Нет счастья в бездействии По комедии Грибоедова Горе от ума и роману Гончарова Обломов
В чем заключается истинное счастье? Этим вопросом каждый человек, наверняка, задается хотя бы один раз в жизни, но, к сожалению, крайне редко находит точный ответ. Ведь даже для самого себя очень трудно выбрать единственно верный путь. В конце концов трудно точно определить то, чего хочется на самом деле. С другой стороны, никто не утверждает, что исполнение всех желаний приносит счастье. Не зря же часто повторяют: «Бойтесь своих желаний, ведь они могут и сбыться». Слишком часто человек, выбирая, казалось бы, меньшую из зол, внезапно осознает, что сделал наихудший выбор.
Но это вопросы больше о желании и характере человека, то есть то, что делает его выбор и представление о счастье особенными. Но есть ведь то, что если не является первостепенно важным, однако все же необходимо для полноценной жизни. Размышляя о различных добродетелях человека, я пришла к выводу, что более всего человеку необходимо развитие, действие. Мне кажется, нормальный человек не может провести целую жизнь, ленясь и не желая сталкиваться с реальностью.
В литературе есть множество персонажей, не представляющих свою жизнь в бездействии. Если присмотреться, то это каждый счастливый персонаж, но обратимся к тому, в ком энергия действительно кипит.
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.
Так говорит Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Этот герой не раз доказывал, что жизнь счастливая не возможна в лености и безделье. Чацкий, как представитель нового поколения, не может и секунды провести в бездействии.
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два,
Тот сватался — успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Чацкий смело осуждает и старые нравы, и их представителей. Он не терпит праздного времяпрепровождения. Путешествует, много читает, он постоянно в движении.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Чацкий вернулся в Москву из длительного путешествия, в неизвестные страны же он и удаляется. За свое короткое пребывание в Москве он многое смог изменить силой духа и своей энергией.
Конечно, Чацкого нельзя назвать совершенно счастливым человеком, но в постоянном действии он находит определенное удовлетворение. А в лености и праздности он бы вовсе увял.
Но Чацкий так же доказывает нам, что для счастья все же мало деятельной натуры и жизни в постоянном движении. Счастья достичь очень трудно, а бесцельная трата времени вовсе не способствует этому.
Однако, есть в литературе один весьма необычный персонаж, который, казалось бы, является прямым опровержением высказывания Достоевского.
Илья Ильич Обломов совершенно не любил действовать. Полежать, подумать, помечтать — любимое его занятие, а решится на что-то, вести деятельную жизнь… Это далеко не то, что делает Обломов.
Однако, стоит присмотреться внимательней к повседневной жизни Обломова, настолько ли уж она статична? Ведь и человек, который не приспособлен к физическому труду, все же может найти возможности к развитию, к каким-то действиям. Пусть они будут лишь плодом его воображения. Человек активный не может сидеть, сложа руки, ему необходима работа, движение. Другому же наоборот не нужно ничего более спокойного разговора с другом, интересной книги, а иному и собственного воображения достаточно. Ведь и действие оно для каждого свое, все-таки все в этом мире относительно.
«Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием», — так описывает своего героя Гончаров в романе «Обломов».
Обломов в литературе является персонажем, хотя и необычным, однако очень, если можно так сказать, милым, уютным и домашним. С ним никак не сочетается слово «движение», «действие». Скорее «покой» и «умиротворенность».
Пусть жизнь их была сосредоточена на безучастном созерцании мира, пусть не стремились они его изменить и улучшить, не бежали и никуда не спешили. Однако это никак не мешало им быть счастливыми, даже наоборот, именно такой уклад жизни основу того самого «обломовского» счастья и составлял.
Дело в том, что движение и развитие присущи даже таким Богом забытым местам. В Обломовке все идет своим чередом: одно время года сменяет другое, солнце невозмутимо вершит свой путь, а обитатели этого края устраивают жизнь. Завтрак, молитвы, обед и послеобеденный сон… они не могут представить свою жизнь без этих привычных хлопот.
«Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе».
У каждого определенное дело, своя обязанность, то, без чего жизнь его станет скучной и бессмысленной, счастье упорхнет, махнув на прощанье прозрачным крылышком.
Стереотип жизни, схему будущего своего существования и понятия о счастье формировались в Обломове соответственно тому порядку жизни, к которому он был приучен с детства. Однако же, вряд ли он смог жить, не делая абсолютно ничего. Не будь его «плана», который постоянно надо обдумывать, или Захара, за которым все время нужно следить, или тех гостей, с которыми и поговорить, и помолчать можно. Обломов тоже не мог бездействовать, потому и был счастлив, по-своему, но счастлив.
Счастье — неверный спутник, и не стоит гнаться за ним всю свою жизнь, порой лучше ловить момент. Но если человек умеет приручить этого невиданного зверя, то многие проблемы решаются сами собой. Но для этого нельзя сидеть, сложа руки, и ждать чуда. Никто не добудет тебе удачи или ума, кроме тебя самого, никто не сделает тебя счастливым без твоего участия. Бездействовать и лениться — значит обречь себя на безрадостную тусклую жизнь.