9
Функции менеджмента в организации
Содержание
Введение
1. Планирование
2. Организация
3. Контроль
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующих в цикле «цель - средство».
В первом контуре «цель - планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития, в противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.
На втором этапе в контуре «планирования - организация» осуществляется поиск организационных решений, обеспечивающих безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.
В третьем контуре «организация - контроль» принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.
Признаки |
Стратегическое планирование |
Оперативное планирование |
|
Уровень менеджмента |
Преимущественно высокий уровень |
Все уровни с особым акцентом на средний уровень
|
|
Основная ориентация |
Проблемно ориентированное |
Временная ориентация
|
|
Вид проблем |
Слабо структурированные, качественные |
Хорошо структурированные, количественные
|
|
Неопределенность |
Высокая степень |
Низкая степень
|
|
Сущность планирования |
- ориентация на инновации- стратегическая адаптация к внешней среде- Обеспечение эффективности: «делать правильные вещи» |
- ориентация на интеграцию- координация внутренней среды- обеспечение эффективности: «вещи делать правильно» |
|
Целевой критерий |
Создание потенциала успеха |
Реализация потенциала успеха
|
|
Горизонт планирования |
Акцент на долгосрочное, частично кратко- и среднесрочное планирование |
Акцент на кратко- и среднесрочное планирование
|
|
Единица планирования |
Стратегические хозяйственные единицы |
Все функциональные области и все сотрудники
|
|
Степень детализации |
Укрупненная проработка |
Детальная проработка
|
|
Исходная информация |
Политика организации, внешняя среда |
Основная и функциональные стратегии организации, внутренняя среда
|
|
Форма организации планирования
|
Централизованная (руководство) |
Децентрализованное (централизованное регулирование) |
2. Организация
Организация - это совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
Организацию характеризуют следующие элементы:
1) Уровни.
2) Предметные области
3) Объекты.
4) Категории
5) Субъекты
Уровни организации:
- мировая система;
- народное хозяйство;
- отрасли народного хозяйства;
- объединения предприятий;
- предприятия;
- подразделения (цех, участок, отдел, служба и т. п.);
- рабочее место.
Предметные области организации: сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства), то же во времени (временная организация производства).
Объекты организации производства на предприятии
9
Основные категории организации:
- тип организации;
- форма организации;
- методы организации;
- принципы организации.
Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
В рамках организационной структуры предприятия выделяются две составляющие: структура управления и производственная структура.
Структура управления определяется составом органов управления предприятия, характером их специализации, т.е. составом задач управления и формами координации их деятельности.
Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями об отраслях и службах, должностными инструкциями всех уровней управления.
Основные структуры организации:
- линейная
- функциональная
- линейно-штабная
линейная
9
Преимущества:
1) единство и четкость распорядительства
2) согласованность действий исполнителей
3) четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным
4) быстрота реакции в ответ на прямые указания
5) получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами
6) личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки:
1) высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению
2) перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими
3) тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений
4) отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
Функциональная
9
Преимущества:
1) высокая компетентность специалистов отвечающих за осуществление конкретных функций
2) освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством
3) создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
1) трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
2) длительная процедура принятия решений
3) отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами
4) снижение ответственности исполнителей за работу в результате указания от нескольких руководителей.
линейно-штабная
9
Достоинства:
1) более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений
2) освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки
3) возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях
недостатки:
1) недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решение не участвует в его реализации
2) тенденция к чрезмерной централизации
3) сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения.
3. Контроль
Контроль - постоянный процесс, обеспечивающий организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешний среды.
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатов
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов - плановых заданий, нормативов
- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности
- прогнозорование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Виды контроля:
1) предварительный
2) текущий
3) заключительный.
Предварительный контроль осуществляется перед началом работы в 3-х ключевых областях:
· человеческие ресурсы. Предварительный контроль в этой области достигается за счет тщательного анализа деловых, профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения производственных обязанностей.
· Материальные ресурсы. Предварительный контроль достигается за счет проверки наличия запасов и выборе поставщика.
· Финансовые ресурсы. Основным средством контроля в этой области является бюджет. Это текущий финансовый план, который дает организации уверенность в том, что в случае необходимости финансовых средств они у нее будут.
Текущий контроль осуществляется в ходе работы. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для осуществления текущего контроля необходима система обратной связи - это данные о полученных результатах. Она позволяет руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свои действия.
Заключительный контроль выполняется по окончании работы. Этот контроль имеет 2 основные функции:
· Он дает руководству организации информацию, необходимую для планирования, если аналогичная работа будет выполняться в будущем.
· Способствует мотивации.
Процесс контроля состоит из 3-х этапов:
1) установление стандартов
2) сопоставления с ними реальных результатов
3) действия.
1 Стандарты - это конкретные цели, показатели, характеристики, прогресс в отношении которых поддается измерению.
2 Менеджер должен определить насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Измерение результатов - самый трудный и дорогостоящий элемент контроля.
3 Менеджер должен выбрать одну из 3-х линий поведения:
- ничего не предпринимать
- устранить отклонения
- пересмотреть стандарты: ужесточить или смягчить.
Рекомендации по проведению эффективного контроля:
1) избегайте чрезмерного контроля
2) устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками
3) устанавливайте систему обратной связи
4) устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты
5) поощряйте за достижение стандарта.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |