1
Новый порядок продления сроков прекращения обязательств по внешнеторговым операциям
Со 2 октября 2008 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178), который сменил одного из "внешнеэкономических долгожителей" - Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 7). Оба этих законодательных акта в качестве своего ключевого "элемента" содержат требование о соблюдении четко установленных сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций (далее - сроки прекращения обязательств). В частности, согласно п. 1.4 Указ № 178 резиденты должны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами в полном объеме в следующие сроки (в Указе № 7 содержатся практически те же нормы):
- при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
За нарушение этих сроков ст. 11.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена достаточно серьезная ответственность: наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 2% не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения установленного срока. Понятно, что получать такие санкции никому не хочется, однако далеко не всегда резидент Беларуси, заключивший внешнеторговую сделку, имеет возможность как-то повлиять на своего зарубежного контрагента, заставив его выполнить свои обязательства в требуемые белорусским законодательством сроки.
Бизнес - занятие непростое, и при его ведении возможны всякие неожиданности, не позволяющие даже вполне сознательным участникам внешнеэкономической деятельности вовремя отгружать товары или производить их оплату. К счастью, это понимают и наши законодатели, поэтому они и предусмотрели в данных указах возможность продления сроков прекращения обязательств.
Исходя из п. 2.8 Указа № 7 продление установленных сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществлялось Министерством торговли в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком. Данный порядок был определен Положением о порядке продления сроков проведения внешнеторговых операций, утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 04.01.2002 № 1 (по состоянию на 11.08.2006) (далее - Положение).
Разработчиков Указа № 178 Министерство торговли в качестве одного из "регуляторов" внешнеэкономической деятельности почему-то не устроило, и они решили, что продление сроков прекращения обязательств как-то ближе главному банку страны. В связи с этим п. 1.5 Указа № 178 определено, что приведенные выше сроки прекращения обязательств могут быть продлены по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) и его главными управлениями по областям до начала фактической реализации внешнеторговой операции либо в ходе ее реализации в порядке, установленном им по согласованию с Комитетом государственного контроля. Особо отмечено, что плата за подобное продление больше не взимается (до вступления Указа № 178 в силу за эти "нехитрые" действия согласно п. 67 приложения 9 к Закону Республики Беларусь "О государственной пошлине" необходимо было заплатить нешуточную сумму - 17 базовых величин, что на сегодняшний день составляет 595 000 руб.).
Главный банк страны не заставил себя долго ждать и в предписанный ему срок принял постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2008 № 100, которым была утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций (далее - Постановление № 100 и Инструкция соответственно).
Инструкция устанавливает единый порядок выдачи Национальным банком разрешений резидентам на продление сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций (далее - разрешения). При этом ее действие не распространяется на внешнеторговые операции:
- проводимые представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами, консульскими учреждениями Республики Беларусь, находящимися за пределами Беларуси, для собственных нужд, необходимых для обеспечения их функционирования;
- проводимые на территории Республики Беларусь через розничную сеть резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов и физическими лицами - нерезидентами;
- расчеты по которым осуществляются физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Беларуси;
- расчеты по которым осуществляются через банки-нерезиденты.
Если сроки прекращения обязательств необходимо продлить по сравнению с установленными Указом № 178 (при экспорте - на срок свыше 90 и до 180 (включительно) календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг; при импорте - на срок свыше 60 и до 120 (включительно) календарных дней с даты проведения платежа), то за получением соответствующего разрешения следует обратиться в главные управления Национального банка по областям по месту государственной регистрации резидента. При этом разрешение должно быть подписано начальником главного управления Национального банка по области либо его заместителем.
Если же возникает необходимость продлить сроки прекращения обязательств на более продолжительный период (при экспорте - на срок свыше 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, при импорте - на срок свыше 120 календарных дней с даты проведения платежа), то обращаться придется уже в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Национального банка. Разрешение, выданное в этом подразделении главного банка страны, должно быть подписано либо самим Председателем Правления Национального банка, либо его заместителем, направляющим деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля.
В соответствии с п. 13 Инструкции для получения разрешения резидент должен представить в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) следующие документы:
- письменное заявление произвольной формы, содержащее описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы), ее сумму, обоснование продления сроков прекращения обязательства при осуществлении внешнеторговой операции, по которой испрашивается получение разрешения. В заявлении, подписанном руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем), в обязательном порядке указываются его местонахождение и контактный телефон;
- копию документа (документов), посредством которого оформлена внешнеторговая операция. При этом верность представляемых копий должна быть засвидетельствована подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) и печатью;
- ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (представляется для продления срока прекращения обязательств только в случае, когда условиями внешнеторгового договора предусмотрено прекращение обязательств свыше 365 календарных дней), за исключением юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента, другому государственному органу и иной государственной организации, подчиненным Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси.
Резидент может представить и иные документы, которые могут способствовать рассмотрению его заявления по существу (естественно, ответственность за достоверность представленных документов и (или) их копий несет заявитель). В свою очередь, и главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) может запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения.
