--PAGE_BREAK--Специфичную, особую роль «санитара рынка» играет конкуренция, обеспечивающая объективный процесс «вымывания» недоброкачественных или необоснованно дорогих товаров. Соперничество, борьба фирм за покупателя приносят несомненную пользу обществу и заставляют производителей постоянно думать о применении новых, более совершенных технологий, об улучшении качества товара. Низкое качество заставит в итоге снизить цену, а затем и обрекает товар на его вытеснение с рынка (к сожалению, низкое качество товаров, производимых в России, делает их малопривлекательными на международном рынке. Например, удельный вес конкурентоспособной продукции машиностроения в 1995 г. составлял лишь 2%).
У большинства сложился четкий стереотип понимания конкуренции как «двигателя торговли». Но если вдуматься в это совсем непростое явление, рассмотреть его не только с коммерческих, прагматичных позиций, а более широко, в философском смысле, то можно установить связь конкуренции с одной из важнейших общественных категорий — свободой личности. Действительная, истинная свобода человека основана на свободе выбора во всех сферах жизни, и она возможна лишь в свободном обществе. Свободаи конкуренция — взаимодополняющие части целого, но свобода выбора потребителя основана на конкуренции производителей, именно на этом, скрытом от общества уровне ведется непримиримая борьба капитала, маркетинговых программ, научных поисков, организации сбытовых комплексов за покупателя, за наиболее полное удовлетворение его потребностей. Крупные фирмы не жалеют времени и затрат на создание компьютерной базы данных по конкурентной среде. Запертая на кодовый замок информация отражает не только финансовое положение, применяемую технологию и маркетинговую программу конкурентов, но имеет и солидное досье на их руководителей, ведущих специалистов, их жен, детей и возлюбленных, привычки, вкусы, слабости и увлечения.
Иная рыночная структура — монополия характерна для экономики, допускающей навязывание отдельными производителями собственных интересов обществу и игнорирование ими интересов других производителей. Монополия — это абсолютное преобладание на рынке одного продавца или производителя продукции. Конкурентные отношения при этом подавляются, развивается дискриминация и в итоге достигается полное вытеснение с рынка всех возможных конкурентов. Монополизм возникает, если в результате конкурентной борьбы выявляется явный мощный лидер или союз фирм, постепенно захватывающий все сегменты рынка и в итоге безраздельно владеющий сбытом.
Предпринимались попытки внедрить принципы монопольной организации производства внутри фирмы, но они, как правило, не были эффективными, хотя сам замысел был логичен и соблазнительно прост. Действительно, если предприятие нуждалось, например, в лакокрасочных изделиях ограниченного ассортимента, а стоимость товара у поставщиков была весьма высокой или появлялись трудности в транспортировке продукции, то возникала очевидная на первый взгляд идея — создать собственное небольшое лакокрасочное подразделение. Аналогичный замысел был у Г. Форда, когда в начале XX века в составе принадлежавшей ему фирмы «Ривер-Руж», выпускавшей автомобили, была" предпринята попытка создать собственное производство стали и комплектующих изделий. Однако экономическая эффективность сосредоточения производства основных компонентов изделия в самой фирме оказалась ниже, чем при закупке их у специализированных внешних поставщиков.
Другой путь — политика протекционизма, когда государственные органы страны наделяют одного производителя исключительными правами. В 1991 г. в России принят антимонопольный закон и установлены нормативы по определению доли продавцов на товарном рынке.
3.Рыночное ценообразование
Все товары требуют для своего появления на рынке затрат общественно необходимого рабочего времени, труда в процессе производства, что выражается через стоимость товара. Стоимость товара проявляется и в процессе обмена, совершаемом при помощи денег, происходит стихийное регулирование, установление стоимости на основе рыночных отношений. Стоимость Sопределяется тремя составляющими:
S= С + V+ М,
где С — основной капитал (стоимость оборудования, производственных помещений, машин, топлива, сырья и т.п.), V — стоимость рабочей силы, трудозатрат, М — прибавочная стоимость, прибыль, получаемая владельцем фирмы, капиталистом. Простая формула, но противоречие между двумя ее составляющими, между V и М, между трудом и капиталом (чем больше V, т.е. оплата труда, тем меньше М, прибыль капиталиста, и наоборот) было причиной классовой борьбы, революционных событий и гражданской войны в нашей стране, унесшей миллионы жизней.
В рамках теории стоимости для производителя важно, как, при каких условиях он может приспособиться к рынку и к социально-экономической системе в целом. Понятно, что цена — денежное выражение стоимости товара, товар стоит столько, сколько покупатель захочет за него заплатить. Цены на товары устанавливаются врезультате переговоров покупателей и продавцов, но каждая страна имеет свои негласно установленные рыночные традиции и даже ритуалы. В России процедура торга, т.е. определения цены на товар, обычно предельно проста: «Почем?» — «Прошу 100 рублей». — «А почем окончательно?» — «Отдам за 80». Лишь после выполнения этого ритуала начинается истинный торг. Восточные традиции требуют значительно больших эмоций, виртуозных сравнений и метафор, хватания покупателя за рукав, уничижительных и хвалебных характеристик товара. Читатели «Бравого солдата Швейка» помнят, с каким изумлением смотрел поручик Лукаш на продавца коровы, который в пароксизме торга упал на землю и даже посыпал голову пылью (в итоге искусство маркетинга победило и поручик заплатил за полудохлую корову втридорога).
