ТРАГЕДИЯ ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья…
А. Блок
Говорят, что каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась личная жизнь, каждый все равно продолжает мечтать и в мечтах своих обращаться к вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой, бережно хранить ее образ и молиться на нее. Ибо так устроен человек. Он не может жить без веры, без чего-то светлого в душе. Любящим свойственно обожествлять любимых.
А. Блок вошел в литературу с первым циклом стихов, так и называвшихся “Стихи о Прекрасной Даме”. И эту тему, этот образ Прекрасной Дамы, вначале такой хрупкий, романтичный, а с годами принимавший все более реальные черты, он бережно пронес через все свое творчество. И если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном, романтическом мире
Ты из шепота слов родилась,
В вечереющий сад забралась
И осыпала вишневый цвет,
Прозвенел твой весенний привет.
С той поры, что ни ночь, что ни день.
Надо мной твоя легкая тень,
то пройдут годы, и жизнь наложит на все свой отпечаток. Почти уйдут юношеская восторженность и романтизм, а вместо него появится серый, обыденный мир. И не только появится, но и займет свое главенствующее место. А мир фантазии, мир мечты обратится в легкую дымку вокруг образа. Постепенно в лирике Блока будет чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа — ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини:
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче..
Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “… Я знаю — ты здесь, ты близко — ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый образ”:
И каждый вечер, за шлагбаумами.
Заламывая котелки.
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг,
Бессмысленно кривится диск.
И кто эта девушка без имени? Кто она — сон или действительность? Богиня или падшая? Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту земным воплощением “святого образа”:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный.
В туманном движется окне...
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука...
Эти горечь и боль становятся основными мотивами в стихах Блока. И поразительно ужасными открываются контрасты между двумя мирами:
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе и быт раздавил ее, то чья в том вина? Блок, конечно, видел и понимал это. И потому, наверное, в его стихах женщина всегда будет жертвой, всегда будет оправдана:
Я не только не имею права.
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь.
Возможно, это явилось одной из главных причин того, что любовь и судьба женщины в лирике Блока всегда трагичны. Женские образы из стихотворений “Перед судом” и “На железной дороге” впоследствии выльются в образ Катьки в поэме “Двенадцать”. И Катька явится олицетворением трагической женской судьбы и трагической жизни людской, ибо по положению женщины можно судить о жизни общества. И если несчастна женщина, если осквернена любовь — самое святое, что может быть в человеке, то как может быть счастливою жизнь? Быт и серость жизни реальной женщины отодвинули дымчатый образ, и пришел ему на смену другой, вполне конкретный. Образ той “страстной, безбожной, пустой, незабвенной”. Любовь к этой женщине подобна искре. Она загорается, мгновения светит безумным светом, чтобы испить наслаждение жизни до дна и чтобы так же скоро погаснуть, сгореть.
И пусть она “безбожная, пустая”, и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет не грешницей, а мученицей. И любовь к женщине для Блока останется светлым и святым чувством, которое он сумел сохранить и пронести через все творчество.
В снах печальных тебя узнаю
И сжимаю руками моими
Чародейную руку твою
Повторяю далекое имя…
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА (I вариант)
Тема любви волновала поэта на всем протяжении его творчества. Любовь — прекрасное чувство, дар, которым Бог наградил людей. Она приносит радости и переживания, счастье и страдания всем живущим в этом мире. Любовь, сердечная привязанность приходит к каждому. Это не зависит от человека, чувство предопределено свыше. Любовь воспевалась веками всеми поэтами, писателями и простыми людьми, ведь она удивительна и знакома всем. “Любовь тем и ценна, что награждает и недостойных. Для достойных на земле много наград, а для недостойных судьба приберегла одну лишь любовь” (Р. Тагор). И ее достаточно для счастья. Такую радость мужчине может принести только женщина. А. Блок уважал и восхищался женщиной. Любая женщина являлась для него воплощением чувства, существом, рожденным для любви.
Свой творческий путь поэт начинал как символист. В его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий, абстрактных образов, символических цветов (белое платье — символ чистоты, синий цвет — символ космически необъятного чувства). Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема. Со всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены только к ней.Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока “Прекрасная Дама”. Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901 г.), названный “Стихи о Прекрасной Даме”. Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков:
О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней,
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней.
Эта Женщина могла принести поэту чувство, способное изменить мир. Любовь представлялась А. Блоку всесильной. Прекрасная Дама божественна. Поэтому в стихотворениях поэта так часто встречается слово храм. А. Блок называет себя “отроком, зажигающим свечи”, ждущим чуда, появления своей недосягаемой сказочной возлюбленной, созданной, возможно, самим поэтом:
Вхожу я в темные храмы.
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
(1902 г.)
Люди взрослеют, меняются их взгляды на жизнь, ослепляющая восторженность иллюзий молодости разбивается о жестокий мир реальности, вечный, неизменный и так непохожий на мечту. А. Блок уже не смотрит на этот мир глазами символиста, который создает собственный мир символов. В стихотворениях поэта появляется тема города, грязного “болота”, которое давит на человека, тема разочарованности стремящейся к любви личности, тема несбыточности мечты. Поэт замыкается в себе. Теперь он “нищий”, “бродяга”, “посетитель ночных ресторанов”. В душе его происходит раздвоение. Он ощущает себя униженной жертвой “страшного мира”, где не нашел ответа своим чувствам. Но любовь для поэта — еще действенная сила, имеющая над, ним власть. А. Блок все еще верит в идеал но теперь этот идеал не столь ослепителен и ярок. Образы, имеющие вселенское символическое значение, скрываются за реальной, обыденной оболочкой.
В стихотворении “Незнакомка”, принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на фоне пошлого мира, какофонии звуков, “тлетворного духа”, “женского визга” и “детского плача”, “бессмысленного диска” солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с “глазами кроликов” и самого поэта, разочарованного и ищущего “истины в вине”, предстает образ незнакомки. Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы “темной вуали”, “глухих тайн”, “синих бездонных очей”, “очарованного берега и дали”. “Ключ” к “сокровищу” ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь “страшного мира”.
В стихотворении “Перед судом” А. Блок “рыдает” над судьбой своей бывшей возлюбленной, опустившейся и дошедшей “до края”. Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь “блаженных краев” и теперь скатившейся в бездну.
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
(1908 г.)
Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование в жизни, найдя силы к обретению новых ценностей. А. Блока волнует судьба России. Он любит ее так же страстно и преданно, как и женщину.
Решающей темой в поэме А. Блока “Двенадцать” является тема революции, новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что они принесут счастье любимой родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька — продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку “босяк” убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная жизнь, полная страдания, вызывает у поэта жалость. Хотя она и падший человек, она все равно женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но самую сокровенную часть души.
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, всегда верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви. Великой любви к женщине, к родине… Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА (II вариант)
Я сладость и горечь любви пережил.
Дж. Г. Байрон
Александр Александрович Блок жил и творил в очень трудных исторических условиях. В обстановке резко обострившегося кризиса старого мира и заката его культуры Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в “страшном мире, его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а она (гармония) была желанна, Необходима, без нее невозможно было жить. Гармонию принесла поэту любовь. Она призвана была исключить хаос не, только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни. Его стихи о любви дороги нам чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил жене, Любови Дмитриевне Менделеевой. Блок обожествлял ее. Она была для него воплощением вечной женственности и красоты. Блоку была необходима высокая одухотворенность любви, противопоставленность ее обыденным земным чувствам. В стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе...” как ни в одном другом заметно что-то пушкинское. Блок, как и Пушкин, воспевает земную и вместе с тем идеальную, возвышенную любовь. Трагичный финал стихотворения говорит о невозможности любви и гармонии ни в мире, в котором живет поэт, ни в его душе. Однако вину за это поэт не перекладывает целиком на плечи “мира”, а возлагает и на самого себя:
… Вино и страсть терзали жизнь мою...
Трагическое ощущение вины и возмездия составляет горький пафос стихотворения:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла… V
Мир, в который Блок пришел в начале двадцатого века, он называет “страшным миром”. И самым страшным явлением для поэта было унижение и поругание любви, низведение ее со звездных высот.
Стихотворение “Незнакомка” отображает этот старый, будничный “страшный мир”, состоящий из жуткой смеси переулочной пыли, женского визга, котелков остряков, скуки загородных дач.
И в то же время Блок видит что-то другое, чистое, светлое, символизирующее приход любви и красоты: духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег, на котором они “цветут”.
Рассуждая о любви и красоте, Блок говорит об их неприкосновенности. Ни пьяные окрики, ни пошлость мещанских будней не могут их запятнать. Являясь в мир, красота и любовь приносят гармонию, заглушают все мелочное, будничное. Любовь всегда прекрасна, но она не способна преобразить мир. Пьяное чудовище остается чудовищем, Любви (как и всему прекрасному, чистому, возвышенному) нет места в жизни. Она только в душе поэта, в его воображении, да и то в момент опьянения. Проходит время, и возвышенная, нежная любовь, созданная Блоком в мечтах, уступает место трагичнойлюбви.
Трагедия не только в его личной жизни, но и во всем мире. В стихотворении “На железной дороге” поэт рассказывает о трагедии жизни и смерти неизвестной. Он говорит об этом с такой грустью и болью, с таким чувством, как будто сам пережил все, что выпало на ее долю. О ней, о мертвой, рассказывает поэт как о живой, способной чувствовать, ждать, волноваться, желать любви. Ей противопоставлен окружающий ей мир вещей и людей равнодушных, не способных к живому чувству. С горечью и болью Блок говорит, что человеческое чувство в этом мире — случайность, редкость или просто маска, за которой пустота:
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотись на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною.
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Этот мир населяют жандармы, гусары, сонные и равнодушные обыватели бездушной стихии, которой противопоставлена живая стихия, но придавленная:
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Живая человеческая душа столкнулась со “страшным миром”. И это столкновение привело к трагической развязке: “давно уж сердце вынуто”. В стихотворении “На железной дороге” Блок стремился запечатлеть не частный случай, трагедию на железной станции, а весь мир, весь “страшный мир”, в котором человек раздавлен, а значит, не способен на высокие чувства, не способен любить и отдавать себя во имя любви.
В лирике Блока запечатлена мечта о возвышающей любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию. Но противоречия “страшного мира” были сильнее любви и мечты. Соприкосновение с ним приводит поэта к трагическому осознанию жизни. Во многих стихотворениях Блока звучало отчаяние:
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все равно.
Поэт не скрывает своего отвращения к этому миру, но желание найти высший идеал не оставляет поэта:
О! Я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Это желание жить, действовать, любить обусловлено его стремлением сделать все возможное для счастья людей, для процветания своей родины. Любовь в понимании Блока — это не только страстные и нежные чувства к любимой женщине, глубокое понимание и искренние чувства к каждому человеку, но и всепоглощающая, глубокая и истинная любовь к родине, которой он посвящает целый цикл замечательных стихотворений. В сущности, как мне кажется, вся его поэзия — поэзия о России. “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель”, — говорит автор о своем творчестве.
Стихотворения Блока наполнены любовью к соотечественникам, к родной земле, чувством постоянного беспокойства за свою страну. Он ощущает родину как могучее лирическое начало, к которому должен стремиться поэт.
Любовь к родине глубокую, личную, интимную поэт отождествляет с любовью к жене, именно поэтому в цикл стихотворений о родине он включает одно из лучших своих лирических произведений — “Приближается звук”.
У каждого поэта своя родина. У Блока — это и его воспоминания о няне, рассказывающей древнюю сказку о спящей царевне, и все самое дорогое, что хранится в глубине души у каждого человека. Блок сопереживает своей родине, испытывает к ней нежные, глубокие чувства. Он заглядывает в ее душу, окутанную тайной дремотой, открывает ее внутреннее благородство. И в то же время он с горечью говорит об убогости:
Россия, нищая Россия…
… О, нищая моя страна.
Ему больно видеть свою родину в “лоскутах ее лохмотий”, в облике “низких нищих деревень”, покрывающих ее прекрасное тело.
Чувства Блока сложны и противоречивы, но это его страна, его “нищая Россия”, и он не может отвернуться от нее, он любит, любит до боли. А грязь и пошлость окружающей жизни кажутся поэту каким-то внешним покровом, за которым он видит другие прекрасные черты:
И я люблю сей мир ужасный…
За ним сквозит мне мир иной
Неописуемо прекрасный
И человечески простой...
