--PAGE_BREAK--Он знал анатомию, музыку, геометрию, мелиорацию, лингвистику и т. д. Когда Леонардо предложил свои услуги герцогу в Милане, он, прежде всего перечислил свои навыки воинского инженера (строителя мостов, фортификатора, судостроителя), мелиоратора, зодчего, а уже потом скульптора и живописца. Леонардо посвятил всю свою жизнь научным исследованием. В искусстве он тоже ставил опыты, делал наблюдения, расчеты, экспериментировал. Через перспективу выходил в сферу оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т.п.
Первое большое произведение миланского периода — " Мадонна в скалах " (или «Мадонна в гроте „). У него уже в полной мере проявились черты стиля Леонардо. Композиция логическая, точно выверенная. Фигуры мадонны и ангела излучают покой, но вместе с тем и определенную таинственность, вызовут тревожное чувство, что подчеркнуто фантастическим видом самого грота и пейзажем. По сути, это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда проживания персонажей. Созданию этой среды оказывает содействие и то особое качество живописи Леонардо, которая получила название “ сфумато »: все предметы обвитые легкой кисеей, которая смягчает контуры, образовывает светлую специфическую атмосферу.
Высочайшим достижением Леонардо да Винчи была роспись стены трапезной монастыря Санта — Мария делла Грация на сюжет " Тайной вечери". Христос в последний раз встречается за ужином со своими учениками, чтобы объявить им о предательстве одного из них: " Истинно говорю вам, один из вас предаст меня ". Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на его слова: очень сдержанный, но преисполненный внутренней напряженности. Художник много раз изменял композицию, и в основу ее положил математические расчеты. И при этом главным его интересом остались характеры, темпераменты, индивидуальности.
Леонардо во многом остался на позициях искусства кватроченто, так никогда и не признав стремления молодых современников к синтезу и обобщения явлений природы, к типизации человеческого образа. Леонардо усматривал в человеческом теле жилье души человека, а в манере поведения, мимике, гримасах отображения душевных порывов, прекрасных или безобразных. Исследователю итальянского искусства эпохи Возрождения М. Дворжаку належит такая оценка творчества Леонардо: «Это психологическая живопись, воплощение душевных процессов, неизвестное предшествующему искусству. Оно опирается на таком самом познании человеческого характера, которое один из величайших писателей в Италии, Макиавелли, в одно и то же время положил в основу своего » Государя ", — воплощение, которое объясняет значащие, трагические и бурные события человеческой жизни не внешними, материальными
обстоятельствами или вмешательством сверхъестественным сил, а влиянием психических особенностей самого характера. Так был проложен путь, который вел в литературе к трагедии характеров — к Шекспиру и дальше к Гете и Шиллеру ".
Судьба «Тайной вечери » трагическая. Леонардо сам был причиной осыпания стенописи, так как проводил опыты с красками, смешивая темперу с маслом. Со временем в стене были пробиты двери, и в трапезную начали проникать влага и пар. В конце XVIII в. бонапартисты, которые ворвались в Италию, устроили в трапезной конюшню, склад сена, а потом тюрьму. Во время второй мировой войны в трапезную попала бомба — и стена лишь чудом уцелела. В 50 — х г. роспись была фундаментально реставрирована.
Гасконские арбалетчики в 1449 г. расстреляли и конный памятник Франческо Сфорца, что в начале 90 — х г. Леонардо завершил в глине, но не успел вылить в бронзе.
Из живописных работ Леонардо одна из наизнаменитейших в мире — портрет Моны Лизы, жены купца дель Джокондо. О портрете написаны сотни страниц. Неопровержимо, это важнейшая ступень на пути развития ренессансной живописи. Портретный жанр завоевал достойное место рядом с картинами на религиозные и мифологические сюжеты. Портретам кватроченто было еще далеко до раскованности и ярко выраженной индивидуальности этого образа.
Величие Моны Лизы достигается уже самым сопоставлением ее сильно выдвинутой к краю холста фигуры с видимым, словно издали ландшафтом, заманчивым, неуловимым, будто фантастическим. Неуловимо и выражение лица Джоконды — в нем ум, проникновенность и тонкость. Ее глаза следят за зрителем, таинственная обольстительная улыбка может быть истолкована по-разному. В портрете подчеркнуто чувства собственной значимости, высокого права на самостоятельную духовную жизнь. При этом без единой натуралистической ноты достигается такое впечатление конкретности этого тела, которое дало возможность еще Вазари воскликнуть, что в углублении шеи Моны Лизы можно увидеть биения пульса.
Леонардо да Винчи был гением, который открыл новые горизонты в искусстве. Любой из оставленных ним произведений — это этап в развития культуры, а некоторые его научные открытия и прозрения представляют интерес и сегодня.
Слияние традиций античности и духа христианства получили ярчайшее проявление в творчества Рафаэля (Рафаэло Санти (Санцио), 1483 — 1520 гг.).
Он был счастливым художником. Много и напряженно работал, но творчество никогда не было для него горьким мучением. В своем искусстве он не ставил недосягаемой цели, а умел определить задачи. Это прирожденное чувство меры, естественная тяга к гармонии; все, что он хотел сказать людям, он успел передать в своих произведениях, хотя прожил лишь 37 лет. Его искусство было ясным, приподнятым, идеальным, в самом деле классическим. На протяжении пяты столетий не утихают дискуссии о Рафаэле: одни считают его творцом какой-то " вечной красоты ", другие делают его ответственным за рождение далекого от жизни академизма. Но следует помнить, что его творчество было выражением идеалов своего времени. В произведениях мастера ярко воплотились представление ренессансного гуманизма о свободном человеке, про ее физическое и духовное совершенство, про его особое место в окружающем мире.
Светлый гений Рафаэля не был склонен к психологической углубленности и постижению внутреннего мира человека, как к этому стремился Леонардо. Еще больше был ему чужд дух титанического и вместе с тем трагического восприятия жизни, какой был присущ Микеланджело.
О сути своего искусства Рафаэль высказался в письме к другу Бальдасаре Кастильоне: " Чтобы срисовать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что ваша милость будет со мной вместе, чтобы сделать выбор наилучшей. Но за недостатком как компетентных судий, так и красивых женщин я воспользовался определенной идеей, которая пришла мне на ум. Содержит ли она в себе какое-то совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь ее достичь ". Он стремился соединить ценности земного бытия с высокими идеями. Рафаэль, как никто другой из мастеров Возрождения, сумел не только овладеть мастерством формы, а и уловить саму суть произведений античного искусства.
Заслуга Рафаэля состояла в том, что в своем искусстве он органически связал в одно целое два разных мира — мир христианский и мир классический.
Фреска " Афинская школа " — аллегория Храма науки. Под сводом этого храма непринужденно расположились философы давности. Величайшие из них — Платон и Аристотель — словно медленно выходят из глубины, становятся в центр группы ученых. За ними интерьер замечательного купольного храма, украшенного статуями Аполлона и Минервы. По правую сторону в образе Евклида Рафаэль изобразил своего современника — архитектора Браманте; дальше знаменитые астрономы и математики; возле самого края правой группы художников нарисовал себя. На сходах стоит глава школы киников Диоген, в левой группе — Сократ и Пифагор; на переднем плане в глубокой задумчивости — Гераклит Ефеський. Величественный образ Платона, за предположением некоторых исследователей, навеянный непересекающимся образом Леонардо, а в Гераклите изображенный Микеланджело. Главное, конечно, — это общая атмосфера высокой духовности, глубокого почета к могуществу человеческого духа и ума. Логика, абсолютное постоянство, ясность и простота композиции создают впечатление чрезвычайно целостной и удивительной гармоничности.
Архитекторы итальянского Возрождения культивировали тип центричного купольного храма. Это прежде всего проявилось в грандиозном проекте собора св. Петра. Рафаэль обогатил архитектуру тем, что, будучи художником, ввел сугубо декоративные, орнаментальные и живописные средства, которые временами выступали на первый план ( в особенности в его знаменитейших ватиканских лоджиях ).
Северное Возрождение
Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург. Галле. Позднее лидером стал Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.
Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северного Возрождения крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.
В раздробленной Германии было объединяющее начало: ненависть к католической церкви, обложившей страну многочисленными поборами и обременительными рекомендациями духовной жизни. Поэтому одно из главных направлений в борьбе за «царство Божие на Земле» — борьба с папством за реформирование церкви.
Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Эта работа продолжалась двадцать лет, но отдельные фрагменты стали известны читающей публике раньше. Лютеровская Библия создаст эпоху,
во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка;
во-вторых, она создает прецедент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют переводы на английский, французский и др.
Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: в него оказываются, вовлечены и такие мыслители — гуманисты, как Филипп Меланхтон, художники, как Дюрер и Гольбейн, священники и идеологи народного движения, как Томас Мюнцер. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этнические.
Т. Мюнцер выступал, в первую очередь, как утопист, призывающий к уравнительному разделу земли. Его религиозное мировоззрение носило пантеистический характер. Яркая личность, Мюнцер, порвавший с Лютером в 1524 г. из — за его
умеренно-буржуазных позиций, с головой окунулся в революционную деятельность, создав в Тюринго-Саксонском районе центр Крестьянской войны. Он попытался объединиться с чешскими повстанцами, но потерпел поражение от объединенных войск князей, попал в плен и в 1525 г. был предан мучительной смерти.
Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традиции мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Наряду с Лютером он может считаться создателем современного немецкого языка. Зависимость от времен готики сказалась на развитии литературы Германии и выразилась в отсутствии сколько-нибудь интересной прозы. Поэзия же опережала, стихи Сакса и Лютера были известны всем. В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшая книга «Похвала глупости» вышла в свет в 1509 г.
Лидировала среди видов художественной деятельности — как и в итальянском Ренессансе — живопись. Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Родился он в семье ювелира, очень рано обнаружил способности к рисованию. Его автопортрет и портрет отца, сделанные в возрасте 12 лет, поражают мастерством и зрелостью. Дюрер оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку.
На творчество Дюрера оказало большое влияние путешествие по Италии в 1495 г. Позднее он будет туда наезжать, особенно полюбив г. Венецию. Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Однако специфика видения мира Альбрехт Дюрера состоит в поисках возможности как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский возрожденческий идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности. Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные, в письмах к брату. Сюда же можно отнести и портрет матери. В письме, где сделан этот набросок изможденной болезнями женщины, Дюрер пишет о смерти матери: «Я сам видел, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце».
До сих пор пленяет графика Дюрера, понять которую часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там действительно можно обнаружить. Но искать разгадки завораживающих изображений нужно в эпохе Реформации. Может быть, графические листы ярче всего отразили стойкость духа этих людей, готовность отвергнуть любые искусы, но и горестные сомнения в конечном результате борьбы. Именно об этом думаешь, глядя на «Меланхолию», на гравюру «Смерть, черт и рыцарь». Есть у Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно смело отнести цикл гравюр «Жизнь Марии», вдохновивший в XIX в. Рильке на цикл стихов, а в XX — Хиндемита на цикл романсов на эти стихи.
Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К XVI в., существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного нар одного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное — а иначе как участвовать в многоголосом хоре?
Многообразие музыкальных форм в Германии XVI в. поражает: на масленицу ставились балеты, оперы. Нельзя не назвать таких имен, как К. Пауман, П. Хофхаймср, Г. Изак, это композиторы, сочинявшие светскую и церковную музыку, в первую очередь для органа. К ним примыкает выдающийся нидерландский мастер О. Лассо.
Но настоящую революцию в немецкой музыке свершает Г. Шютц (в другом варианте — Шюц). Он выдвинулся несколько позднее и может вместе с Питером Брейгелем считаться последним персонажем Северного Возрождения. Шютцем написана первая немецкая опера «Дафна» и первый немецкий балет «Орфеи в Эвридика».
Век Северного Возрождения был недолог, начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Беспощадно объективный к собственной внешности Дюрер рисует портрет гуманиста Филиппа Меланхтона с такой симпатией, с таким увлечением его личностью, что и сегодня модель более известна как типичное лицо, необычайно привлекательное лицо молодого человека эпохи Возрождения, чем своими трудами, доступными лишь узкому кругу специалистов.
Готический мистицизм в большой степени служил основой Северного Возрождения, но преодоление мрачных сторон национального мироощущения народа, подарившего миру кровавый эпос «Песни о нибелунгах», вовлечение немцев в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения.
Эпоха возрождения, титаны ренессанса:
ПЛАН
Эпоха Возрождения. 1. Раннее Возрождение. А. Джотто. Б. Брунеллески. 2. Высокое Возрождение А. БрамантеТитаны Ренессанса. 1. Леонардо да Винчи. 2. Рафаэль Санти. 3. Микеланжело. 4. Тициан. 3. Позднее Возрождение
продолжение
--PAGE_BREAK--ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В конце XIV — начале XV вв. в Европе, а именно — в Италии, началаформироваться раннебуржуазная культура, получившая название культурыВозрождения (Ренессанс). Термин 'Возрождение' указывал на связь новойкультуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активноинтересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописиантичных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. ЭпохаВозрождения характеризовалась многими очень значительными переменами вумонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаютсясветские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными инезависимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества -искусство, философия, литература, образование, наука. В центре вниманиядеятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этойкультуры обозначают термином 'гуманистическое' (от лат. humanus -человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не егопроисхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, какум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве 'идеального человека' признаваласьсильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самогосебя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретаетневиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода кжизни становится индивидуализм, что способствует распространению идейлиберализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайногуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основныхположений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир вдвижение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это 'универсальный человек', человек — созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, чтовозможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобенбожественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и вконце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются истанут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружалаатмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние векасвятых. Наслаждение земным бытием — это непременная часть культурыВозрождения.
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Возрождению в культурном прогрессе принадлежит особое место. Дело нетолько в том, что в истории человечества не много найдется эпох, отмеченных столь же кипучей интенсивностью культурного, особенно художественного, творчества, таким обилием блистательных талантов, таким богатством великолепных достижений. Не менее поражает другое: прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансногоискусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей. В чем же секрет этой поразительной жизненной силы? Как бы ни очаровывало нас совершенство формы, его одного недостаточно для такой активной долговечности. Секрет — в глубочайшей человечности этогоискусства, в пронизывающем его гуманизме. После тысячелетия средневековья Возрождение явилось первой могучей попыткой духовного раскрепощениячеловека, освобождения и всестороннего развития скрытых в нем колоссальныхтворческих возможностей. Искусство, рожденное этой эпохой, несет в себебессмертные этические ценности. Оно воспитывает, развивает гуманныечувства, оно пробуждает в человеке Человека. Живопись Византии, от влияния которой итальянские художники началио свобождаться только к концу XIII в., создала шедевры, вызывающие нашевосхищение, но она не изображала реального мира. Искусство художников средневековья не рождает у зрителя ощущения объема, глубины, не создает впечатления пространства, да оно к этому и не стремится.
ДЖОТТО Треченто[1] — это еще не Возрождение, это Предвозрождение, илиПроторенессанс. Причем можно сказать, что проторенессансные веянияпоявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в., аиногда даже и XII и XI вв. Уже Предвозрождение подняло девиз подражанияприроде. Именно за это гуманисты горячо хвалили Джотто. Флорентиец Джотто -первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Онбыл прежде всего живописцем, но также ваятелем и зодчим. Есть сведения, чтоон был дурен собой и славился острословием. Огромно было впечатление, произведенное на современников творениями Джотто. Петрарка писал, что передобразами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Золотой век итальянского искусства — это век свободы. ЖивописцыВысокого Возрождения владеют всеми средствами изображения — острым имужественным рисунком, вскрывающим остов человеческого тела, колоритом, передающим уже и воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразуосваиваются художниками словно без всякого усилия. Фигуры задвигались, игармония была достигнута в их полном раскрепощении. Движение становится более уверенным, переживания — более глубокими истрастными. Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художникиВысокого Возрождения овладели видимым миром во всем его бесконечномразнообразии, во всех его просторах и тайниках, чтобы представить нам егоуже не дробно, а в могучем обобщении, в полном блеске его солнечнойкрасоты.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ Микеланджелородился в 1475 г. и умер в 1564 г., пережив Леонардо иРафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великуюэпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и ранеев общественной жизни Италии, но они проповедовались философами, поэтами ихудожниками и одобрялись наиболее просвещенными правителями. Настали другиевремена. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело был свидетелемтого, как эти идеалы грубо попирались, восторжествовала церковная ифеодальная реакция. Отпрыск старинного, но обедневшего дворянского рода, МикеланджелоБуонарроти был патриотом и демократом. В отличие от Леонардо, гражданственность пронизывала его мироощущение. Он принимал участие вбитвах против тирании, заведовал всеми укреплениями своей родной Флоренции, осажденной войсками германского императора и папы, и только слава, завоеванная им в искусстве, спасла его затем от расправы победителей. Микеланджело глубоко чувствовал свою связь с родным народом, с роднойземлей. Его кормилицей была жена каменотеса. Вспоминая о ней, он говорилсвоему земляку Вазари: 'Все хорошее в моем таланте получено мною от мягкогоклимата родного нашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец имолот, которыми создаю свои статуи'. Демократизм Микеланджело не всемпришелся по вкусу. В титанических образах Микеланджело видели поройпрославление грубой физической силы. Так, один из тогдашних критиковискусства заявлял, что 'Рафаэль писал благородных людей, а Микеланджело -грузчиков'. Горестная судьба родины, забвение в тогдашней Италии высоких надежд, которые вдохновляли все его творчество, глубоко ранили душу Микеланджело.Упорно, до конца своих дней, он боролся за свой идеал, за свою веру. Гений Леонардо — это воля к познанию мира и овладению им в искусстве, полное сознание и утверждение силы и власти человеческого ума. Рафаэль дал человечеству радость безмятежного любования миром во всейего величавой и упоительной красоте, выявленной гением художника. Гений Микеланджело выражает в искусстве другое начало. Основа веры и идеал Микеланджело в том, что из всех крупнейшихпредставителей Возрождения, он наиболее последовательно и безоговорочноверил в великие возможности, заложенные в человеке, в то, что человек, постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, болеецельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджеловыковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Нужно не просто подражатьприроде, а постигать ее 'намерения', чтобы выразить до конца, завершить вискусстве дело природы и тем самым возвыситься над ней. К этой цели стремились Леонардо и Рафаэль, но никто до Микеланджело непроявлял в этом стремлении такого ошеломляющего современников дерзания. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида, исполненная Микеланджело, 'отняла славу у всех статуй, современных иантичных, греческих и римских'. Этот Давид, величавый и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, готовый вступить в борьбу со злом, уверенный в своей правоте и в своем торжестве, — подлинный монументгероической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшееувенчание природы. Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самоекрасивое в природе — это человеческая фигура, более того, что вне еекрасоты вообще не существует. И это потому, что внешняя красота естьвыражение красоты духовной, а человеческих дух опять-таки выражает самоевысокое и прекрасное в мире. 'Ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой'. И: 'Не родилсяеще такой человек, который, как я, был бы так склонен любить людей'. И вот для возвеличивания человека во всей его духовной и физическойкрасоте Микеланджело ставил выше прочих искусств скульптуру. О скульптуре Микеланджело говорил, что 'это первое из искусств', ссылаясь на библейскую легенду о Боге, вылепившем из земли первую фигуручеловека — Адама. Как и в совершеннейших созданиях его кисти и резца, бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, все заполняющее движение властно иорганически включены в замкнутое целое идеальных пропорций. Микеланджело скончался 18 февраля 1564 г. восьмидесяти девяти летпосле непродолжительной болезни, свалившей его в разгаре работы. Он достиг при жизни великой славы, и авторитет его был непререкаем.
ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО Точный возраст Тициана до сих пор не установлен. Умер он в 1576 г., ародился, по одним сведениям, в конце восьмидесятых, по другим — в концесемидесятых годов XV столетия или даже раньше. С уверенностью можно лишь сказать, что Тициан прожил не менеевосьмидесяти лет и не более ста трех, причем умер, по-видимому, не отстарости, а от чумы. Тициану суждено было в его долгую жизнь горестно наблюдать трагическоепротиворечие между высокими идеалами Возрождения и действительностью. Оностался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму. Тициан Вечеллио родился в семье военного в горном городке Пьеве диКадоре, входившем во владения Венеции. Род его был старинным и влиятельнымв этой местности. Проявив уже в раннем детстве влечение к живописи, ондевяти лет был определен отцом в мастерскую венецианского мозаичиста.Пробыл там, однако, недолго и обучался затем поочередно у Джентиле Беллинии у Джованни Беллини. Сблизился с Джорджоне и испытал во многом еговлияние. А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главойвенецианской школы. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и повсей Западной Европе. Папа Павел III вызывает Тициана в Рим, где уже зрелыммастером он впервые знакомится с творениями Рафаэля и Микеланджело. Самыймогущественный из тогдашних монархов, германский император Карл Vприглашает его в Аугсбург, жалует ему графский титул и, позируя Тициану, будто бы даже поднимает кисть, уроненную художником. Сын Карла V жестокийиспанский король Филипп II, французский король Франциск I и многиеитальянские государи были также заказчиками Тициана, занимавшегоофициальный пост художника Венецианской республики. По свидетельству венецианского теоретика искусства Дольче, Тициан был'великолепным, умным собеседником, умевшим судить обо всем на свете'. Долгая, счастливая жизнь среди изысканного, образованного общества, жизнь, целиком наполненная любованием красотой мира и прославлением этойкрасоты в великом искусстве живописи. Творчество Тициана очень обширно: поколичеству созданного оно чуть ли не превосходит творчество Леонардо даВинчи, Рафаэля и Микеланджело. Никто в живописи до и после Тициана не воспевал с таким вдохновением, как он, сияющую красоту женщины, пленительную, полуденную красоту, как быолицетворяющую радость бытия, земное счастье. В одной из своих ранних работ Тициан смело противопоставил конформистской, самодовольной и суетной 'небесной любви' свободную, ослепительно прекрасную в своей наготе любовь земную, которая, с фиалом вруке, словно раскрывает человеку безбрежный мир вольной природы. ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идейгуманизма, стремясь усвоить лишь 'манеру' великих деятелей Возрождения.Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, былиПонтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573).Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то жевремя некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию вживописи: Веронензе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но иФранции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культурстановилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в.гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всемзападноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности встановлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своихлидеров. В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивнуюинтеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы былИоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самомчеловеке. Он автор знаменитого сатирического произведения 'Письма темныхлюдей', в котором выведена вереница невежественных, темных людей -магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -движением за реформу католической церкви, за создание 'дешевой церкви' безпоборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всякихневерных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера естьвнутреннее состояние человека, что спасение человеку даруетсянепосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничествакатолического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться влоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своихвзглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. МартинЛютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степениспособствовало успеху Реформации. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественных подъем и ростнациональной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительноеискусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер АльбрехтДюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), ЛукасКранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкимипоэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множествоназидательных басен, песен, драматических произведений, и Иоганн Фишарт(1546-1590) — автор остросатирических работ, последний представительнемецкого Возрождения. Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был ЭразмРоттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста ипросветителя, в том числе его знаменитой 'Похвалы глупости', для воспитаниясвободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистиненеоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность вГермании, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие посодержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. Одним из предтечей и основоположником либерализма можно считать ДиркаКоорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. Кэтому же времени относится творчество Филиппа Альдохонде, авторанационального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569), Франса Халса (1580-1660). Особенностью культурной жизни Нидерландов былириторические общества, которые организовывались не только в городах, но и вселах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их составмог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способствовали распространению образованияв обществе, повышению его культурного уровня. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени — Гросин, Линакр, Колет.Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано сименем Томаса Мора (1478-1535), автора 'Утопии', представившего на судчитателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью — из него делаютцепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554-1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599). Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий 'Гамлет', 'Король Лир','Отелло', исторических пьес 'Генрих VI', 'Ричард III', сонетов. Шекспир былдраматургом в лондонском театре 'Глобус', который пользовался большойпопулярностью у населения. Английские театры того времени посещали людивсех сословий — аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие, ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный идемократический характер способствовали развитию демократических структур ванглийском обществе. Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем вдругих европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали противкатолицизма и католической церкви. Широкое распространение получилирыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступилФернандо де Рохас, автор извесной трагикомедии 'Селестина' (написана ок.1492-1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигельде Сервантес (1547-1616), автор бессмертного 'Дон-Кихота', писатель-сатирикФрансиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман 'История жизнипройдохи). Основоположник испанской национальной драмы — великий Лопе де Вега(1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числетаких, как 'Собака на сене', 'Учитель танцев'. Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в нейзанимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчествооказало огромное влияние на развитие живописи на только в Испании, но идругих странах. Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только вначале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был ФрансуаРабле (1494-1553), написавший сатирический роман 'Гаргантюа и Пантагрюэль'.В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее висторию под названием 'Плеяды'. Возглавляли это направление знаменитыепоэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен дю Белле (1522-1566). Другимиизвестными поэтами французского возрождения были Агриппа д'Орбинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565). Важнейшей темой в поэзии эпохи Возрождения было воспевание любви.Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного 'принцемпоэтов', оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии вцелом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель деМонтень (1533-1592). Основное его произведение — 'Опыты', представлялособой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтеньдоказывал важность опытного знания, прославлял природу в качественаставницы человека.
продолжение
--PAGE_BREAK--Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты. Художники и скульпторы стремились всвоем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира ичеловека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художникиначали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.Объектами искусства стали человеческое тело, классические и современныесюжеты, а также религиозные темы. В Италии зарождались капиталистическиеотношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношенияхмежду городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, какизобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей.Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии»'.
АНГЛИЯ. Шекспир:
Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Конец XVI века — период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шекспира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока наконец в 1598—1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.
Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Однако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира — мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.
Сервантес:
Теперь начинается его литературная деятельность. За первым трудом, пасторалью «Галатея», следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом, потому что ему приходилось конкурировать с Лопе де Вега, в это время, по словам Сервантеса, «овладевшим католической монархией».
Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, делается потом скупщиком провианта для индийского флота, по своей совершенной неспособности вести счётные дела и крайней непрактичности подвергается разным неприятностям, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.
Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготовляют материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.
С 1598 до 1603 гг. нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 г. он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 г. выходит в свет первая часть «Дон Кихота», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки; французское посольство в Мадриде не находит слов для выражения удивления, возбужденного этим произведением во Франции). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клеветах, преследованиях.
С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сигизмонда».
Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 г. окончилась жизнь (умер от водянки, которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».
Европейская литература эпохи Просвещения.
XVIII век в жизни народов Западной Европы отмечен колос-сальными социальными потрясениями. Феодализм, поверженный в Англии в предшествующем столетии, должен был потерпеть окончательное поражение в ходе французской буржуазной рево-люции 1789--1794 гг. В сущности, это поражение феодализма носило уже глобальный характер, как бы глубоко еще ни погря-зали в феодализме народы других стран Запада и Востока.
Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, народных масс к культуре, нау-кам, искусству. Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое истори-ческое значение. Этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период решающих боев буржуазии с феодализмом (главным образом в XVIII столетии) и направ-ленное на ликвидацию крепостничества, на ликвидацию феодализма, его социально-экономических норм, его политических уч-реждений, его идеологии, его культуры.
Литература Англии:
Английская философия в XVIII в. Английские буржуазные мыслители первой половины XVIII столетия еще смело разра-батывают материалистическую философию, они позволяют себе даже нападки на церковь и религию. «… Когда буржуазное пре-образование английского общества совершилось, Локк вытеснил пророка Аввакума»,--пишет К. Маркс11 Маркс К и Энгельс Ф Соч, т. 8, с. 120. Локк сыграл большую роль в идейном формировании французского Просвещения. Для, Европы его открыл Вольтер. Блестящий популяризатор, он при-влек к философии Локка внимание своих соотечественников, а за ними и широкие читательские круги тогдашнего образованного мира.
В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк по-казал несостоятельность теории о врожденных идеях, с которой выступил в свое время Декарт, и доказал зависимость идей от органов чувств, воспринимающих мир внешних вещей. Просве-тители сделали из этого вывод, что ум человеческий формируется в процессе жизненного опыта, что идеи не от бога, что они при-вносятся в сознание, что нужно противопоставить идейному влия-нию на народ со стороны церкви иное влияние--освободитель-ных, просветительных учений. Отсюда их яростная борьба против христианской церкви и великая вера в воспитательную силу идей. Сенсуализм Локка вооружил просветителей верой в ма-териальность мира и в целом--трезвым реалистическим мы-шлением.
Чрезвычайно импонировали французским просветителям и мысли Локка о государстве, о том, что сами люди устанавливают и в случае необходимости перестраивают свои общественные от-ношения, что цель государства--сохранение свободы личности. Начатая Локком критика церкви и религии была продолжена Толландом, Коллинзом, Лайонсом и другими. Философ Джон Толланд объявил все религии обманом, изобретением политиков и жрецов для угчетения темных масс («Христианство без тайн», «Письма к Серене»).
Дэвид Юм (1711--1776) выступил с философией агностициз-ма, неверия в познаваемость мира, иначе говоря, с тем же идеа-лизмом, только в ином одеянии. Философия Юма чрезвычайно пессимистична, она внушает сомнение в силах человеческих. «Убеждение в человеческой слепоте и слабости является резуль-татом всей философии», — пишет Юм в «Исследовании челове-ческого разума». Юм не отстаивал, подобно Беркли, идею существования бога. Поэтому церковники яростно напали на не-го, решив, что в его скептицизме таится опасность для религии. Однако Юм вовсе не подрывал основы церкви. Он заявлял, что народу идея бога необходима, сомнение в существовании бога возможно лишь для представителей правящих классов.
Итак, в английской философии XVIII столетия мы наблюдаем борьбу материализма и идеализма. Борьба противоположных политиче-ских и философских тенденций наблюдается и в художественной литературе.
Дефо (1660-1731) Непосредственно после «славной революции» творит выдаю-щийся писатель Даниель Дефо. Он силой слова поддерживает и защищает буржуазно-парламентарный строй от посягательств аристократической реакции (памфлеты «Чистокровный англича-нин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами»). Вместе с тем в своих романах «Капитан Сингльтон», «Роксана», «Молль Флендерс», «Полковник Джек» он смело показывает изнанку дворянско-буржуазной Англии, а в романе «Робинзон Крузо» воссоздает типичную для буржуазии иллюзию независимости личности от общества, возможности ее обособленного существо-вания.
Натура активная, волевая, Дефо, прожил бурную жизнь, сме-ло вмешиваясь в политическую жизнь страны, отдавая свое бой-кое перо (часто небескорыстно) различным политическим пар-тиям, однако принципиально поддерживая буржуазную линию развития Англии.
Роберт Бернc (1759-1796) После унылых стенаний поэтов-сентименталистов бодрящим и освежающим ветром обдает нас поэзия Роберта Бернса. Бла-гоухание полей и лесов, лучи солнца и синеву неба приносит нам она. Поэт отдал, конечно, дань сентиментализму. Его крестьян-ской душе были милы приз-ывы вернуться к природе и та печаль о судьбе бедняков-поселян, которая содержалась в сочинениях сентименталистов. Элегические ноты звучали и в его чудесных стихах.
Литература Франции:
Франция сыграла в общей социально-политической и культур-ной жизни Западной Европы едва ли не главенствующую роль.
В пору раннего средневековья во Франции интенсивнее, чем в других странах Западной Европы, формируются и получают, наиболее законченное развитие все основные жанры и виды, ти-пичные для литературы средних веков (национальный героиче-ский эпос, рыцарский роман, фаблио, животный эпос, средневе-ковая клерикальная драматургия). В XVII веке во Франции дос-тигает наибольшего, чем в других странах Европы, расцвета классицизм (Буало, Корнель, Расип, Мольер).В XVIII столетии во Франции с огромной силой, полнотой и революционной последовательностью развернулось просвети-тельское движение, давшее миру наиболее типичные образцы просветительской художественной литературы.
XVIII век--преимущественно французский век. Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса, возглавили во Франции просветители. От них и сам век стал именоваться веком Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие сформулировали об-щепонятным языком историческую задачу, вставшую перед об-ществом, облекли смутные догадки и чаяния своих современ-ников в достаточно стройные революционные теории.
Вольтер (1694-1778) Вольтер должен по праву считаться главой французских просветителей, хотя его социальные и политические убеждения были гораздо увереннее взглядов Дидро, Руссо, Мабли, особенно по-следних двух. Вольтер раньше их вступил в борьбу с феодализ-мом, он был старше всех просветителей по возрасту и опыту борьбы.
Просветительское движение развернулось во всей широте к середине XVIII столетия, когда Вольтеру было уже за 50 лет и он был известен как автор многих выдающихся произведений худо-жественного, философского и научного содержания, когда имя его гремело по всей Европе. Вольтер был вдохновителем и вос-питателем этого могучего поколения французских мыслителей-революционеров.
Литература Германии:
Вершиной немецкой клас-сической философии стала философия Гегеля (1770--1831). Она создавалась уже в XIX столетии («Феноменология духа», 1807; «Наука логики», 1812--1816; «Энциклопедия философских наук», 1817, и т. д.) и потому выходит за пределы настоящей работы. Нельзя не отметить, однако, здесь, что и философия Гегеля яви-лась своеобразным откликом на события революционных лет Франции. Она в области мысли делала то, что французская ре-волюция совершала в социальной действительности.
Немецкая литература, отразившая в XVII в. глубокое нрав-ственное потрясение народа после опустошительной 30-летней войны, переполненная идеями и эстетикой барокко, теперь, в XVIII в., начала постепенно переходить к более спокойному и трезвому взгляду на вещи. Заговорили о национальном единст-ве и едином литературном языке. (Готшед (1700--1766). «Мате-риалы для критической истории немецкого языка, поэзии и крас-норечия»). Политическая раздробленность страны не могла не сказаться на языке народа.
Готшед вошел в историю немецкой литературы как борец про-тив стиля барокко («Рациональная риторика», 1728; «Опыт кри-тической теории поэзии для немцев-», 1730; «Основоположения немецкого стиля»,1748).
Он противопоставил литературе барокко рационалистические основы классицизма. Мысль и логика, ясность, правдоподобие, простота--вот украшение искусства; гражданское воспитание-- вот его цель. Так он сформулировал свои эстетические принципы. Следуя им, он написал трагедию «Умирающий Катон» (1732), в которой прославил гражданскую доблесть республиканца Катона Утического, не пожелавшего пережить республику и лишившего себя жизни после захвата Юлием Цезарем власти. Пьеса поль-зовалась в течение примерно двадцати лет успехом у зрителей.
Немецкий романтизм:
Классической страной Р. была Германия. События Великой французской революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного общеевропейского развития Р., были пережиты здесь преимущественно «идеально». Это способствовало перенесению общественных проблем в сферу спекулятивной философии, а также этики и особенно — эстетики. В эпоху, когда разочарование в буржуазных преобразованиях и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получают всеевропейское значение и оказывают сильнейшее воздействие на общественную мысль, эстетику, литературу, искусство других стран. Однако в конкретных национально-исторических условиях каждой страны идеи немецких романтиков нередко получают специфическую интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный смысл.
Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Р.: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества.
Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы.В позднем немецком Р. нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Р. нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно Р. и подвергает его наследие критическому пересмотру).
продолжение
--PAGE_BREAK--