ФГОУВПО ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра «Мировая экономика и международные
валютно-кредитные отношения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике»
Выполнила:
Студентка группы М2-3
Курганова Е.А.
Научный руководитель:
Доц. Кабанова О.Н.
Москва, 2007год
План:
Введение
Основные понятия
Характеристика оффшорных зон порегионам мира
Оффшорные зоны в Европе
Оффшорные зоны в Азии
Оффшорные зоны в Латинской Америке
Оффшорные зоны в Африке
Оффшорные зоны в Российской Федерации
Регулирование международногооффшорного бизнеса
Заключение
Список использованной литературы:
Приложения
/>/>Введение
Одно из примечательнейших явлений современных мировыхэкономических отношений – бурный рост оборота предприятий, расположенных воффшорных зонах. Индустрия оффшорного бизнеса превратилась сегодня всамостоятельную отрасль международной экономики.
Появление оффшорногобизнеса происходит начиная, в основном, с середины ХХ в.[1],когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную иотносительную независимость от своих метрополий.
Государства, в которыхрасположены оффшорные зоны, как правило, не имеют военных расходов и содержатминимальное число государственных чиновников, что позволяет им вести льготнуюполитику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов весьмаограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, восновном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный)продукции сельского хозяйства или природных ископаемых. По этой причине сборыза регистрацию оффшорных фирм, ежегодные фиксированные сборы с работающихорганизаций, ежегодная плата за лицензии могут формировать до 80% их бюджета[2].Помимо указанного, режим оффшорной юрисдикции ведёт к увеличению занятостинаселения, росту квалификации рабочей силы, притоку иностранного капитала,совершенствованию инфраструктуры и повышению активности в государстве ирегионе.
По экспертным оценкам,15000 компаний с оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и ещёоколо 50000 в других оффшорных юрисдикциях. Консалтинговые фирмы, работающие наэтом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учрежденоещё примерно полмиллиона оффшорных компаний во всём мире. И число таких компанийрастёт и по сей день.[3]
На настоящий момент, пооценке экспертов, в мире действует около 35-40 стран, являющимисяспециализированными оффшорными юрисдикциями. Их доля в мировом ВВП относительноневелика – 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельскогохозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до0,79%. (см. табл.1). Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примернополовина всех мировых финансовых трансакций осуществляется через оффшорныеюрисдикции.[4] В США 40% всех переводовсредств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны.[5]
Приведённые данныесвидетельствуют о высокой важности роли оффшорных юрисдикций, несмотря наужесточение антиоффшорного регулирования в мировой экономике. Так, по некоторымоценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается черезоффшорные центры.[6]
Вопросы функционированиямеждународного оффшорного бизнеса для России весьма актуальны, т.к. Россия, пооценке иностранных экспертов, устойчиво лидирует в мире по количествурегистрируемых её резидентами оффшорных компаний в зарубежных странах. Так, в2004 г. более половины российских инвестиций ушло в оффшорные юрисдикции, в томчисле в Великобританию – 18, 6%, на Кипр – 10,9, в Нидерланды – 8,8, наБагамские острова – 5,3, на Британские Виргинские острова – 5,2, в США – 4,6,на Гибралтар – 3,9. По самым осторожным оценкам, к началу 2004 г. в зарубежныхоффшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. оффшорных компаний сроссийским капиталом.[7]
Целью данной работыявляется, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободныеэкономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., безправильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых,характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия,Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров,расположенных на территории Российской Федерации; и, наконец, в-третьих,охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международногооффшорного бизнеса.
Данная работа предназначенадля создания полной картины деятельности современных оффшорных зон не только зарубежом, но и в России, а также для осознания возможностей российскихналогоплательщиков по использованию налоговых стимулов, льгот и особых режимовналогообложения, вводимых иностранными государствами, а также отдельнымирегионами и территориями Российской Федерации для участников международныхэкономических отношений.
/>/>Основные понятия
Современный этап развитиямировой экономики в целом и международной торговли в частности характеризуетсяусилением процессов интеграции, либерализации и увеличением степени открытостинациональных экономик. В настоящее время многие страны становятся на путьактивизации своего участия в международном разделении труда.Экспортно-ориентированная стратегия развития становится доминирующей в общейэкономической стратегии не только развитых стран, но и стран с переходнойэкономикой, развивающихся и новых индустриальных стран.
Свободные экономическиезоны (СЭЗ) – один из важных элементов стратегии экспортной ориентации. СЭЗсоздаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширенияэкспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям,улучшения состояния платёжного баланса и, в конечном, счёте, для развитиянациональной экономики и её более эффективной интеграции в мировую экономику.
Получив широкоераспространение в мировой хозяйственной практике, СЭЗ имеют многоразновидностей: количество СЭЗ равняется приблизительно 700, из них различаютболее двадцати видов.[8]
Особый вид СЭЗ –оффшорные зоны. В них концентрируется, как правило, банковский и страховойбизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность,экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая иконсалтинговая деятельность.
Оффшорные зоны привлекаютклиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковскойи коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговымзаконодательством.
Английское слово «offshore» в переводе на русский означает «внеберега» и в экономическом и правовом отношении толкуется как зарубежный бизнес,пользующийся льготами при соблюдении заданных условий в странах егорегистрации.
Не вдаваясь в сложныекомментарии многочисленных зарубежных определений предмета, ограничимся лишьего российской интерпретацией. В соответствии со статьёй 12 Федерального законаРоссийской Федерации «О Центре международного бизнеса “Ингушетия”» №16-ФЗ от 30января 1996 г. оффшорным или «международным бизнесом считается любаяразрешённая российским законодательством деятельность нерезидентов РоссийскойФедерации на территории, с территории и через территорию Центра международногобизнеса с расчётами в иностранной валюте с нерезидентами Российской Федерацииза её пределами в регистрационном, налоговом, валютном и административномрежимах, определённом в режимах, определённых настоящим Федеральным законом.Зарубежные операции по сделкам, заключённым компаниями международного бизнеса,зарегистрированными в Центре, считаются международным бизнесом».
Любое суверенноегосударство осуществляет полную юрисдикцию на собственной территории над своимигражданами и резидентами на основе конституции и национальногозаконодательства. Юрисдикция в колониальных и зависимых территорияхосуществляется в соответствии с конституцией и законами метрополии и законамиместных органов самоуправления, если такие есть в колониальных и зависимыхтерриториях. Государства и зависимые и колониальные территории, гдезаконодательно разрешён и гарантирован льготный оффшорный бизнес и развёрнутыодин или несколько оффшорных центров, принято называть оффшорными юрисдикциями.
В принципе любаяюрисдикция может считаться оффшорной, если на всей или части своей территорииона предлагает нерезидентам более благоприятный режим предпринимательства, чемсвоим собственным резидентам.
В специальной литературев качестве синонимов понятия «оффшорная юрисдикция» нередко используютсятермины «налоговый рай», «налоговая гавань», «налоговое убежище», «налоговыйоазис» и «оффшорная зона».
