Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького На дне
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Она имела очень большой успех, потому что «принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала». Это действительно было одно из наиболее сильных произведений о «бывших людях». В мировой литературе, пожалуй, найдётся не так уж много произведений, которые бы так неприкрыто показывали жизнь социальных низов, так сурово и беспощадно обнажали отчаянность их положения.
В своей пьесе Горький рисует ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя буржуазной России, «свинцовые мерзости жизни». В бесчеловечных условиях – в сыром подвале, «похожем на пещеру», в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе.
Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». У этих несчастных «обитателей дна» отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: «Работы нет… Силы нет. Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот она правда!»
И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи законы капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям.
Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: «Кожу сдеру, а вылезу»; хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел; искренне верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха», – говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.
Сатин не то чтобы выступает против этой лжи, он говорит, что понимает старика, но считает, что не всем подходит она: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека».
В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы.
«Человек свободен. Человек – вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!»
Однако Горький прекрасно понимает всю тщетность подобных призывов – пока не изменятся социальные условия, они остаются лишь звуком пустым. И в завершающем аккорде пьесы громко звучит беспросветность и безнадёжность.