Реферат по предмету "Литература"


Образ автора в романе Война и мир

Образ автора в романе «Война и мир»Автор: Толстой Л.Н.

Значение автора в его романе “Война и мир” велико: личность Толстого проявляется во всем, что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает свое отношение к ним.
В центре романа — изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояний жизни людей. Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как “комбинация действий великих полководцев”, а как “самый факт убийства” одних ни в чем не повинных людей другими. Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в войне.
Кроме того, Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории. В “Войне и мире” он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Кутузов в романе — выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова — естественно. Поведение же Наполеона неестественно (достаточно вспомнить, с какой иронией описывает Толстой эпизод с портретом сына, когда Наполеон “подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”). Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию (кстати, за это же Толстой осуждает и князя Андрея). Писатель тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека. Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.
Теперь обратимся к тому, что значит “мир” у Толстого? Автор толкует данное понятие значительно шире, чем “мир” как покой после войны. “Мир” для него — это все человечество, состоящее, если можно так сказать, из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в “мире” (“миром все сделаем”). Он говорит, что основные “противоречия в мире” — социальные, прежде всего противоречия между помещиками-аристократами и их крестьянами и противоречия нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей, например, и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: с одной стороны, его нежное отношение к матери и сестре, с другой —жестокость по отношению к Ростову и Пьеру). Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать “мир” путем “нравственного самоусовершенствования”, посредством “опрощения”.
Толстой был великим художником и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно способов, которыми он (человек) должен изменить мир.
Толстой признавался, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”. Автор поэтизирует простоту, доброту народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон — как воплощение “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, религиозность), которые так ценил писатель в русском крестьянстве; Тихон — как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым).
Теснейшим образом с темой народа связана тема дворянства. Автор делит дворян на “имущих” (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы) и светскую знать (завсегдатаи салона Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает отсутствие в ней живых человеческих качеств.
В русском критическом реализме было два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем последнего стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытые процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи. Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Взгляд, улыбка героя сопровождают произносимые им слова и дополняют или опровергают их смысл.
Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (например, дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андреях; его собственной жизнью). Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у “маленькой княгини”, лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую, предметную, словесную, бытовую.
Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к правде, богатство лексики, особый синтаксический строй романа), а примененный здесь Толстым художественный прием (“диалектика души”) использовался и продолжает использоваться до сих пор многими писателями классической и современной литературы. Автор в романе — это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поэтика драмы Т. Стоппарда Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Реферат Характеристика теории элит, бюрократии и технократии.
Реферат Индо-скифское царство
Реферат Haushaltsberatungen
Реферат Издержки производства 18
Реферат Геленджик в советское время
Реферат Биологическое действие тилозина
Реферат Производственный процесс. Транспортное хозяйство. Виды движения МР
Реферат Ершов Андрей Петрович
Реферат Marxism Through Galileo Essay Research Paper Marxism
Реферат Ветеринарно санитарные требования при приемке переработке больных животных и птицы использование
Реферат Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска
Реферат Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Реферат Быт и нравы "темного царства"
Реферат Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах