Методическое ПРиложение
План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему: «Лингвистический анализ текста» (с элементами ключевых слов на материале романа В.В. Набокова «Приглашение на казнь»)
Цель урока: проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста); обобщить и систематизировать материал по указанной теме; развить умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу (реферату); воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.
Оборудование: текст романа В.В.Набокова «Приглашение на казнь».
Подготовка к занятию.
За неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с тематикой докладов.
Темы докладов (рефератов):
Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы и др.);
лексический строй языка (синонимы, синонимические ряды, антонимы);
морфологический строй, текста (преобладание определенных частей речи и причина этого роль видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия);
синтаксическая организация (структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, и т.д.;
использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
использование средств художественной выразительности (слова в переносном значении);
стилистически окрашенная лексика (просторечия, разговорные слова, книжные);
особенности языка автора (авторские неологизмы, ключевые слова);
роль цитат (интертекстуальность фрагмента, произведения);
единство и взаимодействие всех компонентов текста.
Учитель составляет список литературы к теме в целом. Учащиеся делятся на подгруппы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем.
Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план.
Учащиеся пишут тексты будущих выступлений, подбирают примеры из текста романа В. Набокова «Приглашение на казнь». Выступления учащихся на семинаре обязательно должно носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.
Для того, чтобы, обсуждение докладов на семинарском занятии сделать более эффективным, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержанием теоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом. Учащиеся обмениваются докладами, готовят рецензии.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок — семинар. Напоминаю, что урок-семинар — это групповое практическое занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебном заведении. Тема нашего занятия — лингвистический анализ текста, цель урока – научиться анализу текста, обобщению и систематизации материала, научиться правильно и красиво выражать свои мысли.
Материал для лингвистического анализа — недавно пройденный и хорошо вам знакомый роман В. Набокова «Приглашение на казнь». Вы много и усиленно готовились, и я предоставляю слово для выступления докладчикам.
II. Выступления докладчиков.
1. Тема «Фонетическая организация текста»
Для выступления используется словарь литературных терминов.
Учащиеся записывают план выступления. К этому опорному конспекту ученик обращается в ходе выступления.
1) Процитируем текст:
«Особенно, казалось, был он горд тем, что паук сидел на чистой безукоризненно правильной, очевидно только что созданной паутине».
В этом отрывке наиболее часто встречаются четыре согласные сонорные буквы — р, л, м, н.
Аллитерация (от лат. al — к, при и littera – буква), повторение однородных согласных, придающих литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
2) Процитируем текст:
«Это была просто бабочка, — но какая! — величиной с мужскую ладонь… Дойдя до локтя, бабочка беззвучно захлопала...»
Повтор существительного бабочка помогает заострить читательское внимание на этом насекомом и его авторском описании.
Лексический повтор — особый вид повтора, когда при помощи повтора разных частей речи тексту придается образность.Он помогает заострить внимание читателя на каких — либо деталях, словах, моментах.
Затем слово предоставляется ученику-рецензенту.
2. Тема «Лексический строй языка»
Для подготовки учитель рекомендовал книгу Л.А. Позднякова «Русский язык в вопросах и ответах».
Рецензент дает оценку докладу.
Синонимы — это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Выделяют следующие виды синонимов:
а) лексические;
б) словообразовательные;
в) морфологические;
г) синтаксические.
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположными лексическими значениями. Среди антонимов выделяют:
а) разнокорневые;
б) однокорневые.
Процитируем текст:
«Не хочу хвастаться, но во мне, коллега, вы найдете редкое сочетание внешней общительности и внутренней деликатности, разговорчивости и умения молчать, игривости и серьезности».
Синонимами являются: внешняя общительность и разговорчивость.
Антонимами, причем разнокорневыми будут: разговорчивость — умение молчать, игривость — серьезность. Синонимы и антонимы обогащают художественную речь.
Тема «Морфологический строй языка»
Глагол
Прилагательное
Наречие
Процитируем текст:
«Он задумался. Потом бросил карандаш, встал, заходил».
Глаголы прошедшего времени указывают на совершенность действия.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. Н.В. Гоголь писал, например: «Движение и его выражения — глагол — является основой языка». Найти верный глагол для фразы — это значит дать движения фразе.
«Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначения глагола — выражать само действие!» — это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы в глаголе, ибо глагол — это действенность характера».
Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в ее движении, развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу неодинаковая роль. Так, в официальном стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. Самым частым является глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.
В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы -синонимы, глаголы — антонимы; мастерски пользуются морфологическими категориями глагола (наклонениями, временами и др.).
Процитируем текст:
«Взглянул и надел прохладную, еще пахнущую домашней стиркой ночную рубашку».
Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное, которое является важным спутником существительного:
Дом — старый, ветхий... --PAGE_BREAK--
Согласитесь, что без имен прилагательных наша речь не могла быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляемыми являются прилагательные большой, новый, старинный, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, черный, белый и некоторые другие.
Употребление имен прилагательных придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвертое слово — это прилагательное. Оно помогает полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение писателя.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак действия;
б) признак предмета;
в) признак признака.
Наречие – это неизменяемая часть речи.
В предложении чаще всего бывает обстоятельством.
Процитируем текст:
«Он обошел террасу кругом».
Слово кругом – это наречие, выраженное обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопросы как? каким образом?
Вопрос докладчику.
Чем отличается фонетическая и лексическая организация текста от морфологической?
Тема «Синтаксическая организация текста»
Учащиеся записывают план ответа.
Выступающий обращается к опорному конспекту.
Среди предложений романа есть предложения как простые, так и сложные. Они в свою очередь делятся по:
а) цели высказывания на повествовательные, вопросительные, побудительные;
б) могут быть — восклицательные и невосклицательные;
в) по количеству грамматических основ на простые и сложные;
по количеству главных членов в грамматической основе на двухсоставные и односоставные;
г) по наличию (или отсутствию второстепенных членов на распространенное нераспространенное;
е) по наличию или отсутствию осложняющих членов на осложненное и неосложненное.
Среди сложных предложений есть как сложносочененные (ССП), так и сложноподчиненные (СПП).
Редко встречаются односоставные безличные предложения, которые передают состояние природы.
Процитируем текст:
«Стемнело».
Союз служит для связи членов предложения или целых предложений. Например, в данных предложениях союз но связывает два простых предложения в одно сложное, а союз и связывает однородные члены предложения.
Процитируем текст:
«Цинциннат не спал, не спал, не спал, — нет, спал, но со стоном опять выкарабкался, — и вот опять не спал...»
5. Тема «Использование разных по целей высказывания и эмоциональной окраски предложений».
В тексте данного романа широко используются предложения с разными знаками препинания, что указывает на глубокий эмоциональный фон произведения.
6. Тема «Использование средств художественной выразительности».
Учащиеся самостоятельно готовились по разным словарям и «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах средней школы».
/>Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основании какой-либо аналогии, сходства, сравнения.
Процитируем текст:
«Над качающейся у пристани лоханью поднимается ничем не виноватый, веселый, заманчивый пар».
Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном смысле.
7. Тема: «Стилистически окрашенная лексика» (просторечие, разговорные слова, книжные).
Просторечие — слова и грамматические формы массовой городской разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т.п. оттенка. Может содержать диалектизмы, жаргонизмы.
Процитируем текст:
«Роковой мужик еще не приехал?»
Разговорные слова — слова, свойственные устной, разговорной речи, служат характеристикой явлений в кругу тех или иных бытовых отношений; оно не выходит из норм литературного словоупотребления, но сообщает речи известную непринужденность.
Процитируем текст:
«Жонка — то вчера приходила».
Книжные слова — слова, характерные для письменного, книжного изложения; часто эти слова особенно иноязычные по происхождению, являются синонимами к словам нейтральной лексики.
Процитируем текст:
«Наконец немало времени уделялось музыке вод...» (книжное, т.е. мелодия звучания вод)
8. Тема «Особенности языка автора»
Неологизмы — новое слово или отражение, а также новое значение старого слова.
Процитируем текст:
«Работая лапами, спустился на нитке пауке потолка, — официальный друг заключенных».
Ключевые слова- слова, служащие основой для понимания и восприятия художественного текста. Такие слова заложены уже, в самом названии романа: «Приглашение на казнь». Причем, казнь становится театральным спектаклем, дико звучит текст афиши, приглашающей на казнь, — «Талоны циркового абонемента действительны».
9. Тема «Роль аллюзий, цитат».
Цитата — точная, буквальная выдержка из какого — либо текста.
Процитируем текст:
«Как сумасшедший мнит себя Богом. Так мы считаем себя смертными».
В чем смысл этой цитаты, ее значение? (Учащиеся высказывают свое мнение)
В качестве интеллектуальных намеков в контексте у В.В. Набокова выступают даты. Кроме того, даты используются для построения блоков, содержащих сведения о персонажах произведения. Впрочем, многие даты у В.В. Набокова функционируют на всех перекрестных уровнях.
Процитируем текст:
«Двенадцать, тринадцать, четырнадцать… (Это воспоминание героя о том, когда он впервые начал работать).
Процитируем текст:
«Она, дочь директора тюрьмы, Эммочка уживчиво себя называла и ответила, что ей двенадцать»
10. Тема: «Взаимодействие компонентов» текста (функции каждого компонента)
Вывод делается учащимися.
Проявление эстетической функции языка можно усмотреть и в совершенстве языковой формы, в гармонии содержания и формы, в ясности, четкости, лаконизме, изяществе, простоте, строгости словесного выражения.
Главное, что эстетическую функцию языка от его «прагматических» функций (общения, сообщения, воздействия) — это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет на самом языке ощущать прекрасное.
Если «практические» функции языка требуют работы над словом с целью как можно более точного, ясного и общедоступного обращения информации, то эстетическая функция языка требует, кроме того, работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове. В этом заключается сущность эстетической функции языка.
III Обобщение.
Учитель говорит о том, что необходимо понимать и разбираться во всех разделах русского языка, иначе невозможно правильно проанализировать текст.
Учитель подводит итоги: говорит о том, что удалось, что не получилось в выступлениях учеников, выставляет оценки.
IV. Домашнее задание:
а) Из любого другого произведения В. Набокова выбрать отрывок и проанализировать его по вышеуказанному образцу.
б) Определить по тексту, кому из герое принадлежат цитаты, разобранные на сегодняшнем уроке.
V. Прощание с классом.
До свидания ребята, спасибо за урок!