Романтическое осмысление действительности в романе Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери
Известный представитель французского романтизма, поэт, драматург, романист Виктор Гюго (1802-1885) написал множество прекрасных произведений. Сам писатель утверждал, что человечество прошло три этапа развития. Первый, когда человечество любовалось силой и красотой Природы. Второй этап, когда началась социальная история человечества. С этим периодом Гюго связывает эпос. Третий этап — возникновение христианства. С этим периодом писатель связывает драму.
Известнейшим произведением Виктора Гюго есть «Собор Парижской Богоматери». Действие романа происходит в XV столетии. Писатель обращается к сложному периоду жизни Франции и изображает национальный колорит. Памятником истории и ячейкой духовных ценностей в романе есть Собор Парижской Богоматери.
Сюжет романа романтический, он разворачивается динамично и драматически. В эпизодах В. Гюго использует гиперболу и эмфазу. В основе романа Виктора Гюго — мир, одержимый страстями. Прекрасная уличная танцовщица Эсмеральда полюбила молодого капитана Феба. Архидьякон Клод Фролло одержим страстью к Эсмеральде. В нее влюблен и звонарь — горбун Квазимодо. В основе лежит контраст прекрасного и ужасного, темного и светлого.
Герои романа романтические. Эсмеральда — прекрасная, добрая, чуткая. Тем не менее ее жестоко наказывает жизнь: Эсмеральде несправедливо предъявляют обвинение, она становится жертвой, а красота ее оказывается губительной. Клод Фролло — священник-аскет, благообразный извне, но проявляет противоречивые человеческие качества. С одной стороны, он пожалел и поселил маленького безобразного горбуна, но, одержимый страстью к Эсмеральде, превращается в жестокого и злобного человека. А безобразный Квазимодо, наоборот, оказывается способным на бескорыстную любовь, которая превращает безобразного Квазимодо в человека, красивого душой.
Виктор Гюго показывает, как люди, которые отошли от природы, получают от нее удар.
Финал романа, по мнению писателя, не пессимистический. Мир — это сцена, на которой происходит вечная трагедия, людьми руководят страсти, а доброе и злое начало в людях находятся в постоянной борьбе.
Писатель изображает в конце романа толпу обездоленных и несчастных людей, готовых к борьбе, способных на поднятие восстания. Писатель предупреждает, что еще это время не настало.