Система экономических воззрений Н. Гянджеви в «Хамсе»
Низами Гянджеви(1141– предпол. 1204) – азербайджанский поэт, мыслитель, философ, писал на языке фарси.
Низами, или «Нанизывающий слова» (подлинное имя поэта – Ильяс сын Юсуфа) жил и творил в 12 в. на Кавказе – в Гяндже (отсюда псевдоним – «из Гянджи»). Город этот, стоявший на Великом шелковом пути, по свидетельству арабского путешественника Ибн Азрака, посетившего его почти за сто лет до рождения поэта, «является великой столицей тюрков», имея в виду государство Арран, где «тюрки – как отмечал другой знаменитый историк Насави, – неисчислимы, словно муравьи».
Низами Гянджеви отразил свои философские, социально-экономические мысли в своей бессмертной «Хамсе» — пятью поэмами: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендернаме» — внес в мировую литературу новый поэтический голос, новый дух. В эпоху Низами отмечается существенными изменениями в экономике, социально-политической и культурной жизни.
Творчество Низами, которого мир воспринял как «Гений из Гянджи», явилось глобальным событием еще и потому, что в наследии азербайджанского поэта нашли свой блестящий синтез нашли отражения не только художественно-культурные ценности Востока, но и социально-экономические ценности. В сущности Низами можно считать новым этапом классического периода в полном смысле этого слова. Потому что в глубоких гуманистических мыслях Низами мы видим разумный подход к отторжению от мистики средних веков, ясное осознание событий и предметов, рациональный, логичный подход к человеку, смыслу и сущности жизни общества. Человек создан для счастливой жизни, дарованная ему судьба не может подвержена изменению ни какими злыми силами. Именно эта идея проходит красной нитью через все творчество Низами. И эта идея впоследствии проявит себя в мировой литературе, в творчестве мастеров европейского Ренессанса.
Бессмертие творчества Низами заключается в том, что своим исследованием экономических проблематики он указал пути их решения. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчества Низами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указывать пути их решения. По мыслям поэта, во главе общества должен стоять умный, увлеченный просветительством правитель, который мог бы обеспечить гармоничность человеческих отношений в обществе. Здоровая атмосфера общественной среды во многом зависит от личных качеств человека, стоящего во главе общества. Ведущая проблема, поставленная во всех его произведениях состоит в том, что глава государства обязан достояно справляться с обязанностями, наделенными ему Всевышним, он должен без устали трудиться для счастья, благополучия граждан, судьбы которых вверены ему. Лишь при таком положении может быть обеспечено развитие всех слоев общества, осуществлены задачи, поставленные при создании человека Всевышним.
Азербайджан принимал активное и участие в транзитной торговле между Востоком и Западом, азербайджанские купцы ввели широкую торговлю с Ираном, арабскими странами, русскими городами, а также с Италией. В те же времена город Гянджа был развитым центром ремесла и торговли. Низами неоднократно подчеркивал роль торговли в развитии общества. Было уже развито денежное обращение. Чеканились золотые и медные монеты.
В повествованиях Низами рассматриваются так же случаи, когда наряду с денежной формой существуют и другие более простые меновые отношения. Так, в «Искендернаме» (1203г.) он показывает, что шкуры животных играли роль денег и и сравнивает эту роль с той ролью, которую играют золото и серебро. Золото и серебро, как и шкуры животных, выполняют роль всеобщего эквивалента, потому, что являются продуктами человеческого труда. Согласно Низами, золото и серебро, драгоценности ценны, тем, что они редко встречаются в природе и на их добычу затрачивается много труда. В 12 веке накопление драгоценных камней и благородных металлов, превращение их в сокровище и закапывание в землю было обычным явлением. Низами пытается вскрыть сущность функции денег, как средства накопления сокровищ.
Анализ творчества Низами свидетельствует о том, что в отличие от дворцовых поэтов, он выражал интересы трудового населения. Он не ограничивался признанием эксплотациив федалном обществе, он советует людям труда не смиряться с насилием и унижением. Эту идею Низами приводит в произведении «Хосров и Ширин». Поэма «Хосров и Ширин» (1180) — первая из произведений Низами. Тема поэмы из истории династии иранских правителей — Сасанидов, однако многие проблемы, выдвинутые поэтом в этом произведении, автор связывает с родной средой, определенными личностями.
Большой интерес в экономических взглядах Низами представляет вопрос о соотношении труда и богатства. В отличие от некоторых философов древности и современников, Низами насчитал физический труд лишь уделом одной группы людей и призывал всех трудиться.
Последния поэма Низами — «Искендернаме» (1203г.) явились логическим исходом многолетних наблюдений и научных исследований, проведенных им в библиотеках. Темы произведения определил сам Низами и на пути воплощения идеала общества использовал их как философско-поэтическое средство. Образом Искендера Низами особенно показал, какими большими возможностями обладает просветительный и справедливый шах для достижения благополучия и гармоничного общества. В этом отношении мы видим, как созданные Низами образы правителей совершенствуются из произведения в произведение, и все больше отвечают пожеланиям и надеждам общества.
Низами с первой своей поэмы «Сокровищница тайн» (1174) и до последнего крупного произведения — «Искендернаме» (1203г.) не оставлял без внимания актуальные проблемы времени и вечные вопросы человечества, из произведения в произведение совершенствовал их темы. Они составляли гуманистическую концепцию творчества Низами. Многие последователи школы Низами старались подражать «Хамсе» своего бессмертного учителя, однако лишь некоторые сумели приблизиться к этому гениальному творению.