Реферат по предмету "Литература"


Краткое содержание Баня Владимир Владимирович Маяковский

Краткое содержание Баня Владимир Владимирович Маяковский

Действие пьесы происходит в СССР в 1930 г. Изобретатель Чудаков собирается включить сконструированную им машину времени. Он объясняет своему приятелю Велосипедкину всю важность этого изобретения: можно остановить секунду счастья и наслаждаться месяц, можно «взвихрить растянутые тягучие годы горя». Велосипедкин предлагает с помощью машины времени сокращать скучные доклады и выращивать кур в инкубаторах. Чудаков обижен практицизмом Велосипедкина. Появляется англичанин Понт Кич, интересующийся изобретением Чудакова, в сопровождении переводчицы Мезальянсовой. Чудаков простодушно объясняет ему устройство машины, Понт Кич записывает что-то в блокнот, затем — предлагает изобретателю деньги. Велосипедкин заявляет, что деньги есть, выпроваживает гостя, незаметно вытаскивая у него из кармана блокнот, а недоумевающему Чудакову объясняет, что денег нет, но он их раздобудет во что бы то ни стало. Чудаков включает машину, раздается взрыв. Чудаков выхватывает письмо, написанное «пятьдесят лет тому вперед». В письме сообщается, что завтра к ним прибудет посланец из будущего.

Чудаков и Велосипедкин добиваются приема у Победоносикова — главного начальника по управлению согласованием (главначпупса), стремясь получить деньги на продолжение опыта. Однако секретарь Победоносикова Оптимистенко не пускает их к начальству, предъявляя им готовую резолюцию — отказать. Сам же Победоносиков в это время диктует машинистке речь по случаю открытия новой трамвайной линии; прерванный телефонным звонком, продолжает диктовать фрагмент о «медведице пера» Льве Толстом, прерванный вторично, диктует фразу об «Александре Семеныче Пушкине, непревзойденном авторе как оперы Евгений Онегин, так и пьесы того же названия». К Победоносикову приходит художник Бельведонский, которому он поручил подобрать мебель. Бельведонский, объяснив Победоносикову, что «стили бывают разных Луев», предлагает ему выбрать из трех «Луев». Победоносиков выбирает мебель в стиле Луи XIV, однако советует Бельведонскому «выпрямить ножки, убрать золото и разбросать там и сям советский герб». Затем Бельведонский пишет портрет Победоносикова верхом на лошади.

Победоносиков собирается на отдых, под видом стенографистки прихватив с собой Мезальянсову. Его жена Поля, которую он считает гораздо ниже себя, поднявшегося по «умственной, социальной и квартирной лестнице», хочет ехать с ним, но он ей отказывает.

На площадку перед квартирой Победоносикова Велосипедкин с Чудаковым приносят машину, которая взрывается огнем фейерверка. На ее месте возникает Фосфорическая женщина — делегатка из 2030 г. Она прислана Институтом истории рождения коммунизма, с тем чтобы отобрать лучших представителей этого времени для переброски в коммунистический век. Фосфорическая женщина восхищена увиденным при кратком облете страны; она предлагает всем готовиться к переброске в будущее: оно примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая его с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью. Летящее время сметет и срежет «балласт, отягченный хламом, балласт опустошенных неверием».

Поля рассказывает Фосфорической женщине, что ее муж предпочитает ей других — более образованных и умных. Победоносиков обеспокоен тем, чтобы Поля «не вынесла сор из избы». Фосфорическая женщина разговаривает с машинисткой Ундертон, уволенной Победоносиковым за то, что она красила губы («Кому?» — удивляется Фосфорическая женщина. «Да себе же!» — отвечает Ундертон. «Если б приходящим за справками красили, тогда б могли сказать — посетители обижаются», — недоумевает гостья из будущего). Победоносиков заявляет Фосфорической женщине, что он собирается отправиться в будущее исключительно по просьбе коллектива, и предлагает ей предоставить ему в будущем должность, соответствующую его теперешнему положению. Тут же он замечает, что прочие — гораздо менее достойные люди: Велосипедкин курит, Чудаков пьет, Поля — мещанка. «Зато работают», — возражает Фосфорическая женщина.

Идут последние приготовления к отправке в будущее. Фосфорическая женщина отдает распоряжения. Чудаков и Велосипедкин с помощниками их выполняют. Звучит Марш времени с рефреном «Вперед, время! Время, вперед!»; под его звуки на сцену выходят пассажиры. Победоносиков требует себе нижнее место в купе. Фосфорическая женщина объясняет, что всем придется стоять: машина времени еще не вполне оборудована. Победоносиков возмущен. Появляется рабочий, толкающий вагонетку с вещами Победоносикова и Мезальянсовой. Победоносиков объясняет, что в багаже — циркуляры, литеры, копии, тезисы, выписки и прочие документы, которые ему необходимы в будущем.

