КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»
Тема: «Внешнеторговый оборот РФ — структура, характерные черты»
Содержание
1. Внешнеторговый оборот России: основные методологическиеаспекты
2. Динамика и структура внешнеторговогооборота РФ. Особенности современного развития внешней торговли России
3. Внешнеторговый баланс Российской Федерации
4. Присоединение России к Всемирной торговой организациикак одно из условий увеличения внешнеторгового оборота страны
Список литературы
1. Внешнеторговый оборот России: основныеметодологические аспекты
Внешнеторговый оборот — это общая величина экспорта иимпорта, это сумма стоимостей экспорта и импорта страны или группы стран заопределенный период: месяц, квартал, год.
Статистика внешнеторгового оборота характеризует объемэкспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарныйсостав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.
Товары, подлежащие таможенной обработке, в мировойстатистической практике относятся к категории видимых товаров. Статистикавнешнеторгового оборота «видимыми товарами» является составной частьюстатистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импортауказанных выше товаров осуществляет учет и других операций, например, внешнююторговлю услугами.
Под экспортом понимается вывоз товаров из страныотечественного производства, а также реэкспортные товары.
К товарам отечественного производства относятся также товарыиностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существеннойпереработке, изменяющей основные качественные или технические характеристикитоваров.
Операции, которые не относятся к переработке [4, с. 19]:
операции, необходимые для обеспечения сохранности товара вовремя его хранения или транспортировки;
операции по предпродажной подготовке товара и по егоподготовке к транспортировке, т.е. дробление партии, формирование отправок,сортировка и переупаковка;
простые сборочные операции;
смешивание товаров (компонентов), произведенных другимипредприятиями, при условии, что характеристика полученного продукта существенноне отличается от характеристик входящих в него товаров (компонентов).
Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импортвключаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйствестраны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций заграницей, для потребления на месте.
В экспорт (импорт) включаются товары, вывоз (ввоз) которыхуменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны, в том числе [4, с.23]:
немонетарное золото и серебро, которое не выступает вкачестве платежного средства;
товары, поставляемые в счет взносов в Фонд техническойпомощи ООН, в качестве даров, безвозмездной помощи и т.п.;
товары военного назначения;
электрическая энергия, вода, поставки товаров потрубопроводам (нефть, газ);
бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы,проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей исоответственно купленные для отечественных судов, самолетов и грузовыхавтомобилей за границей;
реэкспортные товары с завозом в страну;
улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных внейтральных и иностранных водах (на условиях концессии-договора, заключенногогосударством на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных угодий и т.п.);
ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении(учитываются по их коммерческой стоимости);
товары, вывезенные (ввезенные) с целью их переработки;
товары, купленные по контрактам организаций данной страны,осуществляющих экспортно-импортные операции, для потребления организациями заграницей и, соответственно, товары, проданные по контрактам для потребленияиностранными организациями в стране;
Не включаются в экспорт (импорт):
монетарное золото;
ценные бумаги, банкноты и монеты, находящиеся в обращении;
транзит иностранных товаров через территорию страны;
реэкспортные товары без завоза в страну;
товары, вывозимые и соответственно ввозимые временно,временный вывоз и ввоз животных для участия на скачках, бегах и т.д.;
улов рыбы и других морских продуктов, который был произведенв нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий);
личный багаж пассажиров, предметы (служебные и личные),предназначенные для посольств, дипломатических миссий, консульств, торгпредстви других организаций за границей;
транспортные средства и оборудование, отправляемые дляремонта и возвращаемые после ремонта;
товары, изготовленные для экспорта, но проданныеотечественным организациям на имеющиеся у них собственные валютные средства;
услуги материального и нематериального характера;
товары, продаваемые (покупаемые) внутри страны совместнымипредприятиями и организациями;
Учет экспорта и импорта товаров при водных, железнодорожных,автомобильных, воздушных перевозках ведется:
по экспорту — по дате разрешения на выпуск через границу,проставленной на штемпеле грузовой таможенной декларации территориальнойтаможней;
по импорту — по дате разрешения таможни на грузовойтаможенной декларации на выпуск груза для внутреннего потребления;
датой экспорта или импорта товаров, поставляемыхтрубопроводным транспортом, а также электроэнергии принимается датаприемо-сдаточного акта, составленного на пограничных или иныхконтрольно-распределительных пунктах трубопровода или электропровода;
товары, приобретенные за границей и сданные своиморганизациям для потребления на месте, засчитываются в импорт по моментуперехода права собственности, оформленного приемо-сдаточным актом;
товары, отправленные и полученные на консигнацию, а также наарендованные склады, ярмарки, выставки и в демонстрационные залы, засчитываютсяв экспорт или импорт после их продажи или закупки;
при отправках товаров по почте — по дате почтовой квитанции.