Ценообразование как процесс формирования цен и тарифов зависит от обоснованной фирмой стратегии реализации товара и от многих, иногда с трудом поддающихся учету и анализу факторов.
Простейший способ ценообразования — установление дополнительной наценки на себестоимость товара. Наценка должна покрыть все издержки по производству товара, распределению и сбыту с учетом нормы прибыли, от величины этой наценки и зависит в конечном итоге прибыль предприятия. Издержки производства содержат постоянную составляющую («накладные расходы», т.е. плата за аренду, энергоснабжение, зарплата и т.п.) и переменную, зависящую в основном от количества изготовленных единиц товара и колебаний цен. Этот метод установления цены коротко называется «средние издержки плюс прибыль».
Другой несложный метод определения цены — ориентация на уровень цен аналогичного товара у конкурентов. Пример: вы привезли на продажу машину картофеля. Естественно, что, прежде чем установить свою цену на товар, вы пройдетесь по торговым рядам и поинтересуетесь ценами у конкурентов в зависимости от качества картофеля. Важное влияние на установление цены имеют объемы продаж и ресурс времени, имеющийся в распоряжении продавца. Если торговля ведется с колес арендуемой автомашины, то выгоднее снизить цену, быстрее продать свой товар и тем сэкономить деньги за аренду автотранспорта. Обратный пример: на рынке продаются грибы по цене 1,5, 1,8 и за лучшие по 2 рубля за килограмм. Неожиданно за неплохие, но не обладающие особо высоким качеством грибы установлена цена — 3 рубля. Логика продавца — грибов у него мало, а времени много, можно и подождать покупателя. Кто же этот покупатель? Обычно это неопытный муж, которого жена отправила на рынок за покупками со строгим наказом купить только хорошие грибы. В этом случае срабатывает психология ценовосприятия — многие покупатели воспринимают цену как показатель качества. Другой потенциальный тип покупателя — «гусар», сопровождающий девушку и покупающий тот товар, который дороже и продается без очереди. Словом, маркетинг опирается не только на объективный научный анализ, но я на методы искусства воздействия на покупателя.
С учетом психологии покупателя широко применяется еще одна нехитрая тонкость при установлении цены: лучше вместо цены 200 рублей поставить 199 рублей. Как ни странно, но очень многие покупатели, обсуждая стоимость товара, скажут, что его цена — «сто с чем-то рублей», что, несомненно, делает товар значительно привлекательнее.
Важной характеристикой товара является его" конкурентоспособность, т.е. наличие у товара таких свойств, удовлетворяющих потребности покупателя, какими не обладают аналогичные товары рынка.
Если фирма освоила производство товара, обладающего несомненной новизной, уникальными потребительскими свойствами, защитила патентом эту новинку, то при установлении цены на такой товар часто применяется стратегия «снятия сливок», т.е. устанавливаются самые высокие цены, чтобы получить высокую прибыль. Перечень таких товаров весьма широк: от «кассовых» кинолент и новых синтетических материалов до судов на подводных крыльях и новых образцов стрелкового оружия.
По мере того как ажиотаж вокруг сбыта нового товара уменьшается и определенный сегмент рынка становится близким к насыщению, фирма старается освоить новые сегменты рынка, снижает цены, но продолжает получать высокую прибыль за счет расширения сбыта. Стратегия «снятия сливок» оправдывает себя во многих отношениях: товар долгое время недоступен конкурентам, повышается имидж фирмы, высокая цена воспринимается покупателем как гарантированно высокое качество товара.
Разумен и научно обоснован еще один способ сбыта нового товара — стратегия прочного внедрения на рынок. В этом случае быстро охватываются новые и новые сегменты рынка, сокращаются издержки за счет роста объемов производства и реализации, что делает товар непривлекательным для конкурентов. Важное место в реализации стратегии прочного внедрения на рынок занимает диверсификация — расширение номенклатуры товаров фирмы, ведущее к стабилизации прибыли и большему охвату сегментов рынка. Во многих странах в законодательном порядке осуждается стратегия демпинговых цен, которая весьма часто применяется в конкурентной борьбе за внешние рынки, — товары продаются на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. Причем цены могут быть столь низкими, что даже не покрывают издержки производства, но обеспечивают разорение и вытеснение конкурентов с рынков сбыта. Политику демпинга могут позволить себе только крупные корпорации, стремящиеся помешать появлению новых производителей товара и разорить уже существующих. После вытеснения с рынка конкурентов корпорация повышает цену и тем самым компенсирует свои убытки. Так поступали, например, японские автомобильные фирмы «Тойота» и «Ниссан» при выходе на американский рынок: использовав кризисную ситуацию с нефтью, они предложили экономичные автомобили с 5-летней гарантией, или 80 тыс. км пробега, и поставки японских автомобилей выросли до 2 млн. в год. Борьба с международным демпингом ведется обычно на государственном уровне путем введения высоких таможенных пошлин и другими методами импортного регулирования.
Цена на один и тот же товар может колебаться в значительных пределах. Цена может зависеть от географической отдаленности покупателя, так как продавец вынужден учесть свои транспортные расходы при доставке товара. Значительно растет стоимость товара, приобретенного в фирменном магазине, гарантирующем высокий уровень обслуживания, ответственность за высокое качество товара и предпродажное консультирование. Стоимость билетов в музеи или на выставки значительно ниже для студентов, ветеранов и пенсионеров. Известно, что цены на спиртные напитки и табачные изделия в ресторанах много выше, чем в обычных киосках. Во всем мире самое широкое распространение приобрели различные скидки на стоимость товара; жители крупных городов мира хорошо знают преимущества сезонных скидок или при расчетах наличными («сконго») и широко ими пользуются. Применяются также скидки оптовым покупателям (не случайно в больших городах России так популярны оптовые рынки), дилерские скидки («за верность»), за крупные закупки в течение длительного времени (бонусные скидки), при выводе на рынок пробной партии продукции или неизвестного по своим потребительским свойствам товара и т.п.
Коротко о новом платежном средстве — кредитных карточках. Основные реквизиты этих новых для нашей страны заменителей денежных купюр и чеков хранятся в памяти банковских компьютеров и освобождают покупателя от необходимости денежных расчетов наличными в крупных магазинах, ресторанах и т.п.
Тревожной осенью 1998 г., когда нашу страну охватил жестокий политический и экономический кризис, можно было наблюдать парадоксальную связь между ценой на товар и спросом на него. Когда резко выросли цены на все товары, в том числе и на товары повседневного спроса (хлеб, крупы, сахар, картофель и т.п.), логично было ожидать падения покупательского спроса. Фактически же произошло обратное — несмотря на значительное повышение цен, спрос на продукты значительно вырос. Это явление было уже ранее исследовано (эффект Гиффена) и объясняется оно весьма просто: население, особенно из необеспеченных слоев, вынуждено отказаться от более дорогих продуктов (колбасы, мясо) и компенсировать это увеличением покупок более дешевых продуктов.
4.Организация и каналы сбыта продукции
Если налажено производство продукции, проведено тщательное исследование ситуации на рынке и принято решение о его сегментировании, пора приступить к очередному этапу маркетинговой деятельности — организации сбыта. Решения об организации сбыта продукции не только сложны, многовариантны, но и весьма ответственны, так как они будут определять маркетинговую стратегию и в конечном итоге успех производственной и торговой деятельности предприятия.
Центральная проблема организации сбыта — принятие решений о канале сбыта и оптимизации товародвижения. Следует ли фирме самой обеспечить работу собственного торгового персонала, решать вопросы складирования, хранения и транспортировки товара или разумнее передать посреднику права собственности на товар для осуществления всех операций при движении товара от производителя к потребителю?
Четких и однозначных ответов на эти вопросы не существует, руководству предприятия придется в каждом случае выбирать из альтернативных вариантов наиболее обоснованный. Очевидно, что с позиций покупателя лучше организовать прямой маркетинг, т.е. покупать товар у самого производителя, ведь каждый посредник будет требовать оплату своего труда, что в итоге скажется на цене товара. Производителю этот вариант организации сбыта также дает ряд несомненных преимуществ: не теряется контроль за сбытом, легче оценить действенность рекламных мероприятий, обеспечивается прямой контакт с потребителем, проще система управления сбытом. Но организация розничной торговли требует значительных капитальных вложений, не разумнее ли финансовые ресурсы вложить в основное производство? Многие производители идут по пути организации сбыта путем и прямого маркетинга, и привлечения торговых посредников. Например, известная московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» помимо многочисленных оптовых посредников имеет при основном производстве свой фирменный магазин, где организована продажа самой свежей продукции по более низким ценам, чем в городской розничной сети. Аналогично поступают и многие другие предприятия, организуя сбыт своей продукции через фирменные, магазины.
Канал сбыта (канал распределения) характеризуется количеством промежуточных уровней, т.е. количеством посредников, получивших право на сбыт товара. Торговля через принадлежащий производителю магазин или путем почтовых отправлений — типичные примеры прямого маркетинга, канала сбыта нулевого уровня. Тетя Шура, сварившая картошку и продающая ее, таясь от милиции и санэпиднадзора, пассажирам поездов, еще один пример организации канала сбыта нулевого уровня.
Если же тетя Шура будет только варить картошку (производить товар), а продажей будет заниматься ее более молодая и энергичная соседка, то такая схема организации сбыта будет характерна для одноуровнего канала, т.е. включает в себя одного посредника — розничного торговца.
Двухуровневый канал имеет посредников, обычно один из них — оптовый торговец, а другой розничный (если реализуются промышленные товары, то такие посредники называются промышленными дистрибьютерами и дилерами).
продолжение
--PAGE_BREAK--