--PAGE_BREAK--
— содействие обеспечению территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность, освоению и развития территорий, интенсификации общественного производства, решению социальных проблем населения, экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства;
— создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на свободу передвижения, определение в качестве важнейшего приоритета соблюдения интересов пользователей автомобильных дорог;
— содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли;
— усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно — распределительных процессов, созданию мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики;
— обеспечение стратегических и оборонных интересов Российского государства, экономической безопасности страны;
— снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения на уровне, обеспечивающем устойчивую работу транспорта.
Основными задачами по реализации государственной дорожной политики настоящей Программой предусмотрены:
— приоритетное финансирование совершенствования и модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержание дорог;
— совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных
пунктов с дорожной сетью общего пользования, решение социальных проблем сельского
населения:
— совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровне;
— повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов, управления автомобильными дорогами;
— совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно — эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
— повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие, отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;
— совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.
И здесь очень важным является логистический подход к ресурсному обеспечению дорожно-транспортного комплекса, особенно в создании и функционирования автодорожной сети.
Объективная потребность логистической организации ресурсного обеспечения дорожного хозяйства может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, интегрированный инструментарий логистики, синтезирующий методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения до мест применения (использования). Во — вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между различными отраслями и видами деятельности в сфере дорожного хозяйства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем. В — третьих, логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, ибо системно подходит к организации не только материальных, но и других экономических потоков в процессе строительства, реконструкции, ремонта и содержание автомобильных дорог. Логистику дорожного хозяйства можно определить как совокупность инструментов, форм, методов и процессов ресурсного обеспечения строительства, реконструкции ремонта и содержание автомобильных дорог, организованного как целостная, иерархическая структурированная система, являющаяся подсистемой общей системы управления дорожным хозяйством.
Условно можно выделить три основные сферы логистизации в дорожном хозяйстве:
1) рынок материально — технических ресурсов, на котором осуществляются их
закупки для нужд дорожного хозяйства. Логистическую организацию закупок материально-технических ресурсов принято называть закупочной логистикой;
2) производство работ в дорожном хозяйстве (строительство, реконструкция, ремонт и обслуживание дорог), где выделяются два комплекса логистических операций: первый транспортировка и хранение материально — технических ресурсов, что при логистической
организации принимает форму транспортно — складской логистики, второй — производственное
потребление материально — технических ресурсов, включая производственно — технологическую
комплектацию и утилизацию отходов производства, что при логистической организации принимает форму производственной логистики;,
3) эксплуатация дорог, когда формируются ресурсные потоки, вызванные развитием
дорожного сервиса, логистическая организация которых выступает в форме сервисной логистики.
В результате логистика дорожного хозяйства выступает интегрирование форма закупочной, транспортно — складской, производственной и сервисной логистики, представляющей собой функциональную дифференциацию логистической организации ресурсного обеспечения дорожного хозяйства.
При этом для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы, которые дают возможность загодя распределять ресурсы, вместо того, чтобы в ответ на уже наступившие перемены осуществлять дорогостоящие изменения в загрузке мощностей или использовании запасов. Прогнозирование повышает эффективность логистики, поскольку создает возможность для обмена информацией, а не запасами. Используя современные технологии интеграции прогнозов, отвечающих информационным потребностям логистики, нами была разработана процедура составления эффективных количественным прогнозов, в конечном итоге фактическая оценка складывается из шести элементов: базовой величины ресурса, сезонного фактора, тенденций изменений во времени, циклического фактора, эффекта стимулирования и случайных колебаний. Базовая оценка — средняя величина, а остальные элементы предоставляют собой поправочные коэффициенты.
Расчетная формула прогноза:
Ft = (Bt*St*T*Ct*Pt) + J1
где Ft — прогноз величины ресурса на период t;
Bt — величина базового ресурса по ретроспективным или нормативным данным в ретрезентативный период t;
St — коэффициент сезонных колебаний в период t;
Т — коэффициент временной тенденции (временной лаг) за рассматриваемый период; Ct- коэффициент циклических колебаний, определяемый состоянием экономики в период t;
Pt — коэффициент поправок на стимулирование за период t;
J — коэффициент случайных колебаний в период t.
Не каждый прогноз включает в себя поправки на все эти факторы, но для того, чтобы уметь их выявлять, следить за их динамикой и при необходимости правильно учитывать, нужно четко отслеживать социально — экономические явления, происходящие в стране.
Используемая в нашем исследовании техника прогнозирования построена на методах динамического прогнозирования, которое сводится к экстрополяции на будущее прошлых показателей; и корреляционном моделировании, устанавливающем соотношения между независимыми переменными.
На основании проведенных прогнозов были разработаны этапы реализации Программы формирования и управления автотранспортного комплекса страны, включающие уровень автомобилизации и всей дорожной инфраструктуры.
Программа рассчитана до 2010 г. Реализация Программы осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе в 2002 -2005 годах будут выполняться работы по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог. Продолжится реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов в районах наиболее перегруженных движением Московского, Санкт — Петербургского и других дорожных узлов, строительство объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.
На втором этапе в 2006 — 2010 годах планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети территориальных дорог. Будут значительно увеличены объемы по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.
Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 г. («Дороги России 21 века») представляет очередной этап создания современной сети автомобильных дорог Российской Федерации. Она развивает опыт, накопленный при реализации Президентской программы «Дороги России», учитывает новые задачи социально — экономической политики государства и связанное с их реализацией изменение приоритетов дорожной политики. Важными особенностями настоящей Программы являются ее тесная взаимоувязанность с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России», разработка которой находится в стадии завершения, а так же принцип формирования от низовой сети автодорог к региональным и межрегиональным автомагистралям с выходом на международные транспортные коридоры. Настоящая Программа составлена на основе региональных программ совершенствования дорожной сети, разработанных в 2000 году в разрезе Федеральных округов Российской Федерации, основные положения которых согласованы субъектами Российской Федерации. Программа предусматривает комплексный подход к решению проблемы с переходом от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к маршрутному развитию автодорожных направлений и крупных звеньев сети с учетом очередности, усилением внимания к завершению формирования основной скелетной сети автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, учету факторов обороноспособности и экономической безопасности при формировании приоритетов, увязке сроков строительства дорожных объектов со сроками строительства других объектов транспортной инфраструктуры и, прежде всего, морских портов, аэропортов и железнодорожных станций. В силу финансовых ограничений с учетом приоритетности общих задач и потребностей экономического и социального развития, выполнение полного комплекса задач создания автодорожной сети страны, адекватной развивающимся потребностям дорожного обслуживания населения и экономики страны выходят за пределы предусмотренного программой периода. В последующие годы будет продолжаться наращивание общей протяженности дорожной сети с твердым покрытием, минимальная потребность которой составляет 1,5 млн.км, соединение населенных пунктов с сетью дорог общего пользования подъездами, обеспечивающими круглогодичную всепогодную связь. Сеть многополосных и скоростных дорог все еще будет требовать существенного развития, а трассы автодорожных направлений, обеспечивающих пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением автодорожных узлов крупнейших центров Российской Федерации и обслуживающих транспортно — экономические связи развивающихся и отдаленных регионов России с опорной сетью автомобильных дорог будут требовать формирования и рационализации прохождения, существенная доля участков, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи, будет требовать повышения технических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Эти, а также новые задачи, которые будут возникать по мере экономического и социального развития страны, намечено решать на последующих этапах реализации дорожных программ.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Склад — это сложное техническое сооружение (здание, разнообразное оборудование и другие устройства), предназначенное для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям.
Основные задачи складирования:
• определение полезной площади склада;
• определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования;
• определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;
• разработка стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада;
• оптимизация использования емкости склада;
• сокращение времени хранения продукции;
• увеличение коэффициента оборачиваемости склада.
Основные функции склада:
1) преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и в целях выполнения заказов внутренних и внешних потребителей;
2) складирование и хранение продукции в целях выравнивания временного, количественного и ассортиментного разрывов между производством и потреблением продукции. Данная функция дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых запасов продукции, а также в связи с сезонным потреблением некоторых видов продукции;
3) контроль и поддержание требуемого уровня запасов продукции.
Выравнивание по времени имеет место в тех случаях, когда время возникновения и периодичность спроса на продукцию не соответствуют времени изготовления. Выравнивание по количеству относится к серийному производству. Для снижения общих затрат ресурсов изготавливается большее количество продукции, чем это необходимо исходя из текущего спроса.
Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производства не соответствует месту нахождения потребителя продукции. Это вызывает необходимость транспортировки продукции.
Выравнивание ассортимента характерно для тех предприятий, которые производят широкую номенклатуру продукции; требующейся в различное время. Так как потребители могут заказывать не всю продукцию, входящую в производственную программу, для выравнивания спроса используется склад, где хранится весь ассортимент продукции.
Требования к организации работы складского хозяйства:
• склады предприятия являются специализированными, так как продукция с различными физико-химическими свойствами может требовать разных режимов хранения;
• складское помещение оборудуется стеллажами, полками, шкафами и ящиками для хранения продукции;
• на каждый вид продукции выписывается ярлык, где указывают наименование продукции, ее номенклатурный номер, марку, сорт, размеры, единицу измерения. Ярлык прикрепляется в месте хранения данного вида продукции;
• легковоспламеняющиеся вещества хранятся в специально приспособленных для них помещениях, изолированных от других складов и имеющих противопожарное оборудование;
• материалы открытого хранения (кирпич, песок, пиломатериалы, металлопрокат и др.) размещаются на специально отведенной для этой цели территории склада под навесом, защищающим их от воздействия атмосферных осадков.
Основные требования, предъявляемые к организации работы склада для внедрения технологии штрихового кодирования продукции:
• не менее 80% продукции, поступающей на склад, должно иметь маркировку штрихового кодирования;
• пункты приема и отпуска продукции на складе должны быть оснащены сканирующим оборудованием, подключенным к системе автоматизации;
• сканирующее оборудование должно отвечать условиям эксплуатации и требованиям надежности. —
Договор на внедрение системы штрихового кодирования продукции на складе включает в себя:
• проведение предварительного исследования;
• подготовку и составление полномасштабного технического задания;
• поставку и подключение техники;
• разработку программного обеспечения системы автоматизации;
• инсталляцию системы;
• обучение персонала и запуск системы.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ
Классификация складов:
• по отношению к функциональным базисным областям логистики:
склады снабжения, производства, распределения;
• по виду хранимой продукции: склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, тары и упаковки, остатков и отходов, инструментов;
• по форме собственности: собственные склады предприятий, коммерческие склады (общего пользования), арендуемые склады;
* по функциональному назначению: склады сортировочно-распределительные, распределительные, сезонного или длительного хранения, транзитно-перевалочные (грузовые терминалы), снабжения производства (производственные), торговые;
• по продуктовой специализации: специализированные, неспециализированные, специальные, универсальные, смешанные;
* по технической оснащенности: частично механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические;
• по наличию внешних подъездных путей: с причалами, с рельсовыми подъездными путями, с автодорожными путями;
• по виду складских зданий сооружений:
• по техническому устройству (конструкции); открытые склады (площадки), полузакрытые склады (площадки под навесом), закрытые склады;
• по этажности здания: многоэтажные, одноэтажные
(с высотой до б м, высотные (свыше 6 м), высотно-стеллажные (более 10 м), с перепадом высот).
Производственные склады обрабатывают продукцию относительно постоянной и однородной номенклатуры. Продукция поступает на склад и уходит со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения. Требуется в основном высокий уровень механизации и автоматизации складских работ.
Склады сырья и материалов оперируют однородной продукцией, большими партиями поставки. Продукция характеризуется относительно постоянной оборачиваемостью.
Склады готовой продукции региональные распределительные склады производителей (филиальные склады) выполняют обработку тарной и штучной продукции. Распределительные склады (центры) преобразовывают производственный ассортимент в торговый ассортимент. Обеспечивают различных потребителей, включая розничную сеть. Предназначены в основном для перемещения и обработки продукции (консолидация, комплектация, фасовка и маркировка товаров), а не для ее хранения. Могут представлять собой крупный автоматизированный склад, предназначенный для приема продукции от различных поставщиков, приема заказов, их обработки и поставки продукции заказчикам.
Сортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов продукции. Единицы хранения находятся на этих складах непродолжительное время. К основным функциям таких складов относятся приемка продукции по количеству и качеству, сортировка и подготовка ее к отпуску и отправке потребителям. Сюда относят склады оптовых торговых баз, а также склады розничных торговых предприятий.
Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение. Это связано с необходимостью перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой. Склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.
Склады оптовой торговли в основном обеспечивают снабжение товарами розничную сеть. Такие склады концентрируют запасы товаров широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (сезонные товары), реализуемых различными партиями поставки (от объёма менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). На таких складах осуществляется механизированная обработка товара.
Оборотный склад — выполняются операции перегрузки комплектных единиц хранения с одного транспортного средства на другое. Склады характеризуются высокой оборачиваемостью складируемой продукции, короткими сроками хранения и высокой интенсивностью транспортных операций.
Склады хранения предназначены для складирования, хранения, охраны и защиты продукции.
Склады комплектации предназначены для комплектации заказов потребителей. Для таких складов характерны средний уровень оборачиваемости и средний срок хранения.
Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий продукции от промышленных предприятий и в виде крупнопартионных отправок направляют их в районы потребления.
Экспедиционные склады предназначены для централизованного снабжения розничных торговых предприятий, а также приемки поступающей на базу продукции и кратковременного ее хранения.
Склады сезонного хранения — хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляется обработка и хранение продукции сезонного характера.
Общетоварные склады предназначены для хранения непродовольственной и продовольственной продукции, не нуждающейся в создании особого режима хранения.
Универсальные склады предназначены для хранения широкого ассортимента непродовольственной или продовольственной продукции.
Специализированные склады служат для хранения продукции одной или нескольких подобных товарных групп.
К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники.
Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Предназначены для хранения строительных материалов, топлива, продукции в контейнерах.
Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других видов продукции, требующих защиты от атмосферных осадков.
Закрытые склады являются основным, типом складских сооружений, представляя собой обособленное одно- или многоэтажное здание со складскими помещениями. Склады могут быть отапливаемыми и не отапливаемыми (утепленными и не утепленными).
Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Предназначены для хранения продукции, требующей поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах.
Не отапливаемые склады предназначены для хранения продукции, не теряющей своих свойств при температуре ниже 0 С.
ПЛАНИРОВАНИЕ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ
Основные конструктивные элементы складского здания: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.
Характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий:
• шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колонами, стенами);
• пролет — расстояние между продольными несущими конструкциями;
• высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком.
Технологические требования к устройству складов:
• соответствие площади и объема складских помещений характеру и объему выполняемых технологических операций;
• соответствие параметров и конфигурации здания склада требованиям оптимальной технологии выполняемых операций.
Требования к планированию складских помещений:
• возможность применения эффективных способов размещения и укладки продукции;
• обеспечение условий для полной сохранности единиц хранения;
• исключение неблагоприятного влияния одних видов продукции на другие при их совместном хранении, обеспечение условий для сохранности качества продукции;
• возможность эффективного применения подъемно-транспортного оборудования;
• удобный доступ к продукции;
• обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.
Основные группы складских помещений:
• помещения основного производственного назначения — служат для выполнения следующих технологических операций:
продолжение
--PAGE_BREAK--
• хранение продукций;
• прием и отпуск продукции (экспедиция);
• распаковка, упаковка, фасовка и комплектация продукции;
*вспомогательные помещения — предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также для использования в качестве тароремонтных мастерских;
*подсобно-технические помещения — предназначены для размещения инженерных устройств
и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции);
•административно-бытовые помещения — предназначены для размещения административных служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и т. п.
Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.
Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты для показа товаров (полками, консолями, штангами). Сегменты выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров.
Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после выбора товаров.
Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения склада. Пространство, отводимое под рабочие проходы, является минимальным, но при этом должно обеспечивать нормальные условия движения подъемно-транспортных машин, механизмов и другого оборудования.
Основные характеристики складских помещений:
• вместимость склада — характеризует количество продукции, которое может единовременно вместить склад;
• полезная площадь склада — площадь, непосредственно занятая хранимой продукцией;
• площадь рабочих мест — площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест работников склада;
• площади участков приемки и комплектации — рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади на участках приемки и комплектации;
• площадь отправочной экспедиции — используется для комплектации отгрузочных партий.
МЕТОДЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПАСОВ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДЕ.
Основные принципы учета продукции на складе:
• оперативность и достоверность количественного учета на складах на основе применения материально ответственными лицами складских карточек или других реестров;
• контроль работников бухгалтерии над правильностью и своевременностью документирования складских операций по движению продукции непосредственно в местах хранения, а также над ведением складского учета;
• осуществление бухгалтерского учета продукции в денежном выражении по учетным ценам;
• сопоставление остатков продукции по данным оперативного складского учета с остатками продукции по данным бухгалтерского учета для подтверждения их соответствия.
Цель учета запаса продукции:
• увязать стоимость реализованной продукции (как вид расходов) с доходом, полученным от реализации этой продукции в учетном периоде;
• измерить стоимость наличного запаса продукции, который
является активом, на конец периода.
Виды учета:
*обычный — используется обобщенная учетная карточка товара, которая показывает количество конкретной продукции, имеющейся на определенном складе или на всех складах предприятия на момент учета, и ее себестоимость;
*партионный — товарные позиции расходной накладной формируются в строгом соответствии с приходами продукции (по принципу «один приход — одна учетная карточка»);
*оперативный (снятие остатков) — представляет собой процедуру сверки материально ответственными лицами фактического наличия продукции с данными системы складского учета путем подсчета товарных мест хранения продукции (ящики, рулоны, мешки, коробки). Затем с учетом соответствующих норм и нормативов производится пересчет, т.е. определяется количество продукции, которое оценивается по действующим ценам. Циклический пересчет представляет собой процедуру периодической проверки запасов продукции определенного вида.
Инвентаризация продукции:
• процедура установления фактического наличия продукции путем пересчета, т.е. снятия остатков, и проверки учетных записей. Данные о фактическом наличии продукции сопоставляются с данными бухгалтерского и складского учета в стоимостном и натуральном выражении;
• сплошной или выборочный подсчет (пересчет) всех видов продукции. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.
В ходе инвентаризации проверяются:
• сохранность единиц хранения;
• правильность их хранения и отпуска;
*состояние весового оборудования и измерительного инструмента;
• порядок ведения учета продукции.
Виды инвентаризации:
*обязательная — проводится в следующих случаях:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• при выявлении фактов хищении или злоупотреблений, а также порчи продукции (немедленно при установлении таких фактов);
• в случае пожара и других стихийных бедствий (немедленно по окончании);
• при ликвидации и реорганизации предприятия;
* текущая;
* сплошная;
*выборочная;
* плановая;
* внеплановая (внезапная);
* периодическая— определяется объем запаса (т. е. количество продукции) на конец периода и выводится стоимость реализованной продукции путем вычитания объема запаса на конец периода из количества продукции для реализации;
* непрерывная — измеряется количество продукции, фактически отправленной заказчикам. Преимущества инвентаризаций:
1) предохраняют от перебоев в обеспечении потребности производства в ежегодных физических запасах;
2) предохраняют от ежегодной корректировки запасов;
3) обеспечивают возможность персоналу точно оценивать уровень запасов;
4) выявляют причины ошибок в учете и определяют меры по их устранению;
5) поддерживают точность записей запасов.
Методы контроля продукции, хранящейся на складе:
1. Отслеживание местонахождения хранящейся продукции:
• по поддономесту;
• по поддономесту, содержащему 2 поддона «один на другом»;
• по местонахождению короба (в случае комплектации заказов по коробам);
• по местонахождению единицы наименования продукции (в случае поштучной комплектации);
• по складированию «массой»;
• в нескольких отдельных складских помещениях.
2. Отслеживание состояния хранящейся продукции:
• по дате производства;
• по дате начала срока реализации;
• по дате окончания срока реализации (по сроку годности, в том числе с учетом доставки в отдаленные районы; по допуску к реализации);
• по категории опасной продукции.
3. Отслеживание всех перемещений хранящейся продукции:
•по внутреннему номеру поставки или сроку годности для каждой коробки;
•по «истории» движения (перемещения) всех поддонов и коробок, когда-либо находившихся на определенном месте в ячейке. Отслеживание «истории» хранящейся продукции проводится по различным параметрам:
•номеру места хранения;
• товарному коду;
• номеру поддона;
• номеру входящего документа.
Процедуры отслеживания определяются индивидуально для каждого потребителя.
Складская компьютерная система обмена данными должна работать круглосуточно для всех партнеров и потребителей.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показатели работы склада можно представить тремя укрупненными группами показателей, характеризующих:
• интенсивность работы складов;
• интенсивность использования складских площадей;
• финансово-экономические показатели работы склада.
Складской товарооборот — количество продукции, отпущенной со склада за определенный период, выраженное в стоимостных показателях. Данный показатель отражает не только общий объем продаж продукции со склада, но и продажу их по отдельным товарным группам.
Грузооборот склада — показатель, характеризующий трудоемкость работы и исчисляемый объемом продукции различных наименований, прошедшей через склад за установленный отрезок времени (сутки, месяц, год). Возможен расчет грузооборота склада по прибытию либо по отправлению (односторонний грузооборот). Количество продукции, отпущенной со склада в течение определенного периода, выражается в натуральных показателях (килограмм, тонна).
Грузонапряженность склада характеризует его загрузку в тоннах в расчете на площадь склада, предназначенную для непосредственного хранения продукции.
Удельная нагрузка склада характеризует массу груза, приходящегося на 1 м2 складской площади.
Коэффициент перегрузки — среднее количество операций, произведенное с каждой физической тонной груза в процессе выполнения перегрузочных работ. Коэффициент перегрузки исчисляется путем деления суммы тонно-операций (законченное перемещение 1 т груза с транспорта на транспорт, с транспорта на склад) на количество физических тонн. Чем меньше коэффициент перегрузки, тем рациональнее организованы эти работы.
Показатели эффективности использования складской площади и объема показывают, насколько рационально используется складское пространство.
Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада.
Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки продукции.
Коэффициент оборачиваемости продукции на складе характеризует интенсивность прохождения продукции через склад определенной вместимости.
Производительность труда персонала склада вычисляют исходя из размеров грузооборота склада, а также численности всех складских работников и подсобных рабочих, закрепленных за складом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА СКЛАДЕ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА СКЛАДЕ
Складской технологический процесс — совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к отпуску и отпуском продукции потребителю.
Технологическая карта — форма документации, отражающая детальную пооперационную разработку складского технологического процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты составляются на весь процесс переработки продукции на складе или на отдельные его этапы (поступление, продукции, отправка продукции);
В технологических картах определяется:
• содержание работы (перечень выполняемых операций);
• исполнители;
• перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса.
Например, технологические карты приемки продукции содержат:
• графики поступления продукции в течение дня;
• последовательность выполнения операций;
• количество работников, занятых разгрузкой и приемкой продукции.
Технологические графики предусматривают выполнение складских операций во времени (в течение смены, суток). Это могут быть:
• графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов;
• графики прибытия покупателей на склад или в зал товарных образцов для отборки продукции;
• графики работы зоны экспедиции.
Сетевая модель складского процесса представляет собой графическое изображение складских операций, последовательное чередование работ и операций складского технологического процесса.
Сетевой график работы склада — сетевая модель с рассчитанными параметрами и сроками исполнения складских операций и работ.
ПОСТУПЛЕНИЕ И ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ НА СКЛАД
Процесс поступления продукции на склад:
• физическая обработка входящих потоков продукции;
• идентификация продукции;
• уточнение количества и качества продукции;
• подготовка отчетов;
• перемещение продукции на место ее использования или хранения.
Подготовительные мероприятия, проводимые на складе до прибытия продукции:
1) устанавливаются места разгрузки транспортных средств;
2) проверяется наличие необходимого количества поддонов;
3) устанавливается, с помощью каких механизмов и оборудования разгружается и перемещается поступившая продукция;
4) определяются места хранения поступающей продукции;
5) определяется необходимое количество работников склада и складского оборудования;
6) осуществляется подготовка приемосдаточной документации.
Операции, осуществляемые на этапе поступления и приемки продукции:
1) проведение подготовительных мероприятий по приемке продукции;
2) проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки;
3) разгрузка транспортных средств;
4) оценка сохранности поверхности транспортной упаковки;
5) учет всех расхождений и повреждений до подписания документов перевозчика;.
6) проверка каждой позиции продукции по упаковочному листу и счету;
7) перемещение продукции в зону приемки;
8) распаковка;
9) проверка количества и качества продукции;
10) контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу покупателя;
11) установление фактического количества, качества и комплектности продукции, определение отклонений и вызвавших причин;
12) документальное оформление прибывшей продукции (процедура оприходования);
13) раскладка по местам хранения;
14) формирование складской грузовой единицы.
При приемке продукции от перевозчика получатель обязан проверить:
1) наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автомобильном фургоне) или на контейнерах пломб отправителя или организации, осуществляющей промежуточную перевалку;
2) целостность пломб;
3) состояние транспортных средств (вагона, контейнера);
4) наличие маркировки груза;
5) исправность тары;
6) соответствие наименования продукции и маркировки транспортной таре данным, указанным в товарно-транспортных документах. Получатель обязан потребовать от перевозчика выдачи продукции по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на него правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами.
Кроме того, получатель обязан установить, соблюдались правила перевозки, обеспечивающие предохранение продукции от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим), а также осмотреть перевозимую продукцию.
Приемка продукции — проверка соответствия количества, качества и комплектности продукции ее характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.
Виды приемки продукции у получателя:
Предварительная, ее цель:
• осмотр продукции на предприятии продавца для установления соответствия её количества и качества условиям договора;
• установление правильности упаковки и маркировки продукции.
Окончательная приемка продукции предназначена для установления фактического выполнения поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Место окончательной приемки продукции обычно устанавливается в договоре поставки. Оно может быть обозначено как:
• предприятие или склад продавца;
• согласованный порт отгрузки;
• железнодорожная станция отправления или аэропорт;
• порт назначения;
• пограничная или конечная железнодорожная станция в стране назначения;
• склад покупателя;
• конечный пункт продажи продукции.
Приемка продукции по количеству — процедура сверки массы количества мест и единиц фактически поступившей продукции с данными сопроводительных товарно-транспортных документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной). Проводится в сроки, указанные в инструкциях. Недостача оформляется коммерческим актом.
Операции при приемке продукции по количеству:
1) отбор тарных мест для вскрытия;
2) вскрытие транспортной тары;
3) подсчет количества или взвешивание единиц продукции;
4) сверка фактического количества поступившей продукции с данными транспортных и других сопроводительных документов — счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, описи, упаковочных листов, а также с условиями договора поставки;
5) укладка продукции на поддоны;
6) составление акта о весе тары.
Сдача продукции — передача продукции продавцом во владение покупателя в соответствии с условиями договора купли-продажи. В результате передачи покупатель получает возможность осуществлять полный контроль над продукцией. Вручение товарораспорядителъных документов рассматривается как передача самой продукции. Отгруженный вес или количество — вес или объем продукции, устанавливаемый в пункте отправления и указанный перевозчиком в соответствующем транспортном документе (коносаменте, накладной, почтовой квитанции).
Выгруженный вес или количество — вес, установленный в оговоренном пункте назначения. Взвешивание продукции обычно производится во время разгрузки продукции или через определенное время после ее окончания присяжными весовщиками (счетчиками, тальманами), действующими на основании полномочий, получаемых от местных властей или торговых палат.
ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ ПО КАЧЕСТВУ
Приемка продукции по качеству представляет собой процедуру выявления качества и комплектности продукции, поступившей на склад, а также соответствия тары, упаковки и маркировки установленным требованиям государственных стандартов, технически условий, утвержденным образцам (эталонам), условиям договор поставки) и сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводится в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественной или некомплектной продукции приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Комплектность продукции — наличие в продукции, передаваемой продавцом покупателю, всех ее составных частей, объединенных единым функциональным назначением данной продукции.
• Комплект продукции — произвольный набор разнородных видов продукции, функционально между собой не связанных.
Методы проверки качества продукции:
• приемка по стандарту. Осуществляется по выбранному или установленному отраслевому, международному, национальному стандарту или по обычаю, характерному для места сдачи-приемки продукции. В качестве стандарта используют ГОСТ, ОСТ или иной стандарт, введенный правительственной организацией, союзом предпринимателей, ассоциацией производителей продукции данного вида и иногда страховыми компаниями. В стандарте обычно приводится характеристика качества продукции;
*приемка по техническим условиям, установленным в договоре поставки. Технические условия могут быть использованы в случаях отсутствия стандартов и поставки единичной продукции, для которой разрабатываются специальные требования. Технические условия согласовываются сторонами и являются неотъемлемой частью договора поставки;
*приемка по образцам. Образцы продукции подробно описываются в контракте или передаются покупателю;
*приемка по содержанию определенных веществ в продукции. Стороны договора поставки предварительно устанавливают предельное содержание веществ или компонентов (например, металлов, сплавов, руды), в продукции;
*приемка по выходу готового продукта. В условиях договора поставки устанавливается отдельный показатель или критерий для оценки количества того конечного продукта, который может быть получен из поставляемого продукта при использовании конкретной технологии производства, согласованной сторонами договора;
*приемка по натуральному весу единицы продукции. В договоре поставки должен быть указан натуральный вес единицы продукции, например бушель для зерновых;
• приемка по принципу «тель-кель» (в переводе: такой, какой есть). В этом случае продавец не несет ответственности за качество и количество продукции, а покупатель обязан принять продукцию, если она соответствует наименованию. Такой способ характерен для фьючерсных сделок (например, продажа будущего урожая маслин или цитрусовых). При отсутствии указаний в договоре на качество продукции применяется по умолчанию обычай определенного региона.
Проверка качества при отгрузке. Продавец обязан при отгрузке произвести проверку качества продукции за свой счет и предъявить покупателю протокол обмера или проверки (или сертификат качества компетентного органа). В такой проверке может принимать участие и представитель покупателя.
РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ НА ХРАНЕНИЕ
Требования, предъявляемые к системе хранения:
• высокая степень использования площади и объема склада;
• свободный доступ к каждой единице хранения;
• быстрое реагирование на изменения в структуре запасов продукции;
• возможность высотного складирования и хранения продукции;
• легкость обслуживания потребителей;
• возможность автоматизированного управления запасами продукции на складе;
• выполнение принципа ПРО («первый пришел — первый ушел»);
• низкий уровень инвестиций и затрат на строительство;
• низкий уровень эксплуатационных расходов, а также затрат на техническое обслуживание.
Показатели, учитываемые при организации правильного размещения продукции на складе:
• габаритные размеры склада (длина, ширина и высота);
• общая и полезная площади склада;
• количество имеющегося оборудования для хранения продукции (стеллажи, лотки, поддоны, контейнеры);
• пропускная способность склада.
Перечень операций, входящих в процедуру хранения:
• организация складского пространства;
• оформление складских и финансовых документов;
• размещение продукции на хранение;
• создание необходимых условий хранения и охраны продукции;
• организация учета продукции;
• движение и перемещение продукции;
• обеспечение возможности использования подъемно-транспортного оборудования:
Способы укладки продукции:
• штабельная;
• стеллажная.
Основные формы хранения продукции:
• единичное хранение;
• линейное расположение;
• блочное расположение.
При размещении продукции на хранение обеспечивается соблюдение рекомендуемых поставщиком правил хранения каждого вида продукции
ОТБОРКА, КОМПЛЕКТАЦИЯ И ОТПУСК ПРОДУКЦИИ
Выполнение заказа начинается с отборки продукции с мест хранения. Основанием для отборки может служить отборочный лист.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Методы отборки продукции
• индивидуальная отборка (для одного заказчика) — это последовательное комплектование отдельного заказа. При индивидуальной отборке продукция сразу укладывается в соответствующую тару и по окончании процедуры отборки готова к проверке и отправке получателю;
*комплексная отборка (для группы заказчиков) — заключается в отборе единиц хранения одновременно для нескольких заказчиков по одному сводному отборочному листу.
Комплектация производится из множества различных видов продукции определенного ассортимента, имеющегося в наличии, в соответствии с заказом потребителя.
Процедура комплектации сводится к подготовке продукции.
Сюда входят:
1) получение отборочного листа, содержащего заказ покупателя;
2) документальное оформление подготовленного заказа;
3) контроль над подготовкой заказа;
4) помаршрутное комплектование партий отправки;
5) перемещение укомплектованных партий отправки в зону погрузки;
6) подготовка партии отправки к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка, переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры);
7) оформление отпуска продукции;
8) объединение заказов покупателей в партию отправки оформление товарно-транспортных накладных;
9) погрузка партий отправок в автотранспортные средства, контейнеры, железнодорожные вагоны;
10) отправка по назначению (доставка) либо отгрузка;
11) экспедиционные операции по отправке продукции покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка продукции);
12) сдача продукции получателям (в случае централизованной доставки).
Процедура отпуска продукции со склада заключается в выполнении заказов на хранящуюся на складе продукцию.
График завоза — расписание времени отборки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. В графике указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.
ОБРАБОТКА ВОЗВРАЩАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Своевременно оформляются рекламации потребителей, контролируется и обеспечивается их удовлетворение поставщиками, возвращается или актируется бракованная продукция, ведется учет полученных и направленных рекламаций, осуществляется их удовлетворение или финансовая компенсация.
Процедура обработки некондиционной продукции на складе:
1. Для размещения на складе некондиционной продукции выделяется отдельная зона (зона брака) или отдельные области в зонах хранения.
2. Учет некондиционной продукции проводится по отдельным статьям учета: «Товар в доработке», «На возврат поставщику», «На возмещение виновными».
3. При приемке некондиционной продукции составляется акт расхождения по качеству. В акте описываются причины брака, дается заключение о возможности дальнейшей обработки некондиционной продукции.
4. При списании некондиционной продукции составляется акт уничтожения. Процедура списания сопровождается физическим уничтожением некондиционной продукции.
5. Процедуры возврата некондиционной продукции поставщикам подробно оговариваются в договорах поставки (в разделе «Рекламация»), чтобы исключить возможные возражения поставщиков.
Скрытые недостатки — такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявляются лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
Перспективы развития рынка складских услуг.
В перспективе дальнейшее развитие складского хозяйства в городе Москве невозможно без решения следующих задач, в том числе:
• лицензирования и/или аккредитации складских комплексов;
• дальнейшего сокращения количества складов в черте города и, в первую очередь, в пределах МОЖД;
• ограничения въезда большегрузного транспорта в пределы МКАД;
• перевода на ночной режим доставки товаров большегрузным транспортом на склады в пределах МОЖД;
• отмена практики выдачи бесплатных, а возможно и платных, пропусков для въезда иного, кроме аварийных служб, большегрузного транспорта в пределы МОЖД и Садового кольца;
• перевода технологических складов на действующих предприятиях в режим складов закрытого типа (что в свою очередь не требует проведения работ по общему лицензированию);
• реструктуризации складских объектов предприятий, работающих на город (продукты питания, сфера обслуживания, строительство);
• формирования оптимальной схемы размещения ТС и СВХ в черте города и Московской области;
* совершенствования технологии производственных операций на терминалах, оснащение складов современным оборудованием и укомплектование специалистами, имеющими соответствующую подготовку;
*совершенствования системы транспортно-экспедиторской обработки грузов и перевозок по городу, обязательной выгрузки товаров из большегрузного транспорта и последующей доставки его в места реализации малотоннажным транспортом и других мероприятий, направленных на улучшение транспортной и экологической обстановки в городе.
Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности промышленного и транспортного производства, но и складского хозяйства. Складское хозяйство способствует: сохранению качества продукции, материалов, сырья; повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта; улучшению использования территорий предприятий; снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; высвобождению работников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве.
III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛОГИСТИКИ
Логистическая информация — это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.
Документ — письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах, или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей. Документ это письменное подтверждение факта совершения логистической операции.
Виды документов:
• первичные (путевой лист, товарно-транспортная накладная);
• вторичные (журнал учета приходных ордеров и др.).
Обязательные реквизиты в первичных документах:
Наименование документа
Дата составления документа
Наименование организации, от имени которой был составлен документ
Содержание операции
Измерители операции в натуральном и денежном выражении
Наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее выполнения
Личные подписи указанных лиц
Маршрут документа — путь перемещения документа в процессе его обработки; упорядоченный список исполнителей, которых документ «обходит» в течение своего жизненного цикла.
Документооборот:
• движение документов в пространстве и во времени с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки
• перемещение и (или) совместная обработка информации сотрудниками подразделений на предприятии, а также предприятием, его подрядчиками и логистическими партнерами.
Информационная готовность определяется способностью предприятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа. Информационная готовность рассчитывается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени.
Требования к автоматизированным информационным системам:
* масштабируемость —- способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей;
*распределенность — способность системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами;
* модульность — способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы исходя из специфики и сложности, деятельности предприятия, т. е. система автоматизации гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт);
* открытость — система автоматизации интегрирована в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.
Основные задачи информационной системы:
• непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информационных процессов);
• непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;
• реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);.
• обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;
• предоставление информации для стратегического планирования
• предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;
• обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;
• обеспечение возможности перераспределения ресурсов пред приятия;
• обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;
• обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.
При разработке информационных систем:
• особое внимание уделяется методам измерения и сравнения логистических показателей, а также методам управления ими;
• разрабатываются формализованные и всеобъемлющие системы оценки результатов обслуживания потребителей;
• устанавливаются нормативы для каждого вида логистических процедур на протяжении всего процесса обслуживания потребителей;
• создаются так называемые хранилища данных, являющиеся интегрированными элементами информационных систем предприятий. Основная цель создания таких хранилищ — облегчить доступ к данным всем менеджерам предприятия, а также потребителям и поставщикам;
• системы оценки и контроля интегрируются с системами обслуживания заказов и планирования, включая прием и обработку заказов, планирование логистических операций, управление запасами планирование производства, складирование и транспортировку.
Рекомендации при внедрении информационной системы:
• определиться с организационной структурой предприятия т. е. понять, что мы имеем, что хотели бы иметь в ближайшем будущем, и разработать положение об организационной структуре предприятия;
• разработать механизм финансово-экономического управления Предприятием в целом, в том числе разработать положение о финансовой структуре, определить центры финансового учета и финансовой ответственности;
• выделить основные логистические цели предприятия (в зависимости от необходимости решения задач, стоящих перед информационной системой): направления бизнеса, финансовые, технологические, информационные и материальные потоки; оценить документооборот;
• разработать механизмы организации и оперативного управления цепями поставок: стандарты, формы учета и контроля, управленческой отчетности;
• сформировать технологию стратегического управления цепями поставок, систему финансового планирования и контроля, а также систему финансового анализа.
ТОРГОВАЯ И СКЛАДСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Нормативные документы, регламентирующие порядок приемки, размещения на хранение и отпуск продукции:
I. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству.
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству.
3. Товарная книга.
4. Заказ-заявка.
5. Договор поставки.
6. Журнал регистрации заказов покупателей.
7. Карточка неудовлетворенного спроса.
8. Сводный отборочный лист на комплексную отборку.
9. Счет-фактура.
10. Упаковочный ярлык.
11. Журнал передачи продукции со склада в экспедицию.
12. Журнал учета продукции и счетов-фактур, принимаемых в экспедицию со складов и отправляемых покупателям.
13. Товарно-транспортная накладная.
14. Пропуск на въезд (выезд) на (с) территорию предприятия.
15. Заявка на автотранспортные перевозки.
16. Журнал учета использования автомобильных транспортных средств.
17. Карточка учета инвентарной тары.
