Образ высокого неба в романе Льва Толстого Война и мир
(1 вариант)
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.
«Война и мир» — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях.
Толстой-философ оказал огромное влияние, на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды — того, что является основой подлинного искусства. Толстовские герои — не «герои» в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы нарисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к «Войне и миру» больше, чем к любому другому произведению подходят слова: «Жизнь народа — один из главных героев романа». И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле «ходячая добродетель», образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек «во плоти и крови», которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, — как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины — это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины — хранительницы семьи — непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не лишена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, «сорвал с них маски», пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в человеке более всего.
Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.
Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически. Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора — вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном духовного совершенства и красоты.
В «Войне и мире» очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В романе важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий «правами» действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея — символ его судьбы, облака — символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степени дуб и облака — персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько метафоризируются, олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей. Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой. После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.
Небо как бы поднимает его душу на новый этап духовных исканий. С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухов. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни. Итак, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо символизирует справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев как бы перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово заменяет название непостижимого Божества. Конечно, вместе с тем небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа, образ неба несет и чисто психологическую функцию. И все-таки первостепенная роль неба как религиозно-философского символа несомненна.
(2 вариант)
Теперь, когда роман «Война и мир» мной прочтен и обдуман, я спрашиваю себя: только ли он о войне с Наполеоном и о мире после победы. И отвечаю – нет, он еще и о смуте в душе, и о мире в душе. Душа — это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) — наиболее интересная и сложная. В литературе ее исследовали Достоевский и Толстой.
Достоевского интересовал страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, в его произведениях мы встречаем и счастливых людей, и людей, способных сделать других счастливыми.
Особенно в этом случае характерными мне представляются герои романа «Война и мир», его можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей.
Толстой умеет гениально анализировать поступки и мысли людей. Он не только изображает определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрывает причины этих явлений, тайные истоки явного. «Война и мир» — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он выражает свои мысли в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях. Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды — того, что является основой подлинного искусства.
Часто в героях Толстого нет ничего героического. Они нарисованы предельно правдиво, жизненно. К «Войне и миру» больше, чем к любому другому произведению подходят слова: «Жизнь народа — один из главных героев романа». И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Идеал не в смысле «ходячая добродетель», образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек «во плоти и крови», которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, — как все люди.
Внешность и внутреннее содержание чаще различны, чем идентичны. Красавица Элен никого не способна сделать счастливым, например. Но в своих любимых героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины — это некрасивый и неуклюжий Пьер, а идеал женщины-матери, женщины — хранительницы семьи — непривлекательная и замкнутая княжна Марья.
Осталось неясным, была ли красива Наташа Ростова, когда мы впервые встречаемся с ней. Писатель наделил своих любимых героев прекрасной душой, убеждая читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в человеке более всего.
Да и так ли уж важно красив ли человек внешне? Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба», — думает Андрей Болконский, переосмысляя свою жизнь после ранения. Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги. Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора — вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном духовного совершенства и красоты. Только ведь стали они такими, пройдя сквозь разрушительную войну в России и восстановив мир не только в ней, но и в своих душах.