--PAGE_BREAK--Тароупаковочные материалы
Для сохранения тары, увеличения срока ее службы, а также для защиты продукции от толчков, сотрясений и порчи применяются тароупаковочные материалы, которые в зависимости от назначения делятся на две группы. К первой группе относятся следующие материалы:
· прокладочные (отделяют изделия друг от друга);
· подстилочные (стружка, минеральная вата и т. п.);
· заверточные и оберточные (предохраняют изделия соответственно от коррозии и температурных колебаний).
Наиболее эффективным материалом является антикоррозийная бумага, предохраняющая металлические изделия от коррозии. Ко второй группе относятся крепежные материалы для скрепления конструкции тары: гвозди; металлическая лента; скрепы; проволока; шпагат[3].
2.
Классификация тары и тароупаковочных материалов
В зависимости от различных признаков тару подразделяют на несколько групп (см. рис. 1).
По назначению тара классифицируется:
· внешняя (транспортная)
· внутренняя
· первичная (потребительская)
· цеховая (оборотная)
Во внешней таре транспортируют и хранят товары, материалы и изделия при перемещении их от поставщиков до потребителей. Внешняя тара (ящики, бочки, барабаны, контейнеры) подразделяется на универсальную (ящики для различных промышленных товаров) и специализированную (ящики для сливочного масла, мешки для цемента, муки).
Внутренняя тара переходит с помещенным в нее грузом в собственность потребителя, поэтому она называется потребительской. С экономической точки зрения внутренняя тара отличается от внешней тем, что стоимость внутренней тары полностью входит в стоимость заключенного в нее продукта. Стоимость же внешней тары при однократном использовании распределяется пропорционально числу единиц помещенного в нее продукта, а при многократном — на все количество единиц продукта, помещаемого в тару и извлекаемого из нее до полного ее износа. Часто функции внешней и внутренней тары совпадают, то есть совмещаются в одной таре (бочки для сельди, мешки для сахара). Поэтому такую тару можно назвать совмещенной.
Цеховая тара предназначена для транспортировки сырья, материалов, полуфабрикатов в цехах или между цехами предприятия к рабочим местам; доставки и временного хранения готовой продукции на отпускных складах. В качестве цеховой тары применяются деревянные и металлические, сплошные, решетчатые, сетчатые ящики, разнообразные поддоны, гофрированные картонные коробки и другие емкости.
Однократно используемая (разовая) тара после первого употребления приходит в негодность, в других случаях ее сбор, хранение и возврат экономически менее выгодны, чем новое изготовление (коробки из-под спичек, папирос, парфюмерных изделий, бумажные мешки из-под цемента, химикатов).[4]
3.
Планирование потребности в таре
Рассмотрим планирование потребности в таре на примере груш.
При хранении груш широко используют контейнеры, дощатые ящики, ящики-лотки, из упаковочных материалов наибольшее применение нашли стружка древесная, бумага выстилочная и обёрточная, полиэтиленовая плёнка.
Потребность в таре рассчитывают, исходя из планируемого объёма хранения продукции и особенностей упаковки.
Параметры тары, используемой для транспортирования
и хранения груш
Тип
Габаритные размеры, мм
Внутренний объём, м3
длина
ширина
высота
Ящик №2
622
396
168
0,0329
Потребность в таре:
mп/т = Vвт×rн, где
mп/т — масса продукции в единице тары, кг
Vвт — внутренний объём тары, м3
rн — насыпная плотность продукции, кг/м3
mп/т = 0,0329 × 500 = 16,45
где
X — количество единиц тары, шт
m — масса продукции, подлежащей хранению, кг
Таким образом для хранения 150 тонн груш необходимо 9119 единиц тары типа «Ящик №2».
Примерная потребность в упаковочных материала
на 1 тонну груш
Соответственно для хранения 150 тонн груш в таре типа «Ящик №2» потребуется 750 кг бумаги для выстилки ящиков и 2550 кг промасленной бумаги для обёртки плодов.
4. Повторное использование тары
Многократно используемая тара после освобождения от товара возвращается товарособирающими и тароремонтными организациями поставщикам — производителям материалов, изготовителям товаров. Разновидностью многооборотной тары является инвентарная, которая используется в основном при одногородних перевозках, числится на балансе поставщика или оптовой базы и имеет их клеймо, инвентарный номер (контейнеры, ящики, бочки, мешки). По степени сопротивляемости внешним физическим воздействиям (давлению, удару) тара подразделяется на следующие виды:
· жесткая (деревянные, металлические и комбинированные ящики, бочки, контейнеры)
· полужесткая (картонные, пластмассовые короба, ящики, барабаны, трубы)
· мягкая (мешки, кули, рогожи, оберточная ткань)
При рассмотрении технических характеристик производственной тары принята классификация, в основу которой положено деление тары на группы в зависимости от вида материала, из которого она изготовлена (рис. 3). Различают следующие типы производственной тары:
· деревянная,
· металлическая,
· полимерная,
· картонная,
· стеклянная,
· тканевая,
· бумажная.
Деревянная тара изготавливается в виде дощатых и фанерных ящиков, поддонов, обрешеток и бочек.
Металлическая ящичная тара используется в качестве многооборотной для хранения и внутризаводского транспортирования разнообразных заготовок, деталей, изделий. Для пакетных перевозок применяются плоские металлические и деревянные поддоны; для хранения жидких, сыпучих и газообразных грузов — металлические цистерны, бочки, баллоны, фляги, бидоны.
Все большее применение в промышленности в последнее время получает тара из полимерных материалов. Этот вид тары используется как для внутрипроизводственного складирования и транспортирования, так и для затаривания готовой продукции. Из полимерных материалов изготавливаются ящики, цистерны, бочки, бидоны, фляги и т. д.
В стеклянной таре, как правило, поступает на предприятие химическая продукция.
Картонная тара в условиях промышленного предприятия применяется редко и служит для упаковки некоторых видов готовой продукции.
Мягкая тара в основном в виде мешков изготавливается из бумаги, ткани или резиноткани и служит для упаковки сыпучих грузов.
Основные требования, предъявляемые к таре, следующие:
· минимальная масса по отношению к помещенной в нее продукции;
· прочность и надежность конструкции, обеспечивающие сохранность качества и количества помещенного в нее продукта;
· дешевизна изготовления;
· удобство упаковки и распаковки;
· портативность и удобство для перевозки в порожнем и загруженном состоянии.
При установлении конструктивных особенностей и преимуществ того или иного вида тары учитывают следующее:
· абсолютную массу тары — разница между массой брутто и нетто;
· относительную массу тары — отношение собственной массы тары к массе продукта, который подлежит затариванию;
· коэффициент собственной массы тары — отношение массы тары к образуемому ею объему;
· объемная масса тары — отношение массы тары к ее собственному объему.
5.
Пакеты и контейнеры, используемые при перевозках продукции
Грузы подразделяются на три группы:
1. контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная химическая продукция, детали и запчасти и др.);
2. в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные металлы и т. д.);
3. неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).
Согласно терминологии, принятой Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, который: 1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта; 2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов; 3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств; 4) имеет постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.
Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными.
Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». [5]
продолжение
--PAGE_BREAK--