Реферат по предмету "Литература"


Историческая основа и художественный вымысел в романе Льва Толстого Война и мир

Историческая основа и художественный вымысел в романе Льва Толстого Война и мир

Роман-эпопея «Война и мир» – это действительно монументальное произведение. До сих пор критики и литературоведы удивляются гению Толстого, которому удалось в рамках одного романа показать широчайшую панораму жизни всей страны, всего общества. Целью автора было изображение жизни русского народа в начале XIX в., когда Россия стояла на грани катастрофы, и только единство и сплоченность русских людей спасли ее от гибели. Толстой восторгается этими людьми и в то же время гневно осуждает тех, кто не смог и не хотел забыть свои личные цели и амбиции перед лицом общей опасности.

Особое внимание читателей привлекает ряд ярких и самобытных образов, выдвинутых из общей народной массы. Среди них есть и вымышленные, и реальные персонажи.

Конечно, это, в первую очередь, творец победы России, как его часто называли, – фельдмаршал Кутузов. Как и следовало ожидать, в романе он описан таким же, каким был в жизни: волевым человеком, который в то же время любил свою родину не как полководец, а как крестьянин, простой русский человек. И именно это, по мнению Толстого, ценно в Кутузове. В этом аспекте ключевым является эпизод совета в Филях, где фельдмаршал показан глазами девочки Малаши, спрятавшейся на печке. Малаша, затаив дыхание, смотрит на «дедушку», ловит каждое его слово. Она подсознательно чувствует, что судьба ее родных в его руках. Мы не знаем, была ли в действительности девочка Малаша и выкрикнул ли Кутузов тогда в отчаянии, что французы будут питаться лошадиным мясом, но для Толстого важно не правдоподобие описываемых событий, а то, что они вписываются в образ, который он создал: образ человека, для которого важно не потерять доверие народа, а не лишняя награда.

В несколько ином ключе показан славный император Франции Наполеон I. В представлении Толстого это злой, мрачный, самовлюбленный эгоист, который воюет и посылает на смерть своих солдат неизвестно ради чего. Здесь реальные факты опять же переплетаются с вымыслом, неизбежно проявляется субъективность. Из описания Наполеона Толстым нельзя вынести бесстрастное суждение об этом человеке, но можно твердо сказать, что Наполеон не симпатичен Толстому.

Однако не только противники России обрисованы в мрачных красках. Например, граф Растопчин показан Толстым как самый банальный трус. Но опять же в исторических источниках вряд ли можно найти подобное описание действий Растопчина, здесь преобладает скорее художественный вымысел, нежели реальные факты. В описании образа Растопчина четко прослеживается субъективная позиция автора, питавшего личную неприязнь к графу и по-своему оценивавшего его действия.

Немногим более привлекательно изображен Толстым император России, Александр I. Еще до появления Александра читатель чувствует негативное отношение к нему автора, которое проявляется в раздраженном описании болтовни светских дам в гостиных об «ангеле», который один всех спасет. Толстому не нравится именно то, что он «один». Ведь главная идея произведения – то, что сила народа в единстве множества, в «роевом начале», что все важнее одного. Поэтому император и показан таким безвольным и бессильным на поле Аустерлица. Впрочем, это описание можно назвать правдоподобным, ведь все очевидцы отмечали, что молодой император ускакал с поля боя в слезах, понимая свое бессилие.

Но помимо этих вполне реальных персонажей в романе упомянуты и полувымышленные, имеющие прототипы. И в первую очередь это семья Болконских. Считается, что, например, Марья Болконская списана с матери писателя. Бесспорно также, что усадьба Лысые горы – это Ясная поляна, имение писателя, да и сама фамилия «Болконские» появилась в связи с фамилией матери Толстого – Болконская.

Еще один интересный персонаж – Денисов, прототипом которому послужил знаменитый партизан, поэт Денис Давыдов. Можно сказать, что романтический герой Денисов почти полностью повторяет черты Давыдова, но автор и этот образ создал с помощью художественного вымысла, ведь Давыдов вряд ли мог ездить в Москву и влюбиться в дочь графа Ростова.

Реально существовавшие лица и вымышленные персонажи изображаются Толстым с помощью одинаковых средств. Он ставит их рядом на поле боя, они участвуют в одних сценах, и даже в авторских рассуждениях они упоминаются рядом. Вымышленным персонажам Толстой с легкостью отдает такую важную роль, как изображение тех или иных событий. Так, Шенграбенское сражение показано глазами Болконского, Ростова; Бородинское мы видим вместе с Пьером (причем, он невоенный человек), и его мнение как бы уравнено с авторским; Ростов и Борис Друбецкой помогают нам понять встречу императоров в Тильзите; личность Наполеона раскрывается читателю через точку зрения и Болконского, и казака Лаврушки.

Такое совместное использование реального и вымышленного, думается, автор применил еще и для того, чтобы наглядно изобразить свою теорию «сопряжения».

Тем не менее, все это говорит о том, что Л.Н. Толстому удалось создать произведение в равной степени гениальное и с точки зрения реальной историографии, и с точки зрения использования художественного вымысла. Этот синтез, осуществленный истинным мастером, явился в произведении, действительно показавшем жизнь всего народа, а не отдельных его представителей, жизнь России.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Порушення основних припущень лінійного регресійного аналізу
Реферат Літаратурныя роды, віды, жанры
Реферат Ernest Hemingway Essay Research Paper Ernest HemingwayHis
Реферат Финансовая отчетность на примере ТОО Торговый Дом ЕПК Казахстан 2
Реферат George W Bush First Son Essay Research
Реферат Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности
Реферат Информационное телевизионное вещание в г. Красноярске: основные принципы, приемы
Реферат Понятия формы и признаки множественности преступлений
Реферат Herbal Information Essay Research Paper HerbsHerbal HistoryThe
Реферат Роль П.А.Столыпина в истории России
Реферат Исковое производство
Реферат Расчет расхода топлива, стоимостной оценки ГСМ, токсичности отработавших газов автомобиля ЛАЗ-А141
Реферат Псковская судная грамота
Реферат Безопасное применение в животноводстве минеральных солей, премиксов и белково-витаминно-минеральных добавок
Реферат Роберт Александр Шуман