавца. К немеханическому оборудованию относятся прилавки,рабочие столы, шкафы, полки, горки, витрины, подтоварники, стеллажи. В универмаге«Крыница» в каждом отделе применяется оборудование для размещения, подготовки ипродажи, упаковки и отпуска товаров на рабочем месте продавца — это прилавки, рабочиестолы, тумбы. Для показа, то есть рекламы, служат витрины, горки, шкафы, полки.
Немеханическое оборудованиедолжно создавать благоприятные условия для покупателей при осмотре товара, а такжеудобств работы торговому персоналу, рациональное размещение достаточного количестватовара, инвентаря, упаковочного материала. В подсобных помещениях для подготовкии хранения товаров применяют такое оборудование, как рабочие столы, подтоварники,поддоны, стеллажи.
К механическому оборудованиюв универмаге «Крыница» относятся кассовые машины, весы, а также холодильные машины- это холодильные камеры, шкафы и витрины.
В отделах универмага «Крыница»,а также в подсобных помещениях устанавливают холодильное оборудование для храненияскоропортящихся товаров. К холодильному оборудованию мы относим охлаждаемые устройства,предназначенные для краткосрочного хранения, демонстрации и продажи охлажденныхили замороженных продуктов.
Торговое оборудование универмага«Крыница» включает сборные холодильные камеры, холодильные шкафы, холодильные витрины,прилавки-витрины для продажи товаров. Все холодильное оборудование имеет двойныестенки. Наружные — из листовой стали, внутренние — из пищевого пластика. Между стенкаминаходится пенополеуретан — это тепло- и гидроизоляционный материал. Батареи-испарителинаходятся в верхней части камеры или на задней стенке. Под испарителем помещен поддон.Вентиляция воздуха может быть естественной и искусственной, дверцы закрываются герметически,остекление двойное. Между стеклами находится воздух, который является теплоизоляционным.
Ежедневно в универмаг «Крыница»поступают сотни тысяч различных грузов. Значительная часть их поступает в мешкахи кипах весом до 100 кг и более. Из года в год возрастает количество грузов, поступающихв контейнерах, перемещение которых требует больших усилий. Следовательно, универмагобеспечен соответствующим подъемно-транспортным оборудованием. Подъемно-транспортноеоборудование имеет очень большое значение. Применение его значительно облегчаетпроцесс обработки и перемещения товаров, повышает тем самым производительность труда.Замена тяжелого ручного труда механизмами и машинами обеспечивает сохранность грузови тары, правильное использование площадей подсобных помещений.
В универмаге «Крыница» взависимости от направления перемещения грузов есть подъемно-транспортное оборудованиедля горизонтального перемещения грузов — это тележки. Обладая хорошей маневренностью,они позволяют перемещать товары весом от 100 кг до 1 т на расстояние 100 м.
Всего на ремонт помещенийунивермага «Крыница», замену оборудования, модернизацию, проведение рекламных работ,работ по благоустройству оборудованию в 2009 г. израсходовало 89 млн. руб.
В течение 2009 г. приобретеноследующее оборудование:
— весы электронные — 8 шт.,
— холодильное оборудование- 12 ед.,
— торговое оборудование — 21 ед.,
— кондиционеры — 5 шт.,
— системы вентиляции воздуха- 3 ед.,
— компьютеры — 5 шт.,
— принтеры — 2 шт.,
— установлено 2 системы охранно-пожарнойсигнализации.
Закуплено:
— мебели (шкафы-купе, гардеробы),всего — 21 ед.,
— короб световой — 1 ед.
ТЕМА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА,ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВО ТОВАРОВ
В универмаге «Крыница» реализуютсяследующие группы товаров: кожгалантерейные товары; электротовары и бытовая техника;одежда и обувь для мужчин и женщин; одежда и обувь для детей; продовольственныетовары.
По данным, полученным в ходенепосредственного наблюдения и опроса покупателей в торговых залах в универмаг «Крыница»и информации полученной от работников исследуемого предприятия мы можем составитьзаключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены нарисунках 4.1 — 4.2.
/>
Рисунок 4.1. Возрастной составпокупателей универмага «Крыница»
/>
Рисунок 4.2. Половой составпокупателей универмага «Крыница»
Основной категорией покупателейунивермага «Крыница» являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрастеот 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51 %, то есть можно утверждать,что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые людив возрасте от 20 до 30 лет.
Рассмотрим более подробноассортимент швейных товаров ОАО «Элема», реализуемых в универмаге «Крыница». Каждыйгод в универмаге «Крыница» формируются обновленные перспективные осенне-зимняя ивесенне-летняя коллекции одежды, которые содержат 60-80 моделей. Вся коллекция одеждыразделена на группы: молодежная, классическая одежда, мужская одежда. Схематично,ассортимент реализуемой указанным выше предприятием, можно представить следующимобразом (рисунок 4.3).
/>
Рисунок 4.3. Структура ассортиментареализуемой в универмаге «Крыница» швейной продукции ОАО «Элема»
Раскрывая содержание приведенныхгрупп, целесообразно привести виды продукции в каждой ассортиментной группе и ихудельный вес в общем объеме изделий данной группы. Молодежная группа: брюки; юбки;шорты; куртки-ветровки; куртки на подкладке. Классическая группа: жакеты; блузы;брюки; юбки; куртки на подкладке. Мужской ассортимент представлен: шорты; брюки;куртки-ветровки.
Исходя из данных, приведенныхв таблице 4.1, рассчитываются показатели, характеризующие изменения в ассортиментеза 2008-2009 гг.
Таблица 4.1. Динамика реализуемыхмоделей ОАО «Элема» в универмаге «Крыница» в 2008-2009 ггВид изделия Женская Мужская классическая молодежная Количество моделей 2008г. 2009г. 2008г. 2009г. 2008г. 2009г. Брюки 1 1 3 5 2 4 Юбки 2 4 4 8 - - Шорты - - 2 5 1 3 Блузы 1 1 1 - - Жакеты 2 - - - - Куртки-ветровки - - 2 4 2 3 Куртки на подкладке 2 2 3 4 2 2 Итого 8 8 15 26 7 12
1. Коэффициент расширенияассортимента:
/>, (4.1)
где М1 — количествореализуемых моделей в 2008 году;
М2 — количествореализуемых моделей в 2009 году.
а) для моделей классическойгруппы женского ассортимента:
/>;
б) для моделей молодежнойгруппы женского ассортимента:
/>
в) для моделей мужского ассортимента:
/>
2. Коэффициент обновленияассортимента:
/>, (4.2)
где Моб — количествомоделей, освоенных в производстве в 2009 году;
а) для моделей классическойгруппы женского ассортимента:
/>
б) для моделей молодежнойгруппы женского ассортимента:
/>
в) для моделей мужского ассортимента:
/>
3. Коэффициент сменяемостиассортимента:
/>, (4.3)
где Мс — количествомоделей, снятых с производства в 2009 году;
а) для моделей классическойгруппы женского ассортимента:
/>
б) для моделей молодежнойгруппы женского ассортимента:
/>
в) для моделей мужского ассортимента:
/>
Конкурентоспособность предприятиянапрямую зависит от конкурентоспособности продукции. Продукция, реализуемая в универмаге«Крыница», находятся в рейтинге товаров на достаточно высоком уровне, об этом свидетельствуютданные таблицы 4.2, в которой приводится оценка конкурентоспособности товаров, реализуемыхв универмаге «Крыница», по сравнению с товарами, реализуемыми в универмаге «Слуцк».
Проведенные расчеты (таблица4.2) показали, что товары, реализуемые в универмаге «Крыница», по потребительскимпараметрам уступают аналогичным товарам конкурента (универмаг «Слуцк»): суммарныйпараметрический индекс для универмага «Крыница» равен 8,87 балла; для универмага«Слуцк» — 9,1; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическимпараметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для универмага «Крыница» он выше,чем для аналогичных товаров универмага «Слуцк». Из всех потребительских и экономическихпараметров товары, реализуемые в универмаге «Крыница», по конкурентоспособностине уступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показатель относительнойконкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативной величины, равной 1 и большевеличины аналогичной продукции конкурентов — 1,1 для универмага «Слуцк».
Таблица 4.2. Единичные игрупповые показатели конкурентоспособности товаровПараметр Весовой коэффициент Оцениваемые товары универмага «Крыница» Товары конкурентов (универмаг «Слуцк») Индекс значение параметра (балл) оценка значение параметра (балл) оценка
1. Потребительские параметры:
1.1. Качество реализуемых товаров 0,3 10 3 10 3 1,00
1.2. Широта ассортимента
1.3. Возможность приобретения товаров в кредит
1.4. Использование средств продвижения товаров
1.5. Соответствие направлениям моды
1.6. Среднее время выполнения заказов
1.7. Сводный индекс
2. Экономические параметры:
2.1. Цена приобретения
2.2. Соответствие цены товара его качеству
2.3. Сводный индекс
3. Интегральный индекс
0,2
0,15
0,1
0,12
0,13
1,0
0,6
0,4
1,0
8
8
7
10
9
8
7
1,6
1,2
0,7
1,2
1,17
8,87
4,8
2,8
7,6
1,17
8
9
9
9
9
9
7
1,6
1,35
0,9
1,08
1,17
9,1
5,4
2,8
8,2
1,1
1,00
0,89
0,78
1,11
1,00
0,97
0,89
1,00
0,93
1,06
Из данных таблицы 4.2 такжеследует, что повышение конкурентоспособности реализуемых в универмаге «Крыница»товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различныхсредств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретениятоваров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования, посколькуименно по данным параметрам значение параметра в универмаге «Крыница» в баллах уступаютпараметрам универмага «Слуцк».
ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
Закупочная политика универмага«Крыница» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщикамипродукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества.Руководством предприятия не проводятся серьезных мероприятия по поиску и привлечениюновых поставщиков. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечьв случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что не редко приводитк ситуациям, когда в продажу вовремя не поступает необходимый товар.
Универмаг «Крыница» используетдва вида каналов распределения товаров (рисунок 5.1 — 5.2).
/>
Рисунок 5.1. Прямой канал(нулевого уровня)
/>
Рисунок 5.2. Косвенный (одноуровневый)канал
По прямому каналу нулевогоуровня в универмаг «Крыница» поступают товары отечественного производства непосредственнос заводов-изготовителей. Канал такого уровня позволяет оперативно, без удорожаниядоставлять в универмаг «Крыница» продукцию предприятий-производителей. По косвенномуканалу распределения в универмаг «Крыница» поступают товары российских и украинскихпроизводителей, это в основном такие товары, как швейные, бытовая техника, а изпродовольственных товаров — кондитерские изделия, вино-водочные товары, в незначительномколичестве мясные товары и морепродукты. По каналу такого уровня в универмаг «Крыница»поступает лишь 10 % реализуемых товаров, поскольку в основном универмаг работаетс отечественными производителями.
Данные о поставщиках товаровв универмаг «Крыница» в зависимости от условий оплаты приведены на рисунок 5.3 — 5.4.
