План
Введение
Литературные памятники: от мифологии — к духовной жизни гражданина
Крылатые выражения мифов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мифология (греч. mathos – повествование, сказание и logos – учение, слово) – 1. – Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством. 2. Мифология – наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.1
С начала 19 в. сложилась мифологическая школа, сторонники которой (бр. Гримм, Кун, А.Н. Афанасьев и др.) рассматривали мифологию как поэтическое олицетворение и объяснение непонятных небесных явлений – движение солнца, звезд, фазы луны, гроза, ветер и пр.; они склонны были даже в народных сказках, в обрядах видеть миф. 2
Оказалось, что мифология есть или была у всех народов земного шара. Пожалуй, наиболее известны мифы Древней Греции и Рима. Многие мифы использованы в литературе, немало выражений из них сегодня стали крылатыми. Изучению этого вопроса и посвящена эта работа.
Литературные памятники: от мифологии — к духовной жизни гражданина
Величайшим памятником являются произведения Гомера. Ему со времен античности приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым, странствующим певцом, одним из аэдов, сочинявшим и исполнявшим эпические песни под аккомпанемент музыкального инструмента.
За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. В том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.
«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое) возникла на основе преданий о Троянской войне. Написана особым стихотворным размером, гекзаметром. В «Илиаде» около 15700 стихов. Одно из самых знаменитых мест в «Илиаде» слова троянского героя Сарпедона, обращенные к другу перед битвою. Пример:
Друг благородный! Когда бы теперь отказавшись от брани,
Были с тобой навсегда нестареющи мы и бессмертны,
Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться,
Я и тебя бы не влек на опасности славного боя.
Но и теперь, как всегда неисчетные случаи смерти
Нас окружают, и смертному их не минуть, не избегнуть.
Вместе вперед! Иль на славу кому, иль за славою сами3!
Главный герой – Ахилл. Его гнев после оскорбления верховным вождем Агамемноном, — один из основных мотивов, организующих сюжетное единство поэмы.
Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенного «снижающего» юмора. Классическим считается перевод на русский язык, сделанный Н.И. Гнедичем.
Несколько слов об «Одиссее». Эта поэма также написана гекзаметром и содержит около 12100 стихов. В ее основе всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.
В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед умом, расчетливостью, хитрой изобретательностью. В «Одиссее» большое количество бытовых картин и сказочного материала. Классический русский перевод этого произведения сделан В.А. Жуковским. В этом произведении также использованы мифологические сюжеты.
В архаический период развивается поэзия. Вот лишь наиболее яркие ее авторы. Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) – первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактико-эпической поэме «Труды и дни» славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. Другая его поэма «Теогония» (что в переводе на русский язык значит «родословная богов») рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам — покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредотачивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.
Эсхил (ок.525-456 до н.э.), поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаичную монументальность, композиционную симметрию и статичность. Хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. Трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив». Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.
Прометей – в мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Бетховен, Скрябин и др.).
Софокл (ок. 496-406 до н.э.) – поэт и драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающей по времени, жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечено стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т.е. традиционной религии и гражданских норм жизни; усложняя психологию характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) – классический образец жанра.
Эдип – в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип, по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и женился на своей матери, став царем Фив. Узнав, что сбылось предсказание оракула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя. Миф об Эдипе разрабатывался в мировой литературе.
2. Крылатые выражения мифов
Рассмотрим конкретные примеры из античной мифологии, которые и сегодня часто используются как крылатые слова и фразеологические выражения.
Авгиевы конюшни
В греческой мифологии Авгиевы конюшни – обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (I в. до н.э.). Возникшее отсюда выражение «авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения
Автомедон. В «Илиаде» Гомера это имя носит ловкий возница колесницы Ахилла. Иронически, шутливо имя его употребляется в значении: ямщик, кучер, извозчик.
Адонис. В греческой мифологии Адонис – прекрасный юноша, возлюбленный богини Афродиты (Киприды). Этот образ использовал, например, Овидий в «Метаморфозах». Имя Адонис употребляется как синоним красивого молодого человека.
Антигона. В греческих мифах Антигона – дочь слепого фиванского царя, Эдипа, добровольно последовавшая за ним в изгнание и не разлучавшаяся с ним до дня его смерти. Образ ее, воплощенный в трагедиях Софокла «Эдип в Колоне», «Антигона») — олицетворение трогательной дочерней любви, долга и мужества. Имя ее стало нарицательным для девушки, посвятившей себя уходу за больным стариком.
Ариаднина нить. Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти.
Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.--PAGE_BREAK--
Миф используется Овидием в «Метаморфозах».
Ахиллесова пята. В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) – один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера.
Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллсова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.
— У каждого своя ахиллесова пятка, — продолжал князь Андрей. (Л.Н.Толстой. Война и мир.).
Авгуры. Улыбка авгура. Авгурами в древнем Риме назывались жрецы, толковавшие волю богов по полету и крику птиц. Оратор, писатель и политический деятель древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в своей книге «О гадании» рассказывает, что обманывая веривших в их предсказания, авгуры при встрече друг с другом едва удерживались от смеха.
Поэтому слово «авгуры» получило переносное значение: люди, обращающие в тайну свои познания в какой-либо области, излагающие их непонятным, «мудреным» языком, без нужды пользуясь терминами, известными только узкому кругу специалистов. Выражение: «улыбаться, смеяться подобно авгурам», применяется к людям, сознательно и хитро вводящим в заблуждение других и узнающим друг в друге обманщиков.
Я не случайно поместила в работе крылатые мифологические выражения, начинающиеся только на букву «А». Таким приемом я хочу показать, что их достаточно много и все рассмотреть в реферате, конечно же, невозможно.
Заключение
В данной работе прослежено возникновение широко известных выражений, ставших сегодня фразеологическими, крылатыми. Краткие выводы следующие:
Исследуемый в реферате культурный пласт оказал существенное влияние на развитие мировой философии, литературы и театра.
Античная культура остается краеугольным камнем основой основ при исследовании культуры. Ее необходимо знать каждому образованному человеку.
Ряд фразеологических выражений пришли к нам из мифологии и стали крылатыми словами. Многие гуманистические идеи, заложенные тогда, остаются актуальными и сегодня.
Список литературы
Античная драма. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 5. Издательство «Художественная литература», Москва, 1970.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. Издательство «Правда», М., 1986.
Гомер. Илиада. Одиссея. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 3. Издательство «Художественная литература», Москва, 1967.
История философии. Учебное пособие для вузов под редакцией В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. Издательство «ПРИОР», М., 1997.
Культурология. Юнита 1. История мировой культуры. Школы, направления и теории в культурологии. Разработано О.Г. Петровой. Современный гуманитарный университет. М., 1999.
Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. Издательство «Просвещение», М., 1974.
Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Издание четвертое. «Советская энциклопедия». М., 1989.
Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. Издательство политической литературы, М., 1987.