Реферат по предмету "Математика"


Уравнения с параметрами

Введение
Глава 1.
§1.Теоретические  основы  решения  уравнений  с  параметрами.
§2. Основные виды  уравнений  с параметрами.
       Глава 2.
       §1. Разработка  факультативных  занятий  по  теме.
        Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
           
            Главной  целью  факультативных  занятий по математике  являются  расширение  и  углубление  знаний, развитие  интереса учащихся  к  предмету, развитие  их  математических  способностей. Процесс обучения  строится  как  совместная  исследовательская  деятельность  учащихся.
            Большую  роль  в  развитии  математического мышления  учащихся  на  факультативных  занятиях  играет  изучение  темы «Уравнения  с  параметрами». Вместе  с  тем  изучение  этой  темы  в школьной  программе  не  уделено  достаточного  внимания. Интерес  к  теме объясняется  тем, что  уравнения  с  параметрами  предлагаются  как  на школьных  выпускных  экзаменах, так  и  на  вступительных  экзаменах  в  вузы.
            Целью  курсовой  работы  является ознакомление  учащихся  с  теоретическими  основами  решения  уравнений  с параметрами, основными  их  видами  и  рекомендациями  к  решению.
ГЛАВА 1
§1. Теоретические основы  решения  уравнений  с  параметрами.
Рассмотрим уравнение
F(х,у, ..., z; α,β,  ..., γ) =0                   (F)
с неизвестными х,у, ..., z и с параметрами α,β,  ..., γ; при всякойдопустимой системе значений параметров α0,β0, ..., γ0 уравнение (F) обращается в уравнение
F(х,у, ..., z; α0,β0,  ..., γ0)=0                (F0)
с неизвестными х,у,..., z, не содержащее параметров. Уравнение (Fo) имеет некотороевполне определенное множество (быть, может, пустое) решений.
Аналогично рассматриваются системы уравнений,содержащих параметры. Допустимыми системами значений параметров считаютсясистемы, допустимые для каждого уравнения в отдельности.
Определение.Решить уравнение (или систему), содержащее параметры, это значит,для каждой допустимой системы значений параметров найти множество всех решенийданного уравнения (системы).
Понятие  эквивалентности  применительно  к уравнению, содержащим  параметры, устанавливается  следующим  образом.
Определение.Два уравнения (системы)
F(х,у, ..., z; α,β,  ..., γ) =0 (F),
                    Ф (х, у, ..., z; α,β,  ..., γ)=0 (Ф)
с неизвестным х, у,..., z и с параметрами α,β, ..., γ называются  эквивалентными, если для обоих уравнений (систем)множество допустимых систем значений параметров одно и то же и при всякой допустимойсистеме значений, параметров оба уравнения (системы уравнений) эквивалентны.
Итак,эквивалентные уравнения при всякой допустимой системе значений параметровимеют одно и то же множество решений.
Преобразованиеуравнения, изменяющее множество допустимых систем значений параметров, приводитк уравнению, не эквивалентному данному уравнению.
Предположим,что каждое из неизвестных, содержащихся в уравнении
F(x,у,,z; α,β,  ..., γ)=0 (F)
задано в виде некоторой функции от параметров: х =х(α,β,  ..., γ);
                                                                                     у =  у(α,β,  ..., γ);….
                                                   z=z (α,β,  ..., γ).  (Х)
      Говорят,что система функций (Х), заданных совместно, удовлетворяет уравнению (F),если при подстановке этих функций вместо неизвестных х, у,..., z вуравнение (F) левая его часть обращается в нуль тождественно при всехдопустимых значениях параметров:
    F(x(α,β, ..., γ), y(α,β,  ...,γ),…,z (α,β,  ..., γ)≡0.
       При  всякой  допустимой системе  численных  значений  параметров  α = α0,β=β0, ..., γ= γ0 соответствующие  значения функций  (Х)  образуют  решение  уравнения
F(х, у, ..., z;α0,β0,  ..., γ0) =0
§2. Основные  виды уравнений  с  параметрами .
Линейные и квадратные  уравнения.
            Линейное  уравнение,записанное  в  общем  виде, можно  рассматривать  как  уравнение  с  параметрами:  ах = b, где  х – неизвестное, а,b – параметры. Для  этого  уравнения особым  или  контрольным  значением  параметра  является  то,  при  котором обращается  в  нуль  коэффициент  при неизвестном. 
            При  решении линейного  уравнения  с параметром  рассматриваются  случаи, когда  параметр  равен своему  особому  значению  и  отличен  от  него.
            Особым  значением параметра  а  является  значение  а = 0.
1. Если  а ≠ 0, то при  любой  паре  параметров  а   и  b  оно  имеет единственное  решение  х = />.
2. Если  а = 0, то уравнение  принимает  вид: 0 х = b. В этом  случае  значение  b = 0  является  особым значением  параметра  b.  
2.1.   При b ≠ 0 уравнение  решений  не  имеет.
2.2.   При b = 0  уравнение  примет  вид: 0 х = 0.Решением  данного  уравнения  является  любое  действительное  число.
    П р и ме р. Решим уравнение
2а(а — 2) х=а — 2. (2)
Р е ш е н ие. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при хобращается в 0. Такими значениями являются а=0 и а=2. Приэтих значениях а невозможно деление обеих частей уравнения накоэффициент при х. В то же время при значениях параметра а≠0,а≠2 это деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всехдействительных значений параметра разбить на подмножества
A1={0},А2={2} и Аз= {а≠0, а≠2}
и  решить уравнение (2) на каждомиз этих подмножеств, т. е. решить уравнение (2) как семейство уравнений,получающихся из него при следующих значениях параметра:
1) а=0  ;    2) а=2  ;    3) а≠0, а≠2
Рассмотрим этислучаи.
1) При а=0уравнение(2) принимает вид 0 х= — 2. Это уравнение не имеет корней.
2) При а=2уравнение (2) принимает вид 0 х=0. Корнем этого уравнения является любоедействительноечисло.                                                                                  
3) Приа≠0, а≠2  из уравнения (2) получаем, х=  />
откуда х=  />.
0 т в е т: 1) если а=0,то корней нет; 2) если а=2, то х — любое действительное число;                                           3)  если а≠0,а≠2, то  х= />
    П р и ме р. Решимуравнение
(а — 1) х2+2(2а+1) х+(4а+3) =0; (3)
Ре ш е н и е. В данном случае контрольным является значение a=1. Дело втом, что при a=1 уравнение (3) является линейным, а при а≠ 1оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит,целесообразно рассмотреть уравнение (3) как семейство уравнений, получающихсяиз него при следующих значениях параметра:    1) а=l; 2) а≠1.
Рассмотримэти случаи.
1)При a=1 уравнение (3) примет вид бх+7=0. Из этого
         уравнения находим х= — />.
2)Из множества значений параметра а≠ 1 выделим те значения, прикоторых дискриминант уравнения (3) обращается в 0.
Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао, топри переходе значения D через точку аодискриминантможет изменить знак (например, при аDа>аоD>0). Вместе сэтим при переходе через точку ао меняется и число действительныхкорней квадратного уравнения (в нашем примере при акорнейнет, так как Dа>аоD>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить окачественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которыхобращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольнымзначениям.
Составимдискриминант уравнения (3):
/> =(2а+ l)2 — (а —1) (4а+3). После упрощений получаем /> = 5а+4.
Из уравнения /> =0находим а= /> — второеконтрольное значение параметра а. При
/>этом если а />, то D a≥ />, ,то  D≥0.
                                                            a ≠ 1
Такимобразом, осталось решить уравнение (3) в случае, когда  а/>и  в  случае, когда  { a≥ />, a ≠ 1 }.
Если  а/>,  то  уравнение  (3) не  имеет  действительных корней; если  же
{ a≥ />, a≠ 1 }, то  находим  />
Ответ: 1) если  а/>,  то  корней  нет ; 2)если а= 1,  то  х = -/> ;
/>           3)    a ≥ />,    то               />     
                    a ≠1               
Дробно-рациональные уравнения  с  параметрами, сводящиеся  к  линейным.
            Процесс решения дробных уравнений протекает пообычной схеме: дробное уравнение заменяется целым путем умножения обеих частейуравнения на общий знаменатель левой и правой его частей. После чего учащиесярешают известным им способом целое уравнение, исключая посторонние корни, т. е.числа, которые обращают общий знаменатель в нуль. В случае уравнений спараметрами эта задача более сложная. Здесь, чтобы исключить посторонние корни,требуется находить значение параметра, обращающее общий знаменатель в нуль, т.е. решать соответствующие уравнения относительно параметра.
    П р и м ер. Решим уравнение
                           
                                        /> (4)
Р е ш е н и е.Значение а=0 является контрольным. При a=0 уравнение (4) теряетсмысл и, следовательно, не имеет корней. Если  а≠0, то послепреобразований уравнение (4) примет вид:
х2+2 (1 — а)х +а2 — 2а — 3=0. (5)
Найдем дискриминант уравнения (5)
/>= (1 — a)2 — (a2 — 2а — 3) = 4.
Находим корни уравнения (5):
х1=а + 1,   х2 = а — 3.
При переходеот уравнения (4) к уравнению (5) расширилась
область определения уравнения (4), что могло привести кпоявлению посторонних корней. Поэтому необходима проверка.
П р о в е р к а. Исключим из найденныхзначений х такие, при которых х1+1=0, х1+2=0,х2+1=0, х2+2=0.
Если  х1+1=0,т. е. (а+1)+1=0, то а= — 2. Таким образом, при а= — 2 х1— посторонний корень уравнения (4).
Если х1+2=0,т. е. (а+1)+2=0, то а= — 3. Таким образом, при а= — 3x1 — посторонний корень уравнения (4).
Если х2+1 =0,т. е. (а — 3)+1=0, то а=2. Таким образом, при а=2х2 — посторонний корень уравнения (4)'.
Если х2+2=0, т.е. (а — 3)+2=0, то а=1. Таким образом, при а= 1 х2— посторонний корень уравнения (4).
Для облегчения выписывания ответасведем полученные результаты на рисунке.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>            только х2   только х2       корнейнет    только х1  только х1
           х1,2             х1,2                       х1,2                х1,2           х1,2             х1,2                              
/> 

/>                                     
                      -3           -2                            0            1             2                                 а
 
В соответствии с этойиллюстрацией при а= — 3 получаем х= — 3 — 3= — 6;
при a= — 2 х= — 2 — 3= — 5; при a=1   х=1+1=2;   при a=2    х=2+1=3.
Итак, можно записать
От в ет: 1) если a= — 3,то х= — 6; 2) если a= — 2, то х= — 5; 3) если a=0,то корней нет; 4) если a= l, то х=2; 5) если а=2, то х=3;
6) если   а≠-3  ;
               а≠-2  ;
               а≠ 0  ;    то  х1 = а + 1,
               а≠1  ;           х2 = а – 3.
               а≠2,
Иррациональные уравнения  с  параметрами.
Существует  несколько  способов  решения  иррациональныхуравнений  с  параметрами. Познакомимся  с  ними, разобрав  следующий  пример.
    П р и м ер. Решить  уравнение   х — /> = 1. (6)
     Решение:
               Возведем  в  квадрат  обе  части иррационального  уравнения  с  последующей проверкой  полученных  решений.
Перепишем  исходное  уравнение в  виде:
/>= х – 1    (7)
При  возведении  в  квадрат  обеих  частей  исходного уравнения  и  проведения  тождественных  преобразований  получим: 
2 х2– 2х + (1 — а) = 0, D = 2а– 1.
Особое  значение: а = 0,5. Отсюда :
1)   при  а > 0,5  х1,2 = 0,5 ( 1 ± />);
2)   при  а = 0,5  х = 0,5  ;
3)   при  а
Проверка:
1)   при  подстановке  х = 0,5  в  уравнение  (7), равносильное исходному, получим  неверное  равенство. Значит, х = 0,5  не  является решением  (7)  и  уравнения  (6).
2)   при   подстановке  х1 = 0,5 ( 1 ± />) в  (7)  получим:
-0,5( 1 + />) = /> – ( 0,5 ( 1 — />))2
      Так как  левая  часть  равенства  отрицательна, то  х1  не удовлетворяет  исходному  уравнению.