Оценка товаров производится по ценам контрактов споследующим уточнением по фактическим ценам. Стоимость товаров, продаваемыхчерез комиссионеров (брокеров), приводится с уменьшением на сумму брокерскойкомиссии.
Учет экспорта и импорта товаров производится:
экспортируемых — по ценам ФОБ или франко-граница страныэкспортера;
импортируемых — по ценам СИФ или франко-граница страныимпортера.
ФОБ (свободно на борту) — условие продажи товара, согласнокоторому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке ипогрузке товара на борт судна.
СИФ (стоимость, страхование, фрахт) — условие продажитовара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы пострахованию и транспортировке товара (до границы страны импортера).
Поставка товаров может осуществляться без оплаты. В подобныхслучаях оценка экспорта (импорта) товаров осуществляется по ценам товаров нарынках соответствующих стран или по ценам на одноименные товары, по которымосуществляются экспортно-импортные операции на коммерческой основе. В целяхсовершенствования статистического учета результатов внешнеэкономическойдеятельности и повышения степени его достоверности, обеспечения сопоставимостисоответствующих статистических показателей на международном уровне и обеспеченияинформационных обязательств перед международными организациями учетэкспортно-импортных операций и составление статистической отчетности повнешнеэкономическим связям рекомендуется осуществлять с 1 января 1992 г. вдолларах США.
Для целей международной сопоставимости рекомендуетсямаксимально широко, наряду со специфической единицей измерения, использоватьвесовые единицы измерения. Это дает возможность при существенных различиях вединицах измерения, используемых в различных странах по одним и тем же товарам,получать единообразную количественную информацию.
Товары, для измерения количества которых принимаются мерывеса, учитываются по весу нетто.
В качестве классификатора товаров, обращающихся во внешнейторговле, применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельностипостроена на базе шестизначной Гармонизированной системы описания и кодированиятоваров (ГС) и восьмизначной комбинированной номенклатуры Европейского ЭкономическогоСообщества (КН ЕС), являющейся детализированной номенклатурой ГС для стран ЕС.
К операциям, учитываемым отдельно, относитсявнешнеэкономическая деятельность по экспорту и импорту услуг, какматериального, так и нематериального характера, включая услуги по разработкетехнической документации и другие инженерно-технические работы (услуги),относящиеся к комплектному оборудованию и строительной продукции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ сбор,разработку и публикацию данных по внешней торговле осуществляет, как и вомногих странах мира, Государственный таможенный комитет России на основесведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях (ГТД).
Грузовые таможенные декларации представляются всемиучастниками внешнеэкономических связей, имеются некоторые исключения дляфизических лиц, которые сводятся к следующему: не составляются грузовыетаможенные декларации на ввозимые физическими лицами товары стоимостью до 10тыс. долларов и весом до 200 кг, но при этом товары стоимостью до 1 тыс.долларов и весом до 50 кг считаются личным имуществом, а остальная частьтоварного массива в пределах указанной нормы считается ввезенной (вывезенной)для некоммерческих целей с заполнением на нее таможенного приходного ордера иуплатой таможенной пошлины. Но этот товарный массив ГТК не включает в данные повнешней торговле.
2. Динамика и структура внешнеторгового оборота РФ.Особенности современного развития внешней торговли России
За последние десятилетия стали заметными различия в темпахроста и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденциипривели к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуревнешнеторгового оборота России.
На протяжении 90-х гг. Российская Федерация неизменно сводиласвой внешнеторговый баланс с положительным сальдо. Это относится и к балансуэкспортно-импортных операций России со странами дальнего зарубежья. В серединетекущего десятилетия импорт из стран ближнего зарубежья несколько превышалпоставки туда российских товаров.
Неплохими с 1993 г. были и темпы роста объемоввнешнеторгового оборота Российской Федерации, особенно в середине 90-х гг.,когда они увеличивались за год соответственно на 1/6 и 1/5.
В целом динамика и географическая структура внешней торговлиРоссии в 90-е гг. выглядит следующим образом (табл.1) [10, с.74].
Таблица 1.Динамика и географическая структура внешней торговли РФСтраны 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
США
товарооборот всего, млрд. долл.: 183,3 121,9 97,2 101,4 118,1 142,1 151,4 155,0 Рост к предыдущему году,% - -32,5 -20,3 4,3 16,5 20,3 6,5 2,4
Страны дальнего зарубежья
Товарооборот, млрд. долл. 152,9 95,4 79,4 77,3 89,9 109,8 115,9 119,6 % 30,4 26,5 17,8 24,1 28,1 32,3 35,5 35,4
В том числе:
Экспорт 88,5 66,8 54,2 59,2 67,7 81,1 89,1 87,4 Рост к предыдущему году,% - -24,5 -18,9 9,2 14,2 20,0 9,7 -1,9 Дальнее зарубежье 71,2 50,9 42,4 44,3 53,0 65,7 71,9 69,5 Ближнее зарубежье 17,3 15,9 11,8 14,9 14,6 15,4 17,1 17,9 Импорт 94,8 55,1 43,0 42,2 50,5 61,0 62,3 67,6 Рост к предыдущему году,% - -49,1 -22,0 -1,9 19,7 20,8 2,1 8,5 Дальнее зарубежье 81,8 44,5 37,0 33,0 36,9 44,2 44,0 50,1 Ближнее зарубежье 13,0 10,6 6,0 9,2 13,6 16,8 18,3 17,5 Сальдо -6,3 11,7 11,2 17,0 17,1 20,1 26,8 19,8
Расширение сотрудничества со странами СНГ является одним изприоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России,которые установлены на трех уровнях. На долю стран СНГ приходится около 1/4всего объема внешнеторгового оборота России.
В последние годы более ¾ общей стоимости экспорта РФ(с учетом торговли со странами-членами СНГ) приходится на сырьевые товары. Так,в 2003 г. в совокупном экспорте России доля товаров группы «Минеральныепродукты», т.е. в основном топливно-энергетические товары, составила 56,5%;на черные и цветные металлы приходилось 11,4%; на древесину ицеллюлозно-бумажные изделия — 3,3%, а на машины, оборудование и транспортныесредства — 8,9%; на химические и другие товары — 19,9%.
Драматические структурные изменения, произошедшие в российскойэкономике за годы перестройки, отразились на структуре внешней торговле страны.Доля машиностроительной продукции во внутреннем машиностроительном производствесократились с 30 до 17%, легкой промышленности — с 12 до 2%, тогда как доляпродукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11 до 33%.
В связи с этими процессами в товарной структуре экспортастраны доля сырья и полуфабрикатов увеличилась с 84% в 1992 г. до почти 90% в1999 г., а доля готовых изделий сократилась с 16 до 10%, что было обусловлено,прежде всего, неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий,предлагаемых на экспорт, а также тяжелым финансовым положением российскихпредприятий.
Существенные изменения произошли в объемах поставок иструктуре экспорта такой важной товарной группы, как машины, оборудование итранспортные средства. В 70-е годы доля этой продукции в структуре экспортаСоветского Союза превышала 20%, хотя и тогда этот показатель не соответствовалструктуре внутреннего производства и был существенно ниже общемирового уровня (около30%).
Российский экспорт машин, оборудования и транспортныхсредств в 2003 г. составил 11917,5 млн. долл., что было больше на 18,5% уровня2002 г.
Положение с экспортом отечественного комплектногооборудования и проектно-монтажных услуг в последние годы не совсемблагоприятно. Объем российского экспорта комплектного оборудования в настоящеевремя не превышает 1 млрд. долл., что составляет менее 20% объемов техническогосодействия СССР в 80-е годы. Основными причинами такого положения являетсяфактический уход России с рынков комплектного оборудования стран ВосточнойЕвропы — бывших партнеров по СЭВ, а также с рынков большинства развивающихсястран, что, в свою очередь, обусловлено резким сокращением объемовгосударственного финансирования этой формы сотрудничества.
В российском экспорте, как и ранее, доминируютэнергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Ониявляются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты».В 2003 г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 62,1 млн.тонн каменного угля, 223,5 млн. тонн сырой нефти, 20,9 млрд кВт-часэлектроэнергии, 189,3 млрд. куб. м природного газа и т.д.
Объемы поставок энергоносителей на внешний рынок становятсястоль значительными, что это начинает негативно сказываться на нормальномобеспечении данной продукцией внутренних потребностей страны, посколькуувеличение объемов экспорта энергоносителей происходит на фоне прогрессирующегосокращения их добычи.
В общем объеме экспорта на долю топливно-энергетическихресурсов приходилось 56,5%. Только за счет роста средних контрактных цен наэнергоносители, валютные поступления от экспорта минерального топливаувеличились более, чем на 10 млрд. долларов. Подробнее динамика экспорта показанав таблице 2 [3, с.31].
Таблица 2. Динамика экспорта в 2002-2003 гг.Наименование продукции 2002 2003 I II III I II III
Сырая нефть, млн т 188,7 153,0 27,2 223,5 173,8 29,0 Дальнее зарубежье 156,0 169,4 27,8 186,4 181,7 29,9 СНГ 32,7 111,2 23,3 37,1 133,7 24,2
Нефтепродукты, млн. т 75,4 148,5 10,5 78,4 180,8 10,6 Дальнее зарубежье 72,8 147,9 11,9 74,9 180,6 12,0 СНГ 2,6 163,8 2,7 3,5 184,9 3,1
Природный газ, млрд куб. м 185,5 85,7 15,0 189,3 105,5 14,9 Дальнее зарубежье 134,2 … … 142,0 … … СНГ 51,3 … … 47,3 … …
Каменный уголь, млн. т 43,3 26,7 1,1 62,1 28,5 1,3 Дальнее зарубежье 38,9 26,1 1,1 52,3 27,6 1,3 СНГ 4,4 31,7 0,9 9,8 33,6 1,6
Электроэнергия, млрд кВт-ч 18,0 18,7 0,3 20,9 23,5 0,4 Дальнее зарубежье 10,0 18,7 0,2 12,7 26,0 0,3 СНГ 8,0 18,7 1,0 8,2 19,6 0,8
Примечание: I — количество, II — цена, долл. за тонну, III — доля в общем объеме экспорта
Важной статьей российского экспорта является также продукциячерной и цветной металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающейкризис российской промышленности обусловил рост экспорта металлургическойпродукции. Так, во второй половине 90-х годов было экспортировано около 60%произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеля иалюминия. Россия вышла на второе место в мире (после Японии) по экспортупродукции черной металлургии.
В последние годы заметное место в российском экспорте стализанимать драгоценные металлы, а также необработанные алмазы, основнымпокупателем которых является фирма «Де Бирс».
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия являютсятрадиционными видами товаров российского экспорта, однако доля этой товарнойгруппы в структуре экспорта невелика — в 2003 г. она составила немногим более3%. Повышение экономической эффективности экспорта данной группы товаров можетбыть достигнуто путем увеличения доли поставок изделий более глубокойпереработки.
По определенным товарным позициям российские поставки вомногом определяют состояние международного торгового обмена. Так Россиязанимает первое место в мире по экспорту природного газа, платины,необработанных алмазов, никеля, азотных удобрений и алюминия; второе место — попоставкам обычных вооружений; третье-четвертое место в мировом экспорте нефти инефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийных удобрений.
Импортные поставки традиционно играют значительную роль врешении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны иобеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции,которые внутри страны не производятся или производятся в недостаточных объемах.Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкциянародного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного балансапродовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимыезадачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.
Наиболее масштабной позицией российского импорта является«Машины, оборудование и транспортные средства».
