/>Содержание
Введение
1. Роль и значение анализа оптовоготоварооборота
1.1 Понятие и виды оптовоготоварооборота
1.2 Значение, задачи и информационноеобеспечение анализа оптового товарооборота
2. Комплексный анализ оптовоготоварооборота
2.1 Краткая экономическаяхарактеристика объекта исследования
2.2 Анализ объема и структуры оптовоготоварооборота
2.3 Анализ оптового товарооборота поотдельным покупателям
2.4 Анализ ритмичности продаж
2.5 Анализ влияния факторов наоптовый товарооборот
3. Пути увеличения оптовоготоварооборота ООО «Гермес»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для успешного руководства деятельностью любого предприятиянеобходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточнодетальной экономической информацией.
Задолгие годы существования большинства хозяйственных организаций России иминакоплен большой опыт планирования, бухгалтерского учета и экономическогоанализа. Однако этот опыт формировался в условиях централизованно планируемойэкономики, базирующейся на теоретической основе, существенно отличающейся отпринципов рыночной экономики. После приватизации организации экономически июридически обособились, стали самостоятельными, полностью отвечающими зарезультаты хозяйствования. Возросла ответственность всех звеньев управленияорганизацией за эффективность производственно-финансовой деятельности.
Объемтоварооборота – один из основных показателей работы торговой организации,определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние наиздержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовоесостояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важнымпоказателем, характеризующим торговую деятельность, то системный его анализимеет большое значение в работе торговых организаций.
Таким образом, данная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и требует научных исследований.
Цельюкурсовой работы является проведение анализа оптового товарооборота на примереконкретной организации для выявления факторов, влияющих на объем оптовыхпродаж.
Достижению поставленной цели способствует решение следующихзадач:
- рассмотретьметодику анализа оптового товарооборота организации;
- определитьвлияние различных факторов на оптовый товарооборот;
- разработатьпрактические рекомендации по увеличению товарооборота организации.
Объектом исследования является ООО «Гермес».
Методами исследованияявлялись: анализ монографий и учебных пособий по данной проблематике, факторныйанализ и др.
Источниками информациидля проведения анализа являлась годовая бухгалтерская отчетность 2007-2008годы.
/>1. Роль и значение анализа оптового товарооборотаоптовыйтоварооборот продажа1.1 Понятие и виды оптовоготоварооборота
Объемтоварооборота – один из основных показателей торговых организаций, определяющийвсе стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержкиобращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояниеорганизации.
Различаютрозничный и оптовый товарооборот1.
Подоптовым товарооборотом понимается реализация товаров оптовыми организациямипредприятиям розничной торговли, общественного питания и другим предприятиямдля их дальнейшей перепродажи или переработки.
Оптовыеорганизации реализуют товары покупателям на основании заключенных с нимидоговоров продажи. Они должны полностью выполнять договорные обязательства поколичеству, качеству, ассортименту и срокам поставки товаров, предусмотреннымдоговорами.
Различаютдве основные формы оптовой продажи товаров: реализация товаров со складов(складской оборот) и реализация товаров транзитом (транзитный оборот).
Складскимоборотом называется оборот по реализации товаров покупателям со складов оптовойорганизации. При складских товарных операциях оптовые организации заключаютдоговоры закупки с промышленными предприятиями (поставщиками), завозят товар насклад и ведут все расчеты с поставщиками по оплате приобретенных товаров. Одновременноони заключают договоры поставки товаров с розничными организациями(покупателями), отгружают им товары и ведут с ними расчеты по реализованнымтоварам.
Транзитнымоборотом называется оборот от реализации товаров от поставщиков без завозатовара на склад оптового предприятия непосредственно в розничную торговлю.Реализация транзитом осуществляется как с участием, так и без участия оптовогопредприятия в расчетах.
Впервом случае оптовая организация заключает договор с промышленнымипредприятиями и осуществляет все расчеты за закупленные товары. Товары, минуясклад оптовой организации, непосредственно направляются промышленнымипредприятиями в организации розничной торговли.
Вовтором случае оптовая организация только заключает договора, а товар непосредственнос промышленных предприятий направляется в организации розничной торговли,которые сами осуществляют расчеты с поставщиками за полученные товары.
Вдоговоре обычно определяется момент перехода права собственности от продавца кпокупателю. Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации правособственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи,если иное не предусмотрено законом или договором. В ст. 224 Гражданскогокодекса РФ передача определена как вручение вещи приобретателю, а равно сдачаперевозчику дня отправки приобретателю или сдача в организацию связи дляпересылки приобретателю. Одновременно с получением права собственностиприобретатель (собственник) вещи (товара) в результате случайной гибели илипорчи товаров вследствие непредвиденных обстоятельств по общему правилугражданского законодательства несет соответствующие убытки.
Учетнаяполитика оптового торгового предприятия принимается на длительный период сучетом условий хозяйствования и информационного содержания заключенных спокупателями товаров договоров. Согласно выбранной учетной политике напредприятии устанавливается метод учета реализации товаров, то есть момент,когда товары считаются проданными.
Моментомреализации товаров может быть признана оплата товаров (поступление денежныхсредств на счета и в кассу торгового предприятия) либо их отгрузка ипредъявление покупателю расчетных документов к оплате. Нормативными актамипредусмотрено, что предприятия обязаны вести учет по методу начислений (исключениясоставляют малые предприятия). Кроме того, момент реализации для целейналогообложения может не совпадать с принятым учетным способом.
Используя метод определения момента реализации поотгрузке товаров и предъявлению покупателям расчетных документов, организацияоптовой торговли может маневрировать объемами реализации на конец отчетногопериода. Однако в этом случае возможно неполучение средств от покупателей поуже отгруженным реализованным товарам.
Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров,особенно без участия оптового предприятия в расчетах. Транзит обеспечиваетоптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращаетзвенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствуетсохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегдавозможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуютподсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, чтовызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовыхпредприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализациярозничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок,централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. Вусловиях формирования рыночной экономики при выборе складской или транзитнойформы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемыедоходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитнойпоставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партийтоваров и товарных групп).
1.2 Значение, задачи иинформационное обеспечение анализа оптового товарооборота
Одной из основных отраслей сферы обращения является оптоваяторговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы иснабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания,промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых предприятияхсортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования иразвития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствоватьувеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качестватоваров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, болееполному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления.Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения,развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящеевремя наряду с положительным, в деятельности оптовых предприятий имеютсясущественные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров,нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качествупоставляемых товаров.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом,составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборотпредставляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничнойторговли и общественного питания для последующей продажи населению,промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственных целей ивнерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовыхпредприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развитиятоварооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствованиятовародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения плановоптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике;выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если ониимеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определитьстратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализдолжен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельностиучитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона,производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков,наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру предполагаемого поступлениятоваров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.
При анализе торговой деятельности оптового предприятияиспользуют данные планов его экономического и социального развития,бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета,первичных и сводных документов и других источников информации. Многиестатистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованиемнатуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования.Промышленные предприятия нередко представляют оптовым предприятиям отчеты опроизведенной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на ихскладах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота.С внедрением в управление экономикой оптовых предприятий современныхинформационных технологий, компьютеров появились новые машинные источникиинформации. К ним, в частности, относятся данные, которые содержатся в памятиперсональных компьютеров, на электронных носителях информации, в видеразнообразных машинограмм, в Интернете и т.п.
Вотличие от промышленных предприятий экономический анализ непосредственно вторговых предприятиях имеет свои существенные особенности1.
Кнастоящему времени эти структуры в большей мере приватизированы; в нихгосподствует коллективная или частная собственность (торговые обществаоткрытого или закрытого типа, частные торговые предприятия и др.).
Инвестированный вторговлю капитал (отечественный или зарубежный) отличается от инвестирования впромышленность более высокой оборачиваемостью и положительнойрезультативностью. В чем находят отражение не только положительные, но изаметные отрицательные моменты. Сильно затрудняет осуществление всестороннего иглубокого анализа существующая в настоящее время коммерческая тайна, смыслкоторой состоит в засекречивании всех производственных, торговых и финансовыхопераций, а также всей документации по ним (особенно на частных предприятиях,которых в торговле несравнимо больше, чем в промышленности, строительстве,сельском хозяйстве и на транспорте).
Наличиесекретности и соблюдение коммерческой тайны ограничивают, часто делаютнедоступными для государственных структур материалы бухгалтерского учета,статистики и особенно данные оперативного контроля.
Пользуясь прикрытием коммерческойтайны, предприятия (и особенно торговые) либо вовсе уклоняются от представлениятребуемой информации, либо дают данные, достоверность которых не поддаетсяконтролю и, естественно, объективным экономико-аналитическим обобщениям.Осуществление аудиторских проверок здесь далеко не всегда исправляет этоположение.
Переходк рыночной экономике сильно усложняет процедуры и методы изучения потребительскогоспроса. Проблема спроса и предложения касается, понятно, всех хозяйственныхструктур, предприятий всех отраслей экономики. Но в розничной торговле, какзаключительном звене, приходится иметь дело с труднопреодолимыминеопределенностями, оперировать массой потребительских товаров, изучать влияниена спрос многих трудно познаваемых сейчас факторов: размера семейного дохода,уровня постоянно меняющихся цен, половозрастных параметров,национально-этнических, экологических и др.
Вторговле в большей мере, чем в других отраслях, проявляет себя категориякоммерческого риска. Последний зависит прежде всего от постоянной колеблемостиспроса и предложения, от несовершенства маркетинговой информации и службыменеджмента. Отсюда трудности с выявлением ситуаций, вызывающих коммерческийриск, определением зоны коммерческого риска, «мертвой» финансовой позиции;более часты случаи банкротств, поэтому возрастает роль анализа ликвидностибаланса торговых предприятий-банкротов.
Впромышленности, как известно, калькулируется себестоимость каждого изделия илигруппы однородных изделий. В торговле этого нет. Издержки обращения учитываютсяи анализируются по статьям принятой номенклатуры. Поэтому здесь в отличие отпроизводства не определяется величина затрат живого и овеществленного труда,связанная с реализацией произведенного товара; торговая калькуляция неосуществляется.
Дистрибьюторам,следовательно, весьма затруднительно участвовать в конкурентной борьбе,оперируя продажными ценами, сохраняя при этом уверенность, что будет обеспеченположительный и достаточный доход от каждой товарной операции.
Регулироватьдоходность торгового предприятия путем покрытия реализации убыточных товаров,избыточной прибыльностью других (как это было в дореформенный период) сейчасневозможно.
Торговаякалькуляция, следовательно, так же необходима, как и в промышленности. Онаможет выступить надежной лоцией в море свободных цен. Только данные торговойкалькуляции могут быть положены в основу определения достаточных и экономическиобоснованных торговых наценок. Нельзя мириться с таким положением, когдаторговые наценки превышают (подчас в несколько раз) истинные издержкиобращения.
2. Комплексный анализ оптового товарооборота2.1 Краткая экономическая характеристика объекта исследования
Курсовая работа выполнена на данных деятельности общества с ограниченной ответственностью «Гермес».
Организационно-правовая форма организации – общество сограниченной ответственностью, форма собственности – частная. Основным видомдеятельности предприятия является оптовая торговля строительными материалами.Реализация товара производится только со складов организации. Анализируемый период: 2007 и 2008года.
/>
Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Гермес»
Основные показатели, характеризующие результатыфинансово-хозяйственную деятельность ООО «Аквилон» за 2007 – 2008гг.:
Таблица 2.1 Основные показателидеятельности ООО «Гермес»Показатель 2007г. 2008г. Изменение млн.руб. % 1 2 3 4 5 Выручка от продажи, млн. руб. 2027 3359 +1332 165,7 Себестоимость проданных товаров, млн. руб. 1547 2675 +1128 172,9 Среднесписочная численность, чел. 38 35 -3 92,1 Коммерческие расходы 63 193 +130 306,3 Прибыль от продаж, млн.руб. 417 491 -0,35 117,7
В 2008году увеличиласьвыручка от продаж на +1332 млн.руб., но также выросла и себестоимостьреализованной продукции, что характерно, но темп роста выручки от продаж ниже, чемтемп роста себестоимости. Это отрицательный момент, который говорит о влиянииотпускных цен на товары. Но прибыль от продаж в 2008г увеличилась сравнению с 2007гна 74,0 млн.руб. Это произошло за счет значительного увеличения выручки (на1332 млн.руб.).
Бухгалтерский учетосуществляется с применением прикладной бухгалтерской программы 1С, версия 7.7.2.2 Анализ объема и структурыоптового товарооборота
Анализоптового товарооборота проводится в определенной последовательности: даетсяобщая оценка выполнения прогнозируемых показателей; выявляется динамика продажитоваров; изучается товарооборот по направлениям реализации, формам продажи итоварной структуре, определяются факторы, влияющие на него и выявляются резервыего увеличения1.
Выполнение прогнозируемых показателей продажи товаров впредшествующий и отчетный периоды дает общую первоначальную оценку работыоптовой организации (табл. 2.2). (Приложение 3).
Средний индекс продажных цен по оптовой организации ООО «Гермес» за 2008г составил 1,25.
Таблица 2.2 Объемы продаж товаров в 2007-2008годах ООО «Гермес» (млн.руб)Показатели 2007г 2008г Прогноз Факт Темп роста, % Абсолютное отклонение, +/- Прогноз Факт Темп роста, % Абсолютное отклонение, +/- 1 2 3
4=3/2*
100 5=3-2 6 7
8=7/6
*100 9=7-6
Строительные материалы
в действ.ценах
в сопостав. ценах
1186,7
1186,7
1226,1
1226,1
103,3
103,3
39,4
39,4
1724,9
1379,92
1944
1552,2
112,7
112,5
219,1
172,28
Краски
в действ.ценах
в сопостав. ценах
1048
1048
1064,8
1064,8
101,6
101,6
16,8
16,8
1834,6
1467,68
1855,9
1484,72
101,2
101,2
21,3
17,04
Металлопродук-ция
в действ.ценах
в сопостав. ценах
34
34
34,2
34,2
100,6
100,6
0,2
0,2
37,9
30,32
38,9
31,12
102,6
102,6
1,0
0,8
Санфаянс
в действ.ценах
в сопостав. ценах
66,8
66,8
67,1
67,1
100,4
100,4
0,3
0,3
124,7
99,76
125,4
100,32
100,6
100,6
0,7
0,56
Всего
в действ.ценах
в сопостав. ценах
2335,5
2335,5
2392,2
2392,2
102,4
102,4
56,7
56,7
3722,1
2977,68
3964,2
3171,36
106,5
106,5
242,1
193,68
Оценка отклонений фактических объемовпродаж отпрогнозируемого уровня за предшествующий и отчетный годы по видам продукциипоказывает, что динамика фактических объемов продаж относительно прогнозныхобъемов продаж благоприятна. В предшествующем году фактический объем продаж вцелом по предприятию выше прогнозного на 56,7 млн. руб. или 2,4%, в том числепо отдельным видам продукции отклонение фактического объема продаж отпрогнозного составляет от 0,3 млн.руб. или 0,4% по реализации металлопродукциидо 39,4 млн.руб. или 3,3% по реализации промышленных товаров. В отчетном годуфактический объем продаж в целом по предприятию выше прогнозного в действующихсуммах на 242,1 млн. руб., а в сопоставимых на 193,68 млн. руб.
Несмотря на то, что относительныйпоказатель общего прогнозного объема продаж на отчетный год был на 55,6%(=3722,1/2392,2-1) выше фактического объема продаж предыдущего года,фактический объем продаж отчетного года превышает прогнозный уровень. Причинамиприроста фактических объемов продаж могут быть либо положительные факторы(предприятие вышло на расширяющийся рынок, использовало эффективные методыпродвижения товаров, усилило связи с покупателями продукции и т.п), либонекорректное прогнозирование произошло сознательно (например, если всоответствии с действующим на предприятии положением работники премируются заперевыполнение прогноза). В будущем предприятию требуется не только удержатьтенденции к росту объемов оборота, но и как можно более тщательноспрогнозировать деятельность предприятия по объемам закупок, издержкам и т.д.,чтобы обеспечить покупателей продукцией в пределах договорных объемов и несоздавать напряженного графика работы организации.
Анализ указанных показателейосуществляется не только за год, но и по кварталам, месяцам (Приложение 4). Притаком анализе проводится оценка внутригодовой сезонности характера продажпредприятия (табл. 2.3)./>/>/>/>/>/> Таблица 2.3/>/>/>/>/>/> Объем продажтоваров в месячном разрезе (млн.руб)Месяцы 2007г 2008г Прогноз Факт Темп роста, % Абсолютное отклонение, +/- Прогноз Факт Темп роста, % Абсолютное отклонение, +/- 1 2 3
4=3/2*
100 5=3-2 6 7
8=7/6*
100 9=7-6 Январь 150 151,6 101,1 1,6 280 285,2 101,9 5,2 Февраль 80 79 98,8 -1,0 140 124,2 88,7 -15,8 Март 40 33,8 84,5 -6,2 60 54,3 90,5 -5,7 Апрель 60 55,2 92,0 -4,8 90 86,6 96,2 -3,4 Май 90 91,3 101,4 1,3 150 148,8 99,2 -1,2 Июнь 240 243,3 101,4 3,3 360 385,8 107,2 25,8 Июль 240 222,4 92,7 -17,6 360 362,9 100,8 2,9 Август 240 266 110,8 26,0 400 408,3 102,1 8,3 Сентябрь 300 307,3 102,4 7,3 500 489,7 97,9 -10,3 Октябрь 360 361 100,3 1,0 500 564,2 112,8 64,2 Ноябрь 330 388,5 117,7 58,5 460 666,7 144,9 206,7 Декабрь 205,5 192,8 93,8 -12,7 422,1 387,5 91,8 -34,6 Итого за год 2335,5 2392,2 102,4 56,7 3722,1 3964,2 106,5 242,1
По прогнозам ифактическим объемам продаж в помесячном разрезе можно говорить о неравномерномхарактере деятельности организации — сезонные подъемы продаж приходятся на июнь– январь, сезонные спады – на февраль – май. Отклонения фактических объемовпоставок от прогнозных в месячном разрезе: в период сезонного спада объемыпоставок не выполняются (процент невыполнения поставок достигает в среднем5-8%), а в период сезонной активности организации поставки перевыполняются вразмере от 0,8% до 44,9% (данные по отчетному году)
Скорее всего, неравномерность объемовпродаж ООО «Гермес» носит естественный характер, т.е. связана с сезоннымхарактером спроса на предлагаемую продукцию. ООО «Гермес» необходимо активизироватьполитику по продвижению товара в период сезонного спада для достижениязапланированных показателей продаж.
Задачей анализа изменения структурыпродаж является определение основных товарных групп реализации предприятия ивыявление структурных сдвигов в объемах продаж (табл. 2.4) (Приложение 5).
Таблица 2.4/> Структурапродаж товаров в предшествующем и отчетном годах в ООО «Гермес» (отношениеобъемов продаж по конкретной торговой группы в процентах к общему итогупродаж), %Вид продукции 2007г 2008г Абсолютное отклонение фактической структуры отчетного года от Прогноз Факт Прогноз Факт прогнозной структуры 2007г фактической структуры 2007г прогнозной структуры 2008г 1 2 3 4 5 6 =5-2 7 = 5-3 8 = 5-4 Строительные материалы 50,8 51,3 46,3 49,0 -1,8 -2,2 2,7 Краски 44,9 44,5 49,3 46,8 1,9 2,3 -2,5 Металлопродукция 1,5 1,4 1,0 1,0 -0,5 -0,4 0,0 Санфаянс 2,9 2,8 3,4 3,2 0,3 0,4 -0,2 Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 0,0 0,0 0,0
Анализ измененияструктуры продаж за 2007г и 2008г: анализ показывает, что предприятиеспециализируется на торговле строительными материалами и лакокрасочнойпродукцией, занимающими в фактической структуре оборота соответственно 51,3 –49,0% и 44,5 – 46,8%, причем в 2007 году наблюдается тенденция к снижениюудельного веса продаж строительными материалами и увеличению удельного весапродаж лакокрасочной продукции. Металлопродукция и санфаянс являютсявспомогательными (не основными) товарными группами организации — суммарная доляпродаж, приходящихся на данные группы, составляет 4,2% (как в предшествующем,так и в отчетном годах).
Сравнение структурыпродаж в предшествующем периоде по факту и в отчетном периоде по прогнозусвидетельствует о том, что организация предполагала снизить долю строительныхматериалов в объеме продаж и увеличить долю лакокрасочной продукции; фактическикачественные изменения в структуре продаж в целом соответствуют намеченнымтенденциям, а количественное значение структурных изменений несколькоотличается от прогнозируемого. При общем росте объема продаж организации(табл.1) требуется выявить, чем обусловлены тенденции в изменениях структуры:изменением спроса или изменением условий деятельности фирмы; также требуетсявыявить, в какой степени структурные сдвиги повлияли на изменение объемапродаж.2.3 Анализ оптового товарооборотапо отдельным покупателям
Анализ оптовоготоварооборота должен проводиться по отдельным покупателям. ООО «Гермес» скаждым покупателем заключает договор поставки товаров. При анализе проверяютвыполнение договоров поставки по общему объему, количеству, ассортименту икачеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчетам запоставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнениюдоговорных обязательств. Задачей анализа является выявление отклонений(нарушений) договорных обязательств предприятия по поставкам основнымпокупателям и объяснение причин этих отклонений (табл. 2.5) (Приложение 6).
Анализируя данные таблицы 5 можно утверждать,что, в целом фактический объем поставок предприятия по основным покупателямвыше договорных объемов поставок и в предшествующем году (на 56,7 млн.руб или2,4%), и в отчетном году (на 242,1 млн.руб или 6,5%):
-при этом по ряду договоров ООО «Гермес»имеет постоянную недопоставку товаров – это группа организаций: ООО «МК Строй»,ООО «Риман», ООО «А.С.К». Наибольший объем недопоставок по организации ООО«Риман»: недопоставка в предшествующем году составляет 14,7 млн.руб или 18,4%относительно договорного объема, а в отчетном году 19,3 млн.руб или 14,8%;
/>/>/>/>/>/>Таблица 2.5 />/>/>/>/>/>Выполнение договоров поставок поосновным покупателям ООО «Гермес» (млн. руб.)Покупатели 2007г 2008г Прог-ноз Факт Темп роста, % Абсолютное отклоне-ние, +/- Прогноз Факт Темп роста, % Абсолют-ное отклонение, +/- 1 2 3 4=3/2*100 5=3-2 6 7 8=7/6*100 9=7-6 1ООО «Альянс-СтройИнвест 300 294,5 98,2 -5,5 450 460,3 102,3 10,3 2.ООО «Элис» 250 260,7 104,3 10,7 370 390,4 105,5 20,4 3.ООО «Игари» 150 165,5 110,3 15,5 240 260,5 108,5 20,5 4.ООО «СтройМакс» 200 203,3 101,7 3,3 280 340,5 121,6 60,5 5.ООО «МК Строй» 100 94,6 94,6 -5,4 180 170,4 94,7 -9,6 6.ООО «Старплас» 120 133,4 111,2 13,4 190 240,5 126,6 50,5 7.ООО «Риман» 80 65,3 81,6 -14,7 130 110,7 85,2 -19,3 8.ООО «А.С.К. Сервис» 140 132,6 94,7 -7,4 210 205,6 97,9 -4,4 9.ООО «Динал» 280 256,8 91,7 -23,2 320 360 112,5 40,0 10.ООО «СМ» 715,5 785,5 109,8 70,0 1352,1 1425,3 105,4 73,2 Всего 2335,5 2392,2 102,4 56,7 3722,1 3964,2 106,5 242,1
-по ряду договоров ООО «Гермес»постоянно превышает договорную поставку товаров — это группа организаций ООО «Элис», ООО «Игари», ООО «СтройМакс», ООО «Старплас», ООО «Динал» и ООО «СМ». Для ООО «СМ» в отчетном периоде объем договорнойпоставки 1352,1 млн.руб. превышен на 73,2 млн. руб. или 5,4% относительнодоговорного объема;
-по ряду договоров недопоставкапредшествующего года сменилась излишней относительно договора поставкой вотчетном периоде — организации ООО «Альянс-СтройИнвест и ООО «Динал».
Нарушение договоров поставок имеетнегативные последствия для ООО «Гермес»:
-нарушение договоров в сторонунедопоставки может испортить отношения с отдельными партнерами и подорватьрепутацию торгового предприятия в целом;
-нарушение договоров в сторонуизлишней поставки как правило влечет относительно большие издержки обращенияпредприятия, т.к. заставляет предприятие работать в более напряженном графике.
Следует проанализировать, вызвана линедопоставка товаров нарушением договоров со стороны партнеров (например, отказот ряда плановых поставок продукции) или некачественной работой самогопредприятия. Аналогично следует выяснить, является ли излишняя поставка товаровследствием дополнительных заявок со стороны партнеров (в этом случаепредприятие вправе потребовать возмещение дополнительных издержек, связанных снепланируемыми поставками) либо это «проявление инициативы» самого предприятия.2.4 Анализ ритмичности продаж
В рамках управленческогоанализа организации необходимо вести расчеты ритмичности оптовой организациитоваров и равномерности их отгрузки. В качестве показателя, характеризующегоритмичность оптового товарооборота, принимается коэффициент равномерностиотгрузки. Он исчисляется за любой период по всем отгрузкам, отдельнымпокупателям, по отдельным товарам.
Задачей анализа являетсяколичественная характеристика сезонного характера поставок (точнее ихнеравномерности) через определение отклонений поставок отдельных месяцев отсреднемесячного значения поставок в целом за год.
Методика расчетакоэффициентов неравномерности (коэффициентов сезонности) следующая:
-определяютсясреднемесячные объемы продаж (по прогнозу и по факту за каждый год) какотношение суммарного объема продаж за год к числу месяцев (12);
-определяются процентныесоотношения месячных объемов продаж (по прогнозу и по факту за каждый год) ксоответствующим среднегодовым объемам продаж
Для более полного анализаритмичности продаж целесообразно рассчитать два дополнительных показателя:
-коэффициентнеравномерности выполнения плановых заданий, на основе данных, полученных втаблице 3 по формуле:
/>, (1)
где/> - соотношение месячныхфактических и прогнозных объемов продаж;
/> - прогнозируемый уровеньпродаж в определенном месяце.
Расчет дает значение />для прошедшего года и /> для отчетного года
-коэффициент ритмичностина основе данных, полученных в табл.5 по формуле:
/>, (2)
где/> - соотношение месячныхфактических и прогнозных объемов продаж;
/> - фактический уровеньпродаж в определенном месяце.
Расчет дает значение />97,6% для прошедшего года и/>95,8% для отчетного года./>/>/>/>/> Таблица 2.6/>/>/>/>/>/>/> Анализ ритмичности продаж в течение годаМесяц 2007г 2008г Прогноз Факт Прогноз Факт Объем продаж, млн.руб Коэффициент нерав-номер-ности Кн, % Объем продаж, млн.руб Коэффи-циент неравно-мерности Кн, % Объем продаж, млн.руб Коэффи-циент неравномер-ности Кн, % Объем продаж, млн.руб Коэффициент неравномер-ности Кн, % 1 2 3=2/ср.2 3 4=3/ср.3 5 6=5/ср.5 7 8=7/ср.7 Январь 150 77,1 151,6 76,0 280 90,3 285,2 86,3 Февраль 80 41,1 79 39,6 140 45,1 124,2 37,6 Март 40 20,6 33,8 17,0 60 19,3 54,3 16,4 Апрель 60 30,8 55,2 27,7 90 29,0 86,6 26,2 Май 90 46,2 91,3 45,8 150 48,4 148,8 45,0 Июнь 240 123,3 243,3 122,0 360 116,1 385,8 116,8 Июль 240 123,3 222,4 111,6 360 116,1 362,9 109,9 Август 240 123,3 266 133,4 400 129,0 408,3 123,6 Сентябрь 300 154,1 307,3 154,2 500 161,2 489,7 148,2 Октябрь 360 185,0 361 181,1 500 161,2 564,2 170,8 Ноябрь 330 169,6 388,5 194,9 460 148,3 666,7 201,8 Декабрь 205,5 105,6 192,8 96,7 422,1 136,1 387,5 117,3 Среднее значение 194,6 100,0 199,4 100,0 310,2 100,0 330,4 100,0
Анализ помесячныхкоэффициентов неравномерности поставок подтверждает ранее сделанные выводы осезонном характере деятельности предприятия — сезонные подъемы продажприходятся на июнь – январь, сезонные спады – на февраль – май; причем внекоторые месяцы среднемесячные объемы продаж превышаются в 2 – 3 раза(например, ноябрь). Взвешенный по объему продаж годовой коэффициентнеравномерности поставок составляет 8,5% для предшествующего года (объеммесячных продаж в среднем отклоняется от среднемесячного на 8,5%) и 17,1% дляотчетного года (объем месячных продаж в среднем отклоняется от среднемесячногона 17,1%). Коэффициент ритмичности поставок отражает степень соответствияфактических поставок договорным поставкам: в предшествующем периоде фактическиепоставки соответствовали договорным поставкам по месяцам на 97,6%, а в отчетномпериоде — на 95,8%.
Если коэффициентнеравномерности поставок отражает естественный сезонный характер деятельностипредприятия, то коэффициент ритмичности поставок показывает нарушениепредприятием плановых объемов продаж. Следовательно, в первую очередь следуетобратить внимание на недостаточную ритмичность продаж предприятия и принятьмеры по ее нормализации.
2.5 Анализ влияния факторов наоптовый товарооборот
Объемоптового оборота считался и будет считаться одним из важнейших в условияхлюбого экономического уклада. Он приближается по своему значению к такомупоказателю, как совокупный внутренний валовой продукт, являясь органическойсоставляющей последнего.
Объемоптового товарооборота слагается из суммы продаж товаров для непосредственногопотребления населением. Данный показатель подвержен изменению под воздействиеммножества факторов, которые можно подразделить на следующие группы:
1) связанные стоварными фондами;
2) связанные счисленностью работников, организацией и производительностью труда;
3) связанные сиспользованием основных средств.
В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов,влияющих на объем товарооборота, — социальные.
К ним относят многие из факторов,связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностьюи качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В качествесоциального фактора в известном смысле можно рассматривать и сезонные колебанияпотребительского спроса.
Факторы, связанные с товарнымифондами, влияют на объем оптового товарооборота через изменение величин запасовтоваров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасовтоваров на конец отчетного периода. Между этими величинами имеется определеннаябалансовая связь. Она выражается формулой товарного баланса:
Зап1 n p выб. Зап.2 N+ N = N + N + N; (3)
где N зап1 - запас товаров на начало отчетного периода;
n
N — поступление товаров;
N р – объем оптового товарооборота;
N выб - прочее выбытие товаров;
N зап2 - запас товаров на конец отчетногопериода.
Используя формулу товарного баланса,можно определить величину каждого из слагаемых. Сумма розничного товарооборотабудет равна:
р Зап1 n выб. Зап.2 N= N + N — N — N; (4)
Каждоеиз алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образомвлияет на объем оптового товарооборота. Увеличение начальных запасов ипоступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализациитоваров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации;уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаровположительно влияют на сумму реализации; их увеличение сказывается на величинереализации данного отчетного периода отрицательно.
Говоряо направлении влияния (+,-), необходимо учитывать доброкачественностьпоступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, чтотовары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении этихусловий фактор, оказывающий положительное влияние (например, увеличение завозатоваров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительнымфактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей,начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.
Особоследует сказать об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие. Ееналичие свидетельствует часто о том, что в торговлю проникли товары, не вполной мере соответствующие потребительскому спросу. Это нельзя оценитьположительно. Но своевременно произведенная уценка товаров, частично утратившихсвои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процессв данном отчетном периоде.
Влияниена сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряетсяспособом цепной подстановки или путем балансовой увязки, т. е. определенияразницы между фактическими и плановыми величинами (или путем сравнения споказателями предшествующего периода)1 .
Порядокприменения способа цепной подстановки рассмотрим на примере анализа товарногобаланса ООО «Гермес» (табл. 2.7).Таблица 2.7Товарный баланс ООО «Гермес» за 2007-2008гг. (млн. руб.)Слагаемые товарного баланса 2007 2008 1 2 3
Запасы товаров на начало года N зап1
n
Поступление товаров N
1546,6
1853,1
1707,5
2982,9 Всего в приходе с остатком N зап1 + Nn 3399,7 4690,4 Реализация товаров N р 2392,2 3964,2 Запасы товаров на конец отчетного периода N зап2 1007,5 726,2 Всего в расходе с остатком N р + N зап2 3399,7 4690,4
Имеяисходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияниена величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступлениятоваров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов. Все показатели вформуле количественные, основными из них являются Nзап1 иN n ,остальные Nвыб. и N зап2 - производные.
Втабл. 8 приведены четыре расчета, поскольку требуется определить влияние трехпоказателей (Nзап1 ; Nn ; Nзап2). В первом (базисном) расчете все показателипредшествующие отчетному году; во втором — начальные запасы товаровфактические, остальные показатели базисные; в третьем — фактическими являютсяначальные запасы и поступление товаров, остальные показатели базисные; вчетвертом — все показатели фактические. При этом следует учесть, что суммупервого и четвертого расчетов можно в готовом виде взять из отчета.Следовательно, практически проводятся лишь два промежуточных расчета.
Таблица 2.8 Исчислениеобъема продаж при различных слагаемых товарного баланса (млн.руб.)№ расчета Обозначение Числовое значение слагаемых товарного баланса N зап1 N n N зап2 N р 1. N р 1 1546,6 1853,1 1007,5 2392,2 2. N р 2 1707,5 1853,1 1007,5 2553,1 3. N р 3 1707,5 2982,9 1007,5 4528,5 4. N р 4 1707,5 2982,9 726,2 3964,2
На сумму оптовой реализации товаров повлияли измененияразличных элементов товарного баланса следующим образом:
Начальногозапаса товаров Nр2 — Nр1 = 1707,5 – 1546,6 = 160,9 млн. руб.
ПоступлениятоваровNр3 –Nр2= 2982,9 –1853,1 = 1129,8 млн. руб.
Конечногозапаса товаровNр4 – Nр3 = 726,2 – 1007,5 = -281,3 млн. руб
Общее отклонение Nр4 – Nр1 = 3964,2 – 2392,2 = 1572,0 млн. руб.
Величинаотклонения (+1572,0 млн.руб.) должна получиться и в результате алгебраическогосложения отклонений по каждой позиции
(160,9+ 1129,8 +281,3 = 1572,0 = 1572,0). Такой баланс отклонений является важнымконтрольным моментом.
Вслучаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем ипоказателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величинувлияния каждого показателя — фактора можно исчислить более просто — методомбалансовой увязки. Она определяется как разность между фактическим и плановымзначениями показателя-фактора, а направление влияния либо совпадает со знакомполученной величины (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме сознаком «+»), либо противоположно ему (для тех слагаемых, которые стоят валгебраической сумме со знаком « — »).
Сделанныерасчеты показывают, что первый и второй показатели влияют на объем реализациитоваров положительно; третий показатель — отрицательно.
Выявленные отклонения показывают, чтона объем оптового товарооборота значительно влияет объем поступления товаров,что естественно. Количественные параметры поступления товаров и их реализациивыражаются, как правило, числами одного порядка.
Взвешиваястепень влияния товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительноеотклонение имеет такое значение лишь для данного отчетного периода. Дляпредшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение.Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком положительносказались на объеме товарооборота предшествующего года и положительно скажутсяв последующем отчетном периоде.
Носам факт значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива — явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах нормативаили отклоняться от него незначительно (если, разумеется, норматив определенправильно).
Запасыв торговле как составная часть материальных ресурсов призваны обеспечитьсоответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров.Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением иуправлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывностии ритмичности процесса обращения.
Товарныйзапас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступленияих в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессеперемещения от производства к потребителю.
Необходимостьобразования запасов объясняется условиями транспортирования и реализациитоваров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставкитоваров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайныхколебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров ит.д.
Размерытоварных запасов должны находиться в определенном соответствии с размеромтоварооборота. Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналахтоварного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальныйтоварный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степенидолжен быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и ихнедостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случаезамораживаются средства, затраченные на производство и хранение излишнегоколичества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушаетсяпроцесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что ихценность (как потребительных стоимостей) вследствие морального и материальногостарения резко упадет или вообще исчезнет. Во втором случае недостаток товарныхзапасов отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения,предложение товаров будет отставать от платежеспособного спроса. В конечномсчете, в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтомувопрос о размере товарных запасов является актуальным. Следовательно, важнодобиваться постоянного наличия в торговых организациях таких товарных запасов,которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объемутоварооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения.
Анализтоварных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров сустановленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так иудельных показателях на конкретную дату (по кварталам, месяцам). Объемныепоказатели — это сумма или количество товаров данного вида, сумма всех товаров;удельные показатели — это товарные запасы, выраженные в днях оборота или числомоборотов. Все эти показатели — моментные, так как характеризуют состояниезапасов на определенную дату: на начало и конец отчетного периода или накакую-либо промежуточную дату. При анализе товарооборачиваемости и скорости товарооборотарассчитываются средние товарные запасы за тот или иной период.
Товарооборачиваемостьопределяется по формуле:
В = Nз *Д / Nр, (5)
где В– товарооборачиваемость, дней;
Nз – средниетоварные запасы за период; руб.;
Д — дни периода (месяц, квартал, год);
Nр – товарооборотза период.
Оборачиваемостьтоваров также исчисляется по числу оборотов (С) по формулам:
С =Д/В или С = Nр/ Nз. (6)
Скоростьтоварооборота (С) указывает, сколько раз в течение данного отчетного периодавозобновлялся товарный запас.
Впроцессе проведения анализа показатели оборачиваемости сравнивают с даннымипредшествующих периодов (табл. 2.9) (Приложения 1,2,3).
Таблица2.9 Оценка состояния оборачиваемости товарных запасов ООО «Гермес»№ п/п Показатель 2007г 2008г Отклонение 1 Среднегодовые товарные запасы 1627,562 1679,446 +51,884 2. Товарооборот 2392,2 3964,2 +1572,0 3. Оборачиваемость товаров, дн. 244,9 152,5 -92,4 4. Скорость товарооборота, оборот. 1,47 2,36 +0,89
Оборачиваемостьтоваров увеличилась на 92,4 дня. Исходя из формулы расчета, на это моглиповлиять два фактора:
1)изменение остатков запасов;
2)изменение объема продаж.
Методомцепных подстановок определим их влияние. Вначале осуществим подстановкуколичественного фактора — заменим базисную величину остатков материальныхоборотных средств на отчетную, т.е. найдем оборачиваемость при фактическихзапасах и базисном (прошлогоднем) обороте. Подставив, получим: 1679,446 х 360:2392,2 = 252,7(дн.).
Тогдавлияние на оборачиваемость роста запасов составит: 252,7 – 244,9= + 7,8 (дн.),а влияние увеличения оборота по реализации: 152,5 – 252,7 = — 100,2(дн.).
Совокупноевлияние факторов составляет: + 7,8 + (- 100,2) = -92,4(дн.).
Ускорениеоборачиваемости самым существенным образом сказывается на финансовом состоянииорганизации, оно улучшает финансовое состояние, обусловливая относительноевысвобождение средств и возможность их вовлечения в хозяйственный оборот.
Чемвыше показатель скорости товарооборота, тем меньше затоваривание, тем быстрееможно погашать долги.
Все коэффициенты говорято том, что деловая активность предприятия повысилась, возросла эффективностьиспользования имеющихся ресурсов.
Ноанализировать динамику товарных запасов в отрыве от динамики товарооборота неимеет смысла, так как товарные запасы неразрывно связаны с товарооборотом.Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменениятоварных запасов. Если товарооборот растет в той же мере, что и рост товарныхзапасов (при оптимальном их первоначальном уровне), или в большей степени, тоэто свидетельствует о нормальной работе организации. Если рост товарооборотаотстает от роста товарных запасов, то это говорит о фактах затоваривания.
Товарныезапасы будут расти до известного предела, после которого рост товарооборотадолжен значительно обогнать рост товарных запасов. Если в абсолютном выражениитоварные запасы растут, то в днях товарооборота они должны снижаться, так какуже было сказано, товарооборот должен расти быстрее, чем товарные запасы.
Ковторой группе факторов, влияющих на объем оптового товарооборота, относятсятрудовые факторы: численность работников, организация и производительностьтруда.
Объемоптового товарооборота в зависимости от товарных фондов считается величинойпроизводной. Между тем оптовый товарооборот необходимо рассматривать и вкачестве показателя, активно воздействующего на приток в торговую сеть новыхтоваров. Предприятия и организации оптовой торговли должны способствоватьпоявлению новых товаров, вовлекать в товарооборот новые товарные ресурсы, воздействуяна ассортимент и качество товаров. Работники оптовых торговых предприятий,непосредственно общаясь с покупателями в процессе продажи, определяют объем ихарактер потребительского спроса, определенным образом воздействуют наформирование товарного потока, направляемого в розничную торговую сеть.
Средняячисленность торговых работников — важный показатель торговли. Число работников,рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Но всвязи с ограниченностью ресурсов исключительно актуальным становятсярациональная организация труда, повышение его производительности. В качествепоказателя производительности труда применяется сумма товарооборота на одноготоргового работника. Повышение среднего товарооборота на одного работника можноположительно оценить, естественно, только в том случае, если это несопровождается ухудшением качества обслуживания покупателей. Объемтоварооборота оптового предприятия можно представить произведением численностиработников и производительности их труда:
N р = К*В, (7)
где N р - оптовый товарооборот;
К- численность работающих;
В -средний оборот на одного работника.
Методомцепной подстановки или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлиялина объем оптового товарооборота изменение численности работников ипроизводительность их труда. Расчет влияния указанных факторов на объемтоварооборота рассмотрим на следующем примере (табл. 2.10).
Таблица 2.10Исчисление объема продаж на одного работникаПоказатели 2007г 2008г Объем розничного товарооборота ( млн.руб.) 2392,2 3964,2 Среднесписочное число работников (чел.) 38 35 Среднегодовой товарооборот на одного работника (млн.руб./чел.) 62,9 113,3
Оптовый товарооборот в 2008г.перевыполнен на 1572 млн.руб. Чтобы определить, каким образом влияли на объемтоварооборота два фактора — среднесписочное число работников ипроизводительность труда, приведем следующие три расчета.
1.Оба показателя предыдущего периода:
N р1 = К0 * В0 = 38 х 62,9 = 2392,2млн.руб.
2.Среднесписочное число работников фактическое, среднегодовой товарооборот наодного работника плановый:
N р2 = К1 х Во = 35 * 62,9 = 2201,5млн.руб.
3. Оба показателя фактические:
N р3 = К1 х В1 = 35 * 113,3 = 3965,5 млн.руб.
Отклонениефактического объема оптового товарооборота от планового определяется следующимобразом:
1) врезультате уменьшения среднесписочного числа работников:
2201,5– 2392,2 = -190,7 млн.руб.;
2) врезультате повышения среднегодового товарооборота на одного работника:
3964,2– 2201,5 = 1762,7 млн. руб.
Общееотклонение: 1762,7 – 190,7 = 1572,0 млн. руб.
Следовательно,один фактор — среднесписочный состав работников — действовал на объем оптовоготоварооборота отрицательно, а второй — производительность труда — положительно.
Третья группа факторов, влияющих наобъем оптового товарооборота, связана с использованием основных средств.
Ониоказывают на объем оптового товарооборота также значительное влияние.Увеличение объема оптового товарооборота может произойти в результате приростаторговой площади и более рационального ее использования.
Рассмотримпорядок расчета влияния на объем оптового товарооборота изменения численностирабочих мест и их использования (табл. 2.11).
Объемоптового товарооборота может быть выражен произведением приведенных в таблицевеличин: среднегодового количества рабочих мест, количества рабочих дней,продолжительности рабочего дня, среднечасовой выработки на одно рабочее место.А это позволит определить их влияние на объем продаж.Таблица 2.11 Исходныеданные, необходимые для расчетаПоказатели 2007г 2008г Отклонение Оптовый товарооборот, млн. руб. 2392,2 3964,2 +1572,0 Среднегодовое количество рабочих мест, чел. 38 35 -3 Количество рабочих дней 225 218 -7 Средняя продолжительность рабочего дня, час. 12 12 - Среднечасовая выработка на одно рабочее место млн.руб. 0,023 0,043 +0,02
Используяспособ разниц, определим влияние на размер товарооборота следующих факторов:
1)уменьшения числа рабочих мест (на 3):
-3(225 * 12 * 0,023) = -186,6 млн.руб.;
2)уменьшения количества рабочих дней (на 7):
-7(35 * 12 * 0,023) = -67,6 млн.руб.;
3) повышения среднейвыработки на одно рабочее место (на 0,02.):
+0,02 (35 * 12* 218) = 1831,2 млн.руб.
Общееотклонение составит: 3964,2 – 2392,2 = 1572 млн. руб. или
-186,3– 67,62 + 1831,2 =1577,0 млн.руб.
Рациональноеиспользование торговой площади позволило коллективу организации увеличить объемтоварооборота на 1577 млн.руб. Значительно увеличился товарооборот в результатеповышения средней выработки на одно рабочее место. Однако отрицательное влияниеоказали первый и второй факторы.
/>3. Пути увеличения оптового товарооборота ООО «Гермес»
Проведенный анализпредприятия показал, что на сегодняшний день его финансовое положениедостаточно стабильно, за отчетный период вырос товарооборот, возрослаобеспеченность товарными запасами.
Различные номенклатурныепозиции товарно-материальных запасов отличаются по стоимости, доходности иколичеству занимаемых площадей, причем чем выше объем запасов, тем вышестоимость их хранения, страхования от несчастного случая и воровства, порчи,повышенного налогообложения, производственных мощностей, увеличенногоперсоналом и процентом на заемные средства для приобретениятоварно-материальных запасов.
Особенно это характернодля анализируемой организации.
На анализируемомпредприятии оборачиваемость товарных запасов зависит прежде всего от того,насколько рациональна структура товарного ассортимента, от того, насколькобыстро происходит реализация той или иной ассортиментной группы.
Цель процесса управлениятоварными запасами заключается в построении такой системы товародвижения, прикоторой в организации находился бы оптимальный товарный запас, который быпополнялся в оптимальные промежутки времени оптимальным количеством товаров.
Таким образом, дляобеспечения бесперебойного снабжения покупателей и избежания снижениятоварооборота из-за отсутствия требуемого товара, можно дать следующиерекомендации:
1. Систематическиотслеживать динамику спроса на товары различного ассортимента.
2. Контролироватьдинамику реализации товаров и размещать новый заказ прежде, чем возникнетугроза товарного дефицита.
3. Иметь некоторыйстраховой запас товаров из группы экономически значимых для организации,предназначенный для покрытия возможного дефицита товаров в случае повышенногоспроса, либо при непредвиденном увеличении срока исполнения заказа поставщиком.Также страховой запас рекомендуется иметь при высоком риске частичногонеисполнения размещенного заказа.
Страховой запас товара — это специально созданный запас некоторого вида товара, предназначенный дляпокрытия возможной недостаточности обычных запасов этого товара. Страховойзапас создается для предотвращения экономических потерь организации, в случаеотсутствия данного товара.
Вполне очевидно, чтоиметь страховой запас на все виды товаров, продающихся в организациинецелесообразно. Такой запас имеет смысл создавать лишь в том случае, если:
-отсутствие товара можетповлечь за собой существенные экономические потери (упущенная выгода);
— наличие определенногоассортимента необходимо для поддержания престижа данного магазина в глазахпокупателей.
Создание и поддержаниестрахового запаса товаров является достаточно затратным мероприятием. Поэтомупри определении перечня товаров, страховой запас которых организация решилаподдерживать, вначале необходимо оценить, какой экономический эффект этообеспечит.
Безусловно, переченьтоваров, страховой запас которых решает создать организация, определяется вкаждом случае индивидуально, но руководствоваться следует все же экономическимисоображениями
На величину страховогозапаса влияют:
-колебания спроса(средний — максимальный) в течение одного месяца;
— колебания сроковисполнения заказа (средний — максимальный), в днях.
Если страховой запассоздается для покрытия дефицита в случае нерегулярных поставок при стабильномсреднемесячном уровне спроса, то количество этого запаса определяется какпроизведение среднемесячного расхода данного товара и максимального количества днейзадержки поставки данного товара в обозримом прошлом.
Если страховой запассоздается для компенсации трудно предсказуемых колебаний спроса, необходимопредварительно провести статистическое исследование, что не представляетникаких сложностей при условии использования системы комплексной автоматизацииорганизации. Полученные результаты экстраполируют на будущий период и, исходяиз полученных данных, формируют страховой запас. В этом случае страховой запасбудет рассчитываться с учетом влияния этих двух факторов.
