РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Функции, принципы и методы менеджмента»
1. Сущность и характеристика функций менеджмента
Охарактеризовать функции управления можно следующим образом:
Функции управления |
Операции |
|
Планирование |
Выполнить прогнозирование. Определить цели. Разработать стратегию. Наметить программу действий. Рассчитать сроки и стандарты. Определить источники финансирования. Разработать политику и процедуры |
|
Организация |
Разработать организационную структуру. Передать полномочия. Определить отношения к работе. Разработать процесс принятия решения. Определить коммуникации. |
|
Мотивация |
Выяснить потребности персонала. Определить способы стимулирования, позволяющие удовлетворить потребности каждого сотрудника |
|
Контроль |
Определить стандарты результатов. Обеспечить их измерение. Провести оценку результатов. Осуществить их корректировку. Учесть поведенческую сторону контроля |
|
Маркетинговая деятельность |
Определить миссию и социальную ответственность организации. Изучать и формировать потребности в товарах и услугах |
|
Инновационная деятельность |
Обеспечить гибкую организационную структуру. Создать аналитический отдел, способный улавливать слабые сигналы из внешней среды. Формировать предпринимательский тип организационного поведения. Создать систему поддержки новаторов. |
|
Развитие человеческих ресурсов |
Обеспечить набор и отбор персонала. Разработать «философию фирмы», в том числе кодекс делового поведения персонала. Осуществить планирование карьеры. Ежегодно проводить аттестацию персонала. Разработать программу обучения и развития. |
|
Управленческое консультирование |
Обеспечить диагноз организационных патологий и дисфункций управления. Разработать план по их преодолению |
Контроль - это процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, («цель/цель»), ход выполнения плана («цель/будет»), прогнозы («будет/будет»), развитие процесса («будет/есть»).
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.
Контроль можно также классифицировать:
· по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний или внешний),
· основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону),
· объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),
· регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).
2. Мотивация деятельности в менеджменте
Интерес к более производительному труду вызывается управленческой функцией мотивации. Мотивация заключается в создании условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной заинтересованности в результатах труда, утверждении материальных и моральных стимулов к труду.
Потребности людей делятся на первичные и вторичные. Первичные - это врожденные физиологические потребности: дыхание, сон, пища.
Вторичные - вытекают из психологического состояния человека. Такими являются, например, потребности в уважении, успехе, власти. Они появляются с развитием интеллекта и приобретением жизненного опыта. Этим объясняется их многообразие.
Являясь продуктом физиологического и психологического состояния человека, потребности выражаются в его поведении, поблуждают к определенным действиям. Побуждение проявляется в определенном поведении, которое ставит своей целью удовлетворение потребности. Когда эта цель достигнута, потребность может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе не удовлетворена.
Степень удовлетворения потребности в данной ситуации влияет на поведение человека, если сложится похожая ситуация в будущем. Человек будет стремиться обязательно повторить то свое поведение, которое дало возможность максимально удовлетворить потребность в прошлом. Это состояние называется «Закон результата».
Для осуществления мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей разделил на пять групп по приоритетности их удовлетворения:
1) физиологические - вода, еда, жилище;
2) безопасность и уверенность в будущем. Защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
3) социальные - социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка;
4) уважение - самоуважение личные достижения, признание, уважение со стороны окружения;
5) самовыражение - реализация своих потенциальных возможностей.
Первые две группы - первичные потребности, остальные - вторичные, удовлетворить которые человек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей, в основном, выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.
Исследователь Д. МакКлелланд считал, что мотивация должна основываться на трех потребностях: власти, успехе, причастности. Эта теория в какой-то мере схожа с теорией Маслоу. Так, потребность власти и успеха у Маслоу - это самовыражение и уважение. Потребность в причастности - это социальные потребности.
Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он выделил два фактора процесса побуждения себя и других к деятельности: гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические факторы - это факторы окружающей среды. Герцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.
К мотивациям Герцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности.
Анализируя все три теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления безусловно дает положительный результат в целом. Но все же следует внимательно относиться к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации.
Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей. Существует еще три процессуальных теории, в которых мотивация рассматривается как процесс последовательных состояний. Это теория ожидания, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.
Теория ожидания основана на том, как конкретная личность оценивает возможность свершения ожидаемого события. По отношению мотивации к труду теория ожидания рассматривает процесс: «затраты труда - результаты - вознаграждение и удовлетворенность им». Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожидание будет положительным. Если человек недостаточно удовлетворен вознаграждением, то мотивация будет ослаблена.
Теория справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу.
Элементы обеих процессуальных теорий объединяет теория мотивации, разработанная Портером и Лоулером. Модель содержит пят факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с модель результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степени уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности вознаграждения способствует приложение этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимость от достигнутых результатов.
3. Принципы менеджмента
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практики управления, а также определяются требования к конкретной системе, структурой организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями государством, применяются те иди иные методы управления.
Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифирменного управления характерны: принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация, на долгосрочные цели развития участие работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они составляют группу структурно-функциональных принципов управления. Вторая группа принципов - принципы управления производством, третья принципы управления персоналом. Может быть и другая классификация.
Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Путем применения этого принципа решается, проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования.
Оптимальное сочетание централизации децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо - президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с единоначалием каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.
Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений.
Многие организация кладут в основу организационной системы принцип централизации, при котором управление осуществляется из одного центра. Здесь устанавливается жесткая регламентация центра. Подразделения полностью лишены хозяйственной самостоятельности.
При децентрализованной форме управления производственные подразделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства и в сфере сбыта. Высшая администрация осуществляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения находятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров.
Менеджмент современных крупных фирм характеризуется сочетанием принципов централизации и децентрализащии, когда за высшим звеном управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Внутри фирмы создаются автономные производственные отделения, которые самостоятельно производят, сбывают продукцию, отвечают за получение прибыли.
Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демократизации управления. Усложнение процесса труда изменяет подход к рабочему. Рабочий становится субъектом производственного процесса. Наличие у рабочего высокого уровня профессиональной квалификации, образования и общей культуры создает у него потребность участвовать в управлении производством. Выражение «промышленная демократия» характеризует совокупность факторов участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим. Это проявляется в широком участии работников в собственности, прибыли, принятии решений на всех уровнях управления.
К принципам менеджмента также относят принцип государственной законности, устойчивости и мобильности системы управления.
Существуют следующие основные методы менеджмента:
- организационно-административные, основанные на принуждении;
- экономические, основанные на материальной заинтересованности;
- социально-психологические.
Литература
1. Альбеков А. Процесс принятия управленческих решений в производственном менеджменте.//Бухгалтерский учет в торговле 1997-№4.
3. Аунапу Ф.Ф. Научные основы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974.
4. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Курс лекций. Выпуск 3. М.: Эльф К, 2006.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Высшая школа, 2006.
6. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений. // Менеджмент в России и за рубежом 2003-№2.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007.
8. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 2005.
9. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. М.: Экономика, 2000.
10. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. М.: Юнити, 2006.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |