Реферат по предмету "Литература"


Образ автора в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин

--PAGE_BREAK--  всей пре­ды­ду­щей жиз­нью Оне­ги­на. Ко­гда-то в юно­сти, ед­ва всту­пив в свет, Ев­ге­ний был ис­кре­нен, знал под­лин­ные чув­ст­ва :
                   Он в пер­вой юно­сти сво­ей

                   Был жерт­вой бур­ных за­блу­ж­де­ний

                   И не­обуз­дан­ных стра­стей.
     Но го­ды, про­жи­тые в фаль­ши­вом ми­ре, не про­шли да­ром. «Роп­та­нье веч­ное ду­ши» сме­ни­лось рав­но­ду­ши­ем и к лю­дям, и к чув­ст­вам:
                   В кра­са­виц он уж не влюб­лял­ся,

                   А во­ло­чил­ся как-ни­будь;

                   От­ка­жут — ми­гом уте­шал­ся;

                   Из­ме­нят — рад был от­дох­нуть.
    Ис­крен­ние ув­ле­че­ния сме­ни­лись иг­рой; на­де­ж­ды и меч­ты мо­ло­до­сти по­ка­за­лись на­ив­ны­ми, не­сбы­точ­ны­ми; при­шло не­ве­рие, а с ним — без­раз­ли­чие к жиз­ни:
                   Так точ­но рав­но­душ­ный гость

                   На вист ве­чер­ний при­ез­жа­ет,

                   Са­дит­ся; кон­чи­лась иг­ра:

                   Он уез­жа­ет со дво­ра,

                   Спо­кой­но до­ма за­сы­па­ет

                   И сам не зна­ет по­ут­ру,

                   Ку­да по­едет вве­че­ру.

                             

     Жизнь — вист, кар­точ­ная иг­ра; ве­дет­ся она, что­бы за­нять вре­мя — и толь­ко, что­бы как-то про­тя­нуть дни, «зе­во­ту по­дав­ляя  сме­хом»; и так Оне­гин про­жил луч­шие го­ды: с ше­ст­на­дца­ти до два­дца­ти че­ты­рех лет.
                   Вот как убил он во­семь лет,

                   Ут­ра­тя жиз­ни луч­ший цвет.
     Убил!  Это не слу­чай­ное сло­во. У Пуш­ки­на не бы­ва­ет слу­чай­ных слов. Ко­неч­но, по­сле та­ких вось­ми лет Ев­ге­ний не под­го­тов­лен к на­стоя­ще­му чув­ст­ву, не уме­ет пре­дать­ся ему. Этим и объ­яс­ня­ет­ся его тра­ги­че­ское не­по­ни­ма­ние Тать­я­ны. Ведь
                   … по­лу­чив по­сла­нье Та­ни,

                   Оне­гин жи­во тро­нут был...

                   … И в сла­до­ст­ный, без­греш­ный сон

                   Ду­шою по­гру­зил­ся он.

                   Быть мо­жет, чув­ст­вий пыл ста­рин­ный

                   Им на ми­ну­ту ов­ла­дел;