На объем товарооборотавлияют самые разные факторы, среди внутренних факторов наиболее видное местозанимают следующие:
— товарное обеспечение(структура, ценовая политика);
— численность персонала ипроизводительность его труда;
— наличие материально-технической базы.
При этом первый факторявляется наиболее значимым. В связи с этим в качестве рекомендация дляразработки путей повышения товарооборота руководству ООО «Гермес»необходимо:
— знать сумму затрат,приходящихся на каждый вид товара, с тем, чтобы определить предельно возможноеснижение цены с учетом затрат по конкретному их виду;
— отказаться отиспользования в коммерческом обороте товаров, не пользующихся достаточнымспросом при данной цене, если дальнейшее снижение цен на эти товары невозможноиз-за высоких затрат по этому товару;
— устанавливать торговуюнаценку дифференцированно по каждому виду товаров не ниже затрат на ихреализацию (если позволяет спрос).
Для решения данных задачнеобходимо организовать оперативный анализ и контроль структуры товарооборота,т. е. реализации товаров по возможности в более дробном ассортименте.
Дляоперативного контроля за продажей товаров по ассортименту необходимысоответствующие носители информации.
Имимогут быть носители, полученные с многосчетчиковых кассовых машин,агрегированных со специальными приставками. Одновременно с печатанием кассовыхчеков на таких машинах с помощью приставок ведется синхронная кодовая записьданных на перфоленту, магнитную ленту или непосредственно на контрольно-кассовуюленту. Емкость перечисленных выше носителей информации обеспечивает достаточноширокую материально-вещественную характеристику проданных товаров.
Снятиеданных с технических носителей информации и их обработка в нужных аналитическихаспектах проводятся на ЭВМ. Экономическая служба получает не тольконеобходимую информацию, но и решение экономической задачи, заранеесмоделированной.
Математическая модель в данном случае может предусматриватьвзаимоувязанные величины оптовой реализации товаров, их поступления и товарныхзапасов (в целом и в расширенном ассортименте, за день или иной отрезоквремени).
Следовательно,речь идет о возможности ежедневного составления товарного баланса иавтоматической нормализации величин, его составляющих.
Система нормативов позволяетприменить метод «управления по отклонениям», когда основное внимание в процессеуправления фиксируется на отклонениях от норм, на ситуациях, связанных снарушением плановых предположений. Естественно, что первейшей задачейуправленческих работников в этих условиях будет оперативное устранениевыявленных нарушений.
Оперативныйанализ позволяет определить степень ритмичности (или аритмичности) реализациитоваров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности оптовоготоварооборота обусловливаются непрерывностью потребления и производства.
Анализ ритмичности проводится спривлечением плановых и фактических данных о ежедневном товарообороте.Нормально работающие предприятия имеют относительно постоянную величинутоварооборота по дням недели. Так, при существенном уменьшении товарооборота заотдельные дни можно сделать вывод о неудовлетворенном спросе (перебои в завозетоваров или неполадки организационного характера).
Напрактике в ООО «Гермес»такие расчеты не ведутся.
/>/>Заключение
Экономический анализявляется одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования,регулирования и управления. При этом следует подчеркнуть, что переход крыночным отношениям не умаляет, а, наоборот, возвышает каждую из перечисленныхсоставляющих.
Принятие оптимальныхуправленческих решений превратилось сейчас в важнейшую проблему и современнымиэкономистами разрабатывается теория принятия управленческих решений, являющаясяодним из разделов науки управления.
Теория принятияуправленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияниядополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установленияпараметров оптимальности, использования метода итераций. Многовариантность вусловиях неопределенности и влияния дополнительных факторов делает необходимыманализ различных вариантов управленческих решений. Выбор наилучшего вариантаосуществляется посредством экономико-математического моделирования и системногоанализа. Принятие решений требует разработки возможных курсов действий и ихобоснования путем проведения экономического анализа различных управленческихвариантов.
Формированиерыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизациитребуют дальнейшего развития теории и практики анализа оптовой продажи товаровкак составной части единой системы управления экономикой предприятия.
Проведенныйна основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития оптовоготоварооборота ООО «Гермес»за2007-2008гг. позволяет сделать следующие выводы: оптовый товарообороторганизации увеличился, темпы роста его высокие; достигнут рост товарооборотапо всем товарным группам которые реализует предприятие; прирост товарооборота,в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов:товарных, трудовых и др.; предприятие в 2007 году активно вело работу подополнительной закупке товаров у производителей.
Анализ оптовоготоварооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий периоди определения рентабельности организации и ее финансового состояния.
В результате проведенного анализа определили,что на объем оптового товарооборота влияют следующие факторы:
-изменение величинзапасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия изапасов товаров на конец отчетного периода;
— численность работников, организация и производительность труда;
-ценовая политика организации.
Экономической службе организации необходимо разрабатывать прогнозы развитияоптового товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль заходом реализации прогнозов.
Этопозволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросыобеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичногои равномерного развития оптового товарооборота по периодам года,совершенствовать систему материального стимулирования труда работниковпредприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживаниенаибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров идр.).
К выявленные поанализу объема продаж проблемы предприятия:
-некорректноепрогнозирование объемов продаж (по товарным группам, в помесячном разрезе);
-несоблюдениепрогнозируемой структуры продаж;
-несоблюдениедоговорных обязательств (особенно опасна недопоставка товаров);
-неритмичностьдеятельности предприятия.
Списокиспользованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Альбеков А.У.,Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебныепособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 356с.
3. Астахов В.П. Бухгалтерскийфинансовый учет. — М.: ИКЦ «МарТ», 2007.-925с.
4. Баканов М.И, Шеремет А.Д, Теорияэкономического анализа: Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2006 – 316 с.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ ипланирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы истатистика, 2004 – 458с.
6. Бухгалтерский учет в торговле:Учебное пособие /Под ред. М.И.Баканова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 516с.
7. Бердникова Т.Б. Анализ идиагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2002.-215с.
8. Бочаров В.В. Финансовый анализ.-СПб: Питер, 2003 – 316с.
9. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализбухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений.-СПб.: Экономическая школа, 2007.- 288c
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ.Учебник для вузов. — Москва. 2004.- 560с.
11. Ковалев А.И., Привалов В.П.Анализ финансового состояния предприятия.- М.: Центр экономики и маркетинга,2004- 256с.
12. Кравченко Л.И. Анализхозяйственной деятельности в торговле: учебник. – М.: Новое знание, 2007. –512с
14. Николаева Г.А., Блицау Л.П.Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Приор-издат», 2003 – 352с.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия. Учебник. М.: — ИНФРА-М, 2007. -399с.
16. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовыйанализ. Управление финансами. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТА – ДАНА, 2003– 639с.
17. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методикафинансового анализа деятельности коммерческих организаций.- М.: ИНФРА-М, 2003.– 237с.
18. Экономический анализ в торговле:Учебное пособие /Под ред. М.И. Баканова. – М.Финансы и статистика, 2007. –400с.