Реферат по предмету "Логика"


Понятие как форма мышления 5

--PAGE_BREAK--  или  иных  понятий  являются  пустыми.

Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть  пустым  в

двух случаях:

      -  когда  предметы,  отраженные  в  понятии,  противоречат  физической

возможности.  Это  либо  вещи  вроде  вечного  двигателя,  либо   порождения

фантазии (кентавры, русалки и т. п.).

      — когда речь идет о  само  противоречивых  понятий.  И  те,  и  другие

понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы  их  пусты.  Эти  понятия

называют еще ложными.
      Онтологическая модальность понятий.

      Существует понятие модальности.  Модальность  -  способ  существования

какого-либо объекта  или  протекания  какого-либо  процесса  (онтологическая

модальность) или же способ  понимания,  суждения  об  объекте,  явлении  или

событии (гносеологическая или логическая модальность).
      Логическое существование — это существование вообще, в  самом  широком

смысле слова существование, безотносительно, каким  способом  и  в  качестве

чего.

      Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем  наметить  основные

виды (классы) существования вещей:

      • чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и  которые

физически реальны. Таковы предметы, которые мы  видим  вокруг  себя  солнце,

облака, деревья, другие люди и т. д.

      • чувственно-субъективное -  это  наше  настроения,  мысли,  фантазии,

мечты, образы и т.п.;

      • скрыто-объективное — это то, что есть физически, но что не дано  нам

в  ощущениях  непосредственно,  прежде  всего,  физический  и  биологический

микромир, иные планеты и космические миры;

      •  скрыто-субъективное  -  это  то,   что   называют   бессознательным

содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.

      Объем того или иного  понятия  существует  лишь  в  каком-то  из  этих

четырех классов. Будучи  перенесенным,  не  в  свой  класс,  он  оказывается

пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.
           Сделаем вывод — абсолютно  пустых  объемов  нет.  Пустота  объема

относительна. Тот или иной объем может быть  пустым,  лишь  с  точки  зрения

принимающей  какой-либо класс существования за единственный  и  игнорирующий

все остальные.
4. Виды понятий.
      Понятия принято делить на следующие виды:

           a) Понятия единичные и общие:

      В зависимости от того, мыслится  в  них  один  элемент  или  множество

элементов. Понятие, в котором мыслится один  элемент,  называется  единичным

(например, «Москва», «Л.Н. Толстой»,  «Российская  Федерация»).  Понятие,  в

котором  мыслится   множество   элементов,   называется   общим   (например,

«столица», «писатель», «федерация»).

      Общие  понятия  могут  быть  регистрирующими  и  не   регистрирующими.

Регистрирующими называются понятия,  в  которых  множество  мыслимых  в  нем

элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

      Общее  понятие,  относящееся  к   неопределенному   числу   элементов,

называется  не  регистрирующим.  Множество  мыслимых  в  них  элементов   не

поддается учету: в них мыслятся все  люди,  следователи,  указы  прошедшего,

настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
   b)  Понятия собирательные и не собирательные.

        Понятия,  в  которых  мыслятся   признаки   некоторой   совокупности

элементов, составляющих единое целое, называются  собирательными.  Например,

«коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного  понятия  нельзя

отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно  относится

ко всей совокупности элементов.  Собирательные  понятия  могут  быть  общими

(коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего  института,  созвездие

Большой Медведицы).

      Понятие, в  котором  мыслятся  признаки,  относящиеся  к  каждому  его

элементу, называется не собирательным.

      Если высказывание  относится  к  каждому  элементу  класса,  то  такое

употребление понятия будет разделительным; если  же  высказывание  относится

ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо  к  каждому  элементу  в

отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.
           c) Понятия конкретные и абстрактные.

      В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов)  или

его признак (отношение между предметами).

      Понятие, в котором мыслится предмет  или  совокупность  предметов  как

нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.

       Понятие, в котором мыслится  признак  предмета  или  отношение  между

предметами, называется абстрактным.

      Различие  между  конкретными  и  абстрактными  понятиями  основано  на

различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством  предмета,

отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

         Абстрактные   понятия   образуются   в    результате    отвлечения,

абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки  мыслятся  как

самостоятельные объекты мысли.

      Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные  с

общими. Общие понятия могут быть и конкретными,  и  абстрактными  (например,

понятие посредник -  общее,  конкретное;  понятие  посредничество  -  общее,

абстрактное).
           d) Понятия положительные и отрицательные.

           В зависимости от того,  составляют  ли  их  содержание  свойства,

присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

      Понятия, содержание которых составляют  свойства,  присущие  предмету,

называются положительными.

      Понятия, в содержании которых указывается  на  отсутствие  у  предмета

определенных свойств, называются отрицательными. Так,   понятия:   грамотный

и порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный  и  беспорядок  -

отрицательными.
           e) Понятия безотносительные и соотносительные.

       В зависимости от того,  мыслятся  ли  в  них  предметы,  существующие

раздельно или в отношении с другими предметами.

      Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся  вне

их  отношения  к  другим  предметам,  называются  безотносительными.  Таковы

понятия  студент,  государство.

       Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие  на  отношение

одного понятия к другому  понятию.  Например:   родители   (по  отношению  к

понятию  дети) или  начальник (подчиненный).
      Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит,  дать

ему  логическую   характеристику.     Логическая    характеристика   понятий

помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки  более  точного

употребления понятий в процессе рассуждения.
   Отношения между понятиями
      Рассматривая  отношения  между  понятиями,  следует,   прежде   всего,

различать понятия сравнимые и несравнимые.

      Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие

эти понятия сравнивать друг с другом   (например:  пресса  и  телевидение  —

сравнимые  понятия,  они  имеют  общие  признаки,  характеризующие  средства

массовой информации).

      Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и

сравнивать  эти  понятия  невозможно  (например:   квадрат   и  общественное

порицание).

       Они относятся к разным, весьма  отдаленным  друг  от  друга  областям

действительности и не имеют признаков, на основании которых  их  можно  было

бы сравнивать друг с другом.

      Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.
                          5.1  Совместимые понятия
      Понятия, объемы которых полностью или частично  совпадают,  называются

совместимыми.  В  содержании  этих  понятий   нет   признаков,   исключающих

совпадение их объемов.
      Отношение между понятиями принято изображать с помощью  круговых  схем

(кругов Эйлера), где каждый круг обозначает  объем  понятия,  а  каждая  его

точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые  схемы  позволяют  наглядно

представить отношение между различными понятиями,  лучше  понять  и  усвоить

эти отношения.
       Существуют три вида отношений совместимости:

   a) равнозначные

       В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один

и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают  (хотя  содержание

различно).  В  отношении   равнозначности   находятся,   например,   понятия

“геометрическая фигура с тремя равными углами”  и  “геометрическая фигура  с

тремя  равными  сторонами  “.  Эти  понятия  отражают  один  предмет  мысли:

равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы  полностью  совпадают,

однако  содержание  различно,  поскольку  каждое  из  них   содержит  разные

признаки                                                       треугольника.
      Так,  отношение  между  двумя  равнообъемными  понятиями  должно  быть

изображено в виде двух полностью совпадающих кругов  А  и  В на рис. 1

       b)   пересечение (перекрещивание)

      В отношении  пересечения  (перекрещивания)  находятся  понятия,  объем

одного из которых частично входит в объем другого. Содержание  этих  понятий

различно.

      В совместившейся части кругов  А  и  В  (заштрихованная  часть  схемы)

мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не  совместившейся

части круга А — юристы, не являющиеся преподавателями, в  не  совместившейся

части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

      В отношении пересечения находятся понятия юрист  (А)  и  преподаватель

(В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые  преподаватели

— юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде  двух

пересекающихся кругов на рис. 2
                                                    рис.                   1

         рис. 2
       с)   подчинение (субординация).

      В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем  одного

из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.
      В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и   городской

суд   (В).  Объем  первого  понятия  шире  объема  второго  понятия,   кроме

городских существуют и другие виды судов — краевые,  областные,  районные  и

т.д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия  суд на   рис.

3

      Понятие, имеющее больший объем и  включающее  объем  другого  понятия,

называется подчиняющим (А), понятие, имеющее меньший  объем  и  составляющее

часть объема другого понятия — подчиненным (В).

      Если  в  отношении  подчинения  находятся  два   общих   понятия,   то

подчиняющее понятие называется родом,  подчиненное  -  видом.  Так,  понятие

«городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

       Понятие может быть одновременно видом (по отношению  к  более  общему

понятию) и родом (по отношению к понятию менее  общему).  Например:  понятие

«лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к  понятию

«лишение свободы на пять лет» (С) и  в  то  же  время  вид  по  отношению  к

понятию «уголовное наказание» (А). Отношение между тремя  подчиненными  друг

другу понятиями изображено на рис. 4

      Если   в   отношении   подчинения   находятся   общее   и    единичное

(индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом,  а

единичное  (подчиненное)  является   индивидом.  В  таком  отношении  будут,

находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».
                                                    рис.                   3

         рис. 4
      Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются  в  логических

операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.
                         5.2  Несовместимые понятия
      Понятия, объемы  которых  не  совпадают  ни  полностью,  ни  частично,

называются  несовместимыми.  Эти  понятия  содержат  признаки,   исключающие

совпадение их объемов.

      Существуют три вида отношений несовместимости:

                a)  соподчинение

       В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся

понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд»  (В),

«городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении  подчинения

к общему для них понятию, называются соподчиненными.

      В круговых схемах это отношение изображено на рис. 5

           b)  противоположность

       В отношении противоположности  находятся  понятия,  одно  из  которых

содержит некоторые признаки, а другое — признаки,  не  совместимые  с  ними.

Объемы двух противоположных понятий составляют  в  своей  сумме  лишь  часть

объема общего для них родового  понятия,  видами  которого  они  являются  и

которому они соподчинены.  Таковы,   например,   отношения  между  понятиями

черный и  белый,  отличник  и  неуспевающий  рис.  6.  Пунктиром  изображено

родовое понятие государство, так как оно не дано, но может быть образовано.

      Понятие В содержит признаки, не совместимые с  признаками  понятия  А.

Объемы этих понятий не исчерпывают  в  своей  сумме  всего  объема  родового

понятия государство: существуют и другие межгосударственные отношения.

            c)   противоречие

       В отношении противоречия  находятся понятия, одно из которых содержит

некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

      Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода,  видами

которого они являются и которому они соподчинены.

      В  отношении  противоречия  находятся  положительные  и  отрицательные

понятия:  четный и нечетный, успевающий и  неуспевающий.

      Отношение между противоречащими понятиями изображено на рис. 7
                      рис.    5                                    рис.    6

                    рис. 7
      Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятие не-

А исчерпывают весь объем понятия «государство»: любое  государство      продолжение
--PAGE_BREAK--является

дружественным или недружественным.

       Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего

понятия.
                  5. Обобщение и ограничение понятий
      Обобщить понятие — значит,  перейти от понятия с меньшим объемом, но с

большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
        Например,   обобщая   понятие   «Министерство   юстиции   Российской

Федерации», мы переходим к  понятию  «министерство  юстиции».  Объем  нового

(общего) понятия шире исходного (единичного) понятия;  первое  относится  ко

второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание  понятия,  образованного

в  результате   обобщения,   уменьшилось,   так   как   мы   исключили   его

индивидуальные признаки.

      Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо  нового

понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного  понятия,  т.е.

исключить видовые (или индивидуальные) признаки.

        Обобщение понятия  не  может  быть  беспредельным.  Наиболее  общими

являются  понятия  с  предельно  широким  объемом  —   категории,   например

«материя»,  «сознание,  «отношение»  и  т.п.  Категории  не  имеют  родового

понятия, обобщить их нельзя.

      Ограничение понятия  представляет  собой  операцию,  противоположенную

операции обобщения.
       Ограничить понятие — значит, перейти от понятия с большим объемом, но

с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.
          Пределом ограничения понятия  является  единичное  понятие.  Таким

образом, изменяя объем исходного понятия, мы  изменяем   и  его  содержание,

осуществляя тем самым переход  к  новому  понятию  —  с  большим  объемом  и

меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом  и  большим  содержанием

(ограничение).

      Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются

в практике мышления: переходя от понятий одного объема  к  понятиям  другого

объема,  мы  уточняем  предмет  нашей  мысли,  делаем  наше  мышление  более

определенным и последовательным.

      Обобщение и ограничение  понятий  не  следует  смешивать  с  мысленным

переходом от части к целому и выделением части из  целого.  Например,  сутки

делятся на часы, часы на  минуты,  минуты  на  секунды.  Каждое  последующее

понятие не  является  видом  предыдущего,  которое  в  свою  очередь  нельзя

рассматривать как родовое.  Поэтому  переход  от  понятия  «час»  к  понятию

«сутки» — не обобщение, а переход от части  к  целому;  переход  от  понятия

«час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.
           Определение понятий.  Сущность и значение определения.
      В научной и практической деятельности  часто  возникает  необходимость

раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях.

      Логическая  операция,  раскрывающая  содержание  понятия,   называется

определением.

      Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией.

      Понятие,   содержание   которого   требуется   раскрыть,    называется

определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее  содержание  определяемого

понятия, -  определяющим (дефиниенс).

       Употребляются сокращенные обозначения: Dfd – определяемое  и   Dfn  -

определяющее

      Определение понятия играет важную роль в теоретической и  практической

деятельности.  Выражая  в  сжатом  виде  знание  о  предмете,  оно  является

существенным моментом  в  познании  действительности.  В  любой  науке  всем

основным понятиям  даются  определения,  причем  в  правовых  науках  точное

определение  понятий  имеет  не  только  теоретическое,  но  и  практическое

значение.
                                 7.1   Виды определения.
      Определения делятся на:
              a)  номинальные и реальные

      Номинальным  называется  определение,  посредством   которого   взамен

описания какого-либо предмета  вводится  новый  термин,  (имя),  объясняется

значение термина, его происхождение и т.п. Например: «Новая  область  науки,

изучающая  комплекс  вопросов,  связанных   с   осуществлением   космических

полетов, называется космонавтикой.

      Реальным называется определение,  раскрывающее  существенные  признаки

предмета.  Например:  Правосудие  —  это  деятельность  суда,  состоящая   в

разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел.

      Номинальные и  реальные  определения  различаются  по  своим  задачам:

объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

      Если в номинальном  определении  значение  термина  объясняется  путем

указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином,  то

такое  определение  можно   легко   преобразовать   в   реальное.   Реальное

определение также преобразуется в номинальное.
               b) явные

       Явные определения раскрывают существенные признаки предмета. Наиболее

распространенным видом явных определений является определение  через  род  и

видовое отличие, и его разновидность — генетическое определение.

      Определение через род и  видовое  отличие  состоит  из  двух  понятий:

определяемого и определяющего, а сама операция включает в себя два приема:

       — подведение определяемого  понятия,  под  более  широкое  по  объему

        родовое понятие (род)

      — указание видового отличия, т.е. признака,  отличающего  определяемый

предмет (вид этого рода) от других видов, входящих в данный род.

       Например:  «Чеком  признается  ценная  бумага,  содержащая  ничем  не

обусловленное письменное распоряжение чекодателя  банку  уплатить  держателю

чека указанную в нем  сумму».  Здесь  определяемое  понятие  «чек»  является

видом родового понятия «ценная бумага», которое содержит некоторые  признаки

понятия «чек»; остальная часть определения — видовое отличие — отличает  чек

от  облигации,  векселя,  акции   и   других   документов,   выпускаемых   в

соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг.

      Определение через род и видовое отличие выражается символически: А=Вс,

где  А — определяемое понятие, Вс — определяющее  понятие  (В  -  род,  С  -

видовое отличие). Или: Dfd = Dfn, где = — знак эквивалентности.
      Определение через род и видовое отличие,  называемое  классическим,  —

наиболее  распространенный  вид  определения,  широко  применяемый  во  всех

науках.

      Генетическим  (от  греческого  слова  «генезис»   —   «происхождение»,

«источник») называется определение, указывающее на  происхождение  предмета,

на способ его образования.

      Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое

определение играет важную познавательную роль, широко  используется  в  ряде

наук: математике, химии и др. Как  разновидность  определения  через  род  и

видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется  тем  же

правилам.

                 с)   неявные

      При помощи определения через род и видовое  отличие  можно  определить

большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден.

      Нельзя определить через  род  и  видовое  отличие,  предельно  широкие

понятия (категории), так как они не имеют рода. Не  могут  быть  определены

через ближайший род и видовое отличие, единичные понятия, поскольку они  не

имеют видового отличия.

      В этих случаях прибегают к неявным определениям, а  также  к  приемам,

заменяющим определение.

      К неявным определениям относится:

            Определение  через  отношение  к  своей  противоположности.  Это

определений  широко  используется  при  определении  философских  категорий.

Например:  «Свобода  есть  познанная  необходимость»;  «Действительность   -

реализованная возможность».

       В  контекстуальном  определении  содержание  понятия  раскрывается  в

относительно самостоятельном по смыслу отрывке письменной  или  устной  речи

(контексте). Например, понятие «категорический»  может  быть  установлено  в

контексте «В своих письмах я прошу у  вас  только  категорического,  прямого

ответа — да или нет» (Чехов).

      Остенсивным  называется определение, устанавливающее значение  термина

путем демонстрации предмета, обозначаемого этим  термином.  Эти  определения

применяются  для  характеристики  предметов,   доступных   непосредственному

восприятию. Остенсивное определение используется  также  для  характеристики

простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса и т.п.

        В  ряде  случаев  используются   приемы,   заменяющие   определения:

сравнение, описание, характеристика.

      При помощи сравнения один предмет сравнивается  с  другим,  сходным  в

каком-либо отношении. Этот прием  применяется  для  образной  характеристики

предмета. Сравнение помогает установить не только  сходные  признаки,  но  и

признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

      Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно  и  полно  указать

признаки предмета (лица, события, места, где оно произошло и т.д.).

      Характеристика  состоит  в  указании   отличительных   и   характерных

признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).

      В характеристике может быть указан только  один  важный  в  каком-либо

отношении  признак.  Например,  К.  Маркс  назвал   Аристотеля   «величайшим

мыслителем древности»;  И.М.  Сеченов,  по  словам  И.П.  Павлова,  —  «отец

русской физиологии».
                          7.2 Правила  определения
      Определение должно  быть  не  только  истинным  по  содержанию,  но  и

правильным  по  своему  строению,  по  форме.  Если  истинность  определения

обусловливается  соответствием  указанных  в  нем  признаков  действительным

свойством  определяемого  предмета,  то  его  правильность  зависит  от  его

структуры, которая регулируется логическими правилами.
        a. Определение должно быть соразмерным.

      Определение должно быть соразмерным определяемому. Т. е.  определяющее

и определяемое должны иметь равные объемы.   Если  это  правило  нарушается,

получается либо слишком широкое, либо слишком узкое определение.
      Например, определение чайки как морской птицы будет узким, потому  что

чайки живут также на реках и озерах. Определение  социологии  как  науки  об

обществе будет широким, потому что существуют и  другие  науки  об  общества

помимо социологии.
                                      b. Определение не должно  заключать  в

                                         себе круга.

      Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое,  в  свою

очередь, определяется при помощи первого, то такое  определение  содержит  в

себе круг. Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось  -

как прямая, вокруг которой происходит вращение'.

      Разновидностью круга в определении  является  тавтология  -  ошибочное

определение,  в  котором  определяющее   понятие   повторяет   определяемое.

Например, идеалист — человек идеалистических убеждений.

      Такие ошибочные определения называют (то же через, то же самое). Эти и

им подобные определения не раскрывают содержания понятия. Если мы не  знаем,

что такое идеалист, то указание  на  то,  что  это  человек  идеалистических

убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

      Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга

в определении меньшей сложностью построения. Определяющее  понятие  является

повторением определяемого.
                                      c. Определение должно быть ясным.

      Оно  должно  указывать  на  известные  признаки,  не   нуждающиеся   в

определении и не содержащие двусмысленности. Если  же  понятие  определяется

через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само  нуждается

в определении, то это ведет к ошибке, называемой  определением  неизвестного

через неизвестное, или определением x через y.

      Правило ясности  предостерегает  от  подмены  определения  метафорами,

сравнениями и т.д., которые,  хотя  и  помогают  составить  представление  о

предмете, однако не раскрывают его существенных признаков.
                                      d.   Определение   не   должно    быть

                                         отрицательным.

      Отрицательное определение не  раскрывает  определяемого  понятия.  Оно

указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

      Таково, например, определение «Сравнение — не доказательство».  Однако

на  определение  отрицательных  понятий  это  правило  не  распространяется.

«Безбожник — это человек,  не  признающий  существования  бога»,  «Бесхозное

имущество — имущество, не  имеющее  собственника  или  собственник  которого

неизвестен» — примеры правильных определений.
                        8. деление понятий.
      При изучении какого-либо понятия нередко встает  задача  раскрыть  его

объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на  отдельные

группы.  Логическая  операция,  раскрывающая   объем   понятия,   называется

делением.
                             1. Сущность деления

      В операции деления следует различать делимое понятие — объем, которого

следует раскрыть, члены деления — соподчиненные  виды,  на  которые  делится

понятие, (они представляют собой результат деления), и основание  деления  -

признак, по которому производится деление.

       Логическая операция деления может быть представлена схемой, где А   -

делимое понятие, В, С, D  — члены деления, рис. 8

      Сущность деления  состоит  в  том,  что  предметы,  входящие  в  объем

делимого                              понятия,  распределяются  по  группам.
       Делимое понятие рассматривается при этом как  родовое,  и  его  объем

разделяется на соподчиненные виды.

      Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам,

изучить  их,    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реклама в СМИ
Реферат Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
Реферат Программируемые логические ИС
Реферат Протазанов
Реферат Солдатские девки
Реферат Философия национального возрождения А.С. Хомякова
Реферат Особливості навчання обдарованих учнів у старших класах
Реферат Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной 2
Реферат Україна після смерті Богдана Хмельницького
Реферат Деловая сеть как альтернатива команде
Реферат Контрольная работа по Гражданскому праву 3
Реферат Влияние стиля руководства учителя на эффективность учебной деятельности
Реферат Три подхода к работе в интернет
Реферат Соціальний захист пільги державне забеспечення військовослужбовців членів їх сімей
Реферат Технико-экономический проект системы кабельного телевидения