                   Но...
    Но… Что же по­ме­ша­ло Оне­ги­ну от­дать­ся чув­ст­ву? По­че­му он ото­дви­га­ет, стря­хи­ва­ет с се­бя «сла­до­ст­ный, без­греш­ный сон»? Да по­то­му, что сам се­бе не ве­рит, по­то­му, что, уби­вая во­семь лет жиз­ни, он и сам не за­ме­тил, как убил в се­бе вы­со­кое и ос­та­вил толь­ко низ­мен­ное, а те­перь, ко­гда это вы­со­кое го­то­во вос­крес­нуть, — он ис­пу­гал­ся. Ис­пу­гал­ся вол­не­ний  люб­ви, по­тря­се­ний, стра­да­ний, и да­же слиш­ком боль­ших ра­до­стей  ис­пу­гал­ся — пред­по­чел  хо­лод­ный  по­кой… Ра­зу­ме­ет­ся,  се­бе са­мо­му он не хо­чет при­знать­ся в этом и объ­яс­ня­ет свои по­ступ­ки для са­мо­го се­бя за­бо­той о юной, не­опыт­ной, ис­крен­ней Тать­я­не.
    Про­по­ведь Оне­ги­на, на пер­вый взгляд, очень бла­го­род­на. Будь на его мес­те обыч­ный свет­ский ден­ди, он не пре­ми­нул бы имен­но «об­ма­нуть… до­вер­чи­вость ду­ши не­вин­ной», раз­влечь­ся в де­ре­вен­ской глу­ши с на­ив­ной сель­ской ба­рыш­ней — и, рас­став­шись с ней, ед­ва она ему на­до­ест, об­речь ее на му­че­ния и бе­ду… Оне­гин не сде­лал это­го — но ведь он не обыч­ный свет­ский ден­ди! Он — как-ни­как — до­б­рый при­ятель Пуш­ки­на. Он зна­ет це­ну све­ту и его «важ­ным за­ба­вам», сам Пуш­кин лю­бит в нем «меч­там не­воль­ную пре­дан­ность» — и вот эти меч­ты  го­то­вы осу­ще­ст­вить­ся: пре­крас­ная, гор­дая, ду­шев­но бо­га­тая, воз­вы­шен­ная де­вуш­ка пред­ла­га­ет ему свою лю­бовь, а он бе­жит от нее, бе­жит от сво­ей меч­ты. Во имя че­го?
                 Ко­гда бы жизнь до­маш­ним кру­гом

                 Я ог­ра­ни­чить за­хо­тел...

                 … То вер­но б кро­ме вас од­ной

                 Не­вес­ты не ис­кал иной...

                 … Но я не соз­дан для бла­жен­ст­ва;

                 Ему чу­ж­да ду­ша моя...    

         

    Это не­прав­да!  Как  мо­жет че­ло­век  го­во­рить  о се­бе: «я не соз­дан для бла­жен­ст­ва»?! Все лю­ди соз­да­ны для сча­стья, но не все уме­ют быть сча­ст­ли­вы­ми, — вот Оне­гин не уме­ет, бо­ит­ся. Он про­го­ва­ри­ва­ет­ся:
                  Ска­жу без бле­сток мад­ри­галь­ных:

                  На­шел мой преж­ний иде­ал,

                  Я вер­но б вас од­ну из­брал

                  В под­ру­ги дней мо­их пе­чаль­ных...
    Зна­чит, та­кая де­вуш­ка, как Тать­я­на, бы­ла ко­гда-то идеа­лом Оне­ги­на! Но иде­ал этот — «преж­ний», Оне­гин боль­ше не ве­рит в не­го; позд­но, как ему ка­жет­ся, встре­тил он Тать­я­ну… Не­на­ви­дя и пре­зи­рая свет, он тем не ме­нее за­ра­жен его взгля­да­ми,  его пред­рас­суд­ка­ми:
                  Я, сколь­ко ни лю­бил бы вас,

                  При­вык­нув, раз­люб­лю тот­час;

                  Нач­не­те пла­кать: ва­ши сле­зы

                  Не тро­нут серд­ца мое­го,

                  А бу­дут лишь бе­сить его… .
    По­че­му Оне­гин так уве­рен, что ино­го «се­мей­но­го сча­стья» быть не мо­жет? По­то­му что слиш­ком мно­го по­доб­ных при­ме­ров он ви­дел в све­те:
                  Что мо­жет быть на све­те ху­же

                  Се­мьи, где бед­ная же­на

                  Гру­стит о не­дос­той­ном му­же

                  И днем и ве­че­ром од­на;

                  Где скуч­ный муж, ей це­ну зная

                  (Судь­бу од­на­ко ж про­кли­ная),

                  Все­гда на­хму­рен, мол­ча­лив,

                  Сер­дит и хо­лод­но-рев­нив!
    Ко­гда-то, в ран­ней юно­сти, Оне­гин ве­рил, ве­ро­ят­но, в воз­мож­ность  вы­со­кой люб­ви на всю жизнь.  Но свет убил эту ве­ру — и да­же на­де­ж­ду  на ее воз­вра­ще­ние:
                  Меч­там и го­дам нет воз­вра­та;

                  Не об­нов­лю ду­ши мо­ей...
    Вот она -глав­ная тра­ге­дия Оне­ги­на: «не об­нов­лю ду­ши мо­ей»! Ко­неч­но, с его точ­ки зре­ния, он прав, он по­сту­па­ет бла­го­род­но: не ве­ря в воз­мож­ность люб­ви, от­ка­зы­ва­ет­ся от нее, да еще и вос­пи­ты­ва­ет по­пут­но на­ив­ную Тать­я­ну.
            Но­чью, во сне,  раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в “Ев­ге­нии Оне­ги­не” эпи­зод,  ко­то­рый  обык­но­вен­но с тру­дом  под­да­ет­ся ком­мен­та­рию.  В са­мом  де­ле, за­чем  внут­ри  впол­не   реа­ли­сти­че­ской  “эн­цик­ло­пе­дии рус­ской жиз­ни”  (В. Бе­лин­ский) по­тре­бо­вал­ся   та­кой  стран­ной,  так яв­но  и  рез­ко вы­па­даю­щей  из  “нор­маль­но­го”  по­ве­ст­во­ва­ния “сон  Тать­я­ны”?
            Сон этот про­чи­ты­ва­ет­ся и по язы­че­ско­му, и по хри­сти­ан­ско­му сим­во­ли­че­ско­му  сло­ва­рю, но — не­оди­на­ко­во. С по­зи­ции язы­че­ст­ва сон, сно­ви­де­ние — это все­гда пе­ре­ме­ще­ние в ино­ми­рие. В та­ком смыс­ле для язы­че­ст­ва сны не ме­нее ре­аль­ны, чем по­все­днев­ная явь, — ско­рее бо­лее, ибо они обя­за­тель­но ве­щие, про­ро­че­ские: как раз по­то­му, что они пе­ре­но­сят ге­ро­ев в по­вы­шен­но зна­чи­мое про­стран­ст­во. По всем за­ко­нам язы­че­ской про­стран­ст­вен­ной сим­во­ли­ки иноми­рие во сне Тать­я­ны пред­став­ле­но дре­му­чим ле­сом, его центр (сре­до­то­чие его сил) — лес­ной из­буш­кой (см. из­бу Ба­бы Яги), его гра­ни­ца — ручь­ем (ре­ка как гра­ни­ца двух ми­ров). «Про­вод­ник» Тать­я­ны в это ино­ми­рие, мед­ведь, — то­же тра­ди­ци­он­ный хо­зя­ин лес­но­го цар­ст­ва не толь­ко в сла­вян­ской, но и во всей ин­до­ев­ро­пей­ской ми­фо­ло­гии.
            Для хри­сти­ан­ст­ва — в выс­шем, аб­со­лют­ном по­ни­ма­нии -  нет ино­ми­рия зла, нет и лю­дей из это­го ино­ми­рия  зла по-хри­сти­ан­ски — лишь ду­хов­ная пус­то­та, зо­на от­сут­ст­вия све­та и до­б­ра, его все­лен­ская «тень». У зла нет и быть не мо­жет сво­его, за­кон­но­го, по­сто­ян­но­го мес­та в ми­ро­зда­нии: зло ко­ре­нит­ся в ми­ре ду­хов­ном, в ду­ше че­ло­ве­ка.  При этом ни один че­ло­век не име­ет «злой ду­ши» (как ска­жет Пуш­кин да­же о ста­ру­хе гра­фи­не из «Пи­ко­вой да­мы»).  Но че­ло­век мо­жет ис­ка­зить, из­вра­тить при­ро­ду сво­ей ду­ши,  ес­ли сде­ла­ет из нее «иг­ра­ли­ще» стра­стей и эго­из­ма.
            Тем­ный лес Тать­я­ни­но­го сна и де­ла­ет­ся  сим­во­ли­че­ским  «пей­за­жем ду­ши» Оне­ги­на: ее по­та­ен­ных «мрач­ных бездн», ее нрав­ст­вен­но­го хао­са с де­мо­ни­че­ски­ми чу­до­ви­ща­ми-стра­стя­ми, ее эгои­сти­че­ско­го хо­ло­да. Внеш­не  в бы­ту, в жиз­ни Оне­гин, свет­ский ще­голь, ску­чаю­щий в  де­рев­не сто­лич­ный жи­тель, — мо­жет ка­зать­ся «очень мил». Ду­хов­ные опас­но­сти, под­сте­ре­гаю­щие ге­роя, на бы­то­вом язы­ке не­вы­ра­зи­мы, бы­то­вым зре­ни­ем не­ви­ди­мы.  И эро­ти­че­ское на­ва­ж­де­ние, «тос­ка ноч­ная», ко­то­рая  втор­га­ет­ся че­рез Оне­ги­на в жизнь Тать­я­ны, — то­же есть не про­стая де­ви­че­ская влюб­лен­ность, но смер­тель­но опас­ное ис­ку­ше­ние ду­ха. И это­го то­же нель­зя  ни уви­деть, ни пря­мо вы­ра­зить фа­буль­но, «реа­ли­сти­че­ски», жи­тей­ски. Лишь сон Тать­я­ны де­ла­ет воз­мож­ным «со­ше­ст­вие во ад» оне­гин­ско­го ду­хов­но­го со­стоя­ния; лишь сон вы­во­дит во­вне   внут­рен­нюю чу­до­вищ­ность это­го со­стоя­ния, его уг­ро­зу не толь­ко для ге­роя, не толь­ко  для его дру­га, но и для ге­рои­ни. В ста­ро­рус­ской ли­те­ра­ту­ре  был та­кой по­пу­ляр­ный жанр: при­жиз­нен­ные «хо­ж­де­ния по му­кам» за­гро­бия. Сон Тать­я­ны имен­но и вво­дит в но­во­ев­ро­пей­ский,  впол­не «ци­ви­ли­зо­ван­ный» ро­ман в сти­хах ста­рин­ный по­лу­фольк­лор­ный  жанр, а тем са­мым и хри­сти­ан­скую ду­хов­ную тра­ди­цию, этот  жанр по­ро­див­шую.                          

    

            Те­перь по­нят­но, от­че­го ком­по­зи­ци­он­но ино­ми­рие по­па­да­ет в ли­те­ра­тур­ные тек­сты ча­ще все­го на силь­ных, осо­бо от­ме­чен­ных по­зи­ци­ях: за­вяз­ке дей­ст­вия или его куль­ми­на­ции. Как бы за­тей­ли­во ни скла­ды­ва­лась фа­бу­ла   про­из­ве­де­ния, ее на­стоя­щая цель и смысл, пред­на­зна­че­ние  всех со­бы­тий, суть и рас­ста­нов­ка всех ос­нов­ных ее уча­ст­ни­ков про­яв­ля­ют­ся имен­но там, в ино­ми­рии: мес­те  встре­чи с судь­бой, ко­то­рое оп­ре­де­ле­но ве­ко­вы­ми сим­во­ли­че­ски­ми  тра­ди­ция­ми и «из­ме­нить» ко­то­рое во­ис­ти­ну «нель­зя».
            В романе нет ни одной даты, но, если внимательно  читать его, можно точно установить, когда происходят события. Онегин уехал в деревню к дяде в то самое время, когда Пушкина выслали из Петербурга.
                 Онегин был готов со мною

                 Увидеть чуждые страны;

                 Но скоро были мы судьбою

                 На долгий срок разведены.

                 Отец его тогда скончался...

                 … Вдруг получил он в самом деле

                 От управителя доклад,

                 Что дядя при смерти в постели...
    Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого «убил он восемь лет» в свете -следовательно, появился в обществе примерно в конце 1812 года. Сколько лет могло быть Онегину в это время? В пушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин «шестнадцати не больше лет» появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше Пушкина на три года. Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года — Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцати- летним  Ленским. Неудивительно поэтому, что он относится к Ленскому  чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».
                        Там, где дни облачны и кратки,

                        Родится племя, которому умирать не

                                                    больно.

                                                  (Петрарка)
Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и — внешне, во всяком случае, — незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Эпиграф  исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю  ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
    Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
               В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — сила «общественного мнения». Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, — те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами — убийца, палач:

                   Зарецкий, некогда буян,

                   Картежной шайки атаман,

                   Глава повес, трибун трактирный,

                   Теперь же добрый и простой

                   Отец семейства холостой,

                   Надежный друг, помещик мирный             

                   И даже честный человек:

                   Так исправляется наш век!
    На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он — опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.

   Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он
                   Был должен показать себя

                   Не мячиком предрассуждений,

                   Не пылким мальчиком, бойцом,

                   Но мужем с честью и с умом.
    Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина:  «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был  обезоружить младое сердце...» Но почему все эти глаголы стоят  в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду — еще не поздно… Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

                    "… в это дело

                    Вмешался старый дуэлист;

                    Он зол, он сплетник, он речист...

                    Конечно, быть должно презренье

                    Ценой его забавных слов,

                    Но шепот, хохотня глупцов..."
    Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью :
                    И вот общественное мненье!

                    Пружина чести, наш кумир!

                    И вот на чем вертится мир!
    Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков.  Но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование — в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов — от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!
    «Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, — это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин  не смеет.
    Удивителен в этой сцене Онегин. Вчера у него не хватило мужества отказаться от дуэли. Его мучила совесть — ведь он подчинился тем самым «строгим правилам искусства», которые так любит Зарецкий. Сегодня он бунтует против «классика и педанта», но как жалок этот бунт! Онегин нарушает всякие правила  приличия, взяв в секунданты лакея. «Зарецкий губу закусил»,  услышав  «представление»  Онегина, — и  Евгений вполне этим удовлетворен. На такое маленькое нарушение  законов света у него хватает мужества.
    И вот начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах «враг» и «друг». В самом деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или еще друзья? Они и сами этого не знают.
                  Враг и стоят, потупя взор.

                  Враги! Давно ли друг от друга

                  Их жажда крови отвела?

                  Давно ль они часы досуга,

                  Трапезу, мысли и дела

                  Делили дружно? Ныне злобно,

                  Врагам наследственным подобно,

                  Как в страшном, непонятном сне,

                  Они друг другу в тишине

                  Готовят гибель хладнокровно...

                  Не засмеяться ль им, пока

                  Не обагрилась их рука,

                  Не разойтися ль полюбовно?..

                  Но дико светская вражда

                  Боится ложного стыда.

                  … Плащи бросают два врага.

                  Зарецкий тридцать два шага

                  Отмерил с точностью отменной,

                  Друзей развел но крайний след,

                  И каждый взял свой пистолет.
    Та мысль, к которой Пушкин подводил нас всем ходом событий, теперь сформулирована коротко и точно:
                     Но дико светская вражда

                     Боится ложного стыда.
   Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение  и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить… Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье.
                Татьяне кажется, что книги Байрона и французских писателей, найденные ею в кабинете Онегина, вполне исчерпывают и растолковывают характер их владельца,
               Что ж он? Ужели подражанье,

               Ничтожный призрак, иль еще

               Москвич в Гарольдовом плаще,

               Чужих причуд истолкованье,

               Слов модных полный лексикон?.. .

               Уж не пародия ли он?
Это очень горькие раздумья.
  В первой главе мы видели петербургский бал глазами Пушкина — но мельком,  в сущности,  с улицы, через  окно: «По цельным окнам тени ходят...»  Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как «летают ножки милых дам», но не видели петербургского света близко и не слышали его суждений.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основні показники виробничо-господарської діяльності підприємства
Реферат Диагностика лечение и профилактика урогенитальных инфекций
Реферат Создание приложения "Клавиатурный тренажер"
Реферат Расчет и выбор крана для механического цеха
Реферат Государственная Дума Российской Федерации полномочия порядок избрания опыт функционирования
Реферат Конституційно-правовий статус правоохороних органів України
Реферат Ran Essay Research Paper Ran
Реферат Бюджетний дефіцит
Реферат Электропривод по схеме преобразователь частоты - асинхронный двигатель
Реферат Адміністративна рада фонду гарантування вкладів фізичних осіб
Реферат Києво-Могилянська академія
Реферат Aaron Copland Essay Research Paper Aaron CoplandBy
Реферат Жиряев, Александр Степанович
Реферат Разработка бизнес плана финансового оздоровления предприятия ООО СельхозПрод
Реферат Триботехнічні властивості зносостійкість, зношування, тертя, покриття, залишкові напруги детона