Образ моря в поэзии Александра Пушкина и Василия Жуковского
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической лирики Пушкина, с этой темой связаны романтические произведения Жуковского, который вошел в литературу прежде всего как сентименталист. Интересно сравнить основные произведения Жуковского и Пушкина, посвященные морю.
Стихотворение «Море» написано Жуковским в 1822 году. Это романтическая элегия. Впервые Жуковский обращается к образу моря, до того в его сентиментальных элегиях только «журчали» ручейки и «струились» реки. Жуковский изображает море как свободную стихию, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам. Жуковский очеловечивает, персонифицирует море в своем стихотворении («Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты»). Лирический герой входит в контакт со стихией моря, постигает ее, Море становится его другом (это подчеркивается обилием местоимений «ты»). Бездна морской стихии и человеческого «я» сливаются в стихотворении Жуковского.
Море отражает внутреннее состояние лирического героя, является пейзажем его романтической души. Для Жуковского образ моря мистичен, таинствен, с ним связано ощущение романтического двоемирия. В стихотворении образ моря противопоставлен образу неба. Море все время хочет как бы прикоснуться к нему. Небо, с одной стороны, это символ недостижимого идеала. Романтическая душа лирического героя все время стремится к этому идеалу и никак не может достичь. С другой стороны, взаимоотношения моря и неба — это взаимодействие человека и неба, то есть души человека и Бога. Проблема связи Бога и человека остается одной из главных в творчестве Жуковского-романтика.
В стихотворении важное место занимает образ бури. Жуковский считает, что состояние моря во время бури неестественно для моря. Интересно, что образ морской стихии Жуковский рисует как образ страдающего влюбленного («Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, ты, небом любуясь, дрожишь за него»). Буря пытается отнять у моря его возлюбленную, то есть небо, поэтому образ бури страшен, тревожен, ужасен.
Сентиментальная лексика первой романтической элегии Жуковского подчеркивает спокойный характер моря. В стихотворении встречаем большое количество слов, присущих сентиментальной поэтике Жуковского, например, «таинственный», «сладостный», «светозарный», «вечерний», «утренний», «тишина». Образ моря в стихотворении создается и при помощи звукописи: в элегии мы видим ассонанс на «о» и аллитерацию на сонорные:
Безмолвное море, разумное море, Стою очарован над бездной твоей…
Создается впечатление спокойного, переливающегося, играющего моря, которое не стоит на месте, а постоянно движется. Когда возникает образ бури, набор звуков сразу меняется, появляются шипящие и свистящие, режущие ухо звуки:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь…
Стихотворение «Море» написано белым амфибрахием. Оно не разделено на строфы и в нем нет рифмы, этим Жуковский подчеркивает, что море — это неделимая, таинственная, мистическая сущность.
Стихотворение Пушкина «К морю» написано в 1824 году. Оно завершает романтический период, пушкинского творчествам. Во время южной ссылки Пушкин увлекается романтическими идеалами. И, находясь вблизи моря, он конечно, не может не писать о нем:
Ищу стихий других, земли жилец усталый,
Приветствую тебя, свободный океан…
Завидую тебе, питомец моря смелый…
В стихотворении «Кто, волны, вас остановил…», написанном в 1823 году, образ моря сливается с образом грозы, другим романтическим символом свободы:
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
Море для Пушкина-романтика — это прежде всего буря, гроза (что невозможно для Жуковского, даже для Жуковского-романтика).
Скоро Пушкин полностью разочаровывается в романтических идеалах и, прежде всего, в романтической свободе. Романтическая свобода, понимаемая как свобода от всего — от обязанностей и привязанностей, — ведет человека к гибели. Кроме того, достичь этого идеала невозможно. Единственной приемлемой свободой для Пушкина оказывается не романтическая, не гражданская, а внутренняя духовная свобода, свобода творчества.
В стихотворении «К морю» Пушкин прощается и с реальным Черным морем (в 1824 году он уезжает в Михайловское), и с морем как романтическим символом свободы, и с самим романтизмом вообще.
«Прощай, свободная стихия!» — начинается стихотворение. Как видим, лирический герой стихотворения тоже на «ты» с морской стихией, она, как и у Жуковского, его друг. Море дорого поэту как воспоминание о юности, юношеских мечтах и идеалах:
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим.
Но поэт остался «у берегов», не смог воплотить свою мечту, не достиг своего идеала (у Пушкина важно противопоставление земли, берега, как статичной, твердой поверхности и свободного, все время меняющегося, движущегося моря). Образ моря в стихотворении ассоциируется не со страдающим влюбленным, как у Жуковского, а с сильными личностями, такими, как Байрон, Наполеон, которые сами стали романтическими символами. Пушкин говорит о Байроне:
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим.
Море у Пушкина — это тоже душа человека, но не спокойная, смиренная, как у Жуковского, а рвущаяся, мятежная; море — это прежде всего буря для Пушкина. Стихотворение «К морю» лишено мистицизма, таинственности, романтического двоемирия, оно разделено на строфы, в нем преобладает романтическая лексика.
Пушкин и Жуковский обращались к теме моря и в других своих произведениях.
У Жуковского в стихотворении «Пловец» море, океан символизирует жизнь, жизненный путь человека:
Ветром бедствия гонимый,
Без кормила и весла,
В океан неисходимый
Буря челн мой занесла.
Стихотворение Пушкина «Арион» явно перекликается с «Пловцом» и на уровне лексики: в обоих стихотворениях встречаем такие слова, как «челн», «весло», «кормщик», «пловец», «вихрь», «скала», и на уровне содержания: море и у Пушкина и у Жуковского — это символ жизни. Кроме того, пушкинское стихотворение имеет подтекст. В «Арионе» Пушкин изображает декабристов («пловцы») и себя («певец»). Декабристы все время старались плыть не туда, куда их несли волны, то есть жизнь, они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. «Вдруг лоно волн Измял с полету вихорь шумный…» — произошло декабрьское восстание, и в результате «погиб и кормщик и пловец». Спасся лишь «таинственный певец», который не пытался плыть против течения, он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на берег. Поэт, певец всегда сродни свободной стихии, потому что он тоже свободен, свободен в своем творчестве. Таким образом, в «Арионе» морская стихия — это еще и свободная стихия творчества поэта. Такая же тема звучит у Пушкина в стихотворении «Осень». В заключительных строках Пушкин сравнивает свое творчество с кораблем, который, с одной стороны, зависит от морской стихии (вдохновения), но с другой стороны, у него есть рулевой (сам поэт), который и выбирает, куда ему плыть.
Таким образом, тема моря по-разному раскрывается в произведениях Пушкина и Жуковского. У Жуковского море — это, прежде всего, психологический образ, пейзаж души лирического героя. У Пушкина образ моря понимается шире: это и романтический идеал абсолютной свободы, и стихия творчества, и символ жизненного пути человека.
Кроме того, если для Жуковского стихотворение «Море» — это первое романтическое произведение, то для Пушкина «К морю» является как бы прощанием с романтизмом.
В творчестве других поэтов с этим образом нередко связаны иные ассоциации и символы. У Лермонтова море — символ изгнания, у Тютчева — источника жизни, у Цветаевой — переменчивости и измены. Емкий и богатый красками образ моря меняется от поэта к поэту, отражая своеобразие его творчества.