Образ русского солдата в поэме Твардовского Василий Теркин
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» — одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин — вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека. Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.
В русском фольклоре немало сказок о солдате — неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо — так и повести за собой в атаку.
И все-таки Теркин — не копия фольклорного героя. Он — один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.
В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.
Жизнь героя во время войны, с одной стороны, изображена в поэме разнопланово, а с другой стороны, Твардовский показывает, что она основана на простых, веками складывающихся азах народной мудрости. Вот как, например, в главе «Поединок» рассказывает герой о рукопашном бое:
Не играл со смертью в прятки,
Взялся — бейся и молчи,
Теркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
В рукопашном бою выигрывают не только идейные убеждения, не тот, чьи моральные принципы выше и чище, а тот, чей организм крепче, кто лучше ел и накопил больше сил. Писатель создавал не сказку о чудо-героях, а реалистический рассказ о том, как разворачиваются события в обычном мире. Однако эта поговорка: «Взялся — бейся и молчи» говорит о целеустремленности, умении доводить начатое дело до конца, сражаться до последней капли крови. Поговорки помогают автору создать собирательный образ мужественного русского воина. Так, например, в главе «Гармонь» А.Т. Твардовский пишет:
Хоть бы что ребятам этим,
С места — в воду и в огонь.
Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.
Твардовский не ограничивается в поэме описанием военных сражений и подвигов. Его интересует цельный характер русского человека. Ловкость и удаль Василия Теркина с особой силой проявляются в труде. В главе «Два солдата» Теркин помогает старику починить старую пилу: « И в руках его пила Точно поднятая щука, Острой спинкой повела».
Александр Трифонович Твардовский постоянно подчеркивает, что настоящий русский характер выстоит все неприятности. Русскому воину не страшен холод, ему не важно где спать, что есть, но ему важно одно — защитить Родину.