Искусство стремится непременно к добру 8230 Гоголь
Николай Васильевич Гоголь в свое время сказал: «Искусство стремится непременно к добру…» И это не значит, что искусство не может включать в себя тему зла, переплетаться с ним в жизни. Это означает, что истинную основу искусства должно составлять именно стремление к добру. Стремление, превозмогающее подчас неизмеримо большие силы зла. Очень хорошо данную тему раскрывает роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», эпиграфом к которому не случайно выбраны слова Фауста из произведения Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Роман вышел в свет намного позже, чем предполагал автор, уже после его смерти жена писателя настояла на публикации (1960-е гг.). Причиной нежелания властей печатать роман стало неоправданное, по их мнению, изображение мира искусства, людей культуры в советское время. Власть, цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет, потому что они увидели в нем правду, ужасающую правду о себе (не случайно автор романа изобразил мир «писателей», используя гротеск и сатиру).
«Председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого литературного журнала» М. Берлиоз являлся выразителем мира искусства, которое служило режиму и власти (недаром автором ему дана соответствующая фамилия — в честь французского композитора Гектора Берлиоза).
Гибель Берлиоза не случайна. Автор отрицает героя как одного из руководителей, призванных вести за собой граждан, просвещать и облагораживать. Такой руководитель может привести только в пропасть и поэтому герою изначально нет места в романе (после разговора с Воландом с ним происходит несчастный случай, и он уходит из жизни). МАССОЛИТ явился в романе символом мира писателей, по большей части направленного в своих мыслях и устремлениях на распределение путевок и вкусных обедов в ресторанах. Работники этой организации не приемлют никакой самодеятельности со стороны людей искусства, за что и подвергаются наказанию (Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель).
Но мир писателей 1920—1930-х гг. не полностью состоял из подхалимов и бездарностей. В эти годы было много настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и раньше, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.
Булгаков не рассказывает нам о жизни главного героя, мы даже не знаем его фамилии (Мастером назвала его Маргарита). Известно только, что этот человек, историк по образованию, знает пять языков и работал когда-то в одном из московских музеев. Однажды он выиграл сто тысяч рублей, бросил свою комнату на Мясницкой, службу в музее, поселился в подвале маленького домика и «начал сочинять роман о Понтии Пилате». Но роману не суждено было выйти в свет, и после долгих мытарств он сжег свое творение.
Но Мастер, не сумевший бороться за свое произведение, однако оставляет о себе память. Встреча с ним полностью изменила жизнь Ивана Бездомного. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны» и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл. Мастер не может исчезнуть, быть проглоченным забвением. Хотя за ним и нет никакой вины, он не смог удержаться на той духовной высоте, которой достигает у Булгакова лишь Иешуа.
Основные идеи Булгакова как классика воплотились в романе «Мастер и Маргарита», но еще в ранних «Записках на манжетах», которые Булгаков писал в 1921 г., есть ростки идеи: «…вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь. От людей скрыть. Но от самого себя — никогда!..» Эта идея затем воплотилась в мысль «рукописи не горят!»