В самом общем видеоффшорным центром считается вся или часть территории страны, где созданаповышенная комфортность для бизнеса нерезидентов путём предоставления им рядальгот, привилегий и гарантий, действие которых не распространяется нарезидентов принимающей страны. К таким льготам, привилегиям и гарантиямотносятся низкие или нулевые ставки налогов на доходы, отсутствие налогов «уисточника», валютная автономия, облегчённые или гибкие режимы учреждениякомпаний и лицензирования их работы, широкое использование трастов и другихспециальных финансовых структур в странах их регистрации, повышенный уровеньконфиденциальности для клиентов и их деловых операций.[9]
По мнению экспертовОрганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к налоговымгаваням относятся страны и территории, где подоходный налог взимается пономинальной или нулевой ставке и для определённых видов дохода установленпреференциальный режим налогообложения, а для нерезидентов созданы возможностиуклонения от уплаты налогов в странах их резидентности.[10]
Во многих зарубежныхсправочниках оффшорные центры определяются как юрисдикции с низкими и даженулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где местное трастовое законодательствопозволяет выгодно хранить активы и вести хозяйственную, особенно финансовую,деятельность со значительными налоговыми льготами.[11]
По другим определениям,«оффшорный финансовый центр – это страна или юрисдикция, где на международномуровне предпринимаются попытки привлечь иностранный бизнес такими средствамисознательной политики правительства, как введение законов по защитекоммерческой тайны и налоговые льготы».[12]
Один из британскихспециалистов полагает, что «оффшорный финансовый центр-это центр, разрешающийфинансовую деятельность, которая географичсеки или законодательно по своимусловиям отличается от финансовой деятельности на остальной территорииоффшорной юрисдикции».[13]
Любая из оффшорныхюрисдикций, а вместе с ней и дислоцированный на ней оффшорный центр должныотвечать ряду обязательных требований. Вот перечень основных характеристик,которыми должен обладать любой популярный оффшорный центр[14]:
1) Развитая и современнаязаконодательная база оффшорного центра и оффшорного бизнеса, предусматривающаяпринципиальное разрешение ведения оффшорного бизнеса с территории принимающейюрисдикции и детальное и льготное регулирование, как широкого спектрапредлагаемых оффшорных услуг, так и деятельности различных видов оффшорныхкомпаний.
2) Выгодноегеографическое положение на магистральных транспортных коммуникациях вблизикрупных деловых центров мира. С развитием мировой транспортной системы, сетисвязи, включая Интернет, и глобализации мирового хозяйства значение этогофактора снижается, и известны случаи успешного развития оффшорных центров востровных, удалённых и внутриконтинентальных странах.
3) Политическаястабильность в оффшорных юрисдикциях, необходимая для укрепления доверия иностранныхинвесторов и гарантий неизменности льготного режима работы для зарубежнойклиентуры.
4) Определённаяадминистративная автономность оффшорных центров, если они являются анклавамиили эксклавами таможенных территорий оффшорных юрисдикций. Для малых стран этотфактор не важен, поскольку оффшорный режим обычно применяется на всейтерритории.
5) Развитая техническаяинфраструктура, включающая наличие сети транспорта и связи, комплекса служебныхи жилых помещений для осуществления интенсивного, быстрого и устойчивогообщения с внешним миром.
6) Развитая и комплекснаяделовая инфраструктура, включающая банки, страхоовые и трастовые компаниимеждународного класса, и необходимое количество специалистов для обслуживанияоффшорных операций (финансисты, аудиторы, бухгалтеры, юристы, программисты ипереводчики).
7) Полномочный икомпетентный орган государственного управления работой оффшорного центра.
8) Моральная,материальная и политическая поддержка законодательной, исполнительной исудебных властей оффшорной юрисдикции в ходе учреждения и развития оффшорногоцентра.
9) Постоянное рекламноеприсутствие оффшорного центра на мировом рынке оффшорных услуг.
10) Системамежправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов сзарубежными странами.
11) Участие оффшорнойюрисдикции в международном сотрудничестве по борьбе с отмыванием незаконныхдоходов.
12) Членство оффшорнойюрисдикции в Гаагской конвенции по апостилированию документов.
Короче говоря, оффшорнымифинансовыми центрами следует считать часть или всю территорию оффшорныхюрисдикций, которые законодательно гарантируют учреждение, регистрацию ифункционирование оффшорных компаний иностранных резидентов-акционеров иразрешают им вести льготные зарубежные коммерческие операции под своим исключительномягким контролем.
Итак, после того, каквыше были приведены наиболее важные определения, перейдём к основной частиработы.
/>/>Характеристика оффшорных зон по регионам мира/>/>Оффшорныезоны в Европе
Страны и территорииЗападной Европы, где располагаются оффшорные центры, подразделяются натерритории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу относятсяИрландия, Гибралтар и расположенные вблизи Великобритании острова Мэн, Гернси,Джерси, Адерней и Сарк.
Основные требования коффшорным фирмам, которые не платят налогов в этих центрах, заключается в том,что, во-первых, хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне могутвести только фирмы-нерезиденты и, во-вторых, эти фирмы могут действовать в зонетолько при наличии особого статуса, который предоставляет им законодательствотого или иного оффшорного центра.
К территориям с льготнымналогообложением, успешно развивающимся в последние десятилетия, относитсяостров Мэн, англоязычный остров между Англией и Ирландией с населением в 70тыс. человек. По конституции он является самоуправляющейся территорией вСоединённом Королевстве. Остров является ассоциированным членом ЕС по особомудоговору, в который не входят вопросы налоговой политики. Объявив себя всередине 1970-х гг. оффшорным центром, остров Мэн превратился в один изважнейших финансовых центров Европы. На острове обосновались компании, трасты,банки и другие учреждения. Финансовый сектор обеспечивает порядка 25%национального дохода острова[15].
Остров Мэн имеет правовуюсистему по типу английского общественного права, а суды в целом применяютанглийскую модель, что весьма важно при учреждении трастов. Он обладает хорошоразвитой юридической и другими службами. Центральное место в репутации островакак серьёзного оффшорного центра занимает его система контроля, которая имеетбольшой опыт части надзора и регулирования щекотливых финансовых вопросов.Остров имеет хорошие коммуникации, в том числе телефонную, факсимильную ителексную связь первого класса. Тесные авиасвязи с аэропортом Хитроу в Лондонеобеспечивает хорошее сообщение со всем миром.
Остров Мэн можноохарактеризовать как стабильную, хорошо развитую и одновременно быстрорасширяющуюся оффшорную юрисдикцию на основе общего права, где затраты ниже,чем в сравнимых юрисдикциях Джерси и Гернси.
На острове отсутствуетвалютный контроль, клиентам обеспечивается секретность ведения операций.Регистрация компаний занимает 10-12 дней. Отсутствуют налоги на переводкапитала, дополнительный доход, регистрацию, имущество, прибыль от реализации,наследство и дарение. Формально оффшорные фирмы должны вести бухгалтерскийучёт, но в то же время они не обязаны его никому предоставлять.
На острове Мэнрегистрируются фирмы трёх типов:
1) фирмы-резиденты,которые имеют право действовать на территории самого острова и платят 20%-ныйподоходный налог. Однако следует помнить, что любая первоначальнозарегистрированная на острове фирма считает фирмой-резидентом до тех пор, покаона не подала ходатайство о получении другого статуса и не оплатиласоответствующие годовые сборы;
2) фирмы-нерезидентыявляются безналоговыми, если сфера их деятельности находится вне острова Мэн.Они сами определяют для себя места проживания директоров, акционеров исекретаря фирмы. Ежегодный правительственный сбор с такой фирмы составляет 600ф.ст. в год.
3) Фирмы-исключения,также относящиеся к числу безналоговых фирм. Для них требуется, чтобы хотя быодин из директоров фирмы и её секретарь проживали на острове Мэн.Государственный годовой налог – 300 ф.ст.[16]
В настоящее время наострове Мэн разрабатываются законы, которые упрощают формальности, относящиесяк безналоговым фирмам. Вместо фирм-исключений будут так называемые«международные компании», и им предсказывают относительное долголетие. Созданиефирм этого типа вызвано требованиями Европейского союза. Что касаетсяфирм-резидентов, то после принятия нового закона этот тип фирм, скорее всего,исчезнет, и его придётся преобразовывать в международные компании.
Другим примером«налогового рая» является Гибралтар, последняя колония Великобритании в Европе.Гибралтар, в котором проживает 30 тыс. человек, является самоуправляющимсяобразованием с 1965 г. Гибралтар – ассоциированный член ЕС, но с определённымиисключениями: здесь не применяется договор об общем землепользовании и налог соборота.
В качестве оффшорногоцентра Гибралтар рос быстрыми темпами, одновременно с этим развивалисьюридическая и прочие службы. Этот быстрый рост в значительной степени повлиялна телекоммуникации: в последние годы в действие была введена новаяусовершенствованная телефонная система. Основные авиасвязи осуществляются сЛондоном несколькими ежедневными рейсами, но имеются также авиалинии для связис Африкой и остальным миром через испанские аэропорты в Севилье и Малаге.
Валютой является гибралтарскийфунт, котируемый на одном уровне с английским фунтом. Валютного контроля несуществует, а сегодняшний банковский сервис можно считать абсолютносовременным, причём он улучшается по мере переезда сюда международных банков.Секретность в банковском деле основана на общем праве. Отсутствуют требованияобнародования имён бенефициариев до регистрации компании, даже в случаезаявления об освобождении компании от налогов.
Гибралтар предлагает дватипа компаний, особо выгодных с точки зрения налогообложения: нерезидентные иосвобождённые от налогов компании.
Нерезидентная компаниярегистрируется в Гибралтаре, но централизированно управляется и контролируетсяправлением, находящимся вне Гибралтара. Если такая компания не имеет доходов впределах Гибралтара и не является посредником в переводе прибылей в Гибралтар,то она не платит никаких налогов. На практике это означает, что нерезидентнаягибралтарская компания должна иметь банковский счёт только вне Гибралтара. Вотличие от других юрисдикций, здесь с нерезидентных компаний не взимаетсяежегодный сбор.
Компания с правлением вГибралтаре, которой владеет нерезидент, может при этом ходатайствовать обосвобождении от уплаты подоходного налога. Гибралтар предлагает гарантированноеосвобождение от налогов сроком на 25 лет при условии, что компания прекрасноуправляется и что она соблюдает правила, связанные с освобождением от налогов.
Обычная гибралтарскаякомпания может получить статус освобождённой от налогов за ежегодный взнос в225 фунтов[17]. Преимущество обычнойосвобождённой компании в том, что она не считается резидентной в другихстранах. Для освобождённых от налогов гибралтарских компаний действуют особыеправила. Например, они не должны иметь дела с резидентными компаниями илилицами, проживающими в Гибралтаре, но только с другими освобождёнными отналогов компаниями. Никакие изменения, касающиеся держателей акций илибенефициариев, не могут быть внесены без разрешения гибралтарских властей.Кроме того, освобождённые компании посредством ежегодных ревизий должныпоказывать, что компания действовала в соответствии с правилами об освобожденииот налогов. Бухгалтерия является необходимой для ведущих дела компаний.
В отличие от стран«налогового рая», в которых деятельность иностранных компаний облагается толькорегистрационным и небольшим ежегодным сбором, в Европе имеется ряд стран,которые взимают с зарегистрированных в них фирм определённые виды налогов. Кчислу стран с умеренным налогообложением относятся Швейцария, Люксембург,Лихтенштейн, Кипр, Мальта, Монако.
Видное место в оффшорномбизнесе занимает Лихтенштейн – маленькое княжество между Швейцарией и Австриейс населением в 32 тыс. человек. Выгодное расположение, хорошо развитыекоммуникации, наличие высокопрофессиональной юридической службы, льготыиностранным компаниям способствовали быстрому развитию этого оффшорного центра.В 2004 г. в Лихтенштейне было зарегистрировано свыше 40 тыс. иностранных фирм,доходы от которых составляли более 30% бюджета страны[18].
Среди иностранцевпопулярны фирмы, управляющие собственностью других фирм, а также холдинговыекомпании, которые владеют акциями других фирм и получают с этого доход. Такиефирмы не платят Лихтенштейну никаких налогов, кроме низкого налога на уставныйкапитал. Они также освобождены от аудиторского контроля. Их минимальныйакционерный капитал – от 30 до 50 тыс. швейц. фр. Фирме требуется как минимумодин местный директор. Срок регистрации – две недели, её стоимость – 6 тыс.долл. Примерно столько же составляет ежегодный взнос.
Среди богатейших людеймира очень популярны зарегистрированные в Лихтенштейне фонды. Их минимальныйакционерный капитал обычно составляет 2 млн. швейц. франков, в случае семейногофонда – 10 млн. швейц. франков[19]. Обычно фондыиспользуются для управления капиталами и ценными бумагами. Хотя владельцемфонда является физическое лицо, деньги фонда ему не принадлежат. Это означает,что если основное предприятие данного лица обанкротится, капитал, принадлежащийфонду, останется нетронутым.
По сравнению, например,со Швейцарией преимуществом этого оффшорного центра является то, что налог сдивидендов, переводимых за границу, очень низкий и составляет всего 4%. Крометого, считается, что сегодня уровень конфиденциальности в банках Лихтенштейнавыше, чем в швейцарских.
Швейцария – ведущаястрана мира в области банковского дела, где также действует умеренноеналогообложение.
Несмотря на то, что вШвейцарии можно зарегистрировать фирмы различных типов, самая популярная средииностранцев – корпорация. По своей сути она похожа на российское акционерноеобщество. Минимальный размер акционерного капитала составляет 100 тыс. швейц.франков, из них 40% должны быть перечислены в местный банк до регистрациифирмы. Директор фирм должен являться одновременно и её акционером. Требуетсячёткое ведение бухгалтерии и ежегодное предоставление отчётов на аудиторскийконтроль. К федеральным налогам относятся 0, 825%-ный налог со всего капиталафирмы и подоходный налог (3,6-9,8% от прибыли). Подоходный налог тем выше, чембольше разница между годовым доходом и акционерным капиталом. Если доход фирмына 23% превышает величину акционерного капитала, то взимается максимальныйподоходный налог.
Налоги взимают такжекантоны и органы местного самоуправления. Существуют кантоны, где налоги чистосимволические. В целом налоговая система страны очень усложнена различнымиприбавками и вычетами. Одну из самых больших статей расхода для владельца фирмыпредставляет налог с дивидендов (35% от полученной суммы)[20].Расходы на учреждение составляют примерно 8 тыс. долл., адвокатские иаудиторские услуги обходятся ежегодно примерно в такую же сумму.
Активно развивалисьоффшорные операции на Кипре, который в 1990-е гг. приобрёл статус признанногоцентра деловой активности в Восточном Средиземноморье и вошёл в первую десяткустран, специализирующихся на оффшорном бизнесе. Представителей иностранныхделовых кругов привлекало выгодное географическое положение Кипра, современнаясистема связи, отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывозкапитала, льготное налогообложение.