Данные рисунков 5.3 — 5.4свидетельствуют о том, что универмаг «Крыница» работает с поставщиками в основномс отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличенииколичества поставщиков, предоставляющих большую отсрочку, в частности: удельныйвес поставщиков предоставляющих отсрочку от 10 до 20 дней увеличилось на 0,9 %,предоставляющих отсрочку от 30 до 60 дней увеличилось на 2,4 %.
/>
Рисунок 5.3. Данные о поставщикахтоваров в универмаг «Крыница» в зависимости от условий оплаты за 2008 г.
/>
Рисунок 5.4 Данные о поставщикахтоваров в универмаг «Крыница» в зависимости от условий оплаты за 2009 г
С коммерческими структурамидоговора универмаг «Крыница» заключает на более выгодных условиях оплаты: полнаяреализация, либо платежным поручением в течение от 10 до 30-40 банковских дней смомента отгрузки товара.
ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫНА РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ
Каждая из частей технологическогопроцесса состоит из отдельных операций (рисунок 6.1).
/>
Рисунок 6.1 Внутрискладскойтехнологический процесс в универмаге «Крыница»
Поставка товара в универмаг«Крыница» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками.
Правила приемки товаров поколичеству и качеству оговариваются в «Положении о приемке товаров по количествуи качеству», утвержденном постановлением Министров Республики Беларусь 26 апреля1996 г. В соответствии с действующим законодательством, обязательными сопроводительнымдокументом, подтверждающим поступление товара, является товарная накладная ТН-2,товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1, специализированные накладныетиповой формы ТТТН-1.
Приемка товаров по количествув универмаге «Крыница» осуществляется на основании товарно-транспортной накладной,а в случае внутреннего перемещения по товарной накладной, к которой прилагаетсяпротокол согласования отпускных цен на товары. Для контроля качества продукции собственногопроизводства в универмаге «Крыница» разработаны схемы лабораторного контроля качествапродукции.
Работник, осуществляющийприемку, проверяет соответствие ассортимента, количества товара данным, указаннымв сопроводительных документах. Проводится также проверка сертификатов и удостоверенийкачества на продукцию, сроков годности товара, целостности и соответствия его тарыи упаковки, внешнего вида продукции. В случае выявления недостачи, несоответствияпо ассортименту или количеству товара, порчи продукции, нарушения упаковки составляетсяакт, который подписывается ответственными работниками универмага в присутствии водителя-экспедитора.
После окончания приемки материально-ответственноелицо, осуществляющее приемку, подписывает сопроводительный документ, а также ставитотметку о времени начала и конца приемки товара. После оформления накладной производитсяформирование цены (торговая надбавка от 10-30% в зависимости от наименования товара).
Основанием для завоза товаровв универмаг «Крыница» служит заявка. Она составляется по установленной форме. Вней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорти т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах,подписывает заведующий или директор универмага «Крыница», затем ее заверяют печатьюи направляют поставщику для исполнения.
Товары доставляются в универмаг«Крыница» централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный методдоставки товаров в универмаг «Крыница» — централизованный завоз, при котором доставкатоваров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничныхторговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организоватьболее четкое снабжение универмага товарами, не отрывает работников универмага «Крыница»от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованнойцентрализованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт,снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чемув универмаге «Крыница» поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемостьтоваров, уменьшается их порча.
При централизованной доставкезавоз товаров в универмаг «Крыница» может осуществляться собственным транспортомпоставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляетсяавтотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключаетсямежду поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортнымпредприятием на перевозку грузов.
Необходимо отметить несколькоминусов в работе складского хозяйства универмага «Крыница». Дело в том, что площадисклада не отвечают нуждам организации, то есть весь получаемый товар не удаетсяразместить на стеллажах, поэтому приходится часть товара держать в местах, для нихне предназначенных, это создает некоторые трудности при перемещении по территорииорганизации, а также затрудняет поиск нужного товара. Также существуют определенныетрудности с учетом товаров на складе, поскольку этот процесс практически полностьюосуществляется вручную.
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙПРОДАЖИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
На предприятии постояннопроводится работа по обновлению торгово-технического оборудования, внедрению новыхметодов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. В настоящеевремя структура торгового процесса универмага «Крыница» выглядит следующим образом:на четырех этажах торговых залов размещены 7 товарных отделов, организованных попотребительскому назначению:
Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет5 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 2 «Обувно-галантерейныетовары» — 8 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 3 «Швейно-трикотажныетовары» — 7 торговых секций, 4 склада;
Отдел № 4 «Товары для дома»- 6 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 5 «Товары для женщин»;
Отдел № 6 «Культтовары» — 5 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 7 «Продовольственныетовары» — 2 торговые секции, кафе, 2 склада.
По методу самообслуживанияработают 15 секций. Кроме самообслуживания в некоторых секциях универмага осуществляетсяпродажа товаров по образцам, с открытой выкладкой, через прилавок. Специалистамиунивермага постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию применяемоготоргово-технологического оборудования, оно постоянно обновляется, заменяется современными эстетичным. Ежегодно организуется работа бригад, реализующих садово-огородныйинвентарь (в весенне-летний период), школьно-письменные принадлежности (в периодшкольного сезона), елок и елочных украшений (в зимний период), а также бригады мелкойрозницы (весенне-летний период).
С целью расширения дополнительныхуслуг заключены договоры субаренды на продажу печатной продукции, живых цветов,театральных и других билетов. В универмаге оказывается 70 видов дополнительных услуг,причем — 30 бесплатно. Организуется праздничная торговля к праздникам: день святогоВалентина; день защитников Отечества; международный женский день 8 марта — выезднаяторговля; «Школьный базар» — выездная торговля; «Осенний базар» — выездная торговля.
