Министерство образования и науки Украины
Приазовский государственный технический университет
Институт экономики и менеджмента
Кафедра экономики предприятий
Реферат
по курсу:
«Экономика труда и СТО»
на тему:
«Концепция человеческого развития ПРООН»
Выполнил:
ст. гр. БД-07
Дольме В.В.
Проверила:
Алистаева А.В.
Мариуполь - 2010 г.
Содержание
Введение
1. Возникновение и формирование концепции человеческого развития
2. Концепция человеческого развития
3. Устойчивое человеческое развитие
4. Индекс человеческого развития
Заключение
Список литературы
Введение
Все страны стремятся к развитию, но по каким критериям возможно определить какая страна мира является более развитой, а какая менее?
Какова взаимосвязь между понятиями «развитие» и «прогресс», «развитие» и «социальная справедливость», «развитие» и «равенство», «развитие» и «стабильность»?
Ответ на этот вопрос зависит от определения главной цели развития: заключается ли она в накоплении богатства или в чем-то значительно большем - в повышении благосостояния людей, в создании условий для свободы и социальной защищенности каждого человека, в обеспечении предпосылок для его творческого и инновационного труда, в решении проблем равноценного сосуществования человека и природы. Такое, более расширенное определение цели развития является главнейшим постулатом концепции человеческого развития.
Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека явилось подтверждением того, что главной целью развития является благополучие человека. В последующие годы состоялся целый ряд форумов и конференций ООН, посвященных различным аспектам человеческого развития и провозгласивших принцип развития, нацеленного на человека.
Однако, подход, основанный на том, что развитие человека является целью и критерием общественного прогресса, возник не сразу. В разные времена ключевыми задачами развития были определены экономический рост, сокращение бедности, базовые потребности и развитие человеческих ресурсов.
«Человеческое развитие... - это создание окружающей среды, в которой люди могут полностью развивать свой потенциал и вести продуктивную, творческую жизнь в соответствии со своими потребностями и интересами. Принципиально важным для расширения возможностей выбора является создание возможностей для человека - всего того, что люди могут делать, или кем они могут быть в жизни. Самым основным условием человеческого развития является возможность вести долгую и здоровую жизнь, быть хорошо информированным, иметь средства, необходимые для достойного существования, принимать участие в жизни общества. Без всего этого многие возможности выбора просто не доступны и множество жизненных перспектив остаются недосягаемыми».
1. Возникновение и формирование концепции человеческого развития
На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества, а увеличение совокупного объема производства (например, рост ВВП на душу населения) уменьшает масштабы нищеты и повышает общее благосостояние населения. В основе такого предположения лежало мнение о том, что производство порождает доходы, а более высокие доходы в свою очередь, повышают материальное, или экономическое благосостояние.
Связь между ростом производства и сокращением масштабов нищеты считалась настолько сильной, что многие экономисты полагали, что достаточно сосредоточить внимание на росте как таковом, чтобы достичь цели развития. Другими словами, рост стал не просто средством обеспечения развития, а целью самого развития. Тем не менее, даже на этом этапе некоторые специалисты понимали, что экономический рост является не самоцелью, а лишь средством развития. В 1955 г. экономист из Вест-Индии, лауреат Нобелевской премии Артур Льюис определил цель развития как «расширение выбора человека». Такое же определение было дано в первом Докладе о развитии человека, вышедшем в 1990 г. Различие состояло в том, что Льюис просто приравнивал понятие более широкого выбора к большему доходу и больше верил в то, что экономический рост неизбежно приведет к развитию человека.
Осознание того, что экономический рост не является синонимом человеческого развития, приходило с нарастанием социально-политической нестабильности и бедности населения. Практика некоторых развивающихся стран показала, что положение людей может ухудшаться и при развитии производства. В таких странах наблюдался быстрый экономический рост, но при этом сохранялись неравенство, неполная занятость населения и повсеместная бедность. Тогда как другие страны смогли добиться довольно удовлетворительного уровня благосостояния, несмотря на небольшие доходы. Становилось очевидным, что экономический рост сам по себе не способен обеспечить справедливое распределения ресурсов. Это происходило лишь в тех немногих странах, правительства которых целенаправленно принимали меры для увеличения равенства, в том числе осуществляли программы в области образования и здравоохранения. Что касается самых богатых стран, то доказательством того, что высокий уровень доходов не несет защиту от человеческих лишений, стали такие показатели как рост уровня преступности, загрязнение окружающей среды, распространение заболеваний, ослабление социального положения. Высокие темпы экономического роста не привели к улучшению жизни людей.
Опыт развития 60-х гг. подтвердил, что без осуществления широкомасштабных социальных программ невозможно добиться существенного повышения качества жизни, решения социально-демографических проблем, создания продуктивной системы занятости и сокращения масштабов бедности.
Учитывая эти обстоятельства, в начале 70-х гг. основное внимание экономических концепций развития стало смещаться в сторону взаимодействия экономического и социального развития, к проблеме распределения доходов и благ, повышения роли публичного сектора. В результате была выдвинута концепция, получившая название «перераспределение за счет роста», целью которой было обеспечение благополучия людей, в первую очередь неимущих, посредством расширения трудоемких производств, а следовательно увеличения ВВП, заработной платы и доходов населения; масштабной государственной поддержки социальной сферы и привлечения широких слоев населения к участию в разработке и планировании. Это должно было привести к улучшению распределения без ущерба для доходов и активов богатых.
Более прямой подход был разработан в середине 70-х годов в рамках концепции, известной под названием «концепция базовых нужд», в которой основное внимание уделялось ответственности государства за предоставление всем людям элементарных средств к существованию: питания, медицинского обслуживания, образования.
Тем не менее ни идея «перераспределения за счет роста», ни «концепция базовых нужд» не получили широкого распространения. Искусственное деление развития на экономическое и социальное все еще не было преодолено. Взаимосвязь между экономическим ростом и качеством жизни людей еще не прояснилась до конца. Базовые потребности, например, в основном сводились к предоставлению товаров и услуг, а не к показателям качества жизни людей; основной акцент был сделан на государство, и население выступало в качестве получателей, а не активных участников деятельности, направленной на обеспечение развития. Более того, такие меры снижали экономическую активность, при этом чрезмерно увеличивая расходы государства на социальную сферу.
К началу 80-х годов стало очевидно, что экономический рост как таковой не может быть признан ценностью. Во многих странах наблюдались замедление темпов экономического роста и структурный кризис. В политике развития на первый план выдвигаются качественно новые приоритеты, такие как сокращение государственного долга и расходов, преодоление экономического спада. «Структурная перестройка» и либерализация экономики усилили внимание к ранее предложенной теории человеческого капитала, обосновывающей экономическую целесообразность инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку и рассматривающей человека как важнейший капитальный фактор производства. Однако данная концепция не предлагала ни конкретных решений проблем бедности, ни новых путей развития социальной подсистемы экономики в целом.
В ответ на проводимую политику структурных перестроек выступил ЮНИСЕФ (Андреа Джованни Корнеа, Френсис Стюарт, Ричард Джолли). Был опубликован документ «Перестройка с человеческим лицом» (Adjustment with a Human Face), в котором авторы доклада, не отрицая важности структурных экономических преобразований, призвали МВФ и Всемирный банк уделять больше внимания проблемам нищеты и улучшения условий жизни человека. Основополагающим принципом было то, что социальные аспекты не должны просто «прибавляться» к пакету стратегий структурной перестройки в качестве единственного его изменения. Вместо этого они должны включаться в новый комплексный механизм развития, рассчитанного на долгосрочную перспективу и сосредоточенного на нуждах человека.
В 1987 г. Комитет ООН по планированию развития принял решение рассмотреть в своем докладе 1988 г. человеческие издержки структурной перестройки. Это стало стимулом для проведения исследований под руководством М. Уль-Хака, а также К. Гриффина и Дж. Найта, результаты которых были опубликованы в проекте доклада «Развитие человеческого потенциала: забытое измерение стратегии развития». Позднее К. Гриффин совместно с Дж. Найтом опубликовал результаты этой работы в 1989 г. в специальном номере «Журнала по планированию развития», переизданные в 1990 г. в виде книги.
Огромное влияние на современное понимание развития человеческого потенциала оказали теоретические разработки лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амартии Сена. В 1989 г. им была опубликована работа «Развитие как расширение возможностей», в которой был использован подход, именуемый «подходом с точки зрения возможностей» (capability approach). А. Сен рассматривал процесс развития, как процесс расширения возможностей человека, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. С его точки зрения, уровень жизни в обществе следует оценивать не по среднему уровню доходов, а по возможностям людей вести такую жизнь, которую они считают достойной. Цель общественного развития он видел не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям. Данный процесс А. Сен связывал с расширением свобод человека, с тем, чтобы выбирать из большего количества вариантов наиболее предпочтительные.
На основе концепции А. Сена было дано определение развитию как процессу, в центре которого находится человек. Впоследствии эта и другие идеи были объединены группой экспертов ПРООН и составили основу концептуального подхода к человеческому развитию, который впервые был представлен в Глобальном Докладе о человеческом развитии за 1990 г.
2. Концепция человеческого развития
По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем. Но на всех уровнях развития главными аспектами человеческого развития являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. В том случае если нет доступа к этим основным выборам, у человека не будет доступа и к другим возможностям».
Концепция рассматривает двоякий подход к человеческому развитию: с одной стороны, это расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков, c другой стороны, это процесс использования людьми приобретенных ими способностей для производственных целей, культурной, политической деятельности и для отдыха. Таким образом, эта концепция не сводит человеческое развитие лишь к формированию ресурсов для производственной деятельности и ориентации на увеличение материального богатства.
Формирование человеческого выбора во многом зависит от "благоприятной среды", то есть от существующих в той или иной стране экономических, социальных и политических возможностей. Понятие возможностей подразумевает доступ к ресурсам, средствам или деятельности, направленной на формирование или использование преимуществ возможностей. В соответствии с точкой зрения А.Сена, возможности опираются на личностные данные и тот социальный и экономический выбор, который предоставляет человеку общество.
Таким образом, основная цель человеческого развития заключается в создании такой окружающей политической, экономической, социальной, культурной и экологической среды, которая бы позволила обеспечить людям материальный достаток и возможность достаточно долго наслаждаться здоровой и созидательной жизнью.
Рис.1 . Аспекты человеческого развития
Концепция человеческого развития содержит четыре главных элемента:
Производительность (продуктивность). Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей жизнедеятельности, полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический рост является одной из составляющих человеческого потенциала.
Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности в экономической жизни, и поэтому все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей, должны быть устранены.
Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для нынешнего, но и для будущих поколений. В целях обеспечения устойчивости человеческого развития надлежит сделать возможным восполнение всех видов капитала - физического, человеческого, природного, не создавая долгов, по которым придется платить будущим поколениям.
Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться в интересах граждан и усилиями их самих. Люди должны всемерно принимать участие в процессах принятия решений, определяющих их жизнь. Они появляются на свет с определенными потенциальными способностями. Задача человеческого развития заключается в создании такой среды, в которой каждый человек может развивать свои способности, и возможности этого развития должны все более расширяться.
Таким образом, увеличение возможностей повышает продуктивность людей, так что люди могут быть эффективными агентами экономического роста. В свою очередь экономический рост должен сопровождаться равным распределением его результатов, которые должны быть доступны как для настоящего, так и для будущих поколений. И, наконец, все люди должны быть уполномочены участвовать в процессе принятия решений, влияющих на их жизнь.
Концепция человеческого развития не противоречит традиционным теориям экономического развития, а скорее выступает за рост и за создание рабочих мест. Разница между школами экономического роста и человеческого развития заключается в том, что первая акцентирует свое внимание исключительно на расширении только одного выбора - дохода - в то время как вторая охватывает расширение всех видов выбора человека, будь то экономический, социальный, культурный или политический выбор. В рамках данной концепции анализируются такие важнейшие проблемы человечества как: экономический рост, международная торговля, дефицит бюджета и денежная политика, занятость, равноправие, основные социальные службы и системы социального обеспечения для бедных (М. Уль-Хак, 1995).
Идея о взаимосвязи между человеческим развитием и экономическим ростом рассматривалась еще в первом Докладе о человеческом развитии и в дальнейшем более полно в Докладе за 1996 г., где четко было определено, что «человеческое развитие является целью, а экономический рост лишь средством ее достижения». Конечно, экономический рост является важным фактором общественного прогресса. Увеличивая богатство страны в целом, он расширяет ее потенциальные возможности в борьбе с нищетой и в разрешении прочих социальных проблем. Однако очень многое зависит от модели экономического роста. Быстрый экономический рост может быть достигнут за счет интенсивной эксплуатации природных ресурсов или породить инфляционное давление, которое в конечном итоге приведет к спаду. Кроме того, быстрые темпы роста не обязательно предполагают соответствующего роста занятости. Согласно концепции человеческого развития экономический рост может обеспечить повышение человеческого потенциала тогда, когда рост не только обеспечивает повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а не, например, в вооружение, а также сопровождается справедливым распределение ресурсов в экономике.
Повышение уровня производства в концепции человеческого развития рассматривается не как цель, а как средство для достойного существования человека. Вместе с тем есть и обратная связь - через повышение уровня развития людей достигается более высокий уровень развития производства. Люди не являются средством роста производства. Напротив, возросший объем производства должен рассматриваться как средство повышения уровня жизни людей. Практической задачей является обеспечение взаимосвязи между экономическим ростом и человеческим развитием, в частности, какими путями обратить возросшие доходы в более совершенные возможности для человека (см. рис. 2).
Рис. 2. Экономический рост и человеческое развитие
Отличительная особенность концепции человеческого развития состоит в положении, согласно которому «людям не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни». Более высокий доход в целом способствует расширению человеческого выбора, но воздействие это ослабевает по мере увеличения дохода.
Доход, согласно концепции человеческого развития - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, хотя и очень значительный. Но он не может определить всю сложность и многообразие человеческой жизни. Не менее важными являются здоровье, образование, среда обитания, свобода действий и слова. Поэтому, развитие должно быть больше чем просто рост дохода и богатства. Его целью должны быть люди. Доход является не конечной целью, а лишь средством расширения возможностей людей в области экономики, общественной деятельности, образования, здравоохранения и т.п.
В концепции человеческого развития рассматриваются две причины, по которым исключительная концентрация на материальном доходе ошибочна. Во-первых, накопление богатства не является непременным условием исполнения всех человеческих желаний. Обществу не обязательно быть богатым для установления демократии, равноправия мужчин и женщин, сохранения и развития культурного наследия. Во-вторых, человеческие желания простираются гораздо шире экономического благосостояния. Люди могут стремиться прожить долгую и здоровую жизнь, приобщиться к культуре и науке, сохранить природу и жить в согласии с нею.
Принцип, на основе которого решаются противоречия между максимизацией богатства и человеческим развитием, формулируется как: «Национальное богатство может расширить возможности выбора людей. Этого, однако, может и не произойти. Определяющим здесь является не само богатство, а то, как его используют разные страны. И до тех пор, пока общество не осознает, что основное его богатство - это люди, излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные цели обогащения жизни людей».
3. Устойчивое человеческое развитие
В рамках концепции человеческого развития важное место занимает теория устойчивого человеческого развития. Устойчивость является одной из доминант развития человека и его потенциала. Сущность устойчивого человеческого развития состоит в равном доступе к возможностям развития, как сейчас, так и в будущем. В Докладе о человеческом развитии за 1994 г. предлагается следующее определение устойчивого человеческого развития:
«Устойчивое человеческое развитие представляет собой такое развитие, которое приводит не только к экономическому росту, но и к справедливому распределению его результатов, которое восстанавливает окружающую среду, а не уничтожает ее, которое повышает ответственность людей, а не превращает их в бездушных исполнителей. Такое развитие уделяет первостепенное внимание бедным, повышая их возможности и обеспечивая им участие в принятии решений, которые влияют на их жизнь. Такое развитие - развитие для людей, для природы, для увеличения количества рабочих мест и улучшения положения женщин в обществе».
Как известно для удовлетворения потребностей, человечеству приходится решать большой круг задач: экономических, социальных, экологических. Однако для того, чтобы развитие общества продолжалось длительное время и не ставило под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности, необходимо добиться определенной сбалансированности в решении всех трех групп задач. Игнорирование же одной из сторон способно поставить под угрозу и дальнейший экономический рост, и все дальнейшее развитие общества. Если схематично представить каждую из сторон развития в виде круга, то в области пересечения, и достигается баланс между социальным прогрессом, экономическим ростом и охраной окружающей среды, что составляет суть концепции устойчивого человеческого развития (см. рис. 3).
Рис. 3. Устойчивое человеческое развитие
Устойчивость основывается на принципах "равенства возможностей для всех поколений". Иными словами, устойчивое развитие означает моральное обязательство оставить для последующих поколений как минимум такой же уровень возможностей для человеческого развития, каким располагает нынешнее поколение. Это, предполагает, во- первых, недопустимость финансирования таких экономических долгов, расплачиваться за которые придется другим; во-вторых, необходимость достаточных инвестиций в образование и здравоохранение с целью предупреждения социальных долгов перед будущими поколениями, и, в-третьих, необходимость использования природных ресурсов, таким образом, который позволит избежать их истощения и экологических долгов.
В то же время не может быть последовательной позиция, когда обеспокоенность судьбами будущих поколений заставляет общество упускать из виду проблемы экологии и бедности сегодня. Экономическое развитие не должно повлечь за собой такое перераспределение доходов, которое будет угрожать благополучию людей, принадлежащих другой социальной группе или другой стране.
4. Индекс человеческого развития
Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире. Новый инструмент для измерения социально-экономического прогресса - индекс человеческого развития (ИЧР) был предложен в процессе подготовки первого Доклада о развитии человека 1990 года.
Показатель человеческого развития, который объединяет три показателя - ВВП (валовой внутренний продукт), грамотность и продолжительность жизни.
Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и начал использовался с 1993 г. ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.
Кроме общего рассчитывается индекс человеческого развития для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, а так же географических регионов.
При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.
Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.
Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни - фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):
максимальное - 85 лет
минимальное - 25 лет
2. Индекс грамотности (15 лет и старше)
максимальное - 100%
минимальное - 0%
3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:
максимальное - 100%
минимальное - 0%
4.Совокупный индекс достигнутого уровня образования:
5.Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):
максимальное - 40000 долл. по ППС
минимальное - 100 долл. по ППС
6.Индекс развития человеческого потенциала
Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.
Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.
Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это установленный фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США (это также фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.
Для глобальных отчетов статистика собирается из трех основных источников - отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Самая первичная информация берется из национальных источников статистики.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
Альтернативным индексом является Индекс бедности - служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения.
Ежегодно Программа развития ООН издает "Доклад о развитии человека", освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с 1995 г. издается "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации".
Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать "низким развитием", больше 0,8 принято считать "высоким развитием".
Мировая карта индекса человеческого развития. ООН, 2008.
Страны с наивысшим ИРЧП:
Исландия - 0,968; Норвегия - 0,968; Канада - 0,967; Австралия - 0,965; Ирландия - 0,960; Швеция - 0,958; Нидерланды - 0,958; Япония - 0,956; Люксембург - 0,956; Швейцария - 0,955.
Страны с наименьшим ИРЧП:
Сьерра-Леоне - 0,329; ЦАР - 0,352; ДР Конго - 0,361; Либерия - 0,364; Мозамбик - 0,366; Нигер - 0,370; Буркина Фасо - 0,372; Бурунди - 0,382; Гвинея-Бисау - 0,383; Чад - 0,389.
Недостатком показателя индекса человеческого развития является невозможность судить по его величине об относительной важности составляющих его элементов, о том, например, по какой именно причине та или иная страна изменила свое положение в общем списке - по причине изменения уровня душевого дохода или, например, уровня грамотности населения.
Место, занимаемое той или иной страной мира, по данному показателю может существенно отличается от ее места в списке стран, распределенных по величине ВВП на душу населения. Это свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом.
Заключение
Концепцию человеческого развития в наиболее сжатой форме можно представить с помощью следующих положений:
развитие человека отражает как процесс расширения человеческого выбора, так и достигнутый уровень благосостояния людей;
благосостояние оценивается по возможности людей вести такую жизнь, которую они считают достойной;
человеческое развитие зависит от удовлетворения трех потребностей - прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания, иметь доступ к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни - характеризующих такие измерения человеческого развития, как долголетие, образованность и материальное благосостояние;
человеческое развитие держится на четырех основных опорах: равенстве, устойчивости, продуктивности и расширении возможностей;
доход представляет собой средство, расширяющее человеческий выбор, то есть предоставляющее большую свободу выбора и больше вариантов для достижения выбранной цели;
для обеспечения достойной жизни людям не нужен бесконечно высокий доход, позитивное воздействие последнего на человеческое развитие ослабевает по мере роста дохода;
сущность устойчивого человеческого развития состоит в равенстве доступа к возможностям развития, как сейчас, так и в будущем.
Соблюдение прав и основных свобод человека - одно из условий устойчивого человеческого развития.
Права человека являются универсальными, их формирование происходило в различных культурах и в разные времена, современную форму они приобрели во Всеобщей декларации прав человека.
На основании Всеобщей декларации прав человека разработаны и приняты другие международные документы, относящиеся к отдельному праву или группе прав - конвенции и пакты; ратифицируя их, государство принимает на себя обязательство по соблюдению этих прав.
Соблюдение прав человека - многоаспектный процесс, зависящий от уровня социально-экономического развития государства, его культуры и т.д.; тем не менее, уровень развития и культурные особенности не должны служить оправданием для прямых нарушений прав человека.
Список литературы
1. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 2000.
2. Права человека. Сборник международных договоров. Т. 1 (ч. 1). Универсальные договоры. ООН, Нью-Йорк - Женева, 1994.
3. Саидов А. Х., Абдуллаев Е. В. Введение в международное право прав человека. - Т., 2001.
4. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учебное пособие. / Под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). - М.: Права человека, 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |