--PAGE_BREAK--33.Логистика запасов Причины создания запасов
Материальный запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. К причинам создания МЗ относятся:
· возможность нарушения установленного графика поставок (негативное последствие – остановка производственного процесса);
· возможность колебания спроса (негативное последствие –неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
· сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении, например уборка и потребление картофеля (последствие – необходимость накопления товара для последующего равномерного распределения в течение года);
· возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат – равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат – равномерность процесса производства);
· скидки за покупку крупной партии товаров;
· возможность получения прибыли за счет спекуляции при предвидении резкого повышения цен на товары;
· издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т.п. (последствие – необходимость увеличить заказываемую партию, а значит, и запас);
· необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повышает конкурентоспособность предприятия);
· минимизация простоев производства из-заотсутствия запасных частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом производства);
· упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).
Затраты на создание и хранение запасов:
· замороженные финансовые средства, потраченные на покупку МР;
· расходы на содержание специально оборудованных помещений;
· оплата труда специального персонала;
· потери вследствие порчи и хищений запасов.
Виды запасов
Классификация по отношению к логистическим операциям/функциям
Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
Производственные запасы – формируются в организациях-потребителях, это запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, поступившие к потребителям и не подвергнутые переработке, находящиеся на предприятиях сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Сбытовые (товарные) запасы – находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения, это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах ГП фирмы производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для продажи.
Складские запасы – запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.
Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) –это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС.
Грузопереработка – это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения (например, перегрузка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и т.д.).
Классификация по функциональному назначению
Текущие запасы – соответствуют уровню запаса в любой момент учета. Они могут совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками.
Страховой (гарантийный) запас – предназначен для сокращения логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной.
Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т.п.) к потреблению.
Сезонные запасы – это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на ГП фирмы.
Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.
Классификация по количественным уровням
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе УЗ. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Классификация количественных уровней запасов приведена на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Классификация количественных уровней запасов
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
продолжение
--PAGE_BREAK--Основные модели управления запасами (УЗ)
Обобщенная модель УЗ с учетом невыполненных заявок
Рис. 9.2. График циклов изменения запасов в обобщенной модели оптимальной партии поставки с учетом невыполненных заявок
Невыполненные заявки на потребляемый продукт накапливаются и немедленно удовлетворяются по мере новых поступлений продукта. Длительность цикла изменения запасов разделяется на 4 этапа (рис.9.2.): 1) – заказ поступает, запас потребляется -> запас накапливается; 2) – заказ не поступает, запас потребляется -> запас уменьшается до нуля; 3) – заказ не поступает, запас отсутствует -> невыполненные заявки накапливаются; 4) – заказ поступает, запас отсутствует -> задолженные заявки выполняются.
Обобщенная модель УЗ с потерей невыполненных заявок
Отличие этой модели (рис. 9.3.) от предыдущей (см. рис. 9.2.) заключается в том, что невыполненные заявки не накапливаются, а теряются в течение интервала
Рис. 9.3. График циклов изменения запасов в обобщенной модели оптимальной партии поставки с потерей невыполненных заявок
К основным динамическим системам УЗ, в которых параметры спроса, времени доставки не являются фиксированными величинами, относят: 1) систему с фиксированным размером заказа; 2) систему с фиксированным интервалом времени между заказами.
Система УЗ с фиксированным размером заказа
Основная идея. Размер заказа в этой системе – основополагающий параметр, который определяется в первую очередь. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Заказ подается в момент, когда текущий запас достигает порогового уровня. Если поступивший заказ не пополняет систему до порогового уровня, то новый заказ производится в день поступления заказа.
Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
Основная идея. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы времени. Поскольку момент заказа заранее определен и неизменен, то постоянно пересчитываемым параметром является объем заказа. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).
Описанные выше основные системы УЗ базируются на фиксации одного из двух возможных параметров – размера заказа или интервала времени между заказами. Но при наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы УЗ становятся неэффективными. Различные сочетания звеньев основных систем УЗ вместе с добавлением принципиально новых идей приводят к возможности формирования большого количества других систем УЗ, отвечающих самым разнообразным требованиям.
К наиболее распространенным модификациям основных динамических систем УЗ относят системы: 1) с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня; 2) «минимум – максимум».
Система УЗ с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня
Основная идея. В данной системе заказы производятся не только в фиксированные плановые моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня соответственно от текущего или от порогового уровня запаса (с учетом потребления за время поставки).
Система УЗ «минимум – максимум»
Основная идея. В данной системе заказы производятся в фиксированные плановые моменты времени, но при условии, что текущий запас в этот момент равен или меньше установленного минимального (порогового) уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки).
43.Основные функции складов при продвижении материалов от поставщика к потребителю.
«Для каждого изделия, хранящегося на складе, расходы по его хранению должны быть ниже расходов, связанных с его отсутствием. Складирование существует только по этой причине».
Харолъд- Е. Фирон, Майкл Р. Линдере Управление снабжением и запасами. (С. 214)
Склады, их понятие и роль в логистике
Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.
Представление о гармонично организованной логистической системе, как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.
Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения, и, в то же время, как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
♦ задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
♦ задачи по складам, как по самостоятельным системам.
продолжение
--PAGE_BREAK--Виды складов
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.
В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся" вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.
Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 95).
Рис. 95. Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя
По этому признаку склады можно разделить на две основные группы:
1) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
2) склады на участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в местах потребления — торговым оптовым базам.
Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 96.
Рис. 96. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя
Функции складов
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
--PAGE_BREAK--Технико-экономические показатели работы складов. Технологические и общетехнические требования к устройству складов.
Для оценки эффективности использования складов применяется система технико-экономических показателей.
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу склада, является оптово-складской товарооборот, который отражает не только общий объем реализации товаров со склада, но и продажу их по отдельным товарным группам.
Вторым важным показателем является грузооборот склада, который выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску товаров. Может быть выражен и в других единицах (куб. мит. д.).
Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по формуле
Гг = Тос/ Ст
где Гг — годовой грузооборот, т; Тос — годовой оптово-складской товарооборот, млн. руб.; Ст — средняя стоимость 1 т груза, тыс. руб
При этом эксплуатационные расходы включают затраты на заработную плату работников склада, электроэнергию или топливо, различные вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.
Производительность труда складских работников определяется количеством тонн груза или размером оптово-складского товарооборота, приходящегося на одного работника за какой-либо период времени (год, месяц, смену и т. д.).
Определить эффективность использования складской площади можно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 м2 и коэффициента полезной площади склада. Последний определяется по формуле:
K=Sпол/Sобщ
где К — коэффициент полезной площади склада; SПОЛ — полезная (для хранения товаров) площадь склада, м2; Sобщ — общая площадь склада, м2.
В зависимости от типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показатель может иметь значения от 0,25 до 0,6. Чем выше коэффициент использования полезной площади склада, тем эффективнее используется складская площадь.
Эффективность использования емкости склада можно определить путем расчета коэффициента использования полезного объема склада. Он определяется как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему складскому объему. В зависимости от способа хранения товаров и характера груза этот показатель может иметь значения от 0,3 до 0,5.
Определить эффективность использования средств, затраченных на строительство склада, можно путем расчета показателей удельных капиталовложений на единицу складской площади, единицу объема, единицу грузооборота и оптово-складско-го товарооборота. Они рассчитываются как отношение общей суммы капиталовложений на строительство и оснащение склада соответственно к складской площади, емкости склада, объему грузооборота и товарооборота.
2. Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Наиболее широкое распространение получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество которых заключается в уменьшении стоимости строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.
Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.
Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента широко применяются железобетонные блоки.
Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха.
Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания, они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.
В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки.
Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон.
Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.
В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — — 6 и 12 м; длина пролета — — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.
Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.
Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов.
Для естественного освещения складских помещений служат окна. В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей.
На складах выполняется довольно сложный комплекс торгово-технологических операций с товарами, успешное осуществление которого может быть достигнуто только в том случае, если устройство складов будет отвечать ряду технологических требований.
Одним из важнейших технологических требований является соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.
При проектировании новых и реконструкции действующих складов следует также исходить из целесообразности выделения помещений или зон для выполнения основных операций внутри-складского технологического процесса, размеры которых должны соответствовать объемам товарных потоков.
Второе важное требование, предъявляемое к устройству складов, — соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.
Здания крупных складов могут иметь П-образное расположение. В этом случае между параллельно располагаемыми линиями здания устраивают дебаркадер и укладывают железнодорожные подъездные пути.
Для того чтобы складское здание отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.
Устройство складов должно отвечать требованиям, предъявляемым к правилам их эксплуатации, соблюдению условий охраны труда и техники безопасности, а также противопожарной безопасности. Для выполнения этих требований склады оснащают вентиляционными устройствами и проводят центральное отопление. Водоснабжение должно обеспечивать потребность как в питьевой воде, так и в воде для противопожарных и других нужд. Освещение складов должно соответствовать установленным нормам.
Особые требования предъявляются к планировке складских участков, которая должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов. Между отдельными складскими зданиями и сооружениями следует установить в зависимости от их огнестойкости необходимое расстояние.
Таковы общие требования, которым в основном должно отвечать устройство общетоварных складов.
При строительстве складов-холодильников используют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В современных складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов. При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими складскими помещениями. Их устройство должно отвечать особым требованиям противопожарной безопасности.
продолжение
--PAGE_BREAK--Практическая часть
Вариант 3.
Задача 1. Методика расчёта развозочных маршрутов
Схема размещения пунктов и расстояния между ними:
Потребители
продукции
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
Объем продукции, кг
960
850
790
630
275
715
240
435
585
120
Груз находится в пункте А – 5600 кг. Используется автомобиль грузоподъемность 2,8 т; груз – IIкласса (γ = 0,8). Необходимо организовать перевозку между пунктами с минимальным пробегом подвижного состава.
Решение:
Этап 1.Строим кратчайшую сеть, связывающую все пункты без замкнутых контуров («минимальное дерево»).
Затем по каждой ветви сети, начиная с пункта, наиболее удалённого от начального А (считается по кратчайшей связывающей сети), группируем пункты на маршрут с учётом количества ввозимого груза и грузоподъёмности единицы подвижного состава. Причём ближайшие с другой ветви пункты группируем вместе с пунктами данной ветви.
Исходя из заданной грузоподъёмности состава Q = 2,8, γ = 0,8, все пункты можно сгруппировать так:
Маршрут №1
Маршрут №2
Пункт
Объём завоза, кг
Пункт
Объём завоза, кг
Г
790
Е
275
Д
630
Б
960
К
585
Ж
715
И
435
В
850
Л
120
З
240
Итого:
2800
Итого:
2800
Этап 2.Определяем рациональный порядок объезда пунктов каждого маршрута. Для этого строим таблицу-матрицу, в которой по диагонали размещаем пункты, включаемые в маршрут, и начальный пункт А, а в соответствующих клетках – кратчайшие расстояния между ними.
Маршрут № 1
Начальный маршрут строим для тех пунктов матрицы АЗЛЕБЖВА, имеющих наибольшее значение величины, показанных в строке (43,9; 47,7; 51,8), т.е. А; З; Л. Для включения последующих пунктов выбираем из оставшихся пункт, имеющий наибольшую сумму: Е (сумма 41,3), и решаем, между какими пунктами его следует включать.
Для каждой пары пунктов находим величину приращения маршрута по формуле:
KР= Cki+ Cip– Cpk,
где
С – расстояние, км;
i– индекс включаемого пункта;
k– индекс первого пункта из пары;
p– индекс второго пункта из пары.
а)При включении пункта Е между первой парой пунктов А и З (А – Е – З – Л – А), определяем размер приращения ΔАЗ, при условии, что i= Е, k= А, p= З. Тогда
ΔАЗ = САЕ + СЕЗ – САЗ = 10 + 3,7 – 1,2 = 1,7
ΔЗЛ = СЗЕ + СЕЛ – СЗЛ = 3,7+3-2,4=4,3
ΔЛА = СЛЕ + СЕА – СЛА = 3+10-13=0
Из полученных значений выбираем минимальное, то есть ΔЛА = 0; получаем А – З – Л – Е – А.
б) Используя этот метод и формулу приращения, между какими пунктами расположить пункт Ж (так как размер суммы этого пункта больше: 40,3 > 33,8):
ΔАЗ = САЖ + СЖЗ – САЗ = 3,3+11-12=2,3
ΔЗЛ = СЗЖ + СЖЛ – СЗЛ = 11+12,2-2,4=20,8
ΔЛЕ = СЛЖ + СЖЕ – СЛЕ = 12,2+2,3-3=12,5
ΔЕА = СЕЖ + СЖА – СЕА = 9,4+3,3-10=2,7
Из полученных значений выбираем минимальные, т.е. ΔАЗ = 2,3
Тогда маршрут получит вид: А – Ж – З – Л – Е – А.
в) Аналогично определяем, где расположить пункт Б:
ΔАЖ = САБ + СБЖ – САЖ = 3,4+3,3-3,3=3,4
ΔЖЗ = СЖБ + СБЗ – СЖЗ = 3,3+8,7-11=1
ΔЗЛ = СЗБ + СБЛ – СЗЛ = 8,7+10,1-2,4=16,4
ΔЛЕ = СЛБ + СБЕ – СЛЕ = 10,1+7,1-3=14,2
ΔЕА = СЕБ + СБА – СЕА = 7,1+3,4-10=0,5
Из полученных значений выбираем минимальные, т.е. ΔЕА = 0,5
Тогда маршрут получит вид: А – Ж – З – Л – Е – Б – А.
г) Аналогично определяем, где расположить пункт В:
ΔАЖ = САВ + СВЖ – САЖ = 2,2+1,1-3,3=0
Далее расчеты не имеют смысла, так как меньше значение, чем 0 получено быть не может. Следовательно, пункт В располагается между пунктами А и Ж.
Тогда маршрут №1 получит окончательный вид А – В – Ж – З – Л – Е – Б – А.
Таким же методом определяем кратчайший путь объезда пунктов по маршруту №2.
Маршрут № 2.
А
10
3,4
3,3
2,2
10
Е
7,1
9,2
8,1
3,4
7,1
Б
3,3
1,2
3,3
9,2
3,3
Ж
1,1
2,2
8,1
1,2
1,1
В
18,9
34,4
15
16,9
12,6
Начальный маршрут строим для тех пунктов матрицы АЕБЖВА, имеющих наибольшее значение величины, показанных в строке (18,9; 34,4; 16,9), т.е. А; Е; Ж. Для включения последующих пунктов выбираем из оставшихся пункт, имеющий наибольшую сумму: Б (сумма 15), и решаем, между какими пунктами его следует включать.
а)При включении пункта Б между пунктами определяем размер приращения
ΔАЕ = САБ + СЗБ – СБЕ = 3,4+7,1-3,4=7,1
ΔЕЖ = СЕБ + СБЖ – СЕЖ = 7,1+3,3-9,2=1,2
ΔЖА = СЖБ + СБА – СЖА = 3,3+3,4-3,3=3,4
Из полученных значений выбираем минимальные, т.е. ΔЕЖ = 1,2
Тогда маршрут получит вид: А – Е – Б – Ж – А.
б) Используя этот метод и формулу приращения, определяем между какими пунктами расположить пункт В:
ΔАЕ = САВ + СВЕ – САЕ = 2,2+8,1-10=0,3
ΔЕБ = СЕВ + СВБ – СЕБ = 8,1+1,2-7,1=2,2
ΔБЖ = СБВ + СВЖ – СБЖ = 1,2+1,1-3,3=-1
ΔЖА = СЖВ + СВА – СЖА = 1,1+2,2-3,3=0
Следовательно, пункт В располагается между пунктами Ж и А.
Тогда маршрут получит окончательный вид: А – Е – Б – Ж – В – А.
Порядок движения по маршрутам приводится ниже:
Длина пути по маршруту № 1 – 30,2 км.
Длина пути по маршруту № 2 – 23,7 км.
Задача 2. Расчёт рациональных маршрутов.
Исходные данные:
АБ1 = 7 км q= 5 т
АБ2 = 8 км mБ1 = 10 т
АН = 9 км mБ2 = 20 т
Б1Г = 8 км V= 21 км/ч
Б2Г = 3 км Тn-p= 25 мин
Количество ездок определяем по формуле:
nс= ;
где
Q– объем поставок продукции за рассматриваемый период, т;
q– грузоподъемность автомобиля, т;
γ – коэффициент использования грузоподъемности в зависимости от класса груза, принимаем γ = 0,8 (из данных первой задачи).
nБ1 = 10/0,8*5≈3 (ездок)
nБ2 = 20/0,8*5=5 (ездок)
При решении этой задачи могут возникнуть два варианта:
1. Продукция поставляется в Б2, а потом в Б1, из Б1 – в автохозяйство:
Г – автохозяйство, А – база или склад, Б1 и Б2 – потребители продукции
Lпор= 9+5*8+2*7+8=71 (км)
Lгр= 5*8+3*7=61 (км)
Lобщ= 71+61=132 (км)
β=Lгр/Lобщ=61/132≈0,4621
2. Продукция поставляется в Б1, а потом в Б2, из Б2 – в автохозяйство:
Lпор= 21+9+32+3=65 (км)
Lгр= 21+40=61 (км)
Lобщ= 61+65=126 (км)
β=Lгр/Lобщ=61/126≈0,4841
Г – автохозяйство, А – база или склад, Б1 и Б2 – потребители продукции
Из расчетов видно, что коэффициент β во втором варианте выше, чем в первом, следовательно, может быть использован второй вариант.
На практике при разработке маршрутов, руководствуясьправилом, чтобы уменьшить нулевой пробег, необходимо разрабатывать такуюсистему маршрутов, при которой первый пункт погрузки и последний пунктразгрузки находился вблизи от автохозяйства, что в моем варианте совпадает с расчетным коэффициентом использования пробега. Решим задачу математическим методом.
Таблица 1.
продолжение
--PAGE_BREAK--