В структуре импорта существенна доля продовольственныхтоваров и сельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кромедругих причин, резким сокращением национального производствасельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время импортирует более 40%от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственномбалансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколькоэто явление негативно, можно видеть из следующего.
В международной практике существует четкое понимание того,что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребленияпродовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на гранипотери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, чтоРоссия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна дляоткорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозитв больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственноепроизводство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалуроссийского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этойпродукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочихтоваров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни сэкономической, ни с политической точек зрения.
В российском импорте заметное место занимают товарынародного потребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большаячасть этого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так какосуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). Вцелом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится наимпортные товары, что также неоправданно и существенно ослабляет экономическуюбезопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами — членами СНГсоздают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительныйэкономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенногообложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, неговоря уже об экологической и медицинской небезупречности контрабанднопоступающих товаров.
3. Внешнеторговый баланс Российской Федерации
Для оценки характера внешней торговли России важное значениеимеет состояние ее балансирования. Это необходимо знать как с точки зрениямасштабов притока или оттока финансовых ресурсов, так и с позиций зависимостиотечественного процесса расширенного воспроизводства от возможностейиностранных партнеров поглощать товары данной страны или, наоборот,обеспечивать ее сырьем, машинами, продовольственными или другими полезными ейпродуктами труда.
Характерной особенностью прошедших пяти лет было наличиеположительного сальдо торгового баланса страны за счет опережающего ростаэкспортных поставок над импортными закупками. В 2006 г. положительное сальдовозросло по сравнению с 2005 г. на 8,3 млрд. долл. и достигло рекорднойвеличины в 41,5 млрд. долл. Это означает, что коэффициент несбалансированностивнешнеторгового оборота России, представляющий собой отношение чистого сальдо кобороту, превысил 31% против 11% в 2002 г. Соответствующий показатель вГермании составил 8%, в США — 13%, а в Японии — 14%. Неуклонное наращиваниеположительного сальдо торгового баланса в годы проведения радикальныхэкономических реформ имеет важное значение для формирования доходной частифедерального бюджета. Достаточно сказать, что в 2006 г. поступления различногорода платежей по экспортно-импортным операциям находились примерно на уровне17% всех федеральных доходов [3, с.36].
Для финансовой оценки состояния внешней торговли Россиибольшой интерес представляет анализ ее балансирования по группам стран и поотдельным государствам. Возьмем, к примеру, российские торговые связи сопределенными объединениями стран.
В таможенной статистике России в 2000-2003 г. применялосьраспределение внешней торговли по следующим группам стран: СНГ, ОЭСР, ЕС, ЕАСТ,ОПЕК, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и страны Прибалтики. Сделаемнеобходимое уточнение странового состава каждой из указанных групп [2, с.87].
Так, членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия,Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан,Узбекистан, Украина.
Участниками Европейского Союза (ЕС) в настоящее времясчитаются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия,Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция иШвеция.
В состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)ныне включаются: Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия.
В группу стран Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) входят: страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, НоваяЗеландия, Турция, США и Япония.
Членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК)являются: Алжир, Ливия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты,Саудовская Аравия, Нигерия, Габон, Иран, Индонезия, Венесуэла и Эквадор.
К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относятся:Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния,Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Югославия.
В группу стран Прибалтики включаются: Латвия, Литва иЭстония.
Балансирование торговых связей России в 2003 г. с названнымивыше отдельными группами государств представлено на нижеследующей таблице [4, с.29].
Таблица 3. Внешнеторговый баланс России в 2003 г.
Оборот
Экспорт
Импорт
Сальдо
Всего
191,1
133,7
57,4
76,3
темпы прироста в% 25,0 25,3 24,3 26,1
В том числе:
Дальнее зарубежье 157,0 113,2 43,8 69,4
темпы прироста в% 23,6 24,4 21,6 26,3
Страны СНГ 34,1 20,5 13,6 6,9
темпы прироста в% 31,8 30,3 34,1 23,5
В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран ЕСприходилось 36,1% (в 2002 г. — 36,8), СНГ — 17,8% (16,9 %), АТЭС — 16,1% (16,4%),Центральной и Восточной Европы — 12,4% (12,9%).
Активное сально торгового баланса увеличилось на 15, 8 млрд.долл. (на 26,1%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса России превысилообъем импорта в 2003 г. в 1,3 раза. Превышение экспорта по сравнению с импортомимело место ежегодно, начиная с 1999 г., и обусловлено в основном благоприятнойдля России конъюнктурой на мировых товарных рынках, умелым использованиемроссийскими экспортерами этой конъюнктуры, особенно в торговле с дальнимзарубежьем.
В 2003 г. экспортные цены увеличились более существенно, чемимпортные. Индекс условий торговли для России был более благоприятным и заметноулучшился по сравнению с 2002 г.
По данным платежного баланса объем экспорта в 2003 г.составил 135,4 млрд. долларов США, импорта — 75,4 млрд. долларов. Существенноепревышение по уточненному импорту данных таможенной статистики обусловлено восновном ввозом товаров физическими лицами, на долю которого в общем импортеприходилось почти объема.
Целью Центрального банка РФ в области внешнеторговогорегулирования внешней торговли является обеспечение оптимальной структурыплатежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России ссырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров нанаукоемкие, высокотехнологичные отрасли; повышения эффективности внешнеторговыхопераций путем более четкого контроля за уровнем контрактных цен, затрат напроизводство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей,а также динамикой валютного курса рубля и др.
Россия, не будучи членом Всемирной торговой организации,несла потери от ограничительных мер во внешней торговле, которые, по даннымМинистерства промышленности и торговли РФ, применяют в отношении нее 18торговых партнеров. Минимальный прямой ущерб от различного рода ограниченийроссийского экспорта составляет 500 млн. долл. в год. Между тем наблюдался ростобъема импорта за счет увеличения закупок машин и оборудования, чтосвидетельствует о некотором оживлении инвестиционной активности в стране.
Поэтому важнейшей задачей является вступление России воВсемирную торговую организацию.
Самым важным фактором роста внешнеторгового оборота странывыступает политика государственного поощрения участия предприятий,объединений и отраслей в международных экономических отношениях. Вовлечение ихв процесс международного разделения труда — могучее средство специализациипромышленности в международном масштабе, роста производительности труда иповышения эффективности функционирования национальной экономики.
Стабильным фактором экономического порядка, обеспечивающимрост внешнеторгового оборота страны, было расширение отечественногопроизводства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Постоянноувеличивающийся экономический потенциал дал возможность бывшему СССР выделятьдля развития внешнеэкономических связей все большую долю материальных ифинансовых ресурсов.
Одной из решающих причин роста внешнеторгового оборотаединого советского государства с восточноевропейскими и другими странами СЭВявилась реализация мероприятий, предусмотренных различного родамеждународными соглашениями. Так, в совместной программе углубления исовершенствования сотрудничества стран — членов СЭВ говорилось о том, чторазвитие взаимного разделения труда, специализация и кооперированиепроизводства в условиях усиливающегося индустриального характера этих странпослужит основой развития их взаимной торговли. И это действительно так ипроизошло.
Наряду с названными выше существовали и другие мотивыразвития внешнеторгового оборота нашей страны. Например, крупную роль вускорении роста ее внешней торговли сыграло повышение мировых цен наэнергетические и сырьевые товары в начале и в конце 70-х гг.
Как отмечалось выше, участие Российской Федерации вмеждународном разделении труда, в конечном счете, находит свое выражение вданных внешней торговли, в росте ее внешнеторгового оборота. Но отсюда еще неследует, что это участие замыкается на подписании торговых контрактов разнойпродолжительности. Напротив, развитие международного разделения трудапредполагает использование каждой страной разнообразных форм его реализации.
В отношениях России с некоторыми странами мировогосообщества получила распространение в последнее время и такая форма реализациимеждународной кооперации производства, как соглашения о формировании совместныхпредприятий на территории стран-партнеров. На рост российского экспортасущественное влияние может оказать развитие технического содействия зарубежнымстранам, осуществляемого либо на основе межправительственных соглашений, либо впорядке проявления инициативы отдельных фирм, участвующих в конкурентной борьбеза получение заказов на строительство хозяйственных объектов на коммерческихначалах. Межправительственные соглашения о сооружении АЭС в Китае и Словакии,гидрокомплекса в Марокко, участие российских объединений в тендерах намодернизацию АЭС в Болгарии, на строительство газопровода в Алжире можетобеспечить заказами множество отечественных заводов, проектных и монтажныхпредприятий. В связи с изменениями международной политической обстановки в ближайшеевремя грядет восстановление и развитие технического содействия с Ираком, Ливиейи Югославией, что еще в большей степени умножит поставки российских машин иоборудования за рубеж.
