Символика и её роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать»
А.А.Блок – великий русский поэт. Ему принадлежит особое место в русской литературе ХХ века. Ярчайший представитель символизма, вдохновенный певец Прекрасной Дамы, он остался в её истории и как автор произведения, которое до сих пор вызывает у читателей множество вопросов и споров. Это не случайно: поэма «Двенадцать», воссоздающая грандиозную картину революционных событий, насквозь пронизана иносказаниями и символами.
Значение символов, использованных автором в поэме «Двенадцать», полностью соответствует нормам, принятым в литературе того направления, к которому он принадлежал. Символ представителями этого направления воспринимался в качестве одного из способов скрытого сравнения. Вместе с тем он обладал ярко выраженной многозначностью, позволяющей каждому человеку воспринимать его по-своему. Поэму «Двенадцать» Блок построил на сложнейших переплетениях различных символических значений. Так, огромный смысл был вложен автором в саму ритмическую организацию поэмы. Вглядываясь в неё, отмечаешь, что первая глава в стилевом отношении представляет собою народное представление саморохов, создаёт ощущение нереальности происходящего, его кинематографичности. Это ощущение усиливается введением в произведение различных художественных деталей. Такой деталью, к примеру, является огромный белый холст, натянутый через умьезу. Он напоминает экран. Созданию этого эффекта способствует и нагнетение автором чёрного и белого цветов, придающих графичность чёрно — белому пейзажу.
Таки образом автор воссоздаёт символическую картину страны, над которой навис Божий гнев. Цветовая символика этой картины знаменует два жизненных начала: белое – это всё праведное и святое, чёрное – всё грешное и преступное.
Огромной символикой обладает и название поэмы. Им стало её ключевое слово, содержащее в себе несколько символических значений и вызывающих у читателей множество ассоциаций.
Первое значение, конечно, связано с его временем. Двенадцать – это рубеж между сегодняшним днём и вчерашним. День уходящий связан со старым миром, его падение остаётся за этим временным рубежом. Что впереди, завтра – неясно. Вероятно, «мировой пожар». В его горниле и должно произойти рождение нового.
Есть у и другая ассоциация, возникающая при слове «двенадцать». Это количество апостолов. Имена героев – Петруха и Андрюха – подчёркивают связь названия с библейской историей. Известно, что апостол Пётр трижды в течение одной ночи отрекался от Христа. Петруха из поэмы «Двенадцать» тоже три раза теряет веру и обретает её вновь. К тому же он — убийца своей возлюбленной. Читатель видит, как он «замотая платок на шее – не оправится никак…». Платок на шее Петрухи напоминает петлю, а сам он – Иуду. Впрочем, и красногвардейский патруль, идущий «эх, эх, без креста» и состоящий из вчерашних грабителей и убийц, готовых стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в бродячего пса, хоть во всю Святую Русь, даже с большой натяжкой не создаёт представления о святых. Оно возникает неожиданно, тогда, когда вдруг сквозь метельную кутерьму начинает сквозить образ Христа, возглавляющего шествие. Христы – это правда внешнего раскрепощения социальных низов и освобождения человеческой личности.
Образ метели в поэме «Двенадцать» обладает огромной смысловой нагрузкой, позволяющей придать произведению великую многозначность.
Поэма «Двенадцать» — это и история грехопадения и расплаты за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов, наполненных условностями блоковской символики.