Принцип антитезы и ее роль в романе Обломов
Роман «Обломов» написан накануне реформ, в 1859 г. В ожидании изменений в обществе появлялись новые взгляды, новые оценки событий в окружающей действительности. В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, поэтому неслучайным явилось то, что все произведение строится на принципе антитезы.
Предреформенная эпоха позволила автору противопоставить в своем романе два разных идеала жизни: как покоя (характерного для русского человека), так и движения, воплощавшего в себе европейский идеал.
Главный герой романа Обломов стоит на рубеже двух жизней: старорусской и европейской. Необходимость выбора воплощается во внутреннем конфликте в сознании героя. Его сомнения разрешаются в пользу древнего идеала недеяния, что делает его выбор трагическим. Обломов не использует предоставленную ему временем возможность проснуться, сбросить оковы сна и направить свои силы на благоустройство своего имения. Здесь Илью Ильича Обломова можно соотнести с известным героем русского народного творчества – Ильей Муромцем. Этот персонаж тридцать три года лежал на печи, так как не мог встать из-за больных ног. Пришедшие к нему люди вылечили его, подняли на ноги и направили на защиту своей родины. И спас Илья Муромец Русь от многих напастей. Илью Ильича к движению, к полноценной жизни призывают его друзья: Ольга и Штольц. Но, в отличие от Ильи Муромца, Илья Обломов не прислушивается к призывам своей страны, которой в это предреформенное время нужны умные, образованные и благонадежные люди.
Наименование персонажей, которому Гончаров уделяет большое внимание и которое во многом отражает их сущность, также имеет своей задачей противопоставление.
Фамилия Ильи Ильича происходит от слова «обло» – круг, что говорит о целостности и отсутствии всего резкого, дисгармоничного у этого персонажа. У Штольца, образ которого автор явно противопоставляет образу главного героя, фамилия краткая и динамичная, показывающая наличие черт немецкой культуры в его характере.
Что же касается контраста, присутствующего в образах этих главных героев, то здесь можно сказать о двух различных началах, которые они символизируют. Сам Гончаров разделял взгляды славянофилов, поэтому в образе Обломова попытался воплотить протест против западничества, которое, по мнению автора, разрушало, верность русским традициям.
Противоположность этих героев заявление уже в их портретных характеристиках. Практичный и целеустремленный Штольц сухощав, мускулист, лицо смуглое, без румянца; его внешность отражает жизнелюбие, стремление к действию, постоянную работу мозга.
Обломов же – добрый, уравновешенный, ведет спокойный размеренный образ жизни, в его взгляде отсутствует какаялибо «определенная идея». Он апатичен к внешним по отношению к нему событиям.
Характеры героев раскрываются и в манере поведения. Если движения Обломова «сдерживались…мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью», то у Андрея Ивановича не было лишних движений: «Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько нужно». Штольц избегал пустой мечтательности и бездействия, он четко видел цель своего существования и поэтому «шел да шел прямо по избранной дороге».
Для Ильи Ильича такое понимание жизни было неприемлемым: «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и личного веселья». Таким образом, Обломов предстает перед читателем в образе идеолога покоя: он плывет по течению, в то время как его друг твердо идет к намеченной цели.
Труд для Обломова был неким обязательством, налагаемым свыше, собственной же инициативы к действию он никогда не проявлял. Учился он нехотя, «серьезное учение утомляло его».
Штольц же с ранних лет занимался с отцом географией, изучал литературу. По окончании университета отец отправил его в Петербург, он видел за сыном будущее. Андрей Иванович служил, вышел в отставку, занялся своими делами и, действительно, нажил дом и состояние.
Гончаров неслучайно сопоставил предыстории героев; он акцентировал внимание на том, что лежало в основе успеха одного и неудачи другого, что сформировало их характеры, – это было воспитание. Обломов жил среди множества слуг, как «экзотический цветок в теплице», любое его проявление активности тут же подавлялось. Так, Обломов явил собой литературный тип, в котором собрались пороки дворянского общества, свойственные дореформенной России.
Воспитание Штольца радикально отличалось от обломовского. Иван Богданович направил развитие сына в верном направлении. Андрей Иванович рос в семье, где поощрялись активность и самостоятельность. Неслучайно, желая противопоставить Штольца Обломову, писатель соединяет в этом герое два начала: азиатское и западное. Отец его, немец, олицетворяет прагматизм и практичность, характерные для народов Запада; мать же – русская, воплощающая высокую духовность и нравственность. В Штольце эти два истока сочетаются негармонично, так как западное начало в нем преобладает.
Кроме мужских в романе противопоставляются и женские образы. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына олицетворяют собой два различные начала: Ольга – «прекрасной девы идеалы», Пшеницына – хозяйства.
В Ольге не было кокетства и мишуры, ее фигура воплощала собой грацию и гармонию; ее взгляд прям, светел и ясен; она обладает твердым и целостным характером. Она хотела изменить жизнь Обломова, сделать ее более разнообразной, более насыщенной. Сначала она чувствует к нему симпатию, потом влюбляется. Но она любит «будущего», изменившегося Илью Ильича и не смиряется с его тягой к покою.
Во всем противоположна Ольге квартирная хозяйка, а затем и жена Обломова, Агафья Пшеницына. В отличие от Ольги, в чертах которой светилась мысль, Пшеницына не была сложной личностью. «Какая она простая», – думал о ней Обломов. Ее мысли были погружены в заботы о хозяйстве, еде, стирке, готовке. Внешне Агафья Матвеевна также не похожа на Ольгу – она полная, как бы округлая. Пшеницына приняла и полюбила Обломова таким, какой он есть. Она «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».
Таким образом, используя в своем романе принцип антитезы, Гончаров противопоставляет две цивилизации: русскую и западную. В произведении он затрагивает также проблему будущего страны; ей предстоит решить, какой путь она выберет: сердца или разума.