--PAGE_BREAK--
1.5 Виды потоков в логистике.
1.5.1 Материальный поток.
Главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга просто не смогут существовать. Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статистическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:
— поток (П) характеризует процесс изменения запаса (З), т.е.
— запас отражает результат изменения и накопления потока, т.е.
Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда, без столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике.
Основные параметры, характеризующие поток, следующие: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути, скорость движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических и технологических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Способы осуществления материального потока, их достоинства и недостатки в приложении №2
1.5.2 Финансовые потоки
В условиях как формирующейся, так и стабильно развивающейся рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обуславливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей. Следует отметить, что товарно-материальные ценности включают в себя все виды материальных благ, в том числе и такой специфический вид, как недвижимость, а к товарно-нематериальным ценностям в настоящее время относятся услуги, капитал и нематериальные активы. В процесс перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего материального потока, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.
Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы:
Под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде;
Под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.
Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей.
Таким образом, финансовым потоком в логистике понимается направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого следует, что:
Логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;
Направленность движения финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;
Движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе. Либо между нею и внешней средой.
Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическим финансовыми потоками обуславливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки: отношение к логистической системе; направление движения; назначение; способ переноса авансированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей.
По отношению к конкретной логистической системе различают внутренние и внешние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает по внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки:
- Входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;
- Выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.
По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:
o Финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров
o Инвестиционные финансовые потоки
o Финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
o Финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
o Финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.
По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующих движению основных фондов предприятия, а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся инвестиционные потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению). В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:
- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств.
- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств;
В свою очередь, денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками. Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух типов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.
По видам хозяйственных связей различают горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовые средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые - между дочерними и материнскими коммерческими организациями. Следует отметить, что можно и дальше продолжить классификацию финансовых потоков, используя для этой цели такие признаки, как стадия кругооборота капитала, источники получения финансовых средств, сроки их прохождения и т.п. Однако поскольку необходимость классификации финансовых потоков обусловливается потребностью определения наиболее эффективных способов управления ими, то будем считать, что в каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных признаков логистических финансовых потоков.
Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.
1.5.3 Информационные потоки.
Роль информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедрением во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.
Назовем информационным потоком поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций.
По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к логистической системе информационные потоки делятся на:
- Внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы (или ее отдельного звена) или между логистической системой и внешней средой);
- Горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы, и вертикальные – от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему;
- Входные и выходные – по отношению к входу(выходу) логистической системы (или ее отдельного звена).
По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации – на магнитных носителях (дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.
По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передачи данных, периодические потоки (с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line».
В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, для потребителя информации о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса. Во-вторых, с позиций управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности уровня спроса. И, наконец, в-третьих, информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
1.5.4 Потоки услуг.
Из года в год важность логистических услуг непрерывно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди этих причин – социальные программы, принимаемые правительствами различных программ; развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения; нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя; развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.
Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются, по существу, предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т.п. При этом стоимость услуг может значительно превосходит прямые затраты на производство продукции.
В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производят не только готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. Кроме того, логистический поток оказался эффективным и для предприятий, оказывающих только услуги (транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и др.) Например, «менеджмент в цепи поставок» (supply chain management, SCM) оказался чрезвычайно продуктивным для организаций сервиса в задачах определения сетевых мощностей по услугам. На Западе широко используется понятие «логистика сервисного отклика» (service response logistics, SRL), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.
SRL – подход является зачастую основным стратегическим элементом менеджмента многих фирм, оказывающих услуги; критическими элементами этого подхода являются прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (для готовой продукции – в распределительной сети), в которой существуют свои звенья логистической системы, логистические каналы, цепи и т.д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания. Примерами подобных сетей являются сети станций технического обслуживания и пунктов автосервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары и т.п.
Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг, что объясняется рядом их особенностей в сравнении с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями являются следующие:
1. неосязаемость услуг. Проявляется в сложности спецификации услуг сервисной фирмой, а также затруднительности их оценки со стороны покупателя.
2. покупатель зачастую принимает прямое участие в процессе оказания услуг.
3. услуги потребляются в больших размерах, в то же время, когда они оказываются, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться.
4. покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.
5. оказание услуг – это деятельность (процесс), и поэтому услуги не могут быть протестированы прежде, чем покупатель их оплатит.
6. оказание услуг часто состоит из системы более мелких действий, причем покупатель оценивает все эти действия. Качество и привлекательность услуг зависят от способности покупателя дать общую, итоговую оценку действий по оказанию услуги.
Указанные характеристики у особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество услуг в логистике проявляется в момент, когда поставщик услуг и покупатель встречаются «лицом к лицу». При этом могут возникнуть две ситуации: если нет особых проблем при доведении услуг до потребителя, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве услуг; если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.
Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество услуг, он сравнивает некоторые фактические значения параметров оценки качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество услуг признается им удовлетворительным. Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины – ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между этими двумя величинами называется расхождением и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги. В западной экономической литературе это расхождение часто называют термином «разрыв» (gap)
Качество услуг в логистике будет определяться степенью расхождения между ожидаемыми и фактическими параметрами, хотя, конечно, оценка расхождений будет субъективна. Наиболее важными параметрами оценки качества услуг являются следующие:
— осязаемость – та физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер сервисной фирмы, оргтехника, оборудование, внешний вид персонала и.т.п.)
— надежность – последовательность исполнения «точно в срок»
— ответственность – желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг
— законченность – обладание необходимыми знаниями и навыками, компетентность персонала
— доступность – легкость установления контактов с сервисной фирмой, удобное для покупателя время оказания сервисных услуг
— безопасность – отсутствие риска и недоверия со стороны покупателя
— вежливость – корректность, любезность персонала
— коммуникабельность – способность персонала разговаривать на языке, понятном покупателю
— наличие личных потребностей покупателя
— наличие прошлого опыта
Для рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров необходимо научиться, во-первых, оценивать параметры качества услуг; во-вторых, построить управление таким образом, чтобы снести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг. Для этого используются различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т.п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т.е. получить формализованную оценку.
Глава 2
2.1 История КХП «Тихорецкий»
В 1946 году было задумано строительство базы для хранения государственных резервов. База называлась «Почтовый ящик №4». Здесь хранились: пшеница, мука, крупа, сахар, консервы, табак, кожа и другое. В 1953 году был введен в эксплуатацию элеватор емкостью 50 тыс. тонн, 8 зерноскладов вместимостью 3,2 тыс. тонн каждый. Общая вместимость составила 75 тыс. тонн. Объект «Почтовый ящик №4» выполнял функции накопления и хранения государственных продовольственных резервов.
На территории предприятия имелись склады для хранения тарных продуктовых грузов, собственная электростанция, водонасосная станция и другие сооружения, которые позволяли предприятию независимо функционировать.
Одновременно с производственными зданиями строится жилой поселок: пять двухэтажных домов на 40 квартир, 13 двухквартирных коттеджей (ныне по улицам Элеваторной, Гвардейской, Почтовой), детский сад на 100 мест, столовая на 50 посадочных мест, продовольственный магазин, неполная средняя школа, клуб с киноустановкой (на 125 мест), баня на 20 мест.
Январь 1959 года. Объект «Почтовый ящик №4» переходит в распоряжение Министерства хлебопродуктов СССР. При этом изменились функции предприятия: оно переименовано в Хлебную базу №39. Наряду с хранением резервов хлебопродуктов база стала выполнять функции заготовительного элеватора. В этом же году был построен комбикормовый завод МУКЗ-50 производительностью 50 тонн в сутки. Была построена мельница на венгерском оборудовании мощностью 35 тонн в сутки.
В апреле 1965 года предприятие переименовано в Тихорецкий элеватор. Началось строительство трех зерновых складов общей емкостью 10 тыс. тонн.
В 1966 году в связи с дефицитом емкости, было построено дополнительно два силосных корпуса типа «Бомиева» вместимостью 11,2 тыс. тонн каждый. Кроме этого были построены две зерносушилки ДСП-32, два мехамбара на четыре проезда (для разгрузки большегрузных автомобилей), четыре весовых с весами грузоподъемностью до 35 тонн.
В поселке действуют средняя школа, библиотека, открыто почтовое отделение, медпункт.
В 1971 году к Тихорецкому элеватору были присоединены Порошинский элеватор (ст. Терновская) и Тихорецкий кукурузоперерабатывающий завод (построен в 1951 г.). Кукуруза поступала из прилегающих к Тихорецку районов и с предприятий Краснодарского краевого управления хлебопродуктов. Завод выпускал за сезон до 14 тыс. тонн калиброванных семян кукурузы. Семена реализовывались по всей территории Советского союза.
В 1981 году начато строительство мельницы производительностью 500 тонн в сутки и комбикормового завода мощностью 630 тонн в сутки. В конце 1985 года строительство мельницы, вспомогательных зданий и сооружений завершилось. В январе 1986 года выработана первая тонна продукции.
В феврале 1986 года Тихорецкий элеватор переименовывается в Тихорецкий комбинат хлебопродуктов на основании приказа Министерства хлебопродуктов РСФСР.
В конце 1988 года был принят в эксплуатацию комбикормовый завод. В результате замены некоторого оборудования и технологических линий производительность завода повысилась до 800 тонн комбикорма в сутки.
Основной деятельностью комбината становится прием зерна, его обработка, сушка и производство муки и комбикормов.
В этот же период строятся два 135-квартирных жилых дома, административный корпус со столовой на 60 посадочных мест, медпункт, парикмахерская, детский сад на 320 мест.
С октября 1993 года Тихорецкий комбинат хлебопродуктов преобразован в Акционерное общество открытого типа «Комбинат хлебопродуктов «Тихорецкий».
Численность рабочих и служащих составляет на этот момент 614 человек. Средний возраст работников – 37 лет.
В 1993 году кукурузообрабатывающий завод переходит в распоряжение «Кубаньгибрид».
продолжение
--PAGE_BREAK--