Однако в связи снамечающимся вступлением в Европейский союз Кипр по указанию Брюсселя провёл в2002 г. налоговую реформу, результатом которой явилось сокращение льгот дляиностранного капитала. Так, в соответствии с правилами ЕС были отмеченыпреференциальные налоговые ставки для оффшорные компаний, повышены ставкикорпоративного налога с 4, 25 до 10%, ограничена сфера применения двустороннихсоглашений об избежании двойного налогообложения, ужесточены требования вотношении обеспечения прозрачности налоговых схем и обмена информацией опроисхождении капиталов и клиентах.
После вступления в ЕС (1мая 2004 г.) Кипр тем не менее имеет самый низкий уровень корпоративного налогасреди стран сообщества ( Ирландия, например, ввела единый корпоративный налог в12,5%[21]). Кроме того, на Кипресохранился ряд преимуществ в формировании налогооблагаемой базы, а также вприменении методов обложения дивидендов (отсутствие обложения у источников) идр. Наиболее выгодные условия созданы для учреждения и деятельности на Кипрехолдинговых компаний, которые по новому налоговому законодательству приобреливозможность получать дивиденды от участвующих в них компаний свободными отналогов и переводить выплачиваемые ими дивиденды за рубеж без обложения любыминалогами в юрисдикции нахождения холдинга, что нередко является сложнойзадачей. Таким образом, Кипр остался страной со льготным налогообложением,однако масштабы его деятельности резко сократились. Руководство Кипра делаетупор на повышение его престижа в качестве мирового центра деловогосотрудничества, отвечающего критериям ЕС и других международных экономическихорганизаций ( ОЭСР, ФАТФ).
Венгрия – одна изнемногих стран Центральной и Восточной Европы, на территории которой созданоффшорный центр. Для компаний, зарегистрированных в оффшорном центре, Венгрияявляется налоговым раем, так как вместо 18%-ного корпоративного налога на прибыльони платят 3%-ный. Оффшорным компаниям предоставляется право вести операции синостранной валютой, получать иностранные займы и кредиты без специальногоразрешения властей, регулирующих операции с иностранной валютой. Иметь счета виностранных банках при условии, что определённая доля счетов приходится навенгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрииограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством междуроссийскими компаниями. Принцип такого ограничения простой – ориентироватьоффшорные льготы на основные преобладающие во внешней торговле товарные потокии широкий круг хорошо известных деловых партнёров.
В 2002 г. парламентВенгрии принял поправку к Закону, согласно которым статус оффшорной компании встране можно было получить лишь до 2002 г. В результате на «последней волне»было учреждено ещё 373 оффшорные компании, и их общее число достигло 740.[22]Примерно треть всех оффшорных компаний занимается торговлей и ремонтомтранспортных средств, одна шестая часть – торговлей недвижимостью, ряд компанийпредоставляет разнообразные финансовые услуги. Сумма инвестированногооффшорными компаниями капитала превышает 13 млрд евро, что составляет почти 3/4годовых поступлений в госбюджет страны. Однако в связи со вступлением Венгрии вЕС существовать эти компании смогут, по всей вероятности, лишь до 2017 г./>/>Оффшорныезоны в Азии
Оффшорный бизнес в странах Азии играет важную роль вдвижении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживаниивнешнеэкономических связей, хотя по масштабам операций и количеству оффшорныхкомпаний значительно уступает странам Карибского бассейна и Западной Европы.
Как правило, оффшорныецентры располагаются на островах и архипелагах с выгодным географическимположением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизикрупных международных финансовых и торговых центров. Оффшорные центры,возникшие в 1970-е гг., действуют в Бахрейне, Гонконге, Малайзии (островЛабуан), Сингапуре и Океании (Западное Самоа, Науру, Вануату, острова Кука).
В настоящее время средистран Тихоокеанского региона оффшорные операции динамично развиваются на островеВануату. Разработанное с целью приобщения международных деловых кругов кпроцветанию республики, местное законодательство успешно выполняет своифункции. Налоговые льготы для оффшорных компаний велики. Государстводекларирует и гарантирует, что здесь нет подоходных налогов, налогов на прибылькомпаний, налогов на недвижимость, наследство, дарение и налогов на капитал, атакже налогов на дивиденды, проценты, гонорары, лицензии и продажи. Действуютупрощённые требования к регистрации компаний, порядку управления международнымикомпаниями и оформлению годовых отчётов. Компании обязаны платить толькоежегодные правительственные сборы до 350 долл.[23]. За нарушениеконфиденциальности на острове взимаются высокие штрафы. Особенность часовогопояса на Вануату (смещение на 11 часов от Гринвича) позволяет в течение одногорабочего дня провести операции на трёх крупных валютных рынках мира –восточного и западного побережья США и Гонконга.
На островезарегистрировано более 1500 компаний и более 60 банков[24].Деятельность оффшорного центра приносит республике треть её валютныхпоступлений.
Крупным финансовымцентром со льготным налогообложением является Гонконг (Сянган). Большая частьэкономики рассматриваемой территории связана с финансовыми операциями. Здесьразвита банковская деятельность (расположено примерно 250 банков), операции сценными бумагами, страхование. Начиная с 1969 г. Гонконг стал одним изкрупнейших мировых финансовых центров. Вместе с Сингапуром Гонконг делитчетвёртое-пятое место в мировой финансовой иерархии. В Гонконге действуеткрупнейшая фондовая биржа, много миллиардный рынок золота – один из крупнейшихв мире. Это один из наиболее крупных торговых центров Азии.
Многие десятилетияГонконг (английская колония) считался популярным оффшорным центром в связи сльготным налогообложением и низким уровнем таможенного обложения. В 1997 г.Гонконг был возвращён под юрисдикцию Китая в качестве особого административногорайона, где по договорённости с Англией в течение 50 лет должны сохранятьсяэкономические свободы и капиталистическая система хозяйства.
В последние годы популярность Гонконга несколькоснизилась, что было связано с ухудшением его экономического положения. В 2003г. власти Гонконга объявили о первом за 20 лет повышении налоговых ставок ивведении ряда пошлин. Была увеличена на 1,5 процентных пункта ставкакорпоративного налога – до 17,5%[25], в результате чегоослабло одно из основных преимуществ Гонконга над его традиционным соперником врегионе – Сингапуром. Введён также налог с продаж на товары и услуги, увеличеныналоги на операции с недвижимостью, сохранён аудиторский контроль задеятельностью фирм. Несмотря на предпринятые местными властями меры поужесточению финансового режима, Гонконг тем не менее остаётся крупнымфинансовым центром с одним из самых низких в регионе уровнем налогообложения./>/>Оффшорныезоны в Латинской Америке
Большую известность странам Латинской Америки иКарибского бассейна придают действующие ни их территории оффшорные зоны и финансовыецентры, специализирующиеся на предоставлении финансовых, банковских,коммерческих и других услуг. В настоящее время в регионе действует около 15оффшорных центров, большая часть которых расположена в странах Карибскогобассейна.
Основными центрами международногооффшорного бизнеса в регионе ( по состоянию на 1 октября 2004 г.) являютсяАнтигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Бермудскиеострова, Британские Виргинские острова, Республика Панама, Каймановы острова,Сент-Винсент и Гренадины, Федерация Сент-Китс и Невис.
Островные государстваКарибского бассейна привлекают иностранный капитал в результате льготнойналоговой политике и минимальной бюррократичности национальногозаконодательства. Несмотря на своё островное положение, эти государства имеютразвитую систему телекоммуникаций (почта, телефон, телекс) и воздушноесообщение с Северной Америкой и Европой. В них развита банковскаяинфраструктура, существует высокий уровень банковского регулирования, невзимается налог на прибыль.
Оффшорные компании,которые регистрируются в странах Карибского бассейна, являются нерезидентами,процедура регистрации и управления этими компаниями значительно упрощена,управление компанией может осуществляться на основе анонимности при соблюденииполной конфиденциальности, требования к финансовой отчётности для оффшорныхкомпаний минимальные, компания освобождена ( в большинстве случаев полностью)от всех местных налогов и выплачивает только ежегодный регистрационный сбор.Правда, эти оффшорные центры в большинстве случаев исключены из сферы влияниямеждународных налоговых соглашений об избежание двойного налогообложения. Такимобразом, ряд оффшорных центров в странах Карибского бассейна являютсяюрисдикциями с умеренными условиями налогообложения, а большинство из них –«налоговыми гаванями».
Единственный недостатокэтих зон – их низкий престиж. Тем не менее, здесь зарегистрировано немалосолидных банков, инвестиционных фондов, страховых и других компаний. Так, вконце 1990-х гг. в Панаме было зарегистрировано 337 тыс. оффшорных компаний, наБританских Виргинских островах – 208 тыс., на Багамах – 50 тыс., на Каймановыхостровах – около 39 тыс., в Нидерладских Антилах – 22, 5 тыс., на Барбадосе –около 13 тыс. В этих центрах действует более 2 тыс. коммерческих банков[26].Около одной пятой всего объёма мировых валютных операций проходит черезоффшорные центры стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Несмотря на то чтозаконодательство этих стран в общих чертах одинаково, у каждой зоны есть свояспециализация. Панама давно известна как страна, предоставляющая льготныеусловия для регистрации морских судов, Бермудские острова – как финансовыйцентр, Британские Виргинские острова – как центр международных коммерческихопераций. Рассмотрим некоторые оффшорные центры региона.
Багамы (Багамскоесоообщество) – традиционная и широко известная безналоговая оффшорная зона,относящаяся к «налоговым гаваням». Эта юрисдикция полностью исключает израсчёта налогооблагаемой базы налог на прибыль зарегистрированных компаний иимеет благоприятное валютно-финансовое законодательство.
Основная форма компаний,регистрируемая на Багамах, — международная коммерческая компания, которая вомногом напоминает акционерное общество. Международная коммерческая компания,функционируя в оффшорном режиме, ведёт коммерческую деятельность вне территориисвоей регистрации и только с иностранными гражданами и компаниями для этойюрисдикции. Компания пользуется следующими льготами:
— полное освобождение отвсех местных налогов;
— отсутствие требованийпо предоставлению административной и бухгалтерской информации ежегодногофинансового отчёта и аудита;
- полная конфиденциальность и анонимность владельцевкомпании достигается выпуском акций на предъявителя без указания номинала;возможность доступа к журналам регистрации существует только длязарегистрированных акционеров или по решению суда;
- компании обеспечена максимальнаябезопасность капиталовложений, включая смену юридического адреса; возможностьперевода капиталовложений в другую страну, а также слияния и поглощения другойкомпанией;
- допускается наличие одного акционера,совещание совета директоров и ежегодное собрание акционеров необязательны имогут проводиться вне юрисдикции регистрации компании;
- финансовая документация можетхраниться в любой стране;
- сроки регистрации компании составляютот трёх до пяти дней, её стоимость – примерно 2 тыс. долл., а ежегодные сборыне превышают 5 тыс. долл.
На Багамах зарегистрированосвыше 9 тыс. компаний[27].
Во второй половине 1990-хгг. – начале сегодняшнего столетия наиболее быстро развивалась оффшорная зонана Британских Виргинских оостровах, которая является лидером среди мировыхоффшорных центров. Зона, расположенная на островах на востоке Карибского моря,имеет хорошие коммуникации, прямую воздушную связь с США, а также другиевоздушные линии. Законодательство этой популярной безналоговой зоны похоже нато, которое действует на Багамах. Даже типовое название оффшорных фирм то же –международная коммерческая компания. Однако это не оффшорная зона в еёклассическом понимании. Её достоинство связано с благоприятной системойналоговых соглашений, условиями работы официальных представительств и другимильготами, предоставляемыми зарегистрированным в ней компаниям. В этом оффшорномцентре взимается небольшой налог на прибыль. Компании, зарегистрированные взоне, используются как транзитные для внутрифирменных (трансфертных) переводовкапиталов. В качестве конечного пункта такого трансферта в большинстве случаеввыступают оффшорные компании в классических «налоговых гаванях».
В зоне происходит быстрыйрост оффшорных компаний. В 1988 г. там было зарегистрировано 7,1 тыс. компаний,в 1991 г. – 15,6 тыс., а в 1996 г. – уже 43 тыс. новых международныхкоммерческих компаний. Таким образом, по некоторым оценкам, в регистреБританских Виргинских островов за 10 лет – с 1984 по 1994 г. былозарегистрировано 200000 международных компаний, а сегодня их число превысило600000.[28]Доходы от оффшорногобизнеса и туризма формируют подавляющую часть бюджета страны.
Крупным оффшорным центромявляется Панама – независимая страна в Центральной Америке, пользующаясябольшой популярностью у судовладельцев. Панама – один из крупнейших в миреторговцев национальным флагом, предоставляющая льготные условия для регистрацииморских судов. По количеству зарегистрированных судов ( свыше 13 тыс.[29])страна до сих пор занимает первое место в мире. В регистр судов Панамы могутбыть занесены суда, длина которых составляет 20 м и более, а водоизмещение – покрайней мере 50 т. В соответствии с международной практикой это минимальныетребования к размерам и тоннажу судов.
Наибольшуюпривлекательность панамского судового регистра обуславливают два фактора:
- возможность двойной регистрации;
- отсутствие налогов на доходы иимущество, за исключением регистрационных и ежегодных стандартных налогов исборов по минимальным ставкам.
Хорошая инфраструктура,высокий уровень банковского регулирования, отсутствие налога на прибыль делаютэту юрисдикцию довольно привлекательной и ля оффшорных компаний. Ежегодно тамрегистрируются 8-10 тыс. компаний. Накопленные в Панаме зарубежные банковскиедепозиты по своим размерам значительно превосходят основные макроэкономиическиепоказатели страны пребывания и существенно превосходят обычные потребностинациональной экономики в банковском обслуживании. По количествузарегистрированных в год оффшорных компаний, их приросту за последние годы, атакже общему количеству этих компаний в реестре государства Панама в началетекущего столетия занимала третье место среди мировых оффшорных юрисдикций./>/>Оффшорныезоны в Африке
Африка также располагаетрасширяющейся сетью оффшорных центров, которые расположены в Либерии, Маврикии,на острове Майдера и Канарских островах.
Либерия является крупнымоффшорным центром на континенте. Первоначально эта зона рассматривалась какоффшор с исключительной специализацией на регистрации судов, используемых вмеждународных перевозках.
В соответствии с Закономо мореплавании либерийский флаг может быть использован любой «либерийскойнерезидентной компанией» и либерийским иностранным предприятием в сфересудоходства. Иностранное судоходное предприятие может быть зарегистрированоМинистерством иностранных дел Либерии. На основании такой регистрациипредприятия уплачивается взнос в размере 1525 долл. Ежегодный сбор составляет500 долл[30]. Дешевизна и простотарегистрации судовладельческих предприятий, необременительность регистрационныхпроцедур, высокие требования к конфиденциальности информации способствовалитому, что Либерия остаётся мировым лидером по общему тоннажу зарегистрированныхсудов.
Последние десятилетияспектр услуг и налоговых преимуществ Либерии постоянно расширялся, и странавошла в число ведущих многоцелевых оффшорных центров. Помимо регистрации судов,оффшорные компании Либерии широко используются для международного управленияактивами, налогового планирования для физических лиц, а также в схемахмеждународной торговли.
Расширению сфердеятельности способствовали различные льготы, действующие в зоне. Всоответствии с налоговым законодательством Либерии зарегистрированные в странекорпорации не подлежат обложнеию подоходным налогом при одновременномсоблюдении двух условий:
- если не менее 75% уставного капиталапрямо или косвенно принадлежат нерезидентам.
- Если доход корпорации получен изисточников за пределами Либерии.
Кроме того, длякомпаний-нерезидентов отсутствует необходимость раскрытия имён реальныхвладельцев, акционеров, директоров, не требуется предоставление ежегодныхотчётов о деятельности компании, для оффшорных компаний нет необходимости иметьзарегистрированный офис в стране.
Дополнительнуюпривлекательность Либерии придают такие факторы, как отсутствие каких-либовалютных ограничений на деятельность нерезидентов, жёсткие требования ксохранению конфиденциальности, хождение американского доллара наравне слиберийским.
Ежегодно в оффшорномцентре регистрируются 10-12 тыс. компаний, а всего в регистр зоны внесено около337 тыс. компаний[31].
Другим оффшорным центром,созданном относительно недавно, но имеющим значительный потенциал роста,является Республика Маврикий. Это островное государство, расположенное напересечении торговых путей, связывающих Европу, страны Африки и Юго-ВосточнойАзии, а также Индию, стало выполнять функции оффшорного центра с 1992 г.Экономическое положение в стране довольно благополучное. Маврикийпридерживается преимущественно рыночных методов хозяйствования, на островеразвита банковская система, а также финансовая сфера. По уровню технологическойоснащённости телекоммуникационными сетями и доступу в Интернет, способствующихразвитию финансовых услуг, Маврикий занимает одно из первых мест среди странАфрики и Южной Азии.
Базовым нормативным актомдля формирования оффшора на острове стал принятый в 1992 г. Закон об оффшорнойдеятельности на Маврикии, тогда же был учреждён правительственный орган –Управление по деловой активности в маврикийском оффшоре. Им была разработанасистема законодательных актов, регулирующих деятельность оффшорных компаний ибанков, благодаря чему Маврикий по уровню развития данного законодательстваможно сравнить с такими признанными оффшорными центрами, как Мальта и Багамы.
На Маврикиирегистрируются различные типы компаний, но главными среди них являютсямеждународные компании, для которых предусмотрены более льготные условия, чемдля прочих компаний. Международную компанию можно зарегистрировать в течениеодного рабочего дня, однако для неё обязательно наличие зарегистрированного наострове офиса с почтовым адресом.
В 2000 г. появилосьсущественное новшество в корпоративном законодательстве Маврикия: вступил всилу Закон о «сотовых» компаниях, своеобразие которых заключается в том, что ихуставных капитал разделён на доли, т.е. «соты», каждая из которых защищена отвозможных требований кредиторов к другим сегментированным долям капитала.Поэтому риски банкротств и ответственности в таких компаниях сильноразграничены, их активы не смешиваются, и директора «сотовой» компании обязанывести дела каждой ячейки отдельно.
Другая сфера деятельностиоффшорного центра – регистрация судоходных компаний в маврикийском открытом судовомрегистре. На Маврикии оффшорные судоходные компании свободны от валютногоконтроля в портах приписки их судов. Зарегистрированные в республикенерезидентные судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, еслиони получают доходов от фрахта за пределами страны регистрации. Вместо этогоони платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости отводоизмещения и назначения судов. Регистрируемые судна должны быть не старше 15лет и соответствовать квалификации, утверждённой директором по судоходству.Временная регистрация производится на срок 6 месяцев, постоянная – на год споследующим продлением.
В оффшорном центре осуществляетсятакже страховая деятельность. Оффшорные страховые компании могут быть учрежденыкак самостоятельные организации в соответствии с Законом о компаниях 1984 г.или как филиалы других компаний. Регистрационный взнос составляет 500 долл., аежегодная пошлина – 1, 5 тыс. долл[32].
Отличительнойособенностью оффшорного центра Маврикий является его преимущественнаяориентация на создание инвестиционных фондов для работы с индийскими акциями ипрочими ценными бумагами Индии. По оценкам, через Маврикий в Индию ежегодноинвестируется ( в основном странами Юго-Восточной Азии) несколько миллиардовдолларов, что составляет значительную долю прямых зарубежных инвестиций в этустрану. Таким образом, островное государство Маврикий играет значительную рольв капиталовложениях в экономику Индии.
В последнее времяМаврикий стремится диверсифицировать направленность финансовых потоков в целяхослабления их ориентации на индийский рынок и расширения связей с рынкамиафриканских стран, а также стран Ближнего и Среднего Востока. Основныеинвестиционные фонды проявляют большую заинтересованность в выходе на рынкистран Персидского залива. А также Пакистана и Бангладеш.
Конкурентоспособностьоффшорного центра возрастает в связи с низкой платой за предоставление услуг порегистрации и содержанию компаний. Так, стоимость регистрации компании, включаяоплату за первый год, составляет 1990 долл., ежегодная плата за освобождение отналогов со второго года – 150 долл., сроки регистрации компании – до 7 дней[33].Стоимость предоставляемых оффшорных услуг на Маврикии значительно ниже, чем визвестных европейских юрисдикциях – на островах Мэн и Кипр. По количествуоффшорных компаний Маврикий входит в десятку оффшорных центров в развивающемсямире.
Оффшорный бизнес –важнейшая часть экономической системы Маврикия. Он влияет на показателиэкономического роста страны. В конце 1990-х гг. доля оффшорного сектора в ВВПМаврикия составляла 24%[34]. Можно сказать, что,развивая оффшорный бизнес, это малое островное государство нашло свою нишу вмировой экономике, обеспечивающую ему стабильные доходы.
/>/>Оффшорныезоны в Российской Федерации
Активное включение Россиив международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализациявнешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствиедейственного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российскихоффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. Внастоящее время, по оценке специалистов, Россия лидирует среди стран мира поколичеству регистрируемых оффшорных компаний, из них около 60 тыс. – российские( за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорныезоны. К ним, с определёнными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия изону благоприятствования «Ингушетия».
Благоприятный налоговыйрежим в Калмыкии для внешних инвесторов был введён в 1994 г., когда вреспублике была снижена региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгототдельной категории плательщиков», составлен в классических традициях оффшорныхзон. Согласно новому закону, компании, не использующие сырьевые и природныересурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:
-налога на прибыль,зачисляемого в бюджет Калмыкии и местные бюджеты
-сбора на нуждыобразовательных учреждений
-налога на содержаниежилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
-налога на владельцевтранспортных средств
-налога на приобретениетранспортных средств.
Компании, желающиеполучить право на льготы, должны платить ежегодно регистрационный сбор вразмере 500 минимальных размеров оплаты труда равномерными частямиежеквартально.
В Калмыкии сняты запреты на использование оффшорнымикомпаниями финансовых ресурсов республики. Обязательное условие для такойоффшорной компании – необходимость иметь в составе директоров хотя бы одногопостоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.
Зона экономическогоблагоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994г. постановлениемПравительства РФ №740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены следующиеосновные принципы функционирования зоны:
-денежный резерв дляснижения региональных налогов создаётся за счёт бюджетной ссуды в этом размере
-местным властямпредоставлено право самостоятельно определить порядок регистрации предприятий иуполномоченные банки на их расчётно-кассовое обслуживание.
Льготами по региональнымналогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.
Важная особенность ЗЭБ«Ингушетия» в том, что федеральная бюджетная ссуда предоставляется Финансовойкорпорацией «БИН» — официальным агентом Правительства Республики Ингушетия, егоглавным откупщиком (агентом государства по сбору налогов и других обязательныхплатежей). В результате значительная часть бюджета Ингушетии фактическинаходится у Финансовой корпорации «БИН» в доверительном управлении, чтопорождает определённые политические риски и ведёт к угрозе дальнейшегостабильного существования ЗЭБ. Поэтому расчёт на долголетнее существование ЗЭБ«Ингушетия» представляется рискованным и делает её малопривлекательной длядолгосрочных инвестиций.
Число российских фирм,регистрируемых в этой оффшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г.их было 1018, в 1998 г. – уже более 5000.[35]
Несмотря на впечатляющий рост компаний,зарегистрированных в зоне, её деятельность вызывает серьёзные нарекания уМинистерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, которыесчитают, что оффшорная зона в Калмыкии зачастую являются местом отмывания«грязных денег» и сферой деятельности теневого бизнеса./>/>Регулирование международного оффшорного бизнеса
Стремительный ростоффшорного бизнеса не мог оставить безучастным правительства развитых стран, изкоторых капитал стал эмигрировать в территории с более благоприятнымиусловиями. Поэтому в этих странах стали применяться специальные «антиоффшорные»законы, призванные снизить отток капиталов, свести к минимуму преимуществаведения бизнеса через оффшорные зоны.
Лондонская международнаякоференция предпринимателей «Offshore-2000» оказала существенное влияние на ход развития мировой экономики. Участникиконференции выразили озабоченность стремительным расширением оффшорных зон ипроисходящими там международными финансовыми махинациями, рассмотрели путиограничения этих зон. В работе конференции приняли участие законодатели избольшинства оффшорных территорий мира, представители ведущих территорий мира,представители ведущих банковских кругов, адвокатских контор, Евросоюза иЕвропейской Комиссии по финансовым преступлениям.
В последнее времянаблюдается весьма стойкая тенденция к ужесточению метрополиями налогового ибанковского законодательства в своих островных территориях (под давлениемпромышленно развитых стран).
Финансовые махинации воффшорных зонах способны дестабилизировать мировую финансовую систему.Противостоять им предполагается путём ликвидации в этих юрисдикциях особогоналогового режима, помогающего сохранять полную анонимность вкладчика, введенияединой мировой системы связи между банками и инвестиционными компаниями. Единаякомпьютерная программа связи позволит автоматически выявлять подозрительныетрансакции, блокировать их и доводить необходимую информацию до следственныхорганов.
Одно из негативныхпроявлений глобализации – резкое усиление криминализации национальных экономики международных хозяйственных отношений по линии «отмывания» капиталовнезаконного происхождения. По разным оценкам, объём ежегодно легализуемых вмире «грязных» доходов достиг к концу минувшего столетия астрономических сумм0,5-1,3 трлн долл[36]. Критическое нарастаниеэтих тревожных тенденций стимулировало противодействие им мирового сообщества,что выразилось, в частности, в создании специализированных международныхорганизаций.
Так, в июле 1989 г. напарижском совещании « большой семёрки» была создана Специальная группа поборьбе с преступностью в финансовой сфере («Financial Action Task Force on Money Laundering» — FATF, в русской транскрипции – ФАТФ), нацеливаемая навсесторонний анализ результатов оперативных мероприятий по предотвращениюиспользования банковской системы и финансовых учреждений для «отмывания» денег,на разработку модельных ( «эталонных») законодательных актов и превентивных мерв этой области, а также на повышение уровня координации соответствующихсовместных усилий стран-участниц.
ФАТФ координирует своюработу с ООН, которая в последние годы непосредственно включилась в борьбу слегализацией «грязных» денег. Так, в июне 1998 г. на 20-й специальной сессииГенеральной Ассамблеи ООН, посвящённой борьбе с преступностью в финансовой сфереи противодействию обороту наркотиков на мировой арене, был одобрен Пландействий против отмывания денег ( «Action Plan against Money Laundering»).
В соответствии с этимрешением в декабре 1998 г. в виде специальной брошюры был выпущен документ«Глобальная программа ООН против отмывания денег»[37],где даны развёрнутые правовые определения и характеристики ряда преступлений вфинансовой сфере. В преамбуле подчёркивается, что пресечение «отмывания» денегдолжно строиться на общей для всех государств мира концептуальной основе.
Специалисты ООН считаютключевым моментом выявления операций по «отмыванию» денег анализ этапаврастания преступных капиталов в кредитно-финансовую сферу, предлагаясосредоточить основное внимание на отслеживании именно стадии интегрирования«грязных» денег в национальные и мировую финансовые системы.
Именно так был поставленвопрос, в частности, на состоявшемся в декабре 2000 г в Палермо саммите ООН попроблемам борьбы с организованной транснациональной преступностью, в работекоторого приняли участие делегации более 140 стран. Саммит принял Конвенцию ООНпо борьбе с транснациональной организованной преступностью. Одна из целейКонвенции – урегулирование вопросов конфискации собственности, добытойпреступным путём, и отмены «банковской тайны», если вклад или финансоваяоперация связаны с «отмыванием грязных капиталов».
На международном уровнеборьба с отмыванием денег ведётся также в рамках созданных по подобию ФАТФрегиональных организаций. Это, в частности, Азиатско-Тихоокеанская группа ( APG), Группа стран Карибского бассейна (CFATE), Группа стран южной и ВосточнойАфрики ( ESAAMLG) и Комитет экспертов СоветаЕвропейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег ( PC-R-EV). Группаэкспертов по вопросам отмывания денег Межамериканской комиссии по контролю зазлоупотреблением использования наркотических веществ (CICAD) отслеживает введение Плана действий по борьбе сотмыванием денег, принятого на встрече миничтров стран Западного полушария вБуэнос-Айресе в 1995 г.
Особое место в системесоответствующих международных организаций занимает «Интерпол» — мощная иавторитетная международная организация, которая прилагает в борьбе с«отмыванием» денег значительные усилия, занимаясь расследованием разнообразныхмеждународных экономических преступлений, а также собирая и анализируяинформацию о совершаемых в различных странах наиболее серьёзных махинациях.Сотрудничество так называемых финансовых разведок ( т.е. национальных органовпо борьбе с «отмыванием» денег) ведётся в рамках Группы «Эгмонт» ( Egmont Group), созданной в 1995 г.
Среди других в большейили меньшей мере влиятельных международных организаций рассматриваемого профиляследует отметить:
1)Организацию стран ЕС поборьбе с коммерческой преступностью (Commonwealth Commercial Crime Unit – CCCU), объединяющую 49 государств и обеспечивающую ихнеобходимой информацией о международного характера правонарушениях в областиэкономики.
2)Оффшорную группу побанковскому контролю ( «Offshore Group of Banking Supervisors»), организующую сотрудничество вборьбе с «отмыванием денег» в международных оффшорных центрах и в свободныхэкономических зонах.
3)«Бернский клуб»,включающий представителей правоохранительных органов ряда западноевропейскихгосударств ( основное направление работы – обеспечение эффективного обменаинформацией между участниками).
4)Международнуюорганизацию контроля в сфере обращения ценных бумаг («International Organization of Securities Commissions» — IOSC), объединяющую представителей органов, контролирующихрынки ценных бумаг (136 членов из более чем 70 стран).
5) Международное морскоебюро («International Maritime Bureau» — IMB),противодействующее экономическим преступлениям на морском транспорте, преждевсего контрабанде, в том числе валюты.
6)Службу по обеспечениюбезопасности бизнеса при Международной торговой палате («Business Security Services of the International Chamber of Commerce»), занимающуюся борьбой с различнымивидами преступлений в области международной торговли и банковских счетов.
7) Международнуюассоциацию следователей по борьбе с подделками кредитных документов (IACCY).
8) Международнуюассоциацию профессиональных офицеров безопасности банков (IAPSO). Деятельность перечисленныхорганизаций обеспечила формирование довольно обширной нормативной базы,регламентирующей международное взаимодействие по рассматриваемым вопросам.
Действительно масштабнаяборьба с «отмыванием» денег началась лишь после терактов 11 сентября 2001 года,когда власти США всерьёз решили лишить международный терроризм финансовойподпитки. Уже 25 октября 2001 года казначейство США начало масштабную операцию «Зелёныйпоход» (Operation Green Quest). В течении четырёх месяцев американцам удалось изъятьболее 10 млн $ наличными и на 4,3 млн $ ценных бумаг. Параллельно американскаядипломатия начала активно давить на страны и территории, известные оффшорнымитрадициями и непрозрачной банковской системой.[38]
Что касается отношенийэтих организаций к России, то оно определяется, прежде всего, критическивысокой долей «теневой экономики» и беспрецедентным незаконным вывозом из нашейстраны капитала, широкомасштабным использованием для сокрытия прибыли и уходаот налогов оффшорных схем. Отсюда и включение России в ежегодно составляемыйФАТФ «чёрный список» стран, «не проводящих целенаправленных мер попредотвращению отмывания преступных капиталов». ФАТФ рекомендоваламеждународному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях сроссийскими компаниями и финансовыми институтами, а также заявила о возможномрассмотрении вопроса о применении к России финансовых санкций. Пересмотротношения этой и других международных организаций к нашей стране, очевидно,зависит от эффективности действий российских властей по «высветлению» экономикии пресечению утечки капитала. Соответствующие концептуально-программныенаработки имеются, и их востребование – проблема проявления политической воли.
/>Заключение
В настоящее время оценкадеятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целомнеоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивостии неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их созданиипроявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономическойдеятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесьосуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.
Проблемы создания ифункционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России.Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия и Ингушетия. Россияпродолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу инедобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям нароссийском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкаяэффективность защитных антиоффшорных мер. В этом смысле Россия по-прежнемуостаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.
Чтобы стать активнымсубъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдооффшорных операций, а для этого ей необходимо, с одной стороны, снижать своипотери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобыостановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекатькосмополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорныецентры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучегороссийского капитала домой. Всех проблем платёжного баланса и доходной частигосударственного бюджета России открытие российских оффшорных центров не решит,однако в случае успешной работы они способны компенсировать часть потерьРоссии.
/>/>Списокиспользованной литературы:
1) «О Центремеждународного бизнеса “Ингушетия”». Федеральный закон Российской Федерации№16-ФЗ от 30 января 1996 г.//Электронно-справочная система «КонсультантПлюс».
2) Зименков Р.И.Свободные экономические зоны. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3) Кашин В.А.Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование дляпредприятий. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
4) КлимовецО.В.Международный оффшорный бизнес. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
5) Макаров В.В.,Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условияхглобализации экономики. –СПб., 2001.
6) Международныеэкономические отношения: Учебник/Под ред. Б.М. Смитиенко. –М.: ИНФРА-М, 2005.
7) Савин В.А.-Нужныли России свободные экономические зоны? –М.: Мировая экономика и международныеотношения, 2000.
8) Троценко А.,Карманова Б. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. –М.: НПКВЕСТА, 1995.
9) Халдин М.А.Мировой опыт оффшорного бизнеса. –М.: Международные отношения, 1995
10) Халдин М.А.Россия в оффшорном бизнесе.–М.: Международные отношения, 2005.
11) Воронина А.М.Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. — 2006. — №13. — С.42–47.
12) Калушин С.А.Практика использования оффшорных зон российскими организациями//Менеджмент.- 2006.- №10-С.24-32.
13) Новиков К. Борьбас легальным исходом//Коммерсантъ-Деньги-2007.- №2-С.65-72.
14) Euromoney,April 2001, p.1973
15) Financialstability forum. Report of the working group on offshore centures.-2000. –Apr.5
16) HamptonM.P. The Offshore Interface. Tax Heavens in the Global Economy.-L., 1997.
17) Shoreto shore. – L., 1999.-Spring.
18) TheOffshore Institute Membership Directory and Analysis 1997. – L.,1997.
19) UnitedNations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 1998.
20) http://www.karliki.ru
21) http://www.offshore.su/index.php?action-showcat&catid=11
22) http://www.taxcons.com
Приложение
Положение оффшорныхюрисдикций в мировой экономической системе.[39]( табл. 1)Страна
ВВП
(млн долл.
В ППС 2003) Доля сектора услуг в ВВП, % ВВП, производимый сектором услуг (млн долл. США) Экспорт (млн долл.)
Импорт
(млн долл.) Швейцария 231000 64 147840 100300 94400 Венгрия 134700 62,1 83648,7 31400 33900 Сингапур 105000 67 70350 127 113 Сербия и Черногория 25300 38 9614 2300 6300 Люксембург 20000 69 13800 10,1 13,25 Панама 17300 76 13148 5800 6700 Тринидад и Тобаго 11100 55,2 6127,2 4200 3800 Бахрейн 9800 64 6272 5800 4200 Кипр 9400 75,5 7097 1030 3900 Ниуэ 7600 55 4180 0,14 2,38 Багамы 5200 90 4680 560,7 1860 Барбадос 4000 78 3120 227 987 Голландские Антильские острова 2400 84 2016 553 1430 Бермуды 2250 89 2002,5 51 719 Джерси 2200 93 2046 - - Остров Мэн 1600 86 1376 - - Андора 1300 90 1170 58 1077 Гернси 1300 87 1131 - - Белиз 1280 58 742,4 290 430 Каймановы острова 1270 95,4 1211,58 1,2 457,4 Лихтенштейн 825 60 495 2470 917,3 Сейшелы 626 73,2 458,23 235 380 Вануату 563 62 349,06 22 93 Гибралтар 500 90 450 81,1 492 Гренада 440 68,4 300,96 78 270 Доминика 380 58 220,4 50 135 Сэнт Китс и Невис 339 70,7 239,67 47 152 Сент Винсент и Гренадины 339 64 216,96 53,7 185,6 Британские Виргинские острова 320 92 294,4 25,3 187 Теркс и Кайкос 231 82 189,42 169 175,6 Маршаловы острова 115 70 80,5 9 54 Ангилья 104 78 81,12 2,6 80,9 Науру 60 89 53,4 - - ОАЭ 53 51 27,03 44900 30800 Суммарно по всем оффшорным юрисдикциям 598895 - 384679,48 200850,84 194211,43 МИР в целом 49000000 - 6600000 6600000 Доли юрисдикции в мире 0,01 - 0,0079 0,03 0,03