Реферат по предмету "Литература"


Русский народ как идеал Л. Толстого по Исповеди, художественным произведениям и публицистике

--PAGE_BREAK--Путь к осознанию идеала и смысла жизни (по «Исповеди»)
Л. Н. Толстой родился в 1828 году в помещичьей усадьбе, имел дворянский титул графа и принадлежал к высшему светскому обществу. Большую часть своей жизни провел в собственном имении Ясная поляна. Учился в Казанском университете. Служил на военной службе, где и начал заниматься писательством. Литературный гений его был столь очевиден, что первая же повесть «Детство» (1852, Толстому было 24 года) сразу поставила его в ряд крупнейший русских писателей. Но в первых произведениях мы ощущаем взгляды раннего Толстого, не обретшего еще свой идеал и смысл жизни.

Сам он в «Исповеди» пишет об этом так. "В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили".

По мере углубления жизненного опыта, совершается переворот и в его представлении о жизненных целях. Первые признаки этой перемены ощущаются уже в Севастопольских рассказах (1855), написанных по впечатлениям Крымской войны и обороны Севастополя от англо-франзузских войск. Мы чувствуем, что главное, что увидел Толстой в осажденном Севастополе, — это душевное величие русского солдата, героизм народа, защищающего родину. Рассказы содержат и резкое обличение военной аристократической среды – родной среды самого Толстого.

28-и лет Толстой вышел в отставку, пару раз посетил заграницу, изучал постановку западноевропейского образования. Но тамошние нравы не вдохновили его вовсе. Они были весьма далеки от идеала, бездуховны. Его возвращение в Россию совпало с отменой крепостного права (1861). Именно в этот период он постепенно пришел к осознанию того, что высшее общество, к которому принадлежал он сам, несправедливо пользуется богатствами, созданными трудом простого народа, крестьянства.

В 1863-69 годах Толстой пишет свой первый и самый выдающийся роман-эпопею «Война и мир». В то время в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России, шла полемика по вопросу об искусстве и российской действительности.Представители разных направлений по-разному видели решение тех проблем, с которыми столк­нулась страна в процессе подготовки и проведения реформ. Вкипевших спорах особое внимание уделялось вопро­су о народе, вырабатывалось понимание этой категории, а также понимание природы и особенностей именно русского народа.

Велись споры и вокруг того, чьи идеи и взгляды могут оказать на народ наибольшее воздействие. Это было то самое время, когда нищий студент Раскольников в своей каморке придумал «наполеоновскую» теорию о двух разря­дах людей. Мысли о возвышающем воздействии сильной личности на народ носились тогда в воздухе. Свое понима­ние этой проблемы выразил и Лев Толстой в эпопее «Война и мир».

Опубликовав первый же роман, Толстой достиг вершины писательской славы. Но в «Исповеди» об этом периоде его жизни сказано: «Я  все-таки продолжал писать. Я вкусил уже соблазна писательства, соблазна огромного денежного вознаграждения и рукоплесканий за ничтожный труд и предавался ему как средству к улучшению своего материального положения и заглушению в душе всяких вопросов о смысле жизни моей и общей».

Он искал ответа на мучившие его вопросы. Вопросы эти всегда были одинаковыми «Зачем?». Зачем нужно все то, что он делает, зачем живет? Он «не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей жизни». «Иначе выраженный, вопрос будет такой: „Зачем же мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?“ Еще иначе выразить вопрос можно так: „Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?“

Толстой изучил ответы великих мыслителей прошлого (Сократа, Шопенгауэра, царя Соломона, Будды) на свой вопрос и не нашел разъяснения. Он стал искать разъяснения в жизни — они его не устроили. И тогда он нашел свой путь: „Искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потеряли смысл жизни, а у тех миллиардов отживших и живых людей, которые делают жизнь и на себе несут свою и нашу жизнь“. „Оглянувшись дальше на людей других стран, на современных мне и на отживших, я увидал одно и то же. Где жизнь, там вера, с тех пор, как есть человечество“.

Но так как официальная вера тоже не удовлетворяла Толстого, он пришел к своей собственной вере, созвучной вере простого народа. „И я видел таких, понявших смысл жизни, умеющих жить и умирать, не двух, трех, десять, а сотни, тысячи, миллионы“, „И я полюбил этих людей“.  »Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принял его".

И вот каков смысл жизни, ответ на вопрос «зачем?»: «Смысл этот, если можно его выразить, был следующий. Всякий человек произошел на этот свет по воле Бога. И Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти ее. Задача человека в жизни — спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым. Смысл этот народ черпает из всего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданием, живущим в народе, и выражающимся в легендах, пословицах, рассказах. Смысл этот был мне ясен и близок моему сердцу».

Толчком к полному осознанию произошедшего в Толстом душевного перелома послужило его участие в переписи населения 1882 года, произведшее потрясающее впечатление: он познакомился с ужасами городской нищеты. В сочинениях «Исповедь» (1880-82), «В чем моя вера?» (1883), «Так что же нам делать?» (1886) Толстой с большим волнением и искренностью пересматривал свои собственные нравственные, религиозные и общественные взгляды. Он проникался отрицательным отношением к самодержавию, официальной церкви и окончательно утверждал свой идеал – народ и вера.  Значительную долю в его творчестве стала занимать публицистика (литература по общественно-политическим вопросам), сценические произведения.

Во всех  поздних работах Толстого, так или иначе, отражена созданная им философия. В художественных и публицистических произведениях Толстой не переставал отзываться на все, что волновало русское общество и его нравственное сознание. Все творческое наследие писателя  огромно.  Рассмотрим тему «Русский народ как идеал Толстого» на примере одного - самого выдающегося романа-эпопеи «Война и мир».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.