Рассказ Александра Исаевича Солженицына Матренин двор
Сегодня Александр Исаевич Солженицын, чье творчество столь долгое время было в нашей стране под запретом, широко известен – и прежде всего как автор таких громких произведений как «Архирелаг Гулаг» и другие. Однако мне он дорог в первую очередь небольшими вещами, но потрясающими по силе и языку – «Крохотки», эссе «Как нам обустроить Россию» и рассказом «Матренин двор». Произведение появилось в тот момент, когда другие авторы воспевали сытную колхозную жизнь. Не видели нищих деревень, разрушенных церквей, обманутых старух? Видели, конечно. Поэтому рассказ и вызвал шок – он не укладывался в общепринятую концепцию отображения деревни.
Действие произведения разворачивается в 1956 году. У Матрёны поселяется недавний ЗЭК, ныне школьный учитель, который с немногословной, улыбчивой и бескорыстной хозяйкой быстро находит общий язык. Рассказчик и героиня живут в согласии, основа его — взаимоуважение. Матрёна — настоящий образ «русской женщины» (вспомним некрасовских героинь). Она образ скромности, кротости, и автор видит в ней смысл русской жизни. Но образ этот таит в себе и трагедию. Трагично её прошлое, трагичен её конец: жадный деверь вырвал у неё горницу и сделался косвенной причиной её бессмысленной смерти на железнодорожном переезде.
Как эгоизм, хищность, корысть разрушили Матренину жизнь, так это отображено в очерке. По свидетельству автора, жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены так, как это и было на самом деле. Солженицын взял подлинное происшествие, свидетелем которому был и которое пережил с особенной остротой. Как Иван Сергеевич Тургенев в «Записках охотника», он, Солженицын, обращается к жанру очерка, чтобы сама жизнь заговорила о русской судьбе. А жила Матрёна по христианским заповедям: никого не обманывала, много трудилась, ничего не просила для себя. «А дело всякое начинала „с Богом!“
Она была необразованной, простой женщиной, но с богатым внутренним миром. Глубокий смысл обретает описание её избы. Одинокая среди людей, она окружила себя близкими „существами“. В её доме были фикусы. Однажды, проснувшись в дыму, она не избу бросилась спасать, а валила фикусы на пол, чтобы не задохнулись. „Они заполняли одиночество хозяйки, безмолвной, но живой теплотой“. Фикусы сравниваются с лесом. Словно составляют некую частицу мира природы. А шуршание тараканов в её доме сравнивается с шумом океана. Так сама природа живет в бедном доме Матрёны.
Не таков другой мир. Совсем другая жизнь, другие интересы лежат вне её мира. Там её обижали, притесняли. Гибнет праведница Матрёна. По законам рациональной жизни она ничего не оставила после себя, „не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…“ И перед автором открывается истина. „Не стоит село без праведника“ — гласит пословица. Автор от себя добавляет: „Ни город. Ни вся земля наша“.
Праведница Матрёна живет на неправедной земле, в которой царят безверие, злоба и грех. Рядом с ней прожил Фаддей, любивший её когда-то. Но он, потерявший сына, Матрёну, думает только о том, как разделить её скудное имущество и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой доставшиеся ему сарай и забор. У него с Матрёной была одинаково тяжёлая судьба, но она осталась человеком, и в этом её отличие.
Матрена уходит из жизни – и сиротеет село. С её смертью уходит понятие „светлая Русь“. На людях, подобных Матрёне, держится она, такие люди воплощают в народе понятия совести и жизни по Богу. Но автор уверен – не одна Матрена на Руси, много их – безответных, чистых душ – и пока они есть – не пропадет земля русская.