Победоносиков начинает торжественную речь, посвященную «изобретению в его аппарате аппарата времени», но Чудаков подкручивает его, и Победоносиков, продолжая жестикулировать, становится неслышным. То же происходит и с Оптимистенко. Наконец Фосфорическая женщина командует: «Раз, два, три!» Раздается бенгальский взрыв, затем — темнота. На сцене — Победоносиков, Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова, Понт Кич, «скинутые и раскиданные чертовым колесом времени».

Бельведонский Исаак — художник; в списке действующих лиц представлен как «портретист, баталист, натуралист». Фамилия явно напоминает о статуе бога искусств Аполлона Бельведерского. Возможно, прототипом персонажа явился художник И. Бродский (1883—1939), автор художественно-документальных картин на историко-революционную тему. Б. представляет Победоносикову эскизы новой мебели для его кабинета, грубо льстит ему. Затем пишет парадный портрет Победоносикова на коне: Победоносиков позирует, сидя за письменным столом, а коня Б., по его собственным словам, писал с самого себя, «вдохновляясь на бегах».

Ночкин — бухгалтер в учреждении Победоносикова. Притворившись, будто проиграл казенные деньги, он на самом деле передает их жене Победоносикова Поле, чтобы та передала их Чудакову на строительство изобретенной им машины времени. В разговоре с Победоносиковым Н. вначале ссылается на вымышленные свидетельства мемуаристов, которые якобы доказывают, что Маркс также играл в азартные игры. Когда его аргументы действуют, Н. внезапно переходит к открытому бунту и в лицо называет Победоносикова «портфелем набитым» и «канцелярской клипсой». Когда из машины времени появляется Фосфорическая женщина, Н. вновь попадается на глаза Победоносикову; тот возмущен, что Н. «еще на свободе», но, воспользовавшись случаем, требует, чтобы бухгалтер выписал ему подъемные и командировочные за сто лет вперед, поскольку «нельзя так неорганизованно катиться»; на это Н. отвечает: «А ты организованно катись колбасой!!!» — после чего скрывается.

Победоносиков — крупный партийно-государственный функционер, «главный начальник по управлению согласованием, главначпупс». Фамилия пародийно ассоциирует его с правым политическим деятелем К. П. Победоносцевым (1827—1907), который в 1880—1905 был обер-прокурором Святейшего Синода и прославился фразой о необходимости «подморозить Россию». От П. зависит судьба изобретенной молодыми энтузиастами машины времени. Однако в его учреждении все решает секретарь П. — Оптимистенко, который не допускает изобретателей к главначпупсу и передает им его решение: отказать. Находящийся в своем кабинете П. показан в различных видах деятельности: он диктует машинистке Ундертон речь по поводу открытия новой трамвайной линии, незаметно для себя переключаясь на речь о Л. Толстом. В ответ на замечание машинистки П. заявляет, что намерен уволить ее. Затем П. разговаривает с Бельведонским, Ночкиным. После этого Оптимистенко подсылает к П. переводчицу Мезальянсову, которая должна очаровать женолюбивого главначпупса. П. намерен под видом служебной командировки отправиться с Мезальянсовой на курорт.

В III действии комедии возникает ситуация «театра в театре» и образ П. как бы раздваивается: главначпупс в качестве высокопоставленного зрителя оказывается в первом ряду зрительного зала, присутствуя на репетиции пьесы, персонажем которой сам является. Видя на сцене самого себя, П. заявляет режиссеру: «Сгущено все это, в жизни так не бывает… Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно все-таки… Изображен, судя по всему, ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали еще как-то «главначпупс». Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизненно, непохоже». По мнению П., театр должен показывать «светлые стороны нашей действительности ». Сымпровизированная режиссером и актерами примитивно-аллегорическая пантомима «Труд и капитал актеров напитал» приводит П. в восхищение. Он лишь советует: «Вы только введите сюда еще самокритику, этаким символистическим образом, теперь это очень своевременно. Поставьте куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы своим делом занимаетесь».

Жена П. понимает суть его «командировки» и просит мужа лишь о том, чтобы он отпустил ее. П. наотрез отказывается, поскольку развод скомпрометировал бы его, и говорит: «Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские, упадочные” настроения». Во время их объяснения на лестничной площадке внизу появляются Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, несущие построенную ими машину времени домой к Победоносикову. Однако до квартиры донести не успевают: прямо на площадке из машины возникает Фосфорическая женщина. Придя в себя, П. поручает Оптимистенко «справиться, возможная ли это вещь, сообразно ли это с партэтикой и мыслимо ли безбожнику верить в такие сверхъестественные явления». Позже сам П. оказывается в очереди перед дверью своего бывшего кабинета, в котором теперь помещается «Бюро по отбору и переброске в коммунистический век». В разговоре с Фосфорической женщиной П. стремится опорочить изобретателей, а о себе говорит, что у него нет никаких отрицательных качеств. На вопрос же о том, что он конкретно делает, П. объясняет: «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю… Ну, просто уголок социализма». Отправляясь в будущее, П. берет с собой вагонетку с вещами, а также четырех охотничьих собак. О своих планах он говорит: «Получив штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив штаты, я переведу масштаб в междупланетный». Перед отправлением он произносит «глубокомысленно»-абсурдную речь. Однако после «отправления» в будущее П. вместе с прочими «отрицательными» персонажами (Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова и т. п.) остается в прежнем времени пространстве. Он теряет авторитет, и те, кто раньше заискивал и льстил, теперь относятся к нему пренебрежительно; так, Мезальянсова говорит: «Ни социализма не смогли устроить, ни женщину! Ах вы, импо…зантная фигурочка, нечего сказать!» В финале комедии П. «выходит из роли» и задает вопрос зрительному залу: «И она, и вы, и автор — что вы этим хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?»

Фосфорическая женщина — олицетворение «реализованной» метафоры «светлого будущего». Появляется из машины времени, представляясь как «делегатка 2030 года», которая «включена на двадцать четыре часа в сегодняшнее время». Ее цель— «отобрать лучших для переброски в коммунистический век». Героиня воплощает справедливость истории, которая всему дает истинную цену, всем воздает по заслугам. Ф. ж. организует «первый поезд времени», на котором возвращается в будущее вместе с «положительными» персонами комедии.

Чудаков — изобретатель машины времени. Своих друзей, молодых рабочих Велосипедкина и Фоскина, упрекает в бескрылом утилитаризме, с которым они относятся к его идее; однако оказывается, что построить машину мешает вполне утилитарная проблема: нет денег. Их готов дать англичанин Понт Кич, которому наивный Ч. с готовностью разъясняет детали изобретения. Однако Велосипедкин, подозревающий в иностранце шпиона, крадет у него блокнот с записями и заставляет Ч. отказаться от предлагаемых денег. Тем не менее благодаря «растратчику» Ночкину и Поле машина построена; рабочие получают письмо из будущего. Ч. отправляется к Победоносикову, чтобы сообщить, что вскоре состоится «контакт» с будущим, однако не может пробиться через секретаря Оптимистенко. Ч. пытается внушить ему, что грядущее появление посланцев из будущего грозит взрывом и опыт должен быть вынесен «в пространство над городом», но Оптимистенко это не волнует. Тогда Ч. вместе с Велосипедкиным, Двойкиным и Тройкиным решают отнести машину непосредственно в квартиру Победоносикова, чтобы «бомба времени» разорвалась у него. В итоге явление Фосфорической женщины совершается на площадке перед квартирой Победоносикова. В финале Ч. вместе с Велосипедкиным, Фоскиным, Двойкиным, Тройкиным, Полей и другими пассажирами отправляется в будущее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема сохранения водно-болотных угодий Северо-Запада России
Реферат Animal Rights Groups Go Too Far Essay
Реферат Цвет и его свойства
Реферат Heracles The Immortal Man Essay Research Paper
Реферат Гимн Российской республики
Реферат Архив известного харбинского востоковеда, выпускника Восточного Института 1903 года, Павла Васильевича Шкуркина
Реферат Действие уголовного закона во времени и пространстве
Реферат Поети поза літературними угрупуваннями. Трагічні долі митців срібної доби
Реферат Социально-экономические и политические предпосылки создания Киевской Руси
Реферат Институт семьи и брака в традиционном обществе
Реферат Лекции - Инфекционные болезни (лептоспирозы)
Реферат Правова свідомість як основа Правова культура в розбудові правової держави
Реферат Проспект Ленинградский пропускная способность контрольных участков
Реферат Организация работ по сборке и сварке днищсек
Реферат II. Формирование понятия о метафоре. Осмысление опорного конспекта