Урок русской литературы в 11 «З» классе СШ № 21 г. Могилёва
Тема урока: «Евангелие от Булгакова». Сатирические главы романа.
Цели урока:
— образовательная: произвести сатирико-юмористический обзор явлений московской жизни, показать «дьяволиаду» по Булгакову;
— воспитывающая: формировать эстетический вкус у учащихся;
— развивающая: развивать речь, мышление, воображение, логику учащихся.
Ход урока:
I Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку: наличие на партах текстов романа, учебников, конспектов, дневников и т.д..
II Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман, как мы уже удостоверились, обращён к читателю образованному, посвящённому в символику предметов, в тайны искусства, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Непосвящённый читатель вряд ли сможет достаточно точно и полно воспринять этот роман. Однако, и для первой, и для второй категории читателей, без сомнения, произведение это окажется интересным.
На следующем занятии мы с вами напишем сочинения по группам (темы сочинений каждой группе известны заранее), поэтому будьте внимательны, ведь то, о чём мы сегодня будем говорить, может вам пригодиться при написании.
III Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, что мы знаем об истории создания романа. (Учащиеся рассказывают).
Да, действительно, «Мастер и Маргарита» — главное произведение в творчестве М.А. Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.) Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез.
IV Изучение нового материала.
— Чем необычна композиция романа? (это роман в романе: М.А. Булгаков пишет роман о том, как Мастер пишет роман об Иешуа. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а Мастера – в судьбе главного героя его произведения – Иешуа Га-Ноцри.) Т.е. мы можем говорить об автобиографичности романа.
На доске записано:
Автобиографичность романа:
Обстановка травли.
Отсутствие средств к существованию.
Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
Постоянное ожидание ареста.
Статьи-доносы.
Преданность и самоотверженность любимой женщины.
Дети записывают эти тезисы себе в конспекты.
— Как вы считаете, к какому виду мы отнесём роман «Мастер и Маргарита»? (Учащиеся высказывают свои точки зрения). На самом деле, вид романа достаточно сложно определить. Многие критики сходятся на том, что его можно назвать и бытовым, т.к. показываются картины московского быта 20-30-ых гг., и фантастическим, и философским, и автобиографическим, как мы уже выяснили, и любовно-лирическим, и сатирическим.
— Какое время охватывают события романа? Давайте вспомним, с чего начинается первая глава… (Берлиоз и Бездомный встречаются в парке и спорят с Воландом, прикинувшимся иностранцем.) Чем заканчивается роман? (Воланд, его свита, а также Мастер и Маргарита покидают город, уносятся в небо). От начала до финала романа проходит всего четыре дня. Однако за такой короткий промежуток времени проходит множество событий: комических, трагических, фантастических.
Роман «Мастер и Маргарита» многопланов и многожанров. Здесь всё переплетено, как в жизни. В нём выделяют 3 мира (или 3 плана). На доске:
На доске записано:
3 мира романа:
1) Древний ершалаимский;
2) Вечный потусторонний;
3) Современный московский.
Давайте назовём представителей каждого из миров? (1 – Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвее Иуда и другие; 2 – Воланд и его свита, кроме того Воланд связывает между собой все три мира; 3 – сотрудники варьете, обыватели.)
— Каким нам показан московский мир? (Люди заняты сиюминутными проблемами. Поступками людей движут одни и те же мотивы на протяжении всей истории человечества.)
Воланд ставит для себя вопрос, как изменились горожане внутренне. Он проводит опыты, эксперименты, т.н. «сеанс разоблачения», и люди открывают своё истинное лицо. И на спектакле после сцены с отрыванием головы финдиректору Римскому Воланд подводит итоги. Давайте найдём и зачитаем это место. (гл. «Чёрная магия и её разоблачение, с. 125. «- Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги л, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их*…»)
— Чем Евангельские главы отличаются от московских? Если в описаниях московского быта нас не покидает ощущение несерьёзности, ирреальности, то первые же слова о Иешуа и Понтии Пилате звучат чеканно, весомо, ритмично. Давайте зачитаем начало второй главы «Понтий Пилат» (с. 23):
«…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа месяца висана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…»
В этих главах описываются события более чем двухтысячелетней давности. Причем даются они нам с нескольких точек зрения: это и рассказ Воланда (2 глава), 16 глава «Казнь» — это сон Ивана Бездомного в сумасшедшем доме либо рассказ Мастера, затем Азазелло читает Маргарите отрывки из романа Мастера и т.д… Кроме того, достоверность достигается включением в повествование скрепов.
Скрепы – повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.
Дети записывают определение себе в конспекты.
Недаром Иван Бездомный испытывает эстетическое потрясение. Окружающая реальность для него теряет смысл. Центральной в его жизни становится история Иешуа и Понтия Пилата. В конце романа Иван Понырев – профессор истории.
Через образ Иешуа Га-Ноцри Булгаков передаёт своё убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет такое время, когда не будет ни власти кесаря, на какой иной власти».
Олицетворением власти является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.
— Каким вы видите Понтия Пилата? Какими качествами, на ваш взгляд, он обладает?
Понтий Пилат жесток, его называют «свирепым человеком». Он даже похваляется этим прозвищем. Его жизнь – жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. Изначально он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других. Однако у него есть живое существо, к которому он очень привязан – верный пёс.
Можно ли назвать его глупым человеком? Докажите. (Нет, об этом свидетельствует то, что он знает несколько языков, занимаемая им должность тоже только подтверждает это. Но само весомое, пожалуй, доказательство в том, как Иешуа Га-Ноцри характеризует Понтия Пилата: «Ты производишь впечатление умного человека». Понтий Пилат не примитивный злодей, но злой гений.)
Судьба дала ему шанс. Приговорённого к смерти Иешуа приводят к Понтию Пилату.
— Почему Понтий Пилат утверждает смертный приговор? (Он труслив, а трусость – самый тяжкий порок, за это он и наказан).
После казни, после пятичасовых мучений Понтий Пилат дарит Иешуа лёгкую смерть. Затем он в тайне приказывает совершить погребение тел казнённых. Возлагает на Афрония обязанность убить Иуду, человека, который предал Иешуа.
Какое наказание получает Понтий Пилат? (Бессмертие)
А сейчас давайте поговорим об Иешуа. В чём-то он похож на Мастера. Обратите внимание на доску, дополните таблицу и запишите себе в тетради:
Иешуа Га-Ноцри
Мастер
последователи
Левий Матвей
Иван Бездомный
предатели
Иуда из Кириафа
Алоизий Могарыч
Мы с вами уже говорили, что к вечному потустороннему миру мы отнесём Воланда. Давайте подумаем, а кто такой Воланд? (Это прообраз дьявола). Недаром эпиграф к своему роману Булгаков берёт из Гёте. Зачитаем его: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
— Как вы понимаете эту цитату? (Воланд и его свита не столько сбивают с пути истинного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду закоренелых грешников, избирают им меры наказания.)--PAGE_BREAK--
Приведите примеры, как они наказывают грешников и мошенников, взяточников и дураков.
Стёпа Лиходеев – директор Варьте – оказывается зашвырнутым в Ялту. За что? Вот что говорит о нём Коровьев –Фагот во множественном числе: «…Пьянствуют, вступают в связь с женщинами, используя своё положение, ничего не делают, да и делать ничего не могут, т.к. ничего не смыслят в том, что им поручено, начальству втирают очки…»
Римскому (финдиректор) ассистенты устраивают сцену ужасов, отрывая голову. В результате за несколько часов он превращается в седого старика.
Разоблачение Семплеярова, когда оказывается, что вместо деловой встречи он был у своей любовницы.
Но самое тяжёлое наказание, пожалуй, понёс Михаил Берлиоз, глава МАССОЛИТа. Какое? Он лишается головы. За что? Кроме того, что он атеист, и мог бы быть наказан уже за это, Берлиоз признаёт отштампованные истины. Работая в литературном издательстве, он «бракует» настоящих писателей, но возвышает бездарностей, пишущих под власть.
Где ещё мы встречаемся с головой Берлиоза? (на Великом балу, в руках у Воланда, с. 265.)
«…- Михаил Александрович, — негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мёртвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела живые, полные мысли и страдания глаза. – Всё сбылось, не правда ли? – продолжал Воланд, глядя в глаза головы, — голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и я живу в вашей квартире. Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь. Но теперь нас интересует дальнейшее, а не этот уже свершившийся факт. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере*. Да сбудется же это!...»
Но Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе, по сути, играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу негодующему московскому населению. Они просто-напросто выводят наизнанку людские слабости и пороки. Но ещё их задача заключалась в том, чтобы делать всю «чёрную» работу за Воланда, прислуживать ему, в том числе подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию её и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда? И откуда он почерпнул Булгаков их образы и имена?
Дети читают в учебнике на с. 321-325.
Кот Бегемот – это кот-оборотень и любимый шут Воланда. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Сведения о Бегемоте Булгаков, видимо, почерпнул из исследований И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом». В этих произведениях Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейшим живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом имени». У Булгакова Бегемот стал котом-оборотнем громадных размеров, а реальным прототипом Бегемота послужил домашний кот Л.Е. и М.А. Булгаковых Флюшка – огромное серое животное. В романе он чёрный, потому что олицетворяет нечистую силу.
Во время последнего полёта Бегемот превращается в худенького юношу-пажа, летящего рядом с фиолетовым рыцарем (преобразовавшимся Коровьевым-Фаготом). Здесь, вероятно, отразилась шуточная «легенда о жестоком рыцаре» из повести друга Булгакова С.С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В этой легенде нарду с жестоким рыцарем фигурирует и его паж. Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать головы у животных, и эта функция в «Мастере…» передана Бегемоту, только по отношению к людям: Он отрывает голову Жоржу Бенгальскому.
В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда необычное обжорство Бегемота в Торгсине. Так Булгаков иронизирует над носителями валютного магазина, в том числе и над собой (людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столицы население живёт впроголодь).
Бегемот в романе в основном шутит и дурачится, в чём проявляется поистине искромётный юмор Булгакова, а также вызывает у многих людей замешательство и страх своим необычным видом (в конце романа именно он сжигает квартиру № 50, дом «Грибоедов» и Торгсин).
Коровьев-Фагот – старший из подчинённых Воланду демонов, первый его помощник, чёрт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Существует много версий о происхождении фамилии Коровьев и прозвища Фагот. Возможно, фамилия сконструирована по образцу фамилии персонажа повести А.К. Толстого «Упырь»статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. Фамилия Коровьев связана и с образами произведений Ф.М. Достоевского. В эпилоге «Мастера и Маргариты» среди задержанных по сходству фамилий с Коровьевым-Фаготом названы «четыре Коровкина». Здесь сразу вспоминается повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где фигурирует некто Коровкин. И ещё ряд рыцарей из произведений авторов разных времён считают прототипами Коровьева-Фагота. Не исключено, что этот персонаж имел и реального прототипа среди знакомых Булгакова – слесаря-водопроводчика Агеича, редкого пьяницу и пакостника, который не раз вспоминал, что в юности был регентом церковного хора. И это повлияло на ипостась Коровьева, выдающего себя за бывшего регента и предстающего на Патриарших прудах горьким пьяницей. Кличка же Фагот, безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. Этим, скорее всего, объясняется его шутка с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором, управляемым Коровьевым, песню «Славное море священный Байкал». Фагот (музыкальный инструмент) изобретён итальянским монахом Афранио. Благодаря этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между Коровьевым-Фаготом и Афранием (в романе, как мы уже говорили, выделяются три мира, и представители каждого из них образуют триады по внешнему Ии функциональному сходству). Коровьев принадлежит к триаде: Фёдор Васильевич (первый помощник профессора Стравинского) — Афраний (первый помощник Понтия Пилата) – Коровьев-Фагот (первый помощник Воланда). У Коровьева-Фагота есть даже некоторое сходство с Фаготом – длинной, тонкой трубкой, сложенной втрое. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить). В последнем полёте Коровьев-Фагот предстаёт перед нами тёмно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом.
— Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
— Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, — ответил Воланд, поворачивая к Маргарите своё лицо с тихо горящим глазом, — его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал.
Драная безвкусная цирковая одежда, шутовские манеры – вот, выходит, какое наказание было определено безымянному рыцарю за каламбур о свете и тьме!
Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Имя «Азазелло» образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передаёт Маргарите крем, волшебным образом меняющий её внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Именно за коварного обольстителя принимает Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. Но главная функция Азазелло связана с насилием. Вот что он говорит Маргарите: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь ещё пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…» Азазелло выбросил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту, выгнал из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза Поплавского, убил из револьвера Барона Майгеля.
Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. Имя «Гелла» Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где отмечалось, что на Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Характерные черты поведения вампиров – щёлканье зубами и причмокивание – Булгаков, возможно, позаимствовал из повести А.К. Толстого «Упырь», где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров). Девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полёта. Жена писателя Е.С. Булгакова считала, что это – результат незавершённости работы над «Мастером и Маргаритой». Однако, не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полёта как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции в Театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. К тому же Геле не в кого было бы превращаться в последнем полёте, ведь она, как и Варенуха, обратившись в вампира, сохранил свой первоначальный облик. Возможно также, что отсутствие Геллы означает немедленное исчезновение (за ненадобностью) после окончания миссии Воланда и его спутников в Москве.
V Подведение итогов.
Ребята отвечают на вопросы на закрепление пройденного материала.
VI Д/З.
Подготовиться к сочинению по роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова по темам:
«Трагическая любовь Мастера и Маргариты»;
«Дьяволиада Булгакова»;
«Евангелие от Булгакова».
VII Выставление отметок. Рефлексия.
Учитель даёт общую характеристику работы учеников на уроке. Выделяет особо активных, выставляет отметки.