25
Работа на тему:
Швейцария и Европейская Интеграция
2005
1.1. Первые соглашения Швейцарии и ЕС
За всю историю существования Европейского Союза, Швейцария лишь в 1972 году подписала первые соглашения в рамках этого содружества. В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 185-194
После этого события для Швейцарии создалась благоприятная и прочная основа для реализации четырех основных принципов:
1. Свободы движения товаров,
2. Движения капиталов,
3. Предоставления услуг
4. Миграции рабочей силы.
На этой базе возникла зона свободной торговли, были введены либеральные режимы для движения капиталов и услуг. Несмотря на это все равно оставались проблемы, связанные со свободным перемещением рабочей силы. Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС.
Почти через два десятилетия после подписания первого соглашения между Швейцарией и ЕС был проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз. Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7 С. 37
Против проголосовало 50.4% населения, перевес составил 23.3 тыс. голосов. Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 8 С. 28
На кантональном уровне против включения страны в европейскую интеграцию высказывались 16 из 26 кантонов. В основе такого неприятия ЕС лежало опасение возможной утраты государственного суверенитета, неизбежных уступок по транзиту европейских грузовиков через страну, а главное - неограниченной свободы для перемещения иностранной рабочей силы. Обозначилось вполне определенное размежевания между отдельными группами кантонов.
Немецко-говорящие выступили в основном против, франко-говорящие - за присоединение к ЕС. В результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими европейскими странами. Особенно пострадало машиностроение. В рассматриваемы период времени на Евросоюз приходилось около 64% всего экспорта страны и 80% импорта. Ю. Юданов, Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнёрства //Мировая экономика и международные отношения, М., 2002 №2. С. 92;
Столь же существенно на этот регион ориентированы прямые инвестиции.
В сложившейся ситуации Швейцария приняла решение об изменении переговорной стратегии. 21 июня 1999 года правительством были подписаны двусторонние секторные соглашения с Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. В мае 2000 г. был проведен референдум относительно целесообразности заключения этих соглашений. Большинство населения (67.2%) одобрило этот шаг. Против выступили только два кантона.
Все подписанные соглашения обеспечили стране три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства - члены ЕС, но не вынудили их к соответствующим уступкам. При этом отсутствует какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в Федеральный совет, а так же основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения. В рамках подготовки этого документа Швейцария первоначально составила каталог, содержащий шестнадцать важнейших сфер взаимодействия. Но Евросоюз дал согласие на рассмотрение только семи. При этом в чем то заинтересован главным образом ЕС, а что-то более выгодно для Швейцарии.
Факт принятия соглашений оценивался как важнейший шаг по сближению с ЕС. Вместе с тем многие аналитики полагали, что в действительности это не только не увеличивает шансов на одобрение населением присоединения в Евросоюзу, но даже уменьшает их.
Никем непредсказуемые оказались результаты на кантональном уровне. Ни в одном кантоне сторонники присоединения к ЕС не набрали большинства голосов. Всеобщее недовольство Евросоюзом объяснялось рядом причин. Прежде всего, возросли опасения в отношении брюссельской бюрократии, которая стала вмешиваться в общественно-политические процессы в странах ЕС и нередко в ущерб их национальному суверенитету. Потенциальная угроза усматривалась в неизбежном увеличении объемов "финансовой повинности" в связи предстоящим расширением ЕС на Восток Европы. Прагматическим жителям альпийской республики подобная благотворительность явно не по вкусу. Они считают, что обозначается тенденция, когда в Евросоюз стремятся вступить "бедные и проблемные страны", а процветающие и стабильно устроенные не спешат интегрироваться. К тому же многие швейцарцы полагают, что формальное присоединение к ЕС мало что изменит, поскольку уже действуют многие преимущества участия в зоне свободной торговли. Шенген, ЕС и другие договоры стран Европы// Политика и время/2002 № 4 .С. 26-31
К одобрению начала нового переговорного процесса не призывали ни правительство, ни парламент. И, несмотря на то, что вступление в ЕС является долгосрочной целью Федерального совета, последний привел следующие причины, по которым он не одобряет предложение ЕС:
Во-первых, инициатива противоречит распределению политической власти, изложенной в швейцарской конституции. Согласно существующим законам, это функция Федерального Совета решать, когда и по какому поводу вступать в переговоры с другими странами. Эти правила выдержали испытания временем и должны сохраняться впредь.
Во-вторых, данная инициатива - это попытка форсировать переговоры о вступлении. Они не должны проходить в сжатые сроки. Принуждая ФС вступить в переговоры немедленно, инициатива не принимает во внимание текущее положение дел, как во внешней, так и во внутренней политике страны. Преждевременные, поспешные решения могут угрожать успешному процессу вступления.
В-третьих, правительство подчеркивает, что оно не выступает закоренелым противником интеграции, но считает, что пока для этого в стране не сложились необходимые предпосылки. Федеральный Совет придерживается мнения, что неодобрение данного предложения не означает, отказ Швейцарии вступить в ЕС в будущем. Это всего лишь «нет», сказанное данному предложению. Такая постановка вопроса с удовлетворением была воспринята в Брюсселе, поскольку появилась надежда на положительный ответ позднее. Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7. С 29-34
Результатами референдума Швейцария подтвердила основные моменты интеграционной политики у себя в стране:
-В краткосрочном плане правительство будет ориентироваться на подписанные в 1999 году семь двусторонних секторных соглашений;
-В среднесрочном плане приоритет будет отдан второму пакету двусторонних соглашений;
-В долгосрочном плане целью Конфедерации является вступление Швейцарии в Европейский союз.
Результаты референдума показали так же что Швейцария сможет более эффективно защищать свои интересы, находясь в Евросоюзе, а не за его пределами. "На сегодняшний день у стран существуют проблемы, решать которые можно только путем сотрудничества, а не поодиночке". Шенген, ЕС и другие договоры стран Европы// Политика и время/2002 № 4 .С. 49
1.2. Предпосылки Швейцарии о вступлении в ЕС
Второй этап переговоров между Швейцарией и ЕС начался в 2002 году. Итогом этого явилась выработка девяти двусторонних соглашений в дополнение к семи соглашениям, вступившим в силу после первого этапа. Существует определенная позиция Федерального совета относительно вторых двусторонних соглашений:
-Швейцария не ограничена во времени и будет искать наиболее выгодные для обеих сторон решения столько, сколько потребуется.
-Швейцария подпишет только те договоры, которые не будут противоречить соглашению о налоге на сбережения. То есть интересы Швейцарии как финансового центра, будут соблюдены.
Правительство Швейцарии в докладе о вступлении в ЕС описало те предпосылки, которые должны сложиться в стране для начала переговоров: Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 8 .С. 30
во-первых, Швейцария должна оценить работу первых двусторонних соглашений. Конфедерация хочет увидеть, как соглашения будут работать на практике, во-вторых, в Швейцарии намерены активизировать анализ последствий возможного вступления в ЕС по нескольким важнейшим направлениям: устойчивость сложившейся финансово-хозяйственной системы, сохранение эффективности федерального устройства страны и многоплановые преимущества укрепления государственного суверенитета. В-третьих, идея о вступлении должна получить широкую поддержку среди населения. Правительство подчеркнуло, что все эти предпосылки не могут возникнуть за один день, они требуют времени.
По словам президента Швейцарской Конфедерации, присоединение к ЕС не входит в число задач, поставленных правительством на предстоящий 4-летний срок его полномочий. То есть, заявка на вступление Швейцарии в Европейский союз, поданная в 1992 г, будет лежать без движения еще как минимум 4 года. Вместе с тем правительство не намерено, полностью закрывать "досье", касающееся возможного вступления в Евросоюз. Швейцарская заявка из Брюсселя не будет отозвана. Берн собирается продолжать двусторонние переговоры по ряду конкретных сфер взаимодействия, В 2006-2007 г предполагается подготовить правительственный доклад на тему о присоединении к ЕС. Швейцарцы поддерживают стратегию своего правительства в отношении Европейского союза. Опрос, проведенный институтом "Изопюблик" 1 -2 апреля, показал, что 69% граждан считают: заявку на вступление в ЕС, поданную в 1992 году и с тех пор лежащую в Брюсселе без движения, отзывать не надо. Только 24% поддерживают требование правой Швейцарской народной партии об отзыве заявки. За немедленное начало переговоров о вступлении высказались 30% респондентов. Против начала таких переговоров в ближайшие четыре года - 39%.
1.3. Проевропейские настроения швейцарского правительства
Противоречивые высказывания и неоднозначное настроение отчетливо заметны сейчас не только на федеральном, но и на кантональном уровне. Доклад, который подготовила Конференция кантональных правительств, свидетельствует, что, большинство кантонов и полукантонов -17 из 26 - не считают в дальнейшем путь двусторонних переговоров продуктивным. В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 201
Отвергают кантональные правительства также "путь одиночки" для Швейцарии. Они так же не видят перспектив и в присоединении к ЕЭП. За вступление в ЕС высказываются, с теми или иными оговорками, 12 кантонов и полукантонов, против вступления - восемь. Остальные кантоны не определились с позицией по данному вопросу. Местные правительства ждут от Федерального совета прояснения его стратегии в отношении ЕС. Они хотят, чтобы в аналитическом докладе федерального правительства были проанализированы положительные и отрицательные последствия как возможного членства в ЕС, так и двусторонних соглашений с ЕС. Группа депутатов - "проевропейцев" попросит правительство представить доклад об отношениях с ЕС к 2005 году, а не в 2006-2007 годах, как запланировано Федеральным советом. Переговоры о вступлении могли бы начаться в таком случае в 2006 году или в 2008-м и продлиться 4-5 лет.
2.1. Первые двусторонние секторные соглашения.
И вот в июне 1999 года, по истечении многих лет, двусторонние секторные соглашения между Швейцарией и Европейским союзом были подписаны. На национальном референдуме их поддержало 67,2% голосов. Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11С. 38
Подписание этих соглашений явилось для Швейцарии новым этапом в её политике евроинтеграции, который существенно увеличивает её интеграционные связи. Двусторонние соглашения были ответом на проблемы взаимоотношений ЕС со Швейцарией, требовавшие незамедлительного решения. Но следует заметить, что подписанию этих соглашений предшествовал длительный процесс сближения Берна с Евросоюзом.
Секторные договоры между Берном и Брюсселем свидетельствуют о способности ЕС развивать свои отношения с третьими странами гибко и прагматично, в русле нестандартных решений. Они охватывают семь секторов Европейского экономического пространства: В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 170-173
1. Договор о научном сотрудничестве;
2. Договор о государственных рынках;
3. Взаимное признание сертификатов качества;
4. Обмен сельскохозяйственной продукцией;
5. Договор о гражданской авиации;
6. Договор о наземном транспорте;
7. Договор о миграции рабочей силы.
В зависимости от сектора уровень экономической интеграции Швейцарии с ЕС выше, эквивалентен или ниже уровня интеграции в рамках ЕЭП.
2.2. Первые секторные соглашения.
Все семь соглашений базируются на традиционном межправительственном сотрудничестве, их выполнение находится в компетенции совместных комитетов, в которых обе заинтересованные стороны приходят к согласованному решению. Совместные комитеты имеют право принимать решения только в рамках, предусмотренных соглашениями. Каждая сторона ответственна за правильное исполнение соглашения на своей территории. Но такой подход осуществим лишь с тем партнером, законодательство которого очень похоже на право ЕС.
Все семь соглашений неразрывно связаны друг с другом, за исключением особо оговоренного соглашения о научных исследованиях. «Соответствующий параллелизм» вытекает из европейского убеждения, что только неделимый пакет соглашений отвечает взаимным интересам Берна и Брюсселя. Все соглашения подписываются, утверждаются и вступают в силу одновременно, а если хоть одно из них будет отклонено, то действие остальных тоже прекратятся. Это условие, названное «поправкой гильотины», не распространяется на соглашение о научном сотрудничестве.
Семь соглашений покрывают только отдельные области, касающиеся четырех свобод и сопутствующую им экономическую политику. Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 30-34
Выгоды открытия рынков ограничены в институциональном плане, так как полноправное участие в Едином европейском рынке возможно только со вступлением в ЕС.
Швейцария не может полностью и равноправно участвовать в соответствующих комитетах ЕС, так как Берн полностью не применяет европейское право, и семь соглашений носят секторный, а не глобальный характер. Но, согласно декларации Совета ЕС, Берн получил право посылать в комитеты своих наблюдателей, имеющих право слова. При подготовке изменений в тех секторах, где швейцарское право идентично европейскому, Еврокомиссия решила консультироваться со швейцарскими экспертами наряду с экспертами стран-членов ЕС.
Что касается данных двусторонних соглашений, многие аналитики убеждены, что свободное перемещений рабочей силы и дополнительное взаимное открытие рынков товаров и услуг будут иметь позитивные эффекты при наличии очень незначительных негативных. Что касается вступления в ЕС, то все макроэкономические исследования отмечают негативный эффект чистых трансфертов в ЕС в качестве бюджетных взносов. То есть эффект будет в целом положителен, но никакого явного улучшения по сравнению с секторными соглашениями не будет. Все исследования, заказанные правительством Швейцарии для сопровождения своего интеграционного доклада, показали, что преимущества полной интеграции будут ощутимы только после переходного периода сроком от 8 до 10 лет.
Последствия интеграции стран Центральной и Восточной Европы, в ЕС многочисленны. Это, в частности, невозможности сохранять в прежнем виде торговую защиту, субсидии, несовместимые с единым, или монетарное финансирование чрезмерных государственных дефицитов, увеличение конкуренции и потеря ренты монопольного положения, потеря защиты импортозамещаемых товаров, открытие границ.
С экономической точки зрения не удивительно, что вступление в ЕС более спорно, чем двусторонние соглашения. В этой связи нельзя недооценивать практику постепенной европейской интеграции Швейцарии. Швейцария избегает экономических неудобств вступления в ЕС и зону евро.
Соглашение о Европейском экономическом пространстве и соглашения Швейцария - ЕС доказывают, что, возможно, пользоваться многочисленными выгодами Единого европейского рынка, не будучи полноправным членом ЕС. К тому же видно, что страны ЕС также готовы допустить страны-не члены к европейским программам, если присутствует взаимный интерес.
2.3. Соглашения в области юстиции и налогообложения
Тенденция увеличения совершения преступлений ставит новые задачи перед службами безопасности, и призывает к большему международному сотрудничеству. Ю. Юданов, Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнёрства //Мировая экономика и международные отношения, М., 2002 №2. С. 93;
Перед каждой странной в отдельности также стоят проблемы незаконной иммиграции и предоставления убежища. ЕС является одним из основных партнеров Швейцарии во взаимодействии в областях иммиграции и обеспечения безопасности. Основой для этого взаимодействия являются Шенгенская и Дублинская системы, в которые с 1999 года участвую страны-нечлены ЕС Норвегия и Исландия. По этим двусторонним соглашениям Швейцария будет иметь доступ - к системам сотрудничества в областях безопасности и предоставления убежища.
Ликвидацию всех форм пограничного контроля должно взять на себя Шенгенское соглашение на границах стран Евросоюза, за исключением Великобритании и Ирландии, а также на границах двух стран, не являющиеся членами ЕС. Контроль сохранится только на границах с третьими странами. Доступ к Шенгенской информационной системе и к Европейской электронной базе исследований очень важен для Швейцарии, как действенное средство для борьбы с международной преступностью. Мгновенный обмен информацией через компьютер привел к тому что, например, в Германии в четыре раза повысился уровень раскрываемости уголовных дел о серьезных преступлениях на международном уровне.
С помощью электронный базы EURODAC, Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 84
в которой хранятся отпечатки пальцев всех, кто ищет убежища, могут быть легко идентифицированы люди, подавшие два заявления. Из-за таких людей система предоставления убежища неэффективна и убыточна. Благодаря Дублинскому соглашению этого можно избежать. По непроверенным данным, каждое пятое заявление о просьбе предоставить убежище - повторное. Если соглашение не будет подписано, то в Швейцарии гарантированно возрастет количество таких повторных заявок.
Швейцария всегда разделяла взгляды ЕС на обложение налогом дохода от сбережений. Правительство подчеркивает, что не в интересах Швейцарии привлекать тех бизнесменов, которые укрываются от установленной ЕС уплаты налогов. По этим причина Швейцария объявила, что она будет использовать свое законодательство, чтобы сделать свои финансовые центры менее привлекательными для таких типов финансовых операций.
Исходя из этого, Швейцария обязуется обложить подоходным налогом все доходы от сбережений, исходящие из-за границы.
Между налоговыми властями не будет происходить никакого обмена информацией. С введением этого подоходного налога Швейцария может быть уверена с одной стороны, что швейцарское законодательство и банковская тайн будут защищены. Соглашением также планирует отмену налога на выплату дивидендов, процентов и лицензированных выплат между дочерними компаниями.
Переговоры затрагивают проблему двойного налогообложения вышедших на пенсию служащих стран ЕС, проживающих на пенсии в Швейцарии. Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 50-52
ЕС облагает налогом пенсию, выплачиваемую этим людям. Если уволенный человек постоянно проживает в Швейцарии, то его/ее пенсия также облагается подоходным налогом. Так как по этому вопросу между ЕС и Швейцарией не существует никаких соглашений, уволенный рабочий из стран ЕС дважды облагается налогом. Евросоюз хочет ликвидировать эту проблему.
2.4. Долгосрочные программы Швейцарии
Невозможность участие Конфедерации в текущих программах (2000-2006) определена для ЕС правовыми причинами. Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7.С.49
Поэтому Совет министров и Европейская комиссия объявили о решении допустить Швейцарию к участию в следующем поколении программ (начиная с 2007 года). Договоры на эту тему начнутся, самое раннее, в 2005 году. А в настоящее время «пассивное партнерство» будет развиваться и усиливаться. Швейцария и ЕС согласились, что обе стороны должны раз в год проводить встречи на высшем уровне, как для усиления существующих связей.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |