1. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как исторический роман
А.С. Пушкин приступил к работе над «Капитанской дочкой» в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных, прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме «Борис Годунов» поэт поднимает важную проблему — проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести «История седа Горюшкина» и продолжает ее в «Дубровском».
Теперь писатель акцентирует внимание на «мнении народном», как активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение?
Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», в которой также не только отражает восстание 1773 — 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих «ежегодно получаемый» «Придворный Календарь», уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий «барское дитяте» всем сердцем, тоже является типичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
Образы Зурина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его «господами генералами» — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы «чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения».
Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
Конечно же, из этого можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Однако в этом романе Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как писатель видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян, так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс и дворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца.
Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая своим читателям возможность увидеть, по каким идеалам и устоям шло общество того времени. Несомненно, это снова говорит о том, что повесть носит исторический характер.
Также подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С. Пушкина, «Капитанская дочка», читатель одновременно следит за сюжетом обыкновенной повести, и наблюдает за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.
2. Судьбы героев романа «Капитанская дочка»
В «Капитанской дочке» в центре внимания оказывается личность Пугачева и вообще личности с их судьбами, вовлеченные в историческую круговерть.
Судьбы героев, на мой взгляд, складываются так, как это предписывалось их личностными качествами (положительными или отрицательными), взглядами на жизнь, ценностями и собственно исторической ситуацией того времени. Именно эти важнейшие составляющие личности человека и определяют во многом то, как сложится его жизнь. По сути каждый является творцом своей судьбы, даже если не подозревает об этом.
Пётр Гринёв – дворянин, связанный обетами чести и долга со своим знатным сословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные «очки». Он, прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на помощь.
Но жизнь не раз ставит его перед выбором между честью и бесчестием, ситуациями нравственного компромисса: после того, как Пугачёв помиловал Гринёва, он должен был поцеловать его руку, тем самым фактически признать в Пугачёве царя. В главе «Незваный гость» Пугачёв просит Петра «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях, полных риска, герой проявляет незыблемую твёрдость и неуступчивость. В Оренбурге, получив письмо от Маши, он должен сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осаждённом городе – долг чести – откликнуться на отчаянный призыв осиротевшей девушки: «Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Честь, сострадание и истинная человечность одержали верх над солдатским долгом перед императрицей – он решается покинуть Оренбург и воспользоваться помощью Пугачёва. Изверг, злодей и самозванец, каким он являлся для других людей, выделяет Петра из всех, проявляет к нему снисхождение, милость и даже некое товарищеское отношение. Пугачёв помогает и на этот раз – спасти Машу от Швабрина, державшего её взаперти, больную, измученную и голодную. Поэтому, столкновение с этим человеком, играет в судьбе Гринёва немалую роль.
Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». Она заставляет проявить свои скрытые волевые качества и даёт шанс спастись, даже в самых сложных испытаниях тем, кто искренен, милосерден, честен. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что она сама не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.
Это особенно ярко проявилось в судьбе Маши Мироновой. Главные испытания в жизни Маши, как и в жизни Гринёва, начинаются, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце. Стремясь уберечь дочь от «пугачёвщины», родители хотят отправить её в безопасное место. Но судьба вновь распоряжается по-своему: Маша вынуждена остаться в осаждённой крепости, среди огня и ужасов «бессмысленного и беспощадного» бунта. В день взятия крепости её постигает несчастье – жестокая смерть её отца и матери. Она остаётся круглой сиротой. Её единственный защитник – Пётр Гринёв, чудом избежав виселицы, отправляется в Оренбург, а она, больная, беспомощная оказывается в руках нового коменданта крепости – предателя Швабрина.
Несчастной Маше пришлось вынести столько унижений, сколько любая другая девушка, оказавшись на её месте, вряд ли смогла бы пережить. Швабрин держал её в чулане, на воде и хлебе, добиваясь, таким образом, её согласия стать его женой. В романе, пожалуй, нет ни одного героя, пострадавшего больше неё. Честная, умная и искренняя, Маша категорически отказывается выйти замуж за злого, низкого, беспощадного, а самое главное – нелюбимого ей человека, к тому же вставшего на сторону убийц её родителей: «мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
Приехав в Белогорскую крепость, Гринёв и Пугачёв нашли Машу, сидящей на полу, «в крестьянском оборванном платье», «с растрёпанными волосами». Перед бедной девушкой стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. В эту минуту героиня увидела Пугачёва, приехавшего освободить её, но ведь этот же самый человек, ставший её спасителем, лишил её самого дорогого в жизни – её родителей. Она не произнесла ни слова, лишь закрыла лицо руками и, как вспоминает потрясённый Гринёв «упала без чувств». И вновь Швабрин едва не помешал влюблённым: он сообщил Пугачёву о том, кем была Маша на самом деле. Но, проявив великодушие, самозванец простил Гринёва за вынужденный обман и даже вызвался быть посажённым отцом на её свадьбе с Гринёвым.
Казалось бы, с этого момента судьба Маши начала складываться счастливо. Гринёв отправляет её с Савельичем в своё поместье. Теперь Маше нужно было понравиться родителям возлюбленного, и задача эта оказалась не из сложных – вскоре они «искренне привязались» к «милой капитанской дочке» и не желали для своего сына никакой другой невесты, кроме Маши. Не за горами была цель двух любящих людей – свадьба и счастливая семейная жизнь. Вскоре бунт был подавлен, а самозванец пойман.
Однако Маше предстояло наперёд одно из самых сложных испытаний: Гринёва арестовали и обвинили в предательстве. Маше кажется, что именно она стала причиной несчастий любимого, который ради неё вынужден был прибегнуть к помощи самозванца. В жизни девушки наступил поворотный, переломный момент: ведь только от неё теперь зависели будущее её возлюбленного и её собственное, семейное счастье. Она решилась поехать к самой императрице просить за Петра. Непросто далось «трусихе» Маше это решение. Она впервые приняла на себя такую ответственность: это ответственность уже не столько за себя, сколько за будущее, честь Петра Гринёва и всей его семьи.
Только честность и искренность девушки смогли растопить холодное сердце императрицы и получить её прощение. В конце концов, Маша смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, своё счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость и предательство, помогают одержать верх в его неравном противоборстве с грозными силами истории. А это поистине подвиг со стороны девушки, достойный внимания и уважения.
Из-под своих таинственных покровов история как бы вывела Емельяна Пугачёва, сделав его символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. В «Капитанской дочке» образ Пугачёва представляет собой сложный сплав исторических, реально – бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ – символ. Он сложен и противоречив. В одном и том же человеке уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и в то же время готовность помочь ему.
Пугачёв говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Москву («Дай срок, то ли ещё будет, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже потягаться с самим прусским королём Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
Пугачёв – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике, подаренном Гринёвым («Улица моя тесна; воли мне мало»). Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм собственной судьбы – это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва («Не шуми, мати зелёная дубровушка…»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагический герой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринёва – «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет не чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро даёт другим людям. Милосердие для него – унизительная милостыня. Трагическая судьба Пугачёва раскрывается в символике песни и сказки. Борьба за свободу крестьянского народа, ужасный бунт был подавлен, а Пугачёв казнён.
Трагична и судьба родителей Маши – Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны. Они погибают от рук пугачёвцев. Супруги были исключительно верны и очень любили друг друга и свою единственную дочь, которую всеми силами старались спасти от бушующего вокруг бунта. Эти добрые, гостеприимные, открытые люди полюбили и Петра как сына родного. Непоколебимость своих убеждений они унесли вместе с собой, погибнув в борьбе за честь и любовь. --PAGE_BREAK--
3. Вопросы чести и морали и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»
В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали, являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.
Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.
Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью — качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? — говорит Андрей Петрович своей жене. — Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: " Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг — Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: " Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…". Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.
Честь для Гринёвых – это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.
Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстания Пугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать, он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдает вожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.
Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу. Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет по правилу — «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел из калмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своему представлению о человеческом достоинстве он не изменяет.
Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия — примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Она свою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем. Она до последнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому что после его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглым каторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку. Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когда Петруша попадает в немилость. Верность, доброта, искренность, внутренняя чистота – вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшие их настоящими героинями.
В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни было представления о чести, — Швабрин. Причем он бесчестен во всем – и в частной жизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способный оскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.
Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когда оговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранит беззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веря в его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; и тогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда, когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт, оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина было страшнейшим грехом.
Швабрин — полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя, выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин — когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу.Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина.
Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана, негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за все его гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют в предательстве и приговаривают к казни.
В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»? А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоям и принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям. Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек и имеет право носить это гордое звание. Человечность – это и есть проявление всех лучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. У героев – мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) – с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой.
Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу, лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смогли устроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за их мужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолеть опасности и собственный характер.
Список использованной литературы
Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарии / Пособие для педагогов и учащихся средних образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.
Красовский В.Е., Леденёв А.В. Роман «Капитанская дочка»/ Литературный справочник для школьников и студентов. – М.: АСТ, 2002. – 326 с.
3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Л., Художественная литература, 1997. – 112 с.
4. Надозирная Т.В., Скубачевская Л.А. Повесть «Капитанская дочка» / Литературный справочник для школьников и студентов. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.