У России имеются большие производственные возможности дляувеличения ее доли в мировой торговле, но они не используются по разнымпричинам. Здесь не место выяснять их все, но все-таки необходимо упомянутьтакую из них, как качество экспортируемой продукции. Пожалуй, это один изглавных вопросов, решение которого будет способствовать увеличению доли нашейстраны в мировой торговле.
4. Присоединение России к Всемирной торговойорганизации как одно из условий увеличения внешнеторгового оборота страны
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницамГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства Россииоткрыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — этосерьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторговогозаконодательства (включая практику его применения) на предмет определения егосоответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которыхстраны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, идругим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифныхусловиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол отарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимносогласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизитьв течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления вкомплексе определят условия присоединения России к ВТО.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейсяв мире развивающейся практике правового и административного регулированиямеждународных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означаетприсоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировомрынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ встране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется висключительно трудных условиях для развития.
Перед Россией стоит сложная задача — определить национальныеэкономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия,гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их входе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономическогодавления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка,невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленностиРоссии обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортироватьтовары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровнямировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировомрынке. Целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде незапрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяетприменять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использоватьквотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслейэкономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основеопределенных правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО неослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новыеправовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволитболее четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельныхотраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны вобласти внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов,на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.
Переговоры о присоединении России к ВТО носяткрупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств иправительственных органов, они требуют организации и координации переговорногопроцесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкогоопределения баланса национальных экономических интересов России и интересовотдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех формсобственности.
Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается сопределения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам иТорговле. Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовуюоснову для осуществления торговых операций национальными экспортерами иимпортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствованияи защищает против торгово-политических дискриминации.
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО,является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировомрынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений,которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшейинтернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальныхэкономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Ихполучение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целямиприсоединения для России можносчитать следующие [11, с.14]:
выход на многостороннюю правовую базу для осуществленияторговых операций национальными экспортерами и импортерами;
международно-правовую защиту, гарантируемую принципами инормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшегоблагоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянноснижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров иуслуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту отвозможного применения иностранными государствами дискриминационных внутреннихналогов, акцизов, таможенных сборов;
возможность легализации системы защиты своей национальнойэкономики в рамках ВТО;
защиту от использованиятак называемых техническихбарьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификациии т.п.);
Получение лучших в сравнении с существующими инедискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранныерынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговыхспоров;
Создание более благоприятного климата для иностранныхинвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие снормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов встранах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества иконкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потокаиностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетомсвоих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участникамеждународной торговли.
Переговоры, которые проводятся в настоящее время российскойделегацией, носят сложный характер. В ходе переговоров проявляется стремлениеряда стран предъявить России дополнительные жесткие требования. В частности:
возможность сохранения, дискриминационных ограничений дажепосле присоединения России к ВТО на ввоз товаров из России;
возможность неприменения на постоянной основе режиманаибольшего благоприятствования в торговле с Россией;
сохранение расширенных обязательств по доступу на рынокуслуг на уровне не меньшем, чем тот, который зафиксирован в Соглашении о партнерствеи сотрудничестве между Россией и странами ЕС;
фиксация Россией на период переговоров о присоединении к ВТОмаксимального объема господдержки сельского хозяйства на уровне, немногопревышающем фактический, и принятие обязательств о неприменении экспортныхсубсидий;
принятие Россией обязательств в области услуг, связанных сэнергетикой;
принятие Россией обязательств по гарантиям в отношениивъезда в Россию для работы специалистов в качестве физических лиц безобразования юридического лица.
Членство какого-либогосударства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграциив мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своегоэкспорта.
Не будет преувеличениемсказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международнымторговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членомэтой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера вмеждународной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединитьсяк ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.
Для России доступ квышеназванным преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. Вчастности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своихэкспортеров. На пути российских товаров установлены практически все видыограничений, существующие в международной торговле. Кроме того, болезненнымпрепятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры,количество которых в последней время постоянно растет.
Вступив в ВТО, Россияполучит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическимвопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торговогосотрудничества — установление таможенных тарифов, использование количественныхограничений, согласование механизма разрешения торговых споров,совершенствование общей торговой практики — все это делается без влиянияРоссии. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияемна их принятие.
Кроме того, Россия,будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола вприменении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущегоколичества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам.Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-тольготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международнойторговли.
С другой стороны,вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткиеправила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушатьдисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТОфактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.
По условиям вступления вВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будетшире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая частьвыпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Крометого, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабестали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позицииотечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод онеобходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных наподдержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегдаостаемся последовательными.
Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдатьожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в такомсостоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципысвободной торговли с другими странами. В условиях падения производства впромышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которогоявляется, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производителивсе больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все болеепокрываются за счет импорта.
Особую проблему представляет приведение российскогозаконодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами Россиив связи с ее присоединением. Более половины действующих сегодня федеральныхэкономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальныеизменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового,бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов,формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферойроссийского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональноезаконодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные актыо разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сферевнешней торговли.
Процедура присоединения к ВТО предусматривает обязательноезакрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровнятаможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в трираза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено такназываемое связывание пошлин — фиксирование их на определенном уровне собязательством не превышать его в течение определенного времени.
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права,защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства вобласти импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут за собойнеобходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно,увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. Россиипридется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню,который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении,привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Крометого, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок.Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорахбудут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.
В действительности необходимые корректировки импортнойполитики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политическойточки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться синостранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство внаправлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относитсяко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятиярешений.
Итак, основываясь на всем вышесказанном, можно сделатьследующие выводы. Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемыеусловия для деятельности как российских, так и иностранных экономическихоператоров. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественныхтоваров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынужденазаплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важнымявляется выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественногопроизводителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия дляразвития конкуренции.
В этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса овступления России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо активныхсторонников этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходимопределенный баланс интересов, который в данном случае и является наиболеерациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТОили нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, как это делаютпротекционисты, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано надесятилетия. Вопрос об участии в ВТО правомерен и с точки зрения условий вступления.Главное условие — международный торговый режим для России, когда она станетчленом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. ВступлениеРоссии в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодныхдля нее условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должнабыть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однакоприсоединение к этой международной организации зависит не только от российскойстороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходеконструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесетреальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации напереговорах — ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынкадля нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться толькопостепенно. Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное присоединение ксоглашениям ВТО, осуществляемое в течение определенного периода времени,необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российскойпромышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, созданиядейственной системы государственного регулирования внешних и внутренниххозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен быстать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышенияконкурентоспособности российской экономики. Хотелось бы надеяться, чтопереговорный процесс по поводу вступления России в ВТО закончится благополучнодля нашей страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдет,наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы,вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировомрынке товаров и услуг.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международныеэкономические отношения. — М., 2000.
2. Герчикова И.Н. Международныеэкономические организации. — М: «Консалтинг», 2004.
3. Данилин А.М. Внешняя торговляРоссии в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень. 2006, №4.
4. Данилин А.М. Методологическиеаспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. №7.
5. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., ЛитвиненкоЛ.Т. Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: Юристъ, 2003.
6. Мировая экономика: Учебник / Подред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2003.
7. Рыбалкин В.Е. Международныеэкономические отношения. Третье издание, переработанное и дополненное. — М.:ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 1999.
8. Семенов К.А. Международныеэкономические отношения: курс лекций. — М.: Гардарики, 1999.
9. Тимаков А.И. Торгово-промышленнаяпалата РФ: концепция присоединения России к Всемирной торговой организации. // Внешнеэкономическийбюллетень. 2005. №3.
10. Фомичев В.И. Международнаяторговля: учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000.
11. Фрадков П.М. О проблемахприсоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. №8.