Отметим, что в Инструкции несколько расплывчато говорится, что сроки прекращения обязательств "могут быть продлены по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами". Напомним, что в ранее действовавшем Положении были достаточно четко сформулированы основания для ходатайства о продлении указанных сроков, а именно:
- длительный цикл изготовления технически сложного оборудования предприятием-изготовителем - нерезидентом Республики Беларусь;
- длительный срок транспортировки продукции;
- реализация продукции через агентские и дилерские организации при условии заключения соответствующего соглашения с рассрочкой платежа в сроки, превышающие установленные законодательством или ранее выданными разрешениями;
- сезонность и цикличность поставок;
- низкая конкурентоспособность продукции собственного производства, реализуемой в рамках внешнеторгового договора (в том числе в рамках договора консигнации или комиссии);
- наступление форс-мажорных обстоятельств, подтвержденное компетентными органами;
- наличие международных договоров, регулирующих порядок взаиморасчетов в сроки, превышающие установленные законодательством;
- другие объективные причины, подтвержденные соответствующими документами.
Исключение из Инструкции перечня таких оснований может, на наш взгляд, повысить роль субъективного фактора при принятии решения о выдаче разрешений. Главной гарантией от подобного субъективизма должен послужить тот факт, что согласно п. 4 Постановления № 100 письменный отказ в выдаче разрешения может быть дан только за подписью заместителя Председателя Правления Национального банка, направляющего деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля, либо начальника главного управления валютного регулирования и валютного контроля (начальника главного управления Национального банка по области). Будем надеяться, что чиновники столь высокого уровня будут принимать только справедливые решения.
Кроме того, п. 25 Инструкции определено, что Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) имеет право отказать резиденту в выдаче разрешения в следующих случаях:
- при представлении заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставлении заявителем документов, необходимых для получения разрешения в необходимые сроки;
- если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически была реализована и обязательства по ней прекращены;
- если на дату подачи заявления срок прекращения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением, уже превышен.
Пунктами 9-11 Инструкции установлены следующие правила оформления разрешения:
- если резидент обращается с заявлением о выдаче разрешения до начала фактической реализации внешнеторговой операции, то в выдаваемом разрешении устанавливается количество дней сверх определенного законодательством срока с даты начала осуществления внешнеторговой операции;
- при подаче резидентом заявления о выдаче разрешения в ходе осуществления внешнеторговой операции в разрешении указывается конкретная дата, не позднее которой он должен обеспечить прекращение обязательств при ее осуществлении;
- если же резидент дотянул "до последнего" и подает заявления о выдаче разрешения в день истечения срока осуществления внешнеторговой операции, то в разрешении устанавливается срок с даты подачи заявления по дату (включительно), до которой резидент обязан обеспечить прекращение обязательств нерезидента по внешнеторговой операции.
Что касается срока выдачи разрешений, то он сокращен с 15 рабочих дней с даты регистрации всех представленных заявителем документов (п. 13 Положения) до 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в главное управление валютного регулирования и валютного контроля или главное управление Национального банка по области (п. 16 Инструкции). Правда, если возникает необходимость в представлении дополнительных документов, то этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 календарных дней с даты поступления всей дополнительно запрошенной информации.
Еще одним положительным нововведением Инструкции следует считать возможность повторного продления сроков прекращения обязательств (согласно Положению подобное продление было возможно только в исключительных случаях). В соответствии с п. 21 Инструкции для рассмотрения вопроса о повторном продлении срока прекращения обязательств резидент помимо перечисленных выше документов должен представить в главное управление валютного регулирования и валютного контроля или в главное управление Национального банка по области:
- информацию от контрагента по сделке, письменно подтверждающую невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии);
- копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии);
- копию разрешения, выданного главным управлением Национального банка по области (при его наличии).
Как и в случае с обычным продлением сроков, верность всех представляемых копий должна быть засвидетельствована подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) и печатью. В случае получения от резидента заявления о повторном продлении срока прекращения обязательств Национальный банк (главное управление Национального банка по области) рассматривает вопрос о выдаче нового разрешения.
Инструкцией также установлены особенности внесения изменений и (или) дополнений в разрешение в случаях реорганизации или создания юридического лица, изменения его наименования (фамилии, имени, отчества, местожительства индивидуального предпринимателя), а также утраты разрешения.
Форма разрешения приведена в приложении 1 к Инструкции.
Заканчивается Инструкция "грозным" предупреждением тем, кто не захочет (или не сможет) выполнить ее предписания. Согласно п. 24 этого нормативного акта в случае установления главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Национального банка по области) при рассмотрении представленных заявителем документов фактов превышения резидентом срока прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговой операции без получения необходимого разрешения указанное подразделение Национального банка будет направлять информацию о выявленных нарушениях в Комитет государственного контроля. Не хотите связываться с этим ведомством - внимательно изучайте Инструкцию и скрупулезно выполняйте ее нормы.
Постановление № 100 вступило в силу со 2 октября 2008 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101).
Годунов В.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств (главы 30-50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 2005.
Гражданское право: Учебник Автор: Алексеев С.С., Гонгало Б.М. М.: 2006г. - 480с.
Гражданское право. Автор: "Фоков А.П., Попонов Ю.Г., Черкашина И.Л. и др." Издательство: "КноРус". 2008.
Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.
Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2 кн. Кн. 1. /Отв. Ред. В.Ф. Чигир. - 2-ое изд. - Мн.: Амалфея, 2000. 544с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |