Красота, которая спасет мир
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка»)
Настоящее имя американского писателя Рэя Брэдбери — Монд Дуглас. Первый рассказ Брэдбэри опубликовал сразу после окончания школы (1941).
Писатель отличается большой оригинальностью в реальной жизни, например, он не любит автомобили и самолеты. Его произведения — «Марсианская хроника» (1950), «451 градус за Фаренгейтом» (1953) — тоже есть довольно непривычными и оригинальными.
Творчество Брэдбэри — это объединение реальности и фантастики, современности и прошлого, страшной мистики и сказочности. Писатель обращается к проблеме смысла человеческой жизни, к вопросу назначения человека на земле.
Общеизвестно, что есть вечные шедевры изобразительного искусства, над которыми невластно время, суета политиков, когда «минует знаменитое и громкое». К таким произведениям принадлежит непревзойденная «Джоконда» Леонардо да Винчи, несравненное воплощение гуманистического идеала женской красоты.
Улыбка Джоконды стала «героем» новеллы Рэя Брэдбэри. Осенью 2061 года уцелевшие после атомных бомбардировок жители большого города отмечают праздник — довольно странным, на наш взгляд, способом: ломают и крушат все, что дивом сохранилось после катастрофы. Свидетелем этих «праздничных» событий есть мальчик Том. Именно непосредственный, искренний ребенок и ощутит недостатки и нелепости мира взрослых, так как он — символ будущего, символ продолжения поколений.
Том становится в очередь — власти разрешили каждому желающему плюнуть на картину Леонардо да Винчи «Джоконда». Толпа изрывает в клочья картину на лоскуты, втаптывает в грязь, ломает раму. Ужасное и страшное зрелище. И писатель оставляет нам лучик надежды — в руки Тома попадает кусочек полотна с улыбкой Джоконды.
Есть знаменитое выражение: «Красота спасет мир». Но сначала надо, чтобы мир сохранил красоту. Кстати, слово «улыбка» написано с большой буквы, которая превращает ее в образ — символ Искусства, Красоты, Духовности: «…Мир стал, освещенный месяцем. А на его ладони лежала Улыбка». Итак, мир спас красоту. Теперь она спасет его.