3)   Подставим  х2  в  уравнение (7):
                                          />= />
Проведя равносильные  преобразования, получим:
Если   />, то  можно  возвести полученное  равенство  в  квадрат:
                                 />
Имеем  истинное  равенство  при условии, что/>
Это  условие  выполняется, если а≥1. Так  как  равенство  истинно  при а ≥1, а  х2 может  быть  корнем  уравнения  (6)  при  а > 0,5, следовательно, х2– корень  уравнения  при а ≥1.  
Тригонометрические уравнения.
            Большинство  тригонометрических уравнений  с  параметрами  сводится к  решению  простейших  тригонометрических уравнений  трех  типов. При  решении  таких  уравнений  необходимо  учитывать ограниченность  тригонометрических  функций            у = sin x   и  y = cos x.Рассмотрим  примеры.
Пример. Решить уравнение: cos />=2а.
Решение: Так как Е(соs t)=[-1;1], то имеем два случая.
1. При |a|> 0,5 уравнение не имеет решений.
2. При |a|≤0,5  имеем:
 
а) />=arccos2a+2πn. Так как уравнение имеет решение, если arccos2а+2πn≥0,то n может принимать значения n=0, 1, 2,3,… Решением уравнения является х = 1+(2πn+аrссоs2а)2
б) />=-аrссоs2а+πn. Так какуравнение имеет решение при условии, что            -аrссоs2а+2πn>0, то n=1,2, 3,..., и решение уравнения. х=1+(2πn-arccos2a)2.
Ответ: если |a| > 0,5,решений нет;
если |a| ≤0,5 , х= 1+(2πn+аrссоs2а)2при n =0, 1, 2,… и х=1+(2πn-arccos2a)2 при        n/>  N.

Пример. Решить уравнение:  tg ax2 =/>
Решение:.
      ах2 = />+πn, n/>  Z
Если коэффициент при неизвестномзависит от параметра, то появляется особое значение параметра. В данном случае:
1. Если а=0,то уравнение не имеет решений.
2. Если а/> 0, то х2= />, n/>  Z
              Уравнение  имеет  решение, если  />≥0. Выясним, при каких  значениях  n 
               и  а  выполняется  это  условие:
               />≥0 />/>
              откуда   n ≥ />   и а > 0  или  n ≤ />  и  а
              Итак, уравнение  имеет  решение  х = ±  />,если
                 1) а > 0    и  n = 1,2,3,…   или
                  2)а n/>  Z.
              Ответ: при  а = 0  решений  нет;
                          при  а > 0    и  n = 1,2,3,…   или  аn/>  Z  х = ±  />.
Пример.  Решите  уравнение:  аsin bx= 1
Решение:  Особое  значение параметра  а: а = 0.
1.   При  а = 0  решений  нет.
2.   При  а />0 sin bx= />. Имеем  2 случая:
2.1. Если  /> > 1, то  решений  нет.
2.2. Если  /> ≤ 1, то  особое значение  b = 0:
      2.2.1.Если  b = 0, то  решений  нет.
                                        2.2.2. Если  b />0, то  х = />    
Ответ:   при  а = 0   или /> > 1   и  а />0   или  а />0   b= 0    решений  нет;
              при  а />0   и  /> ≤ 1  и  b />0   х = />    
Показательные   уравнения  с  параметрами.
            Многие показательные  уравнения  с  параметрами  сводятся  к  элементарным  показательным уравнениям  вида  а f (x) = bφ(х)  (*), где  а > 0, b > 0.
            Область  допустимых значений  такого уравнения находится  как  пересечение  областей  допустимых значений  функций  f(x) и  φ (х). Для  решения  уравнения  (*) нужно  рассмотреть  следующие случаи:
1)   При  а = b = 1  решением уравнения  (*)  является  область  его  допустимых  значений  D.
2)   При  а = 1, b ≠ 1  решением уравнения  (*)  служит  решение  уравнения  φ(х) = 0  на  области допустимых  значений  D.
3)   При  а ≠ 1, b = 1  решение уравнения  (*)  находится  как  решение  уравнения      f(х)= 0  на  области  D.
4)   При  а = b  (а > 0, а≠ 1, b >0, b≠ 1)  уравнение  (*)  равносильно  уравнению        f(х)= φ(х)  на  области  D.
5)   При  а ≠ b  (а >0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  уравнение  (*)  тождественно  уравнению
log c a f(x) =  log cb φ(x) (c > 0, c≠ 1)  на  области  D.
 
Пример. Решите  уравнение:  ах+ 1 = b 3 – х
Решение. ОДЗ  уравнения:  х/> R, а > 0,  b >0.
       1)  При   а ≤0, b ≤ 0  уравнение  не  имеет  смысла.
       2)  При   а = b = 1,   х /> R.
       3)  При  а =1, b ≠ 1  имеем:  b 3 – х = 1  или  3 – х = 0 /> х = 3.
       4)  При  а ≠1, b = 1  получим:  а х+ 1 = 1  или х + 1 = 0 /> х= -1.
       5)  При  а = b   (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) имеем: х + 1 =3 – х /> х= 1.
       6)  При  а ≠ b  (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  прологарифмируем  исходное  уравнение
            по  основанию  а, получим:
           />,    х + 1 = ( 3 – х) log ab, />
Ответ:  при   а ≤ 0,b ≤ 0  уравнение  не  имеет  смысла;
             при   а = b = 1,   х /> R;
             при  а = 1, b ≠ 1  х = 3.
             при  а≠ 1, b = 1  х = -1
             при  а = b   (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  х= 1
             при  а≠ b  (а > 0, а ≠ 1,b >0, b≠ 1)   />
Логарифмические уравнения  с  параметром.
            Решение логарифмических  уравнений  с  параметрами  сводится  к  нахождению  корней элементарного  логарифмического  уравнения. Важным  моментом  решения уравнений  такого  типа  является   проверка  принадлежности  найденных корней  ОДЗ  исходного  уравнения.
Пример. Решите  уравнение  2 – log />/>(1 + х) = 3 log а /> - log />/>( х2 – 1)2
Решение. ОДЗ: х > 1,  а> 0, а ≠ 1.
        Осуществим  на  ОДЗ цепочку  равносильных  преобразований  исходного  уравнения:
log а а2 + log />/>( х2 — 1)=  log а (/>)3 + log a/>/>,
 
log а ( а2 (х2 — 1)) = log а((/>)3/>),
а2(х2 — 1) = (х — 1) />,
а2(х — 1) (х + 1) = (х — 1) />
            Так  как  х≠ -1  и  х ≠ 1, сократим  обе  части  уравнения  на  (х — 1) />
а2/>= />
            Возведем  обе  части  полученного  уравнения в  квадрат:
а4(х + 1) =  х – 1 /> а4х + а4 =  х – 1/> х(1 —  а4 ) =   а4 + 1
            Так  как  а≠ -1  и  а ≠ 1, то  />
            Для  того  чтобы значения  х  являлось  решением  уравнения, должно  выполняться условие  х > 1, то  есть  />
            Выясним,  при  каких значениях  параметра  а  это  неравенство  истинно:
/>, />
            Так  как  а> 0, то  полученная  дробь  положительна, если  1 – а4> 0, то  есть  при
а
            Итак, при  0 a x > 1,значит  при  0 a х является    корнем  исходного  уравнения.
Ответ:  при  а ≤ 0, а= 1  уравнение  не  имеет  смысла;
             при   а >1  решений  нет;
             при  0 a
ГЛАВА 2
§1. Разработка факультативных  занятий  по  теме.
            В  общеобразовательных  классах  данная  тема не    берется  в  явном  виде. Она  рассматривается  в  заданиях  более сложного  характера. Например, при  изучении  темы  «Квадратные уравнения», можно  встретить  следующие  задания:
1)   При  каком  р уравнение  х2 – 2х + 1 = р имеет  один  корень ?
2)   При  каких  значениях  параметра  р сумма  корней  квадратного уравнения
х2+ ( р 2 + 4р – 5 ) х – р = 0  равна нулю ?
            В  классах  с  углубленным  изучением математики уравнения  с  параметрами  целенаправленно  начинают  изучать  с  8 класса. Именно  в  этот  период  вводится  понятие  «параметр».Основная  задача – научить  учащихся  решать  уравнения  с  одним  параметром.