В универмаге «Крыница» оказываютсядополнительные услуги:
а) в процессе продажи: приемпредварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже; прием предварительных заказовна товары, временно отсутствующие в продаже; расчет за товары с применением кредитныхкарточек; организация дегустации отдельных товаров;
б) в процессе послепродажногообслуживания: вызов покупателю такси для доставки купленных товаров; проявлениепленки и печатание снимков; подарочная упаковка приобретенных товаров;
в) не связанные непосредственнос продажей конкретных товаров: организация автостоянки при магазине; организацияобменного пункта валюты; организация в магазине бара; организация в магазине камерыхранения личных вещей; организация аптечного киоска; организация проката видеокассет.
Для анализакультуры торговли по формулам (7.1) — (7.5) рассчитаем следующие показатели.
1. Коэффициент устойчивостиассортиментного перечня:
/> (7.1)
где Ку — коэффициент устойчивостиассортиментного перечня;
А1, А2,…, Аn — количествонаименований товаров в момент проверки;
А — количество наименованийтоваров по ассортиментному перечню;
n — количество проверок.
2. Коэффициент дополнительногообслуживания покупателей:
/> (7.2)
где Кд — коэффициент дополнительногообслуживания;
У1, У2, Уn — количество дополнительныхуслуг в момент проверки, единиц;
У — количество дополнительныхуслуг, предусматриваемых перечнем;
n1 — количество проверок;
У01 У02, У03 — объем платныхуслуг в отчетном периоде, р.;
Уn1 Уn2, Уnn — объем услугв соответствующем периоде прошлого года;
n2 — количество предоставляемых покупателямуслуг по видам.
3. Коэффициент затрат временина ожидание обслуживания:
Ко = Зо / Зф, (7.3)
где Ко — коэффициент затратвремени на ожидание обслуживания;
3о- оптимальные затраты временина обслуживании, с;
Зф — фактические затратывремени на обслуживание, с.
4. Коэффициент культуры обслуживанияпо мнению покупателей:
Км = Мп / Мо, (7.4)
где Км — коэффициент культурыпо мнению покупателей;
Мп — количество покупателей,которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры;
Мо — общее количество опрошенныхили анкетированных покупателей.
Значимость каждого из перечисленныхпоказателей неодинакова и приведена в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Значимость показателейкультуры обслуживания покупателейПоказатель культуры обслуживания Значимость показателя в общем уровне культуры обслуживания, балл Коэффициент устойчивости ассортимент (Ку) З1 = 0,35 Коэффициент дополнительного обслуживания (Кд) З2 = 0,20 Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (Ко) З3 = 0,45 Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя (Км) З4 = 1,0
Обобщающий коэффициент культурыобслуживания определяется по формуле:
Кобоб = [(З1 ×Ку) + (З2 × К2) + (З3 × К3) + Км] / 2. (7.5)
В зависимости от обобщающегокоэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания оцениваетсяпо следующим категориям:
магазины с высоким уровнемкультуры торгового обслуживания — 0,901 и более;
со средним — от 0,701 до0,900;
с низким — до 0,700.
Данные для расчета коэффициента устойчивостиассортиментного перечня приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2. Данные для расчета коэффициентаустойчивости ассортиментного перечняПоказатель Значение А1 25 А2 30 А 23 n 2
Ку = ((25/23)+(30/23)) / 2 = 1,196
Данные для расчета коэффициента дополнительногообслуживания покупателей приведены в таблице 7.3.
Таблица 7.3. Данные для расчета коэффициентадополнительного обслуживания покупателейПоказатель Значение У1 2 У2 3 У 2 N1 2 У01 1080 У02 990 Уn1 960 Уn2 1120 N2 2
Таким образом, Кд = 1,127
Коэффициентзатрат времени на ожидание обслуживания равен:
Ко = 120 / 300 = 0,4
Коэффициенткультуры обслуживания по мнению покупателей равен:
Км = 8 / 10 = 0,8
Определимобобщающий коэффициент культуры обслуживания:
Кобоб= [(0,35 × 1,196) + (0,20 × 1,127) + (0,45 × 0,4) + 0,8] = 1,50
Таким образом, универмаг «Крыница» можноотнести к торговому объекту с высокой культурой обслуживания.
ТЕМА 8. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
Контроль за деятельностьюв универмаге «Крыница», а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодноизбираемая собранием акционеров ревизионная комиссия. По месту нахождения предприятияведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативныедокументы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документыбухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собранийакционеров и др.
Бухгалтера — ведут бух. учетпо всему предприятию. Бухгалтер по зарплате — начисляет зарплату работникам. Экономисты- планируют объемы продаж продукции, устанавливают отпускные цены в соответствиис закупочными. Товароведы собирают заявки и завозят товары по торговым предприятиям,изучают спрос. Заведующий магазином — делает заявки на товары, принимают товары,составляют и сдают каждую семидневку отчеты, следят за порядком в магазине. Продавцы- выполняют свои непосредственные обязанности (могут быть как продавец и зав. магв одном лице). По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в томчисле: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующиепорядок работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседанийправления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др. По действующему законодательствув универмаге «Крыница» ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность в валюте,принятой на территории Республики Беларусь в качестве единого платежного средства(в национальной валюте). Отчетность о налогах предоставляется в налоговую инспекциюв сроки и по формам, определяемым налоговым законодательством. На предприятии бухгалтерскийучет ведется с использование программы «1С. Бухгалтерия — проф. 7.7». Каждая операцияоформляется на основании первичных документов, ведется учет бланков строгой отчетности.Перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация расчетов. Оценкаи учет активов и пассивов баланса, исчисление и уплата налоговых и неналоговых платежей,безналичные расчеты производятся в миллионах белорусских рублей с одним десятичнымзнаком после запятой. Реализация продукции (работ, услуг) отражается по мере отгрузкипокупателям (заказчикам) ценностей, выставления счетов по оказанным услугам.
ТЕМА 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИРАБОТЫ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
На основании данных отчетао товарообороте и запасах товаров универмага «Крыница» за июль-декабрь 2009 г. (приложение)проведем анализ состава розничного товарооборота универмага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 гг. (таблица 9.1).
Таблица 9.1. Состав товарооборотаунивермага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 ггСостав товарооборота 6 мес. 2008 г. 6 мес. 2009 г. Отклонение (+/-) Темп роста, % сумма, млн. руб. удельный вес, % сумма, млн. руб. удельный вес, % сумма, млн. руб. удельный вес, % Общий объем розничного товарооборота, в том числе: 63831,1 100,0 78962,6 100,0 +15131,5 - 123,7 а) розничный товарооборот розничной торговой сети 62522,5 97,95 77455,3 98,09 +14932,8 +0,14 123,9 б) розничный товарооборот общественного питания 1308,6 2,05 1507,3 1,91 +198,7 -0,14 115,2 Из общего объема розничного товарооборота продажа: а) продовольственных товаров 6427,8 10,07 7971,4 10,1 +1543,6 +0,03 124,0 б) непродовольственных товаров 57403,3 89,93 70991,2 89,9 +13587,9 -0,03 123,7
За 6 мес. 2009 г. по сравнениюс 6 мес. 2008 г. в действующих ценах наблюдается рост розничного товарооборота розничнойторговой сети и розничного товарооборота общественного питания, соответственно,на 14932,8 млн. руб. и на 198,7 млн. руб. В структуре розничного товарооборота удельныйвес товарооборота розничной торговой сети вырос на 0,14 %, а товарооборота общественногопитания снизился на 0,14 %. Розничный товарооборот розничной торговой сети на протяжениивсего анализируемого периода занимает основой удельный вес (более 97 %).
Из общего объема розничноготоварооборота продажа продовольственных товаров увеличилась на 1543,6 млн. руб.,а непродовольственных товаров — на 13587,9 млн. руб. Оборот по продовольственнымтоварам растет более высокими темпами: 124,0 % против 123,7 % по непродовольственнымтоварам. В структуре товарооборота удельный вес непродовольственных товаров снизилсяна 0,03 %, а продовольственных товаров вырос на 0,03 %, но все же непродовольственныетовары занимают основой удельный вес (почти 90,0 %).
Также необходимо проанализироватьдинамику и структуру розничного товарооборота рассматриваемого торгового предприятияв разрезе отдельных товарных групп. Для проведения анализа воспользуемся даннымитаблицы 9.2.
Таблица 9.2. Динамика и структурарозничного товарооборота универмага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 ггТоварная группа 6 месяцев 2008 г. 6 месяцев 2009 г. Отклонение (+,-) Темп роста, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % по сумме, млн. руб. по уд. весу, % 1. Продовольственные товары — всего 6427,8 10,07 7971,4 10,1 +1543,6 +0,03 124,0
В том числе:
1.1. Мясо и птица 1257,5 1,97 1508,0 1,91 +250,5 -0,06 119,9 1.2. Колбасные изделия и копчености 421,3 0,66 536,7 0,68 +115,4 +0,02 127,4 1.3. Рыба и морепродукты 44,7 0,07 71,0 0,09 +26,3 +0,02 158,8 1.4. Масла (животные и растительные) 25,5 0,04 23,4 0,03 -2,1 -0,01 91,8 1.5. Маргариновая продукция 6,4 0,01 7,7 0,01 +1,3 - 120,3 1.6. Майонезная продукция 6,4 0,01 15,6 0,02 +9,2 +0,01 243,8 1.7. Молоко и молочная продукция (в т.ч. сыры) 1059,6 1,66 1381,5 1,75 +321,9 +0,09 130,4 1.8. Консервы 127,7 0,20 118,2 0,15 -9,5 -0,05 92,6 1.9.Яйца и яйцепродукты 19,1 0,03 23,5 0,03 +4,4 - 123,0 1.10. Кондитерские изделия 772,4 1,21 963,1 1,22 +190,7 +0,01 124,7 1.11. Хлеб и хлебобулочные изделия 217,0 0,34 165,5 0,21 -51,5 -0,13 76,3 1.12. Фрукты и овощи 89,4 0,14 118,2 0,15 +28,8 +0,01 132,2 1.13. Спиртные напитки 1819,1 2,85 2289,6 2,9 +470,5 +0,05 125,9 1.14. Безалкогольные напитки 204,3 0,32 197,2 0,25 -7,1 -0,07 96,5 1.15. Бакалея 44,7 0,07 110,2 0,14 +65,5 +0,07 246,5 1.16. Другие продовольственные товары 312,7 0,49 442,0 0,56 +129,3 +0,07 141,3 2. Непродовольственные товары — всего 57403,3 89,93 70991,2 89,9 +13587,9 -0,03 123,7
В том числе:
2.1. Ткани 3319,2 5,20 3806,2 4,82 +487 -0,38 114,7 2.2. Одежда и белье 10181,1 15,95 12871,1 16,30 +2690 +0,35 126,4 2.3. Меха и меховые изделия 344,7 0,54 379,2 0,48 +34,5 -0,06 110,0 2.4. Трикотаж 7238,4 11,34 9704,7 12,29 +2466,3 +0,95 134,1 2.5. Чулочно-носочные изделия 1946,8 3,05 2479,6 3,14 +532,8 +0,10 127,4 2.6. Обувь 6242,7 9,78 7659,6 9,70 +1416,9 -0,08 122,7 2.7. Моющие и чистящие средства 185,1 0,29 260,8 0,33 +75,7 +0,04 140,9 2.8. Парфюмерно-косметические товары 2866,0 4,49 3514,0 4,45 +648 -0,03 122,6 2.9. Галантерея и нитки 5527,8 8,66 6554,1 8,30 +1026,3 -0,36 118,6 2.10. Мебель 619,2 0,97 805,6 1,02 +186,4 +0,04 130,1 2.11. Ковры и ковровые изделия 1200,0 1,88 1539,9 1,95 +339,9 +0,07 128,3 2.12. Посуда 2202,2 3,45 2645,1 3,35 +442,9 -0,10 120,1 2.13. Часы 772,4 1,21 971,4 1,23 +199 +0,02 125,8 2.14. Электротовары и телерадиотовары 4557,5 7,14 5369,7 6,80 +812,2 -0,34 117,8 2.15. Вычислительная техника 51,1 0,08 150,2 0,19 +99,1 +0,11 293,9 2.16. Велосипеды, мотоциклы, автомобили 134,0 0,21 165,9 0,21 +31,9 - 123,8 2.17. Канцелярские товары 1231,9 1,93 1650,5 2,09 +418,6 +0,16 134,0 2.18. Игрушки 1512,8 2,37 1776,9 2,25 +264,1 -0,12 117,5 2.19. Товары бытовой химии 721,3 1,13 995,3 1,26 +274 +0,13 138,0 2.20. Ювелирные изделия 2189,4 3,43 2850,8 3,61 +661,4 +0,18 130,2 2.21. Другие непродовольственные товары 4359,7 6,83 4840,6 6,13 +480,9 -0,71 111,0 Итого продовольственных и непродовольственных товаров 63831,1 100,0 78962,6 100,0 +15131,5 - 123,7
Из данных таблицы 9.2 видно,что универмаг «Крыница» специализируется на реализации непродовольственных товаров,доля которых за III — IV кварталы 2009 г. составила 89,93 % (в абсолютном выражении 57403,3млн. руб.), что по сравнению с их удельным весом за 6 мес. 2008 г. меньше на 0,03%-ых пункта. Наибольшую часть розничного товарооборота по непродовольственным товарамв III — IV кварталах 2009 г. обеспечивают такие товарные группы, как одеждаи белье (12871,1 млн. руб. или 16,3 % в общем объеме товарооборота), трикотаж (9704,7млн. руб. или 12,29 % в общем объеме товарооборота), обувь (7659,6 млн. руб. или9,7 % в общем объеме товарооборота), галантерейные товары (6554,1 млн. руб. или8,3 % в общем объеме товарооборота), а также электро- и телерадиотовары (5369,7млн. руб. или 6,8 % в общем объеме товарооборота).
При этом за 6 мес. 2009 г.в сравнении с 6 мес. 2008 г. наблюдается рост удельных весов по первым двум из вышеперечисленныхтоварных групп (по одежде и белью — на 0,35 %-ых пункта, по трикотажу — на 0,95%-ых пункта) и снижение долей в розничном товарообороте по обуви (на 0,08 %-ых пункта),галантерее (на 0,36 %-ых пункта) и электро- и телерадиотоварам (на 0,34 %-ых пункта).
Доля продовольственных товаровв общем розничном товарообороте за III — IV кварталы 2009 г. составила 10,1 %, что на 0,03 %-ых пункта больше,чем за 6 мес. 2008 г. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота в III — IV кварталах 2009 г. занимают такие группы продовольственных товаров,как мясо и птица (1508 млн. руб. 1,91 % в общем объеме товарооборота), спиртныенапитки (2289,6 млн. руб. 2,9 % в общем объеме товарооборота) и молочная продукция(1381,5 млн. руб. 1,75 % в общем объеме товарооборота). При этом за 6 мес. 2009г. в сравнении с 6 мес. 2008 г. наблюдается снижение удельного веса по первой извышеперечисленных товарных групп (по мясу и птице — на 0,06 %-ых пункта) и увеличениедолей в розничном товарообороте по спиртным напиткам (на 0,05 %-ых пункта) и молочнойпродукции (на 0,09 %-ых пункта).
Проанализируем влияние факторовтоварного обеспечения, а именно величин товарных запасов на начало и конец года,объемов поступления товаров и прочего выбытия товаров, на величину розничного товарооборотаунивермага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 гг. используя формулы товарного баланса (9.1)- (9.2).
Зн + П = Р + Пв+ Зк, (9.1)
Следовательно, реализацияпродукции составит:
Р = Зн + П — Пв — Зк, (9.2)
где Р — объем розничноготоварооборота, р.;
Зн, Зк — товарные запасы на начало и конец отчетного периода, р.;
П — поступление товарныхзапасов, р.;
Пв — прочее выбытие(естественная убыль, уценка товаров), р.
Данные для анализа и значениявлияния каждого из вышеназванных факторов приведены в таблице 9.3.
Таблица 9.3. Расчет влияниятоварного обеспечения на розничный товарооборот универмага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 ггПоказатели 6 месяцев 2008 г. 6 месяцев 2009 г. Отклонение (+/-) Влияние на динамику товарооборота Товарные запасы на начало года, млн. руб. 29856,4 35148,2 +5291,8 +5291,8 Поступление товаров, млн. руб. 65364 80208 +14844 +14844 Розничный товарооборот, млн. руб. 63831,1 78962,6 +15131,5 +15131,5 Прочее выбытие товаров, млн. руб. 1263,6 +1260 -3,6 +3,6 Товарные запасы на конец года, млн. руб. 30125,7 35133,6 +5007,9 -5007,9
Из данных таблицы 9.3 видно,что увеличение товарооборота универмага «Крыница» в динамике произошло за счет ростапоступления товаров (+14844 млн. руб.), остатков на начало периода (+5291,8 млн.руб.) и прочего выбытия товаров (-3,6 млн. руб.). Снижению товарооборота универмага«Крыница» способствовало увеличение запасов на конец периода (-5007,9 млн. руб.).
Определим средние товарныезапасы:
6 месяцев 2008 г.:
(
29856,4 + 30125,7) / 2 =29991,05 млн. руб.
6 месяцев 2009 г.:
(35148,2 + 35133,6) / 2 =35140,9 млн. руб.
Время обращения товаров вднях товарооборота рассчитывается по формулам:
/>, (9.3)
или /> (9.4)
где /> - длительность одного оборота;
/> - средние товарные запасы (определяются по формулам средней хронологическойили средней арифметической);
/> - количество дней анализируемого периода;
/> - объем реализации (или товарооборота);
/> - однодневный товарооборот.
Скорость обращения в количествеоборотов (/>) определяется по формулам:
/>, (9.5)
или />. (9.6)
Проведем анализ товарооборачиваемостиунивермага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 гг. (таблица 9.4).
Таблица 9.4. Анализ товарооборачиваемостиунивермага «Крыница» за III — IV кварталы 2008-2009 ггПоказатель 6 месяцев 2008 г. 6 месяцев 2009 г. Отклонение (+,-) Темп роста, % Розничный товарооборот, млн. руб. 63831,1 78962,6 +15131,5 123,7 Средние товарные запасы, млн. руб. 29991,05 35140,9 +5149,85 117,2 Товарооборачиваемость, дни 84,57 80,11 -4,46 - Скорость оборота, обор. 2,13 2,25 +0,12 -
В универмаге «Крыница» товарооборачиваемостьв динамике ускорилась на 4,46 дн. и за 6 мес. 2009 г. составила 80,11 дн. В отчетномпериоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемыхсредним товарным запасом, выросло с 2,13 до 2,25, или на 0,12 оборота.
На размер изменения среднеготоварного запаса оказали влияние два фактора: рост объема товарооборота и замедлениетоварооборачиваемости. Розничный товарооборот универмага «Крыница» в динамике выросна 23,7 %, а средние товарные запасы на 17,2 %. Товарные запасы в данном случаевследствие роста товарооборота увеличились на 7107,9 млн. руб. (29991,05 ×(+23,7) / 100), а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасыснизились на 1958,05 млн. руб. (5149,85млн. руб. — 7107,9 млн. руб.).
С увеличением товарооборотатоварные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратногоиз темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборотана 23,7 % товарные запасы должны были возрасти только на 4,87 % и составить за 6мес. 2009 г. 31451,6 млн. руб. (29991,05 × 104,87 / 100).
Также необходимо рассчитатьвлияние факторов товарного обеспечения на величину прибыли от реализации рассматриваемоготоргового предприятия. Влияние факторов товарообеспечения на прибыль рассчитываетсяпо формуле:
DПi = DРТОi × Уп / 100%, (9.7)
где DПi — величина изменения прибыли за счет i-го фактора товарообеспечения, млн. руб.;
DРТОi — величина влияния i-го фактора товарообеспечения на товарооборот, млн. руб.;
Уп — удельный вес прибылив розничном товарообороте базисного года (т.е. в данном случае — III — IV кварталы 2008 г.), %.
Результаты расчета влиянияфакторов на прибыль представлены в таблице 9.5.
Таблица 9.5. Расчет влиянияфакторов товарообеспечения на прибыль от реализации за III — IV кварталы 2009 гФактор Величина влияния на розничный товарооборот, млн. руб. Расчет влияния на прибыль от реализации Величина влияния на прибыль от реализации, млн. руб. 1. Розничный товарооборот +15131,5 (+15131,5) × 1,77% / 100% +267,8 2. Товарные запасы на начало года +5291,8 (+5291,8) × 1,77% / 100% +93,6 3. Поступление товаров +14844 (+14844) × 1,77% / 100% +262,7 4. Прочее выбытие +3,6 (+3,6) × 1,77% / 100% +0,1 5. Товарные запасы на конец года -5007,9 (-5007,9) × 1,77% / 100% -88,6
Из данных таблицы 9.5 видно,что за счет изменения общего розничного товарооборота рассматриваемого торговогопредприятия прибыль от реализации за III — IV кварталы 2009 г. по сравнению с за III — IV кварталами 2008 г. возросла на 267,8 млн.руб., в том числе за счет увеличения товарных запасов на начало года на 5291,8 млн.руб. данный показатель вырос на 93,6 млн. руб., за счет увеличения поступления товаровна 14844 млн. руб. прибыль от реализации увеличилась на 262,7 млн. руб., а за счетснижения прочего выбытия товаров на 3,6 млн. руб. данный показатель вырос на 0,1млн. руб. За счет увеличения товарных запасов на конец года на 5007,9 млн. руб.данный показатель снизился на 88,6 млн. руб.
Необходимо отметить, чтоотрицательно влияние фактора товарных запасов на конец года на объемы розничноготоварооборота и прибыли от реализации говорит о том, что основным направлением совершенствованиятоварообеспечения универмага «Крыница» является снижение величины данного фактора.
10. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проведенный анализ показал,что в целом универмаг «Крыница» функционирует достаточно эффективно. Структура управленияунивермага «Крыница» отвечает предъявляемымк ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев иуровней управления.
Универмаг по степени специализации- универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. В универмаге «Крыница» реализуютсяследующие группы товаров: кожгалантерейные товары; электротовары и бытовая техника;одежда и обувь для мужчин и женщин; одежда и обувь для детей; продовольственныетовары. Все помещения универмага «Крыница» взаимосвязаны и обеспечивают кратчайшийпуть движения товаров от места разгрузки транспорта до торгового зала.
Повышение конкурентоспособностиреализуемых в универмаге «Крыница» товаров, должно проводиться в следующих направлениях:активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов поповоду возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизмаценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра в универмаге«Крыница» в баллах уступают параметрам универмага «Слуцк».
Закупочная политика универмага«Крыница» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщикамипродукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества.По прямому каналу нулевого уровня в универмаг «Крыница» поступают товары отечественногопроизводства непосредственно с заводов-изготовителей. По косвенному каналу распределенияв универмаг «Крыница» поступают товары российских и украинских производителей, этов основном такие товары, как швейные, бытовая техника, а из продовольственных товаров- кондитерские изделия, вино-водочные товары, в незначительном количестве мясныетовары и морепродукты. Поставка товара в универмаг «Крыница» осуществляется на основаниизаключенных договоров с поставщиками. Товары доставляются в универмаг «Крыница»централизованным и децентрализованным методами.
На предприятии постояннопроводится работа по обновлению торгово-технического оборудования, внедрению новыхметодов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. В настоящеевремя структура торгового процесса универмага «Крыница» выглядит следующим образом:на четырех этажах торговых залов размещены 7 товарных отделов, организованных попотребительскому назначению. По методу самообслуживания работают 15 секций. Универмаг«Крыница» можно отнести к торговому объекту с высокой культурой обслуживания.
Контроль за деятельностьюв универмаге «Крыница», а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодноизбираемая собранием акционеров ревизионная комиссия. Отчетность о налогах предоставляетсяв налоговую инспекцию в сроки и по формам, определяемым налоговым законодательством.На предприятии бухгалтерский учет ведется с использование программы «1С. Бухгалтерия- проф. 7.7».
Универмаг «Крыница» специализируетсяна реализации непродовольственных товаров, доля которых за III — IV кварталы 2009 г. составила 89,93 % (в абсолютном выражении 57403,3млн. руб.), что по сравнению с их удельным весом за 6 мес. 2008 г. меньше на 0,03%-ых пункта.
Увеличение товарооборотаунивермага «Крыница» в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+14844млн. руб.), остатков на начало периода (+5291,8 млн. руб.) и прочего выбытия товаров(-3,6 млн. руб.). Снижению товарооборота универмага «Крыница» способствовало увеличениезапасов на конец периода (-5007,9 млн. руб.).
В универмаге «Крыница» товарооборачиваемостьв динамике ускорилась на 4,46 дн. и за 6 мес. 2009 г. составила 80,11 дн. В отчетномпериоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемыхсредним товарным запасом, выросло с 2,13 до 2,25, или на 0,12 оборота.
Для совершенствования работыунивермага необходимо проводить работу в следующих направлениях:
— добиваться должного вниманиясо стороны промышленных предприятий к вопросам, касающимся обновления устаревшихобразцов и моделей товаров;
— разработать систему отборкитоваров непосредственно на предприятии-изготовителе;
— установить четкий контрольза наличием необходимого ассортимента на предприятиях-изготовителях и в секцияхунивермага путем дополнительных проверок товароведами;
— наладить работу с товаров,не пользующимся спросом (замена товара на предприятиях);
— своевременно предъявлятьпретензии к изготовителям продукции за поставку некачественных товаров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баканов М. И. Экономическийанализ в торговле / М. И. Баканов. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 397 с.
2. Брагин Л. А. Экономикаторгового предприятия. Торговое дело. Учебник / Л. А. Брагин. — М.: Инфра-М, 2006.- 313 с.
3. Виноградова С.Н. Коммерческаядеятельность: Учебное пособие. — Мн.: Выш.шк., 2008. — 276 с.
4. Каплина С. А. Организациякоммерческой деятельности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 448 с.
5. Коммерческая деятельностьпредприятия: Стратегия, организация,управление / В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др. — СПб.: Политехника,2000. — 322 с.
6. Лебедева С. Н., КазиначиковаН. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. — Мн.: Новоезнание, 2001. — 240 с.
7. Организация и технологияторговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Подобщей редакцией С. Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. шк., 2002 — 460 с.
8. Организация коммерческойдеятельности: Справ. пособие / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигуноваи др.; Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. шк., 2000. — 464 с.
9. Памбухчиянц О. В.Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов. — М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 450 с.
10. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник длявузов по спец. «Коммерция» / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. — 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: Маркетинг, 2002. — 579 с.
11. Пигунова О. В., Аниськова О. Г. Стратегиякоммерческой деятельности предприятия розничной торговли. — М.: Маркетинг, 2002.- 117 с.
12. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник длявузов / Половцева Ф. П… — М.: Инфра-М, 2000. — 247 с.
13. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник. — М.:Юрист, 2000. — 659 с.
14. Соломатин А. Н., Петров П. В. Экономикатоварного обращения: Учебник для ВУЗов. — М.: Инфра-М, 2001. — 220 с.
15. Экономика предприятий торговли: Учеб.пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. — Мн.: Вышэйшаяшкола, 2007. — 542 с.