И эта любовь вдохновляет Блока, поэта и гражданина, позволяет ему верить в вечность России, несмотря на время и “пожары”, в ее незыблемость, надеяться на лучшую Россию, к которой каждый человек сможет испытывать не чувство стыда и боли, а горячую и искреннюю любовь. Только в такой стране мечты Блока о гармонии и красоте души человеческой станут реальными.
ЛЮБОВЬ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА
Осип Мандельштам писал в своей статье “О любви”: “Любовь меняется, ибо меняется сознание и духовное содержание человека-Любовь — не отвлеченное понятие, а живая реальность… Любовь — непрерывная цепь чудес… Само возникновение любви — чудо… В любви есть неиссякаемый источник лиризма. Вероятно, поэтому любовь всегда была основной темой поэзии… Любовь — не только тема поэзии, но и ее источник...”
Сегодня невозможно представить наш духовный мир без произведений прекрасных поэтов “серебряного века” (А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Блока, М. Цветаевой). Больше всего мне понравилась любовная лирика А. Блока своей неоднозначностью, таинственностью, недосягаемостью.
Александр Блок жил и творил на рубеже двух эпох: он оказался последним великим поэтом старой России, завершившим поэтические искания всего XIX века, и его же именем, как автора поэм “Скифы” и “Двенадцать”, открывается первая страница русской поэзии нового времени. По природе своего гениального дарования Блок был лириком. Если самые знаменитые его пьесы и поэмы на протяжении времени претерпевали разное к себе отношение, от восторга до неприятия, то его лучшие любовные стихотворения всегда считались образцом совершенной поэзии наравне с шедеврами Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета.
Блок вошел в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была “живой водой”, источником, испив из которого человек очищался и становился Человеком. Главной особенностью его лирических стихотворений является то, что они всегда были нерасторжимо связаны не только с непосредственными событиями личной жизни поэта, но и с историей, временем, в которое ему довелось жить. “Личная страсть поэта, — считал Блок, — всегда насыщена духом эпохи”. Сам он прошел через многие испытания, обманы, соблазны, прежде чем до конца осознал, чем становится любовь в бесчеловечных условиях “страшного мира”.
По мнению Блока (в то время он находился под влиянием идеалистической философии Владимира Соловьева), миром должна править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и переделать людей к лучшему. Не через вражду и ненависть, а через Любовь поэт хотел связать себя со всем миром.
Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” ознаменовал начало творческого пути А. Блока как уже сложившегося и самобытного художника. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта — дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой. Главной героиней стихотворений является Прекрасная Дама — образ гармонии, красоты, любви, духовного начала всего живого, воплощение Вечной Женственности. Лирический герой; рыцарь Прекрасной Дамы, давший обет вечного служения своей возлюбленной, своей Деве, Заре, ожидает грядущих преобразований:
Предчувствуя Тебя, Года проходят мимо
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней, боязнь, что Она окажется не такой, какой представляется ему, переполняет душу лирического героя:
Безотрадному сну я не верю,
Погрузив мое сердце в покой...
Скоро жизнь мою бурно измерю
Пред неведомой встречей с тобой...
Лирический герой этого цикла, вглядываясь в себя и окружающий его мир, поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, прекрасному.
Поэт воображал себя “богом таинственного мира”, думал, что вся вселенная заключена в его мечтах.
Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге”.
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться не погибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении “Незнакомка”: “сытые”, “заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами”, пьянство, скука… Лирический герой “Незнакомки”, казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее, но:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Незнакомка, загадочная, таинственная, — это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают:
… Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Циклы “Снежная маска” и “Фаина” связаны с увлечением А. Блока актрисой мейерхольдовского театра Натальей Николаевной Волоховой. “Сереброснежные ночи”, певучие вьюги, темные дали, летящие звезды, “блистательный бег саней” — все это слилось в нерасторжимое художественное единство в “снежной маске”, которую Блок, подчеркивая ее внутреннюю цельность, назвал в рукописи “лирической поэмой”. В ней типические черты тогдашней художественной манеры поэта — метафорический стиль и завораживающая музыка стиха:
Открыли дверь мою метели,
Застыла горница моя,
И в новой снеговой купели
Крещен вторым крещеньем я.
Так на пути “от личного к общему”, говоря словами поэта, существенным образом менялось содержание его любовной лирики. Если сначала любовь для лирического героя Блока — это нечто бесплотное и неземное, после — безрассудная стихия, “буря цыганских страстей”, то потом в ней все больше проступают черты светлые и подлинно человеческие, гармонические прекрасные. Лирика поэта с годами все больше становилась зовом к будущему, призывом к подвигу, к тому, чтобы освободить возлюбленную, невесту, Россию, принести ей “на острие копья — весну”. Эта эволюция и обусловила ее особое место в мировой литературе, снискала ей любовь многих и многих поколений.
И как хочется прийти к поэту в гости, как А. Ахматова в стихотворении “Я пришла к поэту в гости...” (1914 г.), посвященном А. Блоку:
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной.
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый.
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие.
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной.
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа.
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА
Александр Блок жил и творил на рубеже двух эпох: он оказался последним великим поэтом старой России, завершившим поэтические искания всего девятнадцатого века, и его же именем как автора поэм “Двенадцать” и “Скифы” открывается первая страница русской поэзии нового времени. По природе своего гениального дарования А. Блок был лириком: если самые знаменитые его пьесы и поэмы на протяжении времени претерпевали разное к себе отношение, от восторга до неприятия, то его лучшие любовные стихотворения всегда считались образцом совершенной поэзии наравне с шедеврами А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Главной особенностью его лирических стихотворений является то, что они всегда были нерасторжимо связаны не только с непосредственными событиями личной жизни поэта, но и с историей, временем, в которое ему довелось жить. “Личная страсть поэта, — считал А. Блок, — всегда насыщена духом эпохи”. Сам он прошел через многие испытания, обманы, соблазны, прежде чем до конца осознал, чем становится любовь в бесчеловечных условиях “страшного мира”.
Цикл “Стихов о Прекрасной Даме” (1901-1902 гг.) ознаменовал начало творческого пути А. Блока как уже сложившегося и самобытного художника. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта — дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой. В то время А. Блок находился под сильным влиянием идей Платона, идеалистической философии поэта Владимира Соловьева, в стихах которого божественная сила, призванная возродить и преобразить человечество, была воплощена в образе Вечной Женственности. Так и А. Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества — Деву, Зарю, “Жену, облеченную в солнце”. Себя он при этом ощущает рыцарем, давшим обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме:
Вхожу я в темные храмы,.
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.-...
Поэт воображал себя “богом таинственного мира”, думал, что вся вселенная заключена в его мечтах.
Уже в самых ранних стихах А. Блока образ лирического героя раздваивается. Это не только “безрадостный и темный инок”, смиренно совершающий свое служение во имя Прекрасной Дамы, но и просто “красивый и высокий” юноша, полный жизненных сил.
Постепенно переживания отрока, который находил высшее свое назначение в том, чтобы зажигать свечи перед ликом своей возлюбленной, сменяются иными страстями, вполне земными, бурными, непокорными. Прекрасная Дама уступает место земной женщине “с живым огнем крылатых глаз” — воплощению любви-страсти, наполнившей всю душу поэта, которая “никому, ничему не верна”. Это и “Незнакомка”, которая, “дыша духами и туманами”, одна садится у окна в ресторане на Озерках, — лирический шедевр раннего Блока, и героиня “Снежной маски”, и Фаина.
Циклы “Снежная маска” и “Фаина” связаны с увлечением А. Блока актрисой мейерхольдовского театра Натальей Николаевной Волоховой. “Среброснежные ночи”, певучие вьюги, темные дали, летящие звезды, “блистательный бег саней” — все это слилось в нерасторжимое художественное единство в “Снежной маске”, которую А. Блок, подчеркивая ее внутреннюю цельность, назвал в рукописи “Лирической поэмой”. В ней закреплены типические черты тогдашней художественной манеры поэта — метафорический стиль и завораживающая музыка стиха.
