ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
Факультет «Институт Экономики сервиса»
Реферат
по дисциплине «Введение в специальность»
на тему: «Законодательное определение понятия реклама».
студентки 1 курса
гр. РД1-4 шифр зачетной книжки 032/05 ( ) В.К. Елишева
Руководитель ( ) А. К. Орлов
Реферат допущен к защите
«_____»________________2005 г.
Реферат защищен
«_____»________________2005 г. с оценкой______________________
Москва 2005
Содержание:
1.РольФедерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламнойдеятельностью
2.Основныенормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ иуслуг
3.Саморегулированиерекламной деятельности в России
4.Ответственность участниковрекламного процесса за нарушение законодательства о рекламе
5.Списоклитературы
1
1.Роль Федерального закона «О рекламе» ворганизации и управлении рекламной деятельностью
Развитиерыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране сталанеобходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности.Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью ихжизни.
Из всего набора рыночных инструментовроссийский бизнес освоил и широко стал использовать рекламу. Это связано с тем,что реклама в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступнымметодом стимулирования продаж.
В нашей рекламе, как в фокусе,концентрируются все трудности и недостатки отечественной экономики. Реклама насовременном этапе криклива, навязчива, а иногда и ложная. Тон и содержаниеобращений зачастую не соответствуют элементарным этическим нормам. Остаетсянизким профессиональный уровень исполнения значительной части рекламоносителей. Это является прямым следствием того, чторекламой занимаются в большинстве своем неспециалисты.
Конституция РФ определяет право гражданна достоверную информацию. Реализация этого права стала возможна после принятияФедерального закона от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ «О рекламе ». Закон впервые даетопределение понятия «реклама» и обосновывает границы его распространения.Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства,размещения и распространения. При этом стоит отметить, что закон о рекламе нераспространяется на политическую рекламу и на объявления физических лиц, в томчисле в средствах массовой информации, не связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности.
Принятый Закон «О рекламе» позволяет насовременном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенностирекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственностьрекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того,закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в областирекламы.
Основными целями закона являются защита отнедобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечениененадлежащей рекламы.
Закон предусматривает необходимостьфункционирования системы контроля и саморегулирования в области рекламнойдеятельностью, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.
Важнейшейсоставляющей системы контроля рекламной деятельности является государственноерегулирование. Оно достигается как созданием
широкойзаконодательной базы, так и формированием системы исполнительных органов разныхуровней, осуществляющих контроль.
2
2.Основные нормы правового регулированиярекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг.
Государстворегулирует деятельность в сфере рекламы путем создания соответствующейнормативной базы и системы органов, призванных контролировать выполнениесубъектами рекламной деятельности требований, предъявляемых законодательством орекламе. Однако до 1995 г. в России не была создана нормативная база, котораяпозволяла бы комплексно регулировать рынок рекламы. Между тем в это времяпроисходит бурный рост рекламного рынка со всеми его негативными сторонами.Недобросовестные предприниматели активно использовали все средства рекламы длядостижения своих целей. Это обусловилопоявление 10 июня 1994 г. Указа Президента РФ № 1183 «О защите потребителей отнедобросовестной рекламы», который устанавливал требования к рекламефинансовых, страховых и инвестиционных услуг, а 17 февраля 1995 г. был изданУказ Президента РФ № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья прираспространении рекламы», который позволял пресекать рекламу отдельных товарови медицинских услуг.
Федеральный закон устанавливает общие испециальные требования к рекламе. К числу основных общих требований относятсяследующие:
— реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применениятехнических средств;
- реклама на территории Российской Федерациираспространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей нагосударственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации;
— не допускается реклама товаров, реклама самогорекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она неполучена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
— рекламатоваров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкойподлежит обязательной сертификации;
— использованиев рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации;
— рекламане должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а такжепобуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лицили угрожающим их безопасности;
— реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранноезаконодательство.
Статья 6 Закона о рекламе признаетпротивозаконной недобросовестную рекламу. Закон устанавливает следующиепризнаки недобросовестной рекламы:
— дискредитация физических и юридических лиц, не пользующихся рекламируемымитоварами;
- употребление некоторых сравнений иливысказываний, порочащих конкурента, а также производимые или рекламируемые имтовары. Это дает
3
основаниепривлекать к ответственности предпринимателей, использующих для продвижения нарынке своих товаров (услуг) некорректную рекламу.
Статья 7 Закона о рекламе запрещаетпроизводство и распространение рекламы, содержащей не соответствующиедействительности следующие сведения:
- состав, способ и дата изготовления,назначение, свойства, условия применения, наличие сертификата, качество, место происхождения;
— наличие товара на рынке, возможности его приобретения в указанных: объеме,периоде времени и месте;
— способы приобретения полной серии товара, если он является ее частью;
— условия доставки, обмена и ремонта товаров, гарантийные сроки и сроки службы;
— права на использование государственных символов и на различные награды;
— результаты исследований, испытаний, статистические данные, ссылка нарекомендации;
— употребление терминов в превосходной степени «самый самый», «только», «лучший», «единственный» без документального подтверждения;
— сравнение с другими товарами;
— и другие сведения.
Отдельнойстатьей (ст.8 Закона о рекламе) предусматривается изложение запрета нанеэтичную рекламу, нарушающую нормы морали путем употребления оскорблений,унижения достоинства граждан по принципу расы, языка, пола, являющуюсяпорочащей, в том числе по отношению к объектам искусства, государственнымсимволам, какой-либо деятельности или товару.
Статья10 Закона о рекламе запрещает скрытую рекламу, оказывающую не осознаваемоепотребителем воздействие на его восприятие, ст.11 посвящена правовомурегулированию в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаютсянаиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, восновном, на чувства и разум. Чувственное восприятие наиболее сильное изапоминающееся.
В радио- и телепрограммах не допускаетсяпрерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений, втом числе способом «бегущей строки»:
— детские, образовательные и религиозные передачи;
— радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
— транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральнымзаконом от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органовгосударственной власти в государственных средствах массовой информации»;
— иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет более 15 минут,а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламойчаще, чем через каждые 15 минут илимогут
прерыватьсястолько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи,радиопостановки и художественные фильмы.
4
При трансляции рекламы ее звук не долженбыть громче звука транслируемой программы.
При использовании рекламы в виденаложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать7% площади кадра.
Распространение одной и той же посодержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе недолжно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем 2минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частотевещания.
В радио и телепрограммах, незарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материаларекламного характера, реклама не должна превышать 20% эфирного времени.
Статья 12 Закона о рекламе посвященаособенности рекламы в периодических печатных изданиях. Эта статья вытекает изстатьи 36 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 объем рекламных материалов водном номере периодического печатного издания, не специализирующегося насообщениях и материалах рекламного характера. Однако соблюдениепредусмотренного ограничения трудно проконтролировать в периодических изданияхиз-за подачи в них информации в форме скрытой рекламы: в виде статей о товарах,методах продажи и т.д.
Периодическая печать популярна в силу своейоперативности, доступности, массового охвата и возможности многократновозвращаться к напечатанному. Реклама в ней – самая дешевая.
Статья 13 Закона о рекламе определяет запретна рекламу во время кино- и видеообслуживания. Какисключение допускается показ материалов рекламного характера в перерывах междусериями кино- и видеофильмов. Кроме того, данная статья определяетпоследовательность подачи информации при справочном телефонном обслуживании,когда реклама может предоставляться только после сообщения справки,запрашиваемой абонентом. Если справки при телефонном, компьютерном и ином обслуживанииплатные, то реклама может предъявляться только с согласия абонента и стоимостьее не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентов справок.
Особое место в Законе о рекламе отводитьсянаружной рекламе. Статья 14 предусматривает, чтобы наружная реклама не имеласходства с дорожными
знакамии указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала безопасностьдвижения.
Распространение наружной рекламы вгородских, сельских, поселковых и на других территориях допускается при наличииразрешения соответствующего органа местного самоуправления согласованного с:
— соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с органоммилиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительныефункции в области обеспечения безопасности дорожного движения, — в полосеотвода и придорожной зоне автомобильных дорог – за пределами территорийгородских и сельских поселений;- органом милиции, уполномоченным осуществлениемконтрольные, надзорные и разрешительные
5
функциив области обеспечения безопасности дорожного движения, — на территорияхгородских и сельских поселений;
— соответствующим органом управления железными дорогами – в полосе отводажелезных дорог.
Распространение наружной рекламы путемустановки на территории (в том числе на территориях памятников культуры,ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении иином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы зараспространение указанной рекламы осуществляются на основании договора ссобственником, либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, еслизаконом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающеговещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренногонастоящей статьей.
В связи с передачей полномочий по вопросамнаружной рекламы органам местного управления на местах принимаютсясоответствующие постановления и инструкции, определяющие порядок размещениясредств наружной рекламы.
Особенности распространения рекламы на транспортныхсредствах и почтовых отправлениях регламентируются ст.15 Закона о рекламе.Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основаниидоговоров с собственниками транспортных средств или лицами, обладающими вещнымиправами на транспорт.
Органы, на которые возложены функцииконтроля за безопасностью движения, могут ограничивать или запрещатьраспространение рекламы на транспортных средствах в целях обеспечениябезопасности движения.
Особенностью распространения рекламы на почтовыхотправлениях является то, что оно возможно только с разрешения федеральногооргана исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовойсвязи. При этом порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платыопределяются указанным органом.
Особенности рекламы отдельных видов товаровопределены в ст.16 Закона о рекламе. Из всей совокупности товарных групп,реализуемых на потребительском рынке России, Закон регламентирует рекламутолько четырех групп товаров (табак и табачные изделия, алкогольные напитки,медикаменты и оружие). Однако эти товары выбраны не случайно, так как ониявляются атрибутами нездорового образа жизни, а одной из главных функцийгосударства является забота о здоровье народа и развитии его рациональныхпотребностей.
Особое место в этой статье отводитсярекламе алкогольных и табачных изделий. Реклама алкогольных и табачных изделийне должна содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольныхнапитков, дискредитировать воздержание от употребления их, содержать информациюо положительных терапевтических свойствах указанных товаров. Закон запрещаетадресовать рекламу алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним,использовать для рекламы образы физических лиц в
6
возрастедо 35 лет, а также лиц, пользующихся популярностью в возрасте до 21 года.
Не допускается распространение рекламыалкогольных и табачных изделий в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часовместного времени, в детских, спортивных, учебных, медицинских и культурныхорганизациях, а также ближе 100 метров от них.
При публикации рекламы табачных иалкогольных изделий в периодической печати не допускается размещение ее напервой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах иобложках журналов.
Реклама табака и табачных изделий должнасопровождаться предупреждением о вреде курения.
Закон запрещает рекламу медикаментов,медицинской техники и медицинских услуг при отсутствии разрешения Министерства здравоохранения на производствоили реализацию указанных товаров и услуг, в том числе и в случаях полученияпатентов на изобретения в указанной области.
В данной статье достаточно много уделеновнимания вопросам рекламы оружия, вооружения и военной техники. Допускаетсяреклама боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных вперечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в РоссийскойФедерации осуществляется по лицензиям, а также разрешенного гражданскогооружия, в том числе охотничьего и спортивного. Реклама других видов оружия,вооружения и военной техники не допускается.
Не допускается реклама разрешенногогражданского оружия, вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям,если реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства или способыего применения.
Распространение рекламы разрешенногогражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается тольков периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространениирекламы, а также в иных изданиях, предназначенных для пользователейразрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего испортивного оружия.
Распространение рекламы разрешенногогражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускаетсяпосле 22 часов местного времени.
Реклама боевого и служебного оружия, атакже вооружения и военной техники, реализуемой по лицензиям, допускаетсятолько в изданиях, указанных в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150ФЗ «Об оружии», а также на специальных выставках или ярмарках-продажах. Данноеположение приобретает особую значимость в деле установления контактов спотенциальными клиентами, как для российского, так и для международного рынка.
Статья 17 Закона о рекламе запрещает прирекламе финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных и иныхуслуг, связанных с пользование денежными средствами физических и юридическихлиц, а также ценных бумаг каким-либо образом вводить потребителей рекламы в
7
заблуждениеотносительно возможности получения дохода при операциях с соответствующимиценными бумагами и по сделкам, связанным с оказанием таких услуг.
Специфические требования предъявляются крекламе в том случае, если она воздействует на особую группу потребителейнесовершеннолетних.
Статья 20 Закона о рекламе накладываетзапрет на рекламу, которая может злоупотреблять легковерностью и неопытностьюнесовершеннолетних, оказывая на них давление с целью предопределить выбор тогоили иного товара или услуги.
3.Саморегулирование рекламнойдеятельности в России
Мировойопыт в области рекламы показывает, что эффективность регулирования ее нормамиформального права объективно затруднено. Это обусловлено тем, Что реклама являетсяинформацией, направленной на потребителя. Такая информация может быть заведомоложной, недостоверной или вводящей в заблуждение.
Рекламу, которая содержит негативныестороны, можно запретить на основе существующего законодательства. Однако, прирассмотрении спорных вопросов, связанных с рекламой, всегда присутствует долясубъективизма. Разрешение такой ситуации может быть достигнуто за счет детальнойзаконодательной регламентации как содержания рекламы, так и используемых в нейхудожественных средств или путем самоуправления рекламы.
Самоуправление наиболее эффективно в рамкахустановленного законода-
тельства,которое определяет широкие принципы и действует как последняя инстанция в техслучаях, когда все другие меры уже исчерпаны. Закон и саморегулированиедополняют друг друга, чтобы обеспечить результат, который они не могутполностью достичь по отдельности.
Саморегулирование рекламной деятельностипредполагает добровольный контроль субъектов рекламы за своей деятельностью,основанной не только на силе закона, но и на правилах, установленных самимделовым сообществом. Органы самоуправления рекламной деятельности созданы ифункционируют во всех развитых странах мира. В одних странах органы самоуправлениядополняют государственное регулирование рекламы, а в других странахсаморегулирование стало альтернативой жесткому регулированию рекламыгосударством.
Саморегулирование рекламы имеетобъективные преимущества перед государственным регулированием, так как системарегулирования менее формализована, быстрее откликается на новые явления в тойили иной сфере, подходит к конкретным действиям фирмы не только с точки зренияформальных правил, но и здравого смысла. Кроме того, нормы саморегулирования,как правило, более реалистичны, чем законодательство.
8
Этообусловлено тем, что они идут от потребностей реальной жизни и реальносложившихся отношений, субъектов рекламы.
Предпринимательские структуры на рынке товарови услуг заинтересованы в создании организаций саморегулирования. Этообусловлено конкурентной борьбой и угрозой принятия государством законов,ограничивающих деятельность фирм (предприятий) в области рекламы.
В системе саморегулирования можно выделитьдве составляющие.
Первая – это практически кодекс или комплекспринципов, которые регулируют содержание рекламы и базируются на предпосылке,что реклама должна быть законной, пристойной, честной, корректной, достоверной.
Вторая – это процесс создания, обновления иприменения кодекса или принципов.
Чтобы система была реально функционирующей,то необходимо, чтобы орган, ответственный за практическое применение кодексабыл бы независимым от органа рекламной индустрии, ответственного за создание ипоследующий пересмотр кодекса.
Права органов саморегулирования в областирекламы в России определены в ст.28 Закона «О рекламе». Органысаморегулирования в области рекламы –
Общественныеорганизации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц:
— привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектовзаконов и иных нормативных актов;
— проводят независимую экспертизу рекламы не предмет установления ее соответствиятребованиям законодательства Российской Федерации о
рекламеи направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителями рекламораспространителям;
— привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальнымиорганами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства РоссийскойФедерации о рекламе;
— направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органыисполнительной власти в связи с нарушением законодательством РоссийскойФедерации о рекламе;
— представляют в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересахпотребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, вслучае нарушения их прав, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации о рекламе.
Таким образом, в соответствии сроссийским законодательством, органы саморегулирования рекламы являются как быдополнительным элементом в
системегосударственного контроля соблюдения законодательства в области рекламы.
Саморегулирование рекламной деятельностипозволяет снять с государственных органов издержки мониторинга и взять на себяконсультирование предпринимателей по вопросам соответствия их деятельностизаконодательству. Такой подход сточки зрения государства
9
оправдан.Практика показала, что субъекты рекламной деятельности заинтересованы в том,что значительно расширить функции организаций саморегулирования, которыепозволяли бы внесудебное урегулирование конфликтов с конкурентами,потребителями и представителями рекламного бизнеса.
Организации саморегулирования рекламы нетолько отслеживает прямые нарушения действующего законодательства, но ирегулируют спорные вопросы, неурегулированные законом.
На рынке рекламных услуг функционируюторганизации саморегулирования и профессиональные ассоциации рекламных агентствили рекламодателей. Последние выполняют определенные функции саморегулирования.Однако их деятельность должна сводиться к решению задач, связанных слоббированием законодательства и других нормативных актов, а также защищатьинтересы рекламных агентств или рекламодателей в сфере налогообложения,собственно регулирования рекламы и т.д.
Эффективность саморегулирования рекламнойдеятельности может обеспечить система мероприятий, включающая:
— разработку определенных этических стандартов и доведения их до субъектоврекламной деятельности;
— принятие субъектами рекламной деятельности к исполнению разработанные этическиестандарты;
— развитие мониторинга;
— оказание консультационной помощи субъектам рекламной деятельности, позволяющейпредупредить нарушение стандартов по незнанию;
— разработку и применение системы рычагов воздействия на нарушителей этическихстандартов.
В России созданы и функционируюторганизации, которые занимаются развитием рынка рекламы и саморегулированиемее. К таким организациям относятся: Национальная рекламная ассоциация, Комитет Торгово — промышленной палаты РФ по рекламной деятельности,Ассоциация по связям с общественностью, Международная конференция обществпотребителей (КОНФОП), Фонд поддержки рекламопроизводителейи другие. Для большинства указанных организаций этическое саморегулированиеявляется побочным видом деятельности, так как они заняты развитием рекламнойотрасли.
В России в 1965 г. создана специальнаяорганизация, деятельность которой направлена на саморегулирование в рекламнойотрасли – Общественный совет по рекламе (далее – Совет).
Советсоздавался как организация общественного регулирования рекламы, котораяпозволит решать возникающие в этой среде проблемы без вмешательствагосударственных органов.
На Совет возложены следующие задачи:
— организациявзаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями,распространителями и потребителями рекламной
10
продукции,а также государственными органами; предупреждение и содействие разрешениюспоров и конфликтов в рекламной сфере;
— разработка и реализация системы мер, направленных на создание механизмовсаморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм иправил поведения на рекламном рынке;
— содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействиеинтересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы;
— создание условий для профессионального общения и обсуждения совместных программдеятельности членов Совета, других заинтересованных организаций;
— развитиепрофессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями, какв России, так и за рубежом;
— организация и проведение мероприятий, направленных на освещение деятельностирекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе;
— содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса,защите авторских прав и интересов членов Совета;
— проведение независимой экспертизы рекламной продукции.
Общественный совет по рекламе в 1999 г.трансформировался в Рекламный совет России.
Рекламный совет России 12 марта 2001 г.принял Российский рекламный кодекс. Данный кодекс носитрекомендательно-нормативный характер и является обобщенным кодифицированнымактом, включающим в себя систему понятий, рекомендаций и процедур, принимаемымРекламным советом России в целях упорядочения и эффективного развития рекламнойдеятельности в России посредством добровольного соблюдения его норм субъектамирекламной деятельности. Кодекс направлен на формирование цивилизованного рынкарекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке добросовестнойрекламы.
Кодекс является средством самодисциплины ипредназначен для использования государственными органами в качествеинформационно-справочного документа. Он устанавливает стандарты этичногоповедения, которых придерживаются все участники рекламного процесса и иныесубъекты рекламной деятельности.
Кодекс предусматривает, что недобросовестноеиспользование авторитета представителей органов государственной власти, ееинститутов, государственных атрибутов и символов в частных коммерческих целяхбудет рассматриваться Рекламным советом России как нарушение рекламной этики,
дискредитирующиеРоссийское государство или его институты.
11
4.Ответственность участников рекламного процесса занарушение законодательства о рекламе
В качестве участниковрекламного процесса выступают рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Закон о рекламе определяетответственность каждого участника рекламного процесса.
Рекламодательнесет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в частисодержания информации, представляемой для создания рекламы. При этом необходимодоказать, что нарушение законодательства произошло не по винерекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Ответственность рекламопроизводителявозникает, если им допущено нарушение рекламного законодательства в частиоформления, производства и подготовки рекламы.
Распространитель рекламы несетответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейсявремени, места и средств размещения рекламы.
Участники рекламного процесса, какюридические лица, так и граждане, несут ответственность за нарушениезаконодательства о рекламе в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Лица, права и интересы которых нарушены врезультате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке всуд, арбитражный суд с исками, в том числе и с исками о возмещении убытков,включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью иимуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащейрекламы (контррекламы). Истцы освобождаются от уплатыгосударственной пошлины.
Нарушитель законодательства о рекламеобязан осуществить контррекламу за свой счет в срок,установленный федеральным антимонопольным органом, вынесшим решение обосуществлении контррекламы.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителемзаконодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на гражданв размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; надолжностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; наюридических лиц- от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Пропаганда либо незаконная рекламанаркотических средств, психотропных средств или их прекурсов влечет наложение административного штрафа награждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплатытруда…(МРОТ); на должностных лиц – от сорока до пятидесяти МРОТ…; наюридических лиц – от четырехсот до пятисот МРОТ…
Взыскание штрафа может осуществляться сконфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ееизготовления или без
таковой.
Исполнение законодательства о рекламеучастниками рекламного процесса зависит от действующей системы контроля.
12
Статья22 Закона о рекламе обязывает рекламопроизводителей ирекламораспространителей требовать от рекламодателя,если его деятельность подлежит лицензированию, представления лицензии или еенадлежаще заверенной копии. Однако в законе прямо не установленаответственность за изготовление и распространение рекламы при отсутствиилицензии на изготовление и продажу рекламируемого товара или оказываемойуслуги. Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержкеновых экономических структур, трансформировавшейся позже в Министерствоантимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ, разработан иутвержден порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательстваРоссийской Федерации о рекламе. Указом Президента Российской Федерации от 9марта 2004 г. № 314 Министерство по антимонопольной политике преобразовано вФедеральную антимонопольную службу.
13
Спи