            Ученики  должны уяснить, что  уравнения  с  параметром – это  семейство  уравнений, определяемых параметром. Отсюда  и  вытекает  способ  решения:  в  зависимости  от структуры  уравнения  выделяются  подмножества  множества  допустимых значений  параметра  и для  каждого  такого  подмножества  находится соответствующее  множество  корней  уравнения. Нужно  обратить  внимание  на запись  ответа. В  нем  должно  быть  указано  для  каждого  значения параметра (или  множества  его  значений), сколько  корней  имеет  это уравнение  и  какого  вида.
            На  факультативных занятиях  следует  разобрать  следующие  виды  задач:
1)   на  разрешимость: определить  параметры, при  которых  задача  имеет хотя  бы  одно  решение  или  не  имеет  решений  вовсе.
2)   на  разрешимость  на  множестве: определить  все  параметры, при  которых задача  имеет  m  решений  на  множестве  М  или  не имеет  решений  на  множестве М.
3)   на  исследование: для  каждого  параметра  найти  все  решения заданной  задачи.
Разработка  факультативных занятий  приведена  в  приложении. Структура  следующая:
       Занятие№1. Решение линейных  и  квадратных  уравнений 
                             с параметрами.
       Занятие№2. Решение линейных  и  квадратных  уравнений 
                             с параметрами.
       Занятие№3. Решение  дробно-рациональных и иррациональных
                            уравнений  с  параметрами.
       Занятие№4.  Тест
                          
        Занятие№5. Решение тригонометрических  уравнений 
                             с параметрами.
        Занятие№6. Решение тригонометрических  уравнений 
                             с параметрами.
        Занятие№7. Решение показательных  и  логарифмических
                            уравнений   с  параметрами.
        Занятие№8. Тест
                             
Занятие№1
Занятие№2
Занятие №3
Занятие  № 4.
Вариант I.Решите  уравнение  k(x — 4) + 2 ( х + 1) = 1  относительно  х.
а) при  k=-2  корней  нет;  при  k/>=-2   />;
б) при  k/>-2  корней  нет; при  k=-2   />;
в) при  k=-2  корней  нет;  при  k/>=-2  и k/>=0,25 />.Решите  уравнение  2а( а — 2)х = а2 – 5а+6  относительно  х
а) при  а=2  х/>R ;при  а=0 корней  нет; при  а/>0  и а/>2  />;
б) при  а=2  х/>R ;при  а=0 корней  нет; при  а/>0  и а/>2  />;
в) при  а=2  х/>R ;при  а=0 корней  нет; при  а/>0  и а/>2  />.При  каких  значениях  b  уравнение  1+2х – bx = 4+х  имеет  отрицательное  решение.
а) b1 ;            в)  b=1  При  каких  значениях  а  парабола  у = ах2 – 2х +25  касается  оси х?
а) а=25   ;   б)а=0  и  а= 0,04  ;    в)  а=0,04.При  каких  значениях  k  уравнение  (k — 2)x2 = (4 – 2k)x+3 = 0  имеет  единственное  решение?
а) k=-5, k= -2  ;  б) k=5       ; в) k=5, k= 2  .Решите  относительно  х  уравнение />
а)при b/>+1, b/>/>    />; при  b=/>   реш.нет; при b=±1 нет смысла;
б)при  b/>/>    />; при  b=/>   реш.нет; при b=±1 нет смысла;
в)при  b=/>    />;  при b=±1нет смысла.При  каких  значениях  параметра  а  уравнение  имеет  решение  />
а) а≥3   ;   б)  а=4  ;  в)  а≥ 0При  каких  значениях  а  уравнение  />  имеет  2  корня?
   а)–0,25≤а≤ 0   ;   б)  –0,25При  каких  значениях  параметра  с  уравнение  />имеет  2  корня?
а) с/>( — ∞; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞);  б) при  с = ±1,5√3;  в) с/>( — ∞; -1,5√3)
Вариант II.Решите  уравнение  2х( а+1)= 3а(х+1)+7  относительно  х.
а) при  а=-2 корней  нет;  при  а/>-2   />;
б) при  а/>-2  корней  нет;  при а=-2   />;
в) при  а/>-2  и а/>-/>  корней  нет;  при  а=-2   />.Решите  уравнение  (а2 — 81)х = а2 + 7а — 18  относительно  х
а) при  а=-9 х />R ;при  а=9 корней  нет; при  а/>-9  и а/>9  />;
б) при  а=9  х/>R ;при  а=-9 корней  нет; при  а/>-9  и а/>9  />;
в) при  а= -9 х />R ;при  а=9 корней  нет; при  а/>-9    />;При  каких  значениях  b  уравнение  2+4х-bx=3+х  имеет  отрицательное  решение?
а) b3  При  каких  значениях  k  уравнение  kx2 – (k — 7)x + 9 =0 имеет  два  равных  положительных  корня?
а) k=49, k= 1  ;  б) k=1       ; в) k=49. При  каких  значениях  а  уравнение  ax2 — 6x+а = 0  имеет  два  различных  корня?
 а) а/>( — 3; 0)U(0;3 );  б) при  а/>( — 3; 3)  ;   в) с/>( — ∞; — 3)U ( 3; +∞)Решите  относительно  х  уравнение />
а)при а/>1, а/>2,25, а/>-0,4, />; а=2,25, а=-0,4, реш.нет;при а=1 нет смысла;
б) при а/>2,25, а/>-0,4, />; а=2,25, а=-0,4, реш.нет;при а=1 нет смысла;
в) при а/>1, а/>-0,4, />; а=-0,4, реш.нет; при а=1нет смысла.При  каких  значениях  параметра  а  уравнение  имеет  решение  />?
а) а≥2/3   ;   б)  а≥ 2/3 √6  ;  в)  а≤ 2/3 √6  При  каких  значениях  а  уравнение  />  имеет  2  корня?
   а) а≥0   ;   б)  ни  при  каких   ;  в)  а≥ 1   При  каких  значениях  параметра  с  уравнение  />имеет  2  корня?
а) с/>( — ∞; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞);  б) при  с = ±1,5√3;  в) с/>( — ∞; -1,5√3)
Занятие  №5-6
Занятие  №7
Занятие №8.
Вариант I.Решите  уравнение  3 cos x = 4b + 1  для  всех  значений  параметра.
а) при b/> ( -1;0,5 )  х = ± arcos />; при b/>(-∞;-1]U[0,5;+∞) реш.нет;
б) приb/> [ -1;0,5 ]  х = ± arcos />; при b/>(-∞;-1)U(0,5;+∞) реш.нет;
в)b/>(-∞;-1]U[0,5;+∞) х = ± arcos />; b/> ( -1;0,5 )  при реш.нет;Найдите  все  действительные  значения  параметра  а, при  которых  уравнение   sin2x – 3sin x + a  =0.
а) a /> [ -4; 2 ]     ;    б) а/> ( -4; 2)   ;         в) а/> [ — 4; 2 ).При  каких  значениях  а  уравнение  cos4x + sin4x = a  имеет  корни?
а) a /> [ 0,5; 1 ]     ;    б) а/> [ -1; 0,5 ]   ;         в)а/> [ — 0,5; 1 ).Решите уравнение  />
      а) при  а ≤ 0 х />R ; при  а > 0, а/>1  х= 2; при  а = 1  не  имеет  смысла.
      б) при  а > 0  х/>R ;при  а = 1  х = 2; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.
      в) при  а = 1  х/>R ;при  а > 0, а/>1  х= 2; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.При  каких  значениях  параметра  уравнение  4х – а2х+1 – 3а2 + 4а = 0  имеет  единственное  решение?
а)     2;                          б) 1   ;                       в) -1.Решите  уравнение  log a x 2 + 2 log a ( x + 2) = 1.
      а)  при а ≤1   х = 0,5( 2+ />); при  а=100  х = 1.
      б)  при а > 100 реш. нет;  при 1aх = 0,5(2+ />); при  а =100  х= 1;
            при а ≤1   не  имеет  смысла.
      в)  при а > 100 реш.нет ;  при 1aх = 0,5( 2+/>) ;   
           при а ≤1   не  имеет  смысла.
7.    Найдите все  значения  параметра, для  которых  данное  уравнение  имеет  только  один корень  1+ log 2 (ax) = 2 log 2(1 — x)
а) а > 0, а =2  ;   б) а > 0, а = — 2  ;   в) а а = — 2  .Решите  уравнение  /> а > 0, а/>1
      а)  а; />  ;           б)   а2; — />   ;  в )  а2; />  
Вариант II.Решите  уравнение  cos (3x +1 ) = b   для  всех  значений  параметра.
а) при |b| ≤  1   х = />; при |b|>  1   реш.нет;
б) при |b| ≤  1 и b=0  х= />; при |b| >  1   реш.нет;
в)при|b| >  1   х = />; при |b|Найдите  все  действительные  значения  параметра  а, при  которых  уравнение   cos2 x + asin x =2 a  -7.
а) a /> ( 2; 6 )     ;    б) а/> ( 2; 4 ]   ;         в) а/> [ 2 ; 6 ].При  каких  значениях  а  уравнение  cos6x + sin6x = a  имеет  корни?
а) a /> [ 0,25; 0,5 ]     ;    б) а/> [ 0,25; 1 ]   ;         в)а/> [ — 0,25; 1 ].Решите уравнение  />
      а) при  а ≤ 0 х />R ; при  а > 0,   х = 1; при  а = 1  не  имеет  смысла.
      б) при  а = 1  х/>R ;при  а > 0, а/>1   х= 1; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.
      в) при  а > 0х/>R ;при а = 1   ,   х = 1; при  а ≤ 0  не  имеет смысла.При  каких  значениях  параметра  уравнение  а( 2х + 2-х ) = 5  имеет  единственное  решение?
а)      -2,5;2,5       ;                б) 2;  2,5       ;                       в) –2,5.Решите  уравнение 3 lg  (x – а) — 10 lg  ( x — а)+1 = 0.
      а)  х = а +1000, х = а + 3√10  ;
      б)  х = а — 3√10 , х = а –1000  ;
      в)  х = а — 3√10,  х = а + 1000 .
7.    Найдите все  значения  параметра, для  которых  данное  уравнение  имеет  только  один корень  />
а) 4  ;                 б) -4 ;                  в) — 2 . Решите  уравнение  /> а > 0, а/>1
      а)  -1  ;  а;           б)   1  ;  — а;  в )  1  ;  а
Заключение.
            При  решении приведенных  выше  задач  с  параметрами  происходит  повторение  и, как  следствие,более  глубокое  прочное  усвоение  программных  вопросов. Ученики  расширяют свой  математический  кругозор, тренируют  мышцы  интеллекта, при  этом происходит  развитие  математического, логического  мышления, умения анализировать, сравнивать  и  обобщать. Решение  задач  с  параметрами  на факультативных  занятиях  это  помощь  при  подготовке  к  экзаменам.Происходит  формирование  таких  качеств  личности, как  трудолюбие, целеустремленность,усидчивость, сила  воли  и  точность.
Литература.С.И. Новоселов. Специальный  курс  элементарной  алгебры. Москва-1962. Е.Ю. Никонов. Параметр. Самара – 1998. Еженедельная  учебно-методическая  газета  «Математика» №36/2001; №4/2002;      №22/2002;      №23/2002;      №33/2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика педагогических исследований. Методы выявления и изучения педагогических инноваций
Реферат Декурион
Реферат Державна влада та посадові особи в історії України
Реферат Детермінація суспільних стосунків
Реферат Воспитательная система класса
Реферат Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО “Калининград”
Реферат Rose For Emily Essay Research Paper Analysis
Реферат Как банки зарабатывают деньги
Реферат Гальмівна система ВАЗ-2107
Реферат I. Общая информация об образовательном учреждении
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту постанови Кабінету Міністрів України "Про затвердження Порядку ведення Державного реєстру інвестиційних проектів та проектних (інвестиційних) пропозицій"
Реферат Происхождение и эволюция птиц
Реферат Учение В.И.Вернадского и других ученых о ноосфере и ее роли в развитии земной цивилизации; исторические истоки этого учения
Реферат Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников
Реферат Инструментальное исследование печени и желчных путей дуоденальное зондирование УЗИ рентгенологические