--PAGE_BREAK--1.2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛОГИСТИКИ
При перевозках грузов большое влияние на качество обслуживания оказывает участие посредников. К основным логистическим посредникам в транспортировке товаров относятся перевозчики и экспедиторы. Первые, как правило, выполняют различные перевозочные услуги, ассортимент которых определяется размерами отправок, различной дальностью перевозки, видами принимаемых к отправке грузов и другими признаками. Экспедиторы выполняют набор комплексных услуг: организовывают перевозку по маршруту, выбирают способ транспортировки и маршрут, координируют работу разных перевозчиков, выполняют таможенное оформление грузов и другие операции. Объем и содержание транспортной экспедиции определяется многими обстоятельствами: видом транспорта, видом сообщения, характером груза, технологией обработки груза и т. д. По данным Международной федерации экспедиционных ассоциаций (ФИАТА — FIATA), в мире действует около 35 тыс. экспедиционных предприятий [3].
К основным функциям экспедитора относят следующее:
· проработка транспортных условий контракта купли- продажи и выбор наиболее рационального вида транспорта, маршрута перевозки, транспортных средств с учетом системы критериев, принятой для транспортировки товара;
· изучение конъюнктуры мирового рынка транспортных услуг и разработка рекомендаций по организации перевозок;
· сопровождение товара в процессе транспортировки с предоставлением набора информационных услуг;
· организация доставки грузов, погрузочно-разгрузочных и складских работ;
· обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);
· заключение договоров с перевозчиками или их представителями на транспортировку груза, осуществление расчетов с перевозчиками и другими транспортными посредниками;
· подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов;
· приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;
· оформление коммерческих актов и других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков, пересортицы и т. п.;
· содействие организации перевалки грузов при передаче с одного вида транспорта на другой;
· выполнение таможенной очистки, содействие санитарному контролю и карантинным операциям;
· выполнение страхования грузов;
· координация действий участников транспортного процесса для обеспечения эффективной доставки грузов и др.
Выполнение указанных функций экспедитора реализуется через последовательность конкретных операций. Так,погрузочно- разгрузочные и складские работы включают следующие операции: погрузку, разгрузку, сортировку, маркировку, упаковку, счет, взвешивание грузов, комплектование и разукрупнение отправок, формирование и расформирование пакетов, ремонт упаковки и транспортной тары и т. д. Экспедитор при этом может выполнять очистку транспортных средств и контейнеров от остатков груза, содержать парк оборотных контейнеров и пакетов и предоставлять их грузоотправителям, предоставлять пломбировочные устройства.
Ккоммерческим услугам, предоставляемым экспедиторами, относятся заполнение товарно-транспортных документов; оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов; декларирование грузов в таможенных органах, оформление таможенных документов, составление актов о недостаче, несохранности грузов и просрочке их доставки от имени грузовладельца.
Кинформационным услугам экспедитора относят информирование грузополучателей об отправке грузов, уведомление о прибытии грузов в их адрес, предоставление сведений и месте нахождения груза, о тарифах на логистические услуги, выполняемых в ходе транспортировки и др.
При привлечении экспедитора в смешанном сообщении возникает необходимость определения выгоды, получаемой пользователем, которая зависит во многом от используемой схемы доставки. Пусть продавец и покупатель заключили договор купли-продажи товара, в котором предусмотрена обязанность продавца организовать доставку груза в пункт назначения. При этом следует выполнить следующие операции: груз необходимо подготовить к транспортировке, оформить документы, погрузить на автомобиль, доставить на автомобиле на железнодорожную станцию, там выгрузить и какое-то время хранить до погрузки в вагон, перевезти груз по железной дороге в порт своей страны, выгрузить на склад порта, временно хранить на складе до прибытия судна, погрузить груз на судно, отправить морем в порт другой страны, обработать груз в порту страны назначения, передать его автомобильному перевозчику, который доставит его в обусловленный договором пункт назначения.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 МЕТОДИКА ВЫБОРА ЭКСПЕДИТОРА
Выбор экспедитора является одной из важных задач, которые решаются при транспортировке груза. Содержаниеи сложность выполняемых экспедитором операций обуславливают присутствие специальных критериев, участвующих в выборе экспедитора для конкретной доставки грузов. Большинство таких критериев сложно оценить не только количественно, но и качественно. Такими критериями могут быть выполнение или невыполнение какой-либо важной для доставки конкретного груза операции, например, прохождение фумигационного или санитарного контроля, организация таможенной очистки груза; имеет или не имеет экспедитор необходимые сертификаты или лицензии, например, таможенного перевозчика; имеет или не имеет экспедитор своих агентов в пункте, порту, переходе и т. п., через которые предполагается транспортировка груза, а также другие аналогичные критерии, например, гибкость условий договора, возможность ведения переговоров и т. д.
Процедура выбора экспедитора предусматривает отбор претендентов и определение критериев выбора. По наиболее значимым критериям следует установить предельные значения, например, вероятность обеспечения доставки в точные сроки не менее 0.85, финансовая стабильность не менее 8 баллов и т. д. Учитывая, что критериев выбора экспедитора может быть достаточно много, и сами критерии могут противоречить друг другу, необходимо предусмотреть поиск компромиссного, но при этом наилучшего среди остальных, решения.
Сначала необходимо проверить претендентов по одному критерию, например, качеству услуг. Если среди экспедиторов нет ни одного, соответствующего установленному пределу по данному критерию, то следует или искать нового экспедитора или изменить ограничение по критерию. Если несколько экспедиторов прошли проверку по первому критерию, следует переходить к проверке следующего критерия, например, стоимости оказываемых услуг.
Если среди отобранных по одному критерию экспедиторов н оказалось ни одного, соответствующего ограничению по стоимости услуг, необходимо изменить список претендентов или ограничение по показателю. При этом проверка измененного списка или тог состава экспедиторов, но при других ограничениях, должна проходить сначала по первому критерию (качеству), а затем и по стоимости услуг. Если экспедиторы прошли проверку по двум критериям можно переходить к оценке по третьему показателю, например, по наличию дополнительных услуг, особенно ценных при какой-либо конкретной транспортировке.
Если среди отобранных экспедиторов ни один не оказывает эти услуги, а они особенно важны, необходимо вернуться вновь изменению ограничений по критериям оценки, в том числе и по рассмотренным критериям, или можно продолжить поиск экспедитора. Если экспедиторы прошли проверку по трем критериям, можно переходить к следующим критериям, процедура оценки будет аналогична вышеописанной. Примерный алгоритм выбора экспедитора по трем критериям показан на рис. 1.3.1.
Рис. 1.3.1. Алгоритм выбора логистических посредников
По такому алгоритму выбор производится при равной важности всех критериев. Такая оптимизация выбора экспедитора называется оптимизацией по В. Парето. Если критерии имеют разную важность, экспедитор может быть выбран на основе взвешивания критериев и последующего свертывания их к одному, также возможен поиск экспедитора путем задания главного критерия и уступок по другим показателям.
1.4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ
После того как организация определилась с выбором экспедитора, необходимо спланировать непосредственно самуперевозочную деятельность — определить оптимальные маршруты движения транспортных средств, которые позволят выполнить договорные обязательства с наименьшими затратами.
Маршрут движения — путь следования автомобиля при выполнении перевозок. Наиболее применяемой в настоящее время является классификация, при которой выделяются маятниковые и кольцевые маршруты.
Маятниковый маршрут — это маршрут, при котором путь следования автомобиля между двумя грузовыми пунктами неоднократно повторяется. Они бывают с обратным холостым пробегом; с обратным не полностью груженым пробегом; с обратным груженым пробегом.
Кольцевой маршрут — это маршрут следования автомобиля по (замкнутому контуру, соединяющему несколько отправителей или) получателей. Разновидностью кольцевых маршрутов являются: развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты, организуемые в тех случаях, когда масса груза, получаемая (отправляемая) корреспондирующими пунктами, меньше грузоподъемности подвижного состава. При движении по развозочным (сборным) маршрутам производится постепенная выгрузка (погрузка) груза, а сборно-развозочном маршруте происходит одновременная погрузка и выгрузка грузов.
Однако использование подобной классификации маршрутов не позволяет полностью охватить все возможные ситуации, возникающие при планировании перевозочной деятельности. Поэтому для описания транспортных ситуаций определим схемы организации перевозочного процесса исходя из соотношения количества потребителей и поставщиков. Таким образом возможны три основные схемы (таблица 1.4.1).
Таблица 1.4.1
Схемы организации перевозочного процесса
Условное название схемы
Маршрут
Схема перевозочного процесса
Один-к-одному
Маятниковый
Один-ко-многим
Маятниковый
111
Сборный, развозочный, сборно-развозочный
Многие-ко-многим
Кольцевой
Сборный, развозочный, сборно-развозочный
Примечание.1,2-грузоотправитель или грузополучатель.
В качестве исходной информации выступают сведения о количестве транспортных средств, их типе и грузоподъемности; количестве грузоотправителей и грузополучателей партии груза; временные ограничения по доставке грузов в пункты назначения и их вывозу из пунктов отправления. На этой основе определяется схема организации перевозок, группируя заявки согласно представленным табл.1.4.1вариантам.
Для дальнейших расчетов необходимо определить кратчайшие расстояния от пункта(-ов) погрузки до пункт (-ов) разгрузки.
Задача отыскания кратчайшего пути из первого пункта маршрута вт-й сводится к выбору чиселхij(i,,j= 1,2, ..., m), при которых достигается минимум функции, определяющей длину маршрута между начальным и конечным пунктом
(1.4.1)
Для решения задачи считается, что длины участков дорогимежду каждой парой соседних пунктов известны и равны , а числоxij= 1, если участок является звеном выбранного маршрута движения, и xij= 0, если он не входит в этот маршрут. Параметры при необходимости могут означать не только расстояния, но и продолжительность проезда по участкам сети или стоимости пробега автомобиля.
Если при перевозке груза используется схема «многие-ко-многим», решается транспортная задача. На последнем этапе – согласование схемы доставки, по каким маршрутам – маятниковому, или развозочному (сборочному или сборно-развозочному) – будет провозиться груз от каждого отправителя к получателям, закрепленными за ними после решения транспортной задачи.
Экономико-математическая модель транспортной задачи выглядит следующим образом:
(1.4.2)
(1.4.3)
(1.4.4)
(1.4.5)
где i– количество поставщиков;
j– количество потребителей;
ai– ограничения по предложению;
bj– ограничения по спросу;
– элементы целевой функции (расстояние, стоимость перевозки между грузообразующим и грузопоглощающим пунктами);
– объем корреспонденции между i-й и j-й точками.
Для решения транспортной задачи разработаны специальные методы, позволяющие из множества возможных решений найти оптимальное. Одним из таких методов является симплекс-метод.
продолжение
--PAGE_BREAK--