18. Книга регистрации документов, сданных лицом, осуществляющим централизованную доставку и завоз продукции.
19. Карточка учета исполнения договоров поставки.
20. Книга оперативного учета поставки продукции покупателям.
Счета являются приложениями к договорам, заключенным на поставку продукции заказчикам. Содержат номенклатуру продукции, планируемую к продаже, ее количество, стоимость и срок поставки.
Инвентаризационный ярлык (форма № инв.-2) применяется для учета фактического наличия продукции на складе в период проведения инвентаризации в тех случаях, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу подсчитать продукцию и записать данные о ней в инвентаризационную опись.
Сличительные ведомости составляются по видам продукции, при инвентаризации которых были выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между данными учета и данными инвентаризационных описей (фактическим наличием продукции).
Накладные от внешних поставщиков являются основанием для оприходования продукции на складе, т. е. основой для создания приходных накладных.
Приходная накладная предназначена для учета поступающей на склад продукции.
В случае получения продукции ненадлежащего качества изготовителю направляется уведомление о вызове.
В уведомлении о вызове, направляемом изготовителю (отправителю), указывается:
• наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;
• основные недостатки, обнаруженные в продукции;
• время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);
• количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции…
Унифицированные формы первичной документации по учету продукции включают:
Доверенность (формы № М-1 и № М-2а):
• применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении продукции, отпускаемой поставщиком по наряду (счету, договору, заказу, соглашению);
• служит основанием для получения продукции на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту и подтверждает право данного лица на получение продукции.
Реквизиты доверенности:
• номер и дата выдачи;
• срок действия (определяется возможностями получения и вывоза продукции);
• наименования и адреса плательщика и получателя (получателя доверенности);
• банковские реквизиты плательщика;
• наименование поставщика;
• должность, фамилия, имя, отчество, сведения о паспорте лица, на имя которого выдается доверенность;
*номер и дата документа, являющегося основанием для отпуска продукции. Причины, по которым доверенность считается недействительной:
• доверенность выдана с нарушением порядка ее заполнения
или с незаполненными реквизитами;
• доверенность имеет поправки и помарки;
*не предъявлен паспорт, данные которого указаны в доверенности;
• окончился срок действия доверенности;
• поступило сообщение получателя об аннулировании данной доверенности.
Приходный ордер (форма № М-4) — документ, служащий для приемки и оприходования продукции и тары под продукцией, поступающей от поставщиков. Оформляется сотрудниками склада, выписывается на основании расчетных и других сопроводи тельных товарно-транспортных документов поставщиков.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) — применяется для оформления приемки продукции, имеющей расхождения по количеству и качеству, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Данный акт составляется также при приемке продукции, поступившей без документов. Акт служит юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю).
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) — документ, на основании которого осуществляется списание продукции со склада. Данная форма применяется при наличии лимитов отпуска продукции:
• для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции;
• для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.
Требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения продукции внутри организации между материально ответственными лицами различных структурных подразделений.
Комплектовочные ведомости выписываются на месяц или на всю потребность изделий по данному заказу, применяются для контроля над отпуском этих изделий на тех предприятиях, где высок удельный вес расхода комплектующих изделий на выпуск готовой продукции. Комплектовочная ведомость содержит перечень мест с указанием их количества.
Ведомости (карты) использования лимитов применяются при оформлении отпуска материалов на производство требованиями, а также возврата из производства и перемещения материалов со склада в кладовую цеха (участка) накладными. Данные ведомости составляются для контроля над отпуском материалов в пределах лимита.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется для учета отпуска продукции:
• структурным подразделениям своей, организации, расположенным за пределами ее территории. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение продукции, заполненной в установленном порядке;
• сторонним организациям. Накладная оформляется отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия иди лиц, им на то уполномоченных.
Карточка учета материалов (форма № М-17):
• применяется для учета движения продукции на складе по каждому сорту, виду и размеру продукции;
• заполняется на каждый номенклатурный номер продукции;
• ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).
Карточки учета материалов выпускаются бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами для осуществления сортового учета.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) применяется для оформления оприходования материалов, пригодных для использования при производстве других работ.
Акт о весе тары составляется не позднее 10 дней после освобождения тары, а о весе тары из-под влажной продукции — немедленно по освобождении тары из-под продукции. В данном акте указывается также вес нетто продукции, полученный путем вычитания из веса брутто веса тары.
Реквизиты Акта о недостаче продукции:
а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;
б) дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции. В случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленного срока, — причины несвоевременной приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;
г) наименования и адреса отправителя (изготовителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);
е) дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной' (коносамента);
ж) дата отправки продукции со станции (пристани, порта) отправления или со склада отправителя;
з) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза перевозчиком, время вскрытия транспортного средства (вагона, контейнера, автомобильного фургона) и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
и) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного перевозчиком), если такой акт был составлен при получении продукции от перевозчика;
к) условия хранения продукции на складе получателя до ее приемки, а также сведения о том, что определение количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, поверенными в установленном порядке;
л) состояние тары и упаковки на момент осмотра продукции; содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция — отправителя или изготовителя; дата вскрытия тары;
м) при выборочной проверке продукции — порядок отбора продукции для проверки с указанием основании выборочной проверки (стандарт, технические условия, особые условия поставки, договор);
н) реквизиты отправителя или перевозчика, за чьим весом или пломбами отгружена продукция, отметка об исправности пломб и содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции — фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача, фактический и по трафарету на таре (упаковке);
о) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
п) способ определения количества недостающей продукции (взвешивание, счет мест, обмер);
р) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, должны быть указаны в акте для подтверждения недостачи;
с) точное количество и стоимость недостающей продукции.;
т) заключение о причинах и месте образования недостачи.
Реквизиты Акта о ненадлежащем качестве продукции:
• условия хранения на складе получателя;
продолжение
--PAGE_BREAK--