Русская литература конца 19 — начала 20 векаАвтор: Разное
Поэзия конца 19 века получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века».
Постепенно термин «серебряный век» стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературой.
Литературные направления :
1.Реализм — продолжает развиваться (Л.Толстой, Чехов, Горький и др.)
2.Модернизм — от фр. слова «новейший, современный».Модернисты верили в божественную преобразующую творящую роль искусства.
Символизм-литературное художественное направление, которое считало целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Это первое и самое крупное течение модернизма.Начало самоопределению было положено Д.С.Мережковским (1892 год).Он назвал мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.
Лидером символизма стал стал В.Брюсов.НО символизм оказался неоднародным течением, внутри него оформилось несколько самостоятельных группировок. В русском символизме принято выделять 2 основных группы поэтов: «старшие» символисты (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Кузмин, Мерликовский, Гиппиус) и «младшие» символисты(Блок, Белый, Иванов).
В издательской жизни символистов существовали две группы: петербургские и московские.Это перешло в конфликт.
Московская группа (Либер Брюсов) считали главным принципом литературы — «искусство для искусства».
Петербургская (Мережковский, Зиппиус) отстаивали приоритет религиозно-филосовских поисков в символизме.Они считали себя подлинными символистами и своих оппонентов считали декадентами.
Символ: центральная эстетическая категория символизма.
Характерно:
многозначность
полноценная значимость предметного плана образа
сосредоточение абсолютного в единичном
Музыка: вторая по значимости эстетическая категория символизма
Отношения между поэтом м его аудиторией: поэт обращался не ко всем, а к читателю-творцу.
Акмеизм — модернистское течение (от греч. острие, вершина, высшая степень, ярко выраженные качества).Это течение декларировало конкретно чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального не символического смысла.
Вначале своег пути акмеисты были близки к символистам, затем появились объединения: 1911 год — Цех поэтов.