Если в “Снежной маске” женский образ выступает еще как некий символ стихийно-трагической страсти, то в “Фаине” уже возникает конкретный характер “темной женщины”, “женщины-змеи”:
Но в имени твоем безмерность,
И рыжий сумрак глаз твоих
Таит змеиную неверность...
Важный аспект образа Фаины — воплощение свободы и удали национального русского женского характера. Почти по-некрасовски звучат строки:
Смотрю я — руки вскинула.
В широкий пляс пошла.
Цветами всех осыпала
И в песне изошла.
Придет время, и А. Блок поймет, что “нельзя любить цыганские сны — или можно только сгорать” (так пишет он в своем дневнике). Пробуждение от этих снов составит новую главу в его любовной лирике.
Бесконечная, тянувшаяся из года в год путаница отношений с Любовью Дмитриевной, в которой поэт сам был во многом виноват, поддавшись искушениям своего циничного века, была для А. Блока источником тяжких душевных мучений. Но она же питала его творчество, и мы обязаны ей возникновением многих лирических шедевров. Образ “единственной на свете”, сладостные и горькие воспоминания о том “чудесном”, что происходило в 1898- 1902 гг., сознание своей вины и безвыходности того, что случилось, — эта нить в лирике А. Блока не рвется до самого конца. Всем знакомы непосредственно адресованные жене такие стихотворения, как “О доблестях, о подвигах, о славе...” (1908 г.), “Приближается звук...” (1912 г.) и, конечно, “Перед судом” (1915 г.), где есть полные высшей мудрости и бесконечной, выстраданной любви строки:
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...
Эта прядь — такая золотая
Разве не от старого огня?
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
Но это не просто отражение личной драмы в стихах. Драма поэта, преобразившись в явление искусства, органически вошла в общий исторический и идейно-нравственный контекст поэзии А. Блока. Особенно это очевидно в тех стихотворениях, где образ возлюбленной соединяется с образом Родины, России. Причем у А. Блока, в отличие от старых русских поэтов, родина чаще всего не мать, а именно жена или невеста. Вот заключительная строфа стихотворения “Осенний день”:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Поэт осознает, что невозможно никакое счастье, пока не найден ответ на эти вопросы, он утверждает единство любви со всем миром переживаний и раздумий человека, видит их взаимосвязь и взаимопроникновение.
Даже рисуя картины “страшного мира”, он не может отрешиться от памяти о своей личной драме, которая, как он понимает, есть тоже порождение этого мира, покалечившего души людей, расшатавшего их нравственные устои. Размышления о безвыходности существования в стихотворении “Ночь — как ночь, и улица пустынна...” дополняются пронзительной нотой личной беды:
Для кого же ты была невинна
И горда?
Так восторженный юноша, погруженный в мистические фантазии, с годами превратился в художника сурового и гневного, строгого судью, беспощадного ко всякого рода лжи и безответственному “легкому веселью”.
Подлинная жемчужина любовной лирики А. Блока — цикл “Кармен” (1914 г.), десять стихотворений, обращенных к оперной певице Любови Александровне Дельмас. Поэт много писал о могучей освободительной страсти, высоко поднимающей человека над миром обыденщины, но никогда еще переживание такой страсти не достигало в его стихах подобного накала, как в “Кармен”:
И я забыл все дни, все ночи.
И сердце захлестнула кровь
Все — музыка и свет...
Во всей его лирике трудно найти более звонкие, ликующие и восторженные ноты. В то же время Блок не был бы Блоком, если бы не внес в свою широкую, мажорно звучащую симфонию трагических нот:
Но как ночною тьмой сквозит лазурь.
Так этот лик сквозит порой ужасным.
И золото кудрей — червонно-красным,
И голос — рокотом забытых бурь.
Цикл “Кармен” написан на известный сюжет Мериме, написан на общедоступном языке — в прославление живой, человеческой страсти, не совместимой ни с эстетизмом, ни с чем искусственным, придуманным.
Так на пути “от личного к общему”, говоря словами поэта, существенным образом менялось содержание его любовной лирики. Если сначала любовь для лирического героя А. Блока — это нечто бесплотное и неземное, после — безрассудная стихия, “буря цыганских страстей”, то потом в ней все больше проступают черты светлые и подлинно человеческие, гармонически прекрасные. Лирика поэта с годами все больше становилась зовом к будущему, призывом к подвигу, к тому, чтобы освободить возлюбленную, невесту, Россию, принести ей “на острие копья — весну”. Эта эволюция и обусловила ее особое место в мировой литературе, снискала ей любовь многих и многих поколений.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. БЛОКА
Творчество Александра Блока приходится на начало XX века. Этот период ознаменовался для всей России как переломный в ее истории и отразился во многих произведениях великого поэта. Многие поэмы и стихотворения Блока, посвященные политической ситуации в стране, вызывают у читателей противоположные мнения. Некоторые восхищаются ими, другие не признают. Но можно точно сказать, что все с большим удовольствием читают произведения, относящиеся к ранней лирике Блока. Несомненно, это шедевры любовной лирики. Блок создавал их, вдохновленный своей молодой женой, дочкой великого русского ученого Менделеева. Ее красота послужила источником мыслей Блока, которые, сложившись в прекрасные стихи, заставляли волноваться сердца многих его почитателей. В произведениях Блока отсутствует образ конкретной женщины. Его Муза предстает в образе вечной женственности, нежности, непорочности. Прекрасная Дама Блока олицетворяет собой обычную земную женщину что-то возвышенное, объединяющее в себе лучшие женские черты:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Себя Блок представляет как служителя Прекрасной Дамы, как ее рыцаря:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В своих стихах Блок основывается на своих переживаниях, чувствах, он открывает свою душу, предстает перед нами пылким «мечтательным юношей. Для него как будто не существует реальности, он полностью предан своим мечтам о Прекрасной Даме:
Жизнью шумящей нестройно взволнован.
Шепотом, криком смущен.
Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времен.
Белая Ты, в глубинах несмутина.
В жизни — строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима.
Дева, Заря, Купина.
Но постепенно происходит кризис его юношеской мечтательности, она уступает место осознанию реальности. Его Прекрасная Дама обретает определенные черты, становится более земной. В “Незнакомке” Блок описывает свою новую Музу. Блок переносит ее из возвышенной среды в обычную, свойственную каждой простой женщине:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Она все так же прекрасна, горда, возвышается над однообразием и пошлостью. Но все же в ней произошли изменения:
И медленно, пройдя меж пьяными.
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,.
И в кольцах узкая рука.
Это описание наводит нас на мысль о ее аристократичности, благородном происхождении. Ее лицо покрывает вуаль, что символизирует какую-то тайну. Не все нам еще известно о новой Прекрасной Даме, создается ощущение, что за ее чудесной внешностью стоит что-то неизвестное:
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль.
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены.
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Может быть, именно эта тайна легла в основу названия стихотворения “Незнакомка”. Шло время, и мнение Блока о своей Музе все больше изменялось и уходило дальше от образа Прекрасной Дамы и Незнакомки. В этот период Блок посвящал большинство своих творений Родине. Многие поэты представляли Родину в своих произведениях как мать. Блок же говорил о ней как о жене, как о возлюбленной:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Так пишет о России Блок в цикле “На поле Куликовом”. В стихотворении “Осенний день” Блок опять представляет свою Родину как жену:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Таким образом, Блок постоянно изменялся, и вместе с ним постоянно изменялся образ его Музы. Эти стихи, наполненные огромной любовью к женственности, Родине, могут нравиться людям любого возраста, мужчинам и женщинам, людям, увлекающимся политикой и далеким от нее, потому что они о любви, вечном чувстве, близком любому человеку. Ранние стихи Блока актуальны всегда, как актуальна всегда любовь.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/
1.Ал.Блок в воспоминаниях современников. — М., 1980. — Т.1.
2. Блок А. Стихотворения. — М.: Худ. лит-ра, 1999.
3. История русской литературы. Литература конца XIX — начала XX в. (1881 — 1917). — СПб, 2003. — Т.4.
4. Крыщук Н.П. Открой мои книги: Разговор о Блоке.- Л., 1979.
5. Максимов Д.Н. Поэзия и проза А. Блока.- Л., 1975
6. Орлов В. Гамаюн: Жизнь и творчество А. Блока.- Л., 1982
7. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX — начала ХХ века. — М.: Просвещение, 1993
8. „Я лучшей доли не искал...